Особенности межличностного взаимодействия. Толерантность Классное руководство. 
                                                                                                              Н.И. Базилюк                                
                                                                                                    Учитель  МБОУ СОШ № 2
                                                                                                        г.   Волжского
                              «Т О Л Е РА Н Т Н О С Т Ь.   
              Особенности  межличностного  взаимодействия».
 В   соответствии  с   Декларацией   ЮНЕСКО   1995 года, толерантность – это ценность  и  социальная  норма  гражданского  общества. Социальная  толерантность – социологический  термин, обозначающий   терпимость   к  иному  мировоззрению, поведению, образу  жизни, обычаям  и др.  Толерантность заключается  в  осознании  и  предоставлении  другим  их  права  жить  в  соответствии  с  собственным   мировоззрением,  правильное  понимание  и уважение  других  культур, принятие проявления  человеческой  индивидуальности. Толерантное  отношение  рассматривается  как   социальная  ценность, обеспечивающая  права, свободу  и  безопасность.  Задача  учителя  - организация  совместной  деятельности  учащихся. Это  можно  организовать  различными  способами,  путем   вовлечения  учащихся  в  совместную  групповую  работу  на  уроках  и  во  внеурочное  время, создавая  атмосферу  взаимопонимания.  Взаимоотношения  в  классе  всегда  имеют  определенную  динамику  развития. Они  изменяются  как  от  класса  к  классу (с возрастом), так  и  от  начала  учебного  года  к  его  окончанию. В  каждом  классе  складывается  система  межличностных  отношений.  В  любом  классе  всегда  есть:    1.формальна  группа –  о ней  знают  все, она  всегда  на  виду;  2. неформальная -   о  ней  учитель  может  и  не  знать. Взаимоотношения  между  ними  могут  быть дружескими,  а  чаще  антогонистическими,  что  и  порождает  конфликты.  Класс  делится  на  страты: 1. лидеры,  2. приближенные  к  лидерам – средне-статусные; 3. не принятые – низко-статусные.  Между  ними  и  происходят  сложные  ситуации.  Существует  несколько  форм  межличностных  отношений  в образовательном   учреждении:  1.учащийся – учащийся,  2. учитель – ученик                    3. учитель – родитель;  4. родитель – ученик.   Для  успешной  работы  учителю  необходимо  организовывать  в классе  коллективные   дела -  походы,  акции совместные   мероприятия  с  родителями.   Хочу  привести  примеры  толерантности  в  работе  со  своим   классом.  Так,  например,  для  урегулирования  сложившейся  конфликтной  ситуации  в  классе  между  группой  учеников  и  одной  из  учениц, которую  они  всячески  третировали  вплоть  до  того, что  она  собралась  уходить  из  класса  принятые  вначале  меры                     (беседы  и уговоры)  оказались   нерезультативными.  Я  решила  применить   другой  способ -  мультимедийный.  Так  на  классном  часе  подобрав  по  тематике  мульфильм  « Адажио»  Г.Бардина  предоставила  им  возможность  посмотреть  на  свои  поступки  со  стороны.  И  результат  превзошел  все  мои  ожидания.  Конечно,  мультфильм  учащиеся  просматривали  в  сочетании  с   моими   направлениями, что помогло  мне  подвести  их  к  выводу. После просмотра, осмыслив  суть  содержания  на  следующем  классном  часе,  мы приступили  к его  обсуждению. В  результате  атмосфера  в  классе  изменилась, ребята   лично  признали  свои  ошибки. Через  некоторое  время  ученица  заново  вернулась  обучаться  в  нашу  школу, причем  опять в  наш  класс.