Урок по биологии на тему «Строение и значение побегов у растений» 6 класс.


Урок по биологии на тему «Строение и значение побегов у растений»
6 класс.
Цели урока: изучение строения и значения побегов у растений.
Задачи: углубить знания учащихся о строении растений; продолжить формирование навыков работы с раздаточными материалами; умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи; развивать внимание и память; воспитывать интерес к предмету, жизни растений, культуру труда.
Тип урока – комбинированный урок
Методы: словесный, репродуктивный, практический.
Оборудование: побеги растений с почками: клена, тополя, сирени.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний по теме «Виды корней. Типы корневых систем»
На доске рисунок тюльпана. Необходимо прочитать, что хотел сказать тюльпан.
(с) – какое растение умеет шагать по стенам? - Плющ.
(п) – овощное растение со стержневым корнем? – Петрушка.
(а) – тропическое дерево – роща с корнями подпорками? - Баньян.
(с) – корнеплодная овощная культура? – Репа.
(и) – растение мангровых зарослей с ходульными корнями? – Панданус.
(б) – растения эпифиты с воздушными корнями? – Орхидея.
(о) – какие растения имеют втягивающиеся корни? – Луковичные.
(в) – какие растения имеют корневые отпрыски? – Слива, сирень, хрен.
(а) – какие корни характерны для деревьев дождевого тропического леса? – Досковидные.
(м) – у каких растений образуются корни-кладовые? – Морковь, свекла, репа.
Впишите в квадраты растения, которые образуют корнеплоды:

Тест. Выберите правильные ответы:
1. При прорастании семени первым появляется корень: А) главный Б) Боковой В) придаточный Г) главный или боковой 2. Мочковатая корневая система характерна для растений: А) пшеницы и ржи Б) ржи и лопуха большого В) лопуха большого и подорожника большого Г) подорожника большого и одуванчика лекарственного 3. Стержневая корневая система характерна для растений: А) одуванчика лекарственного и подорожника большого Б) подорожника большого и лопуха большого В) лопуха большого и одуванчика лекарственного Г) все ответы верны.
III Изучение нового материала
А) Побег – стебель с листьями и почками.(Узел, междоузлие)
Б) Виды побегов (укороченные, удлиненные)
Почки
вегетативные
Генеративные
Б) Почка. Строение почки. Виды почек:
Загадки.
Летом одевается, зимой раздевается. (растение)
Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (лист)
На ветках – плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.(почки)
IV. Закрепление знаний:
Лабораторная работа № 9
Тема: «Строение вегетативных и цветочных почек».
Цель работы: изучение особенности строения почек.
Оборудование: побеги растений с почками: клена, тополя, сирени.
Ход работы:
Рассмотрите побеги разных растений, с расположенными на них почками.
Сравните окраску разных побегов.
На коре найдите выпуклые чечевички. Какое значение они имеют?
Какие почки есть на побеге?
Чем отличаются вегетативные и генеративные почки?
Сделайте вывод, ответив на вопрос:
Какие особенности в строении почек можно выделить?
Беседа по пройденному материалу:
1)Виды почек на побеге (верхушечная, боковая, пазушная, придаточная);
2) Расположение почек на побеге.
2) Какое строение имеют вегетативная и генеративная почки?
3) Как называется почка, находящаяся на конце ветки?
4) Что защищает почки от неприятных условий?
5) Как называется участок стебля между двумя узлами?
6) Как называется угол между черешком листа и стеблем?
7) Как называется след, оставленный листом?
8) Каково строение и значение конуса нарастания?
V.Рефлексия
Ребята, наш урок заканчивается. Возьмите солнышки. Обратите внимание, у солнышек нет ротиков. Я прошу вас нарисовать их. Если вы уходите с урока с отличным настроением, пусть ваше солнышко улыбается. Если с безразличным – нарисуйте рот прямо. А если у вас плохое настроение – уголки рта опустите вниз.
VI. Домашнее задание. § 10, схема
.