Особенности межличностного взаимодействия. Толерантность Классное руководство.
Н.И. Базилюк
Учитель МБОУ СОШ № 2
г. Волжского
«Т О Л Е РА Н Т Н О С Т Ь.
Особенности межличностного взаимодействия».
В соответствии с Декларацией ЮНЕСКО 1995 года, толерантность – это ценность и социальная норма гражданского общества. Социальная толерантность – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, поведению, образу жизни, обычаям и др. Толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением, правильное понимание и уважение других культур, принятие проявления человеческой индивидуальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права, свободу и безопасность. Задача учителя - организация совместной деятельности учащихся. Это можно организовать различными способами, путем вовлечения учащихся в совместную групповую работу на уроках и во внеурочное время, создавая атмосферу взаимопонимания. Взаимоотношения в классе всегда имеют определенную динамику развития. Они изменяются как от класса к классу (с возрастом), так и от начала учебного года к его окончанию. В каждом классе складывается система межличностных отношений. В любом классе всегда есть: 1.формальна группа – о ней знают все, она всегда на виду; 2. неформальная - о ней учитель может и не знать. Взаимоотношения между ними могут быть дружескими, а чаще антогонистическими, что и порождает конфликты. Класс делится на страты: 1. лидеры, 2. приближенные к лидерам – средне-статусные; 3. не принятые – низко-статусные. Между ними и происходят сложные ситуации. Существует несколько форм межличностных отношений в образовательном учреждении: 1.учащийся – учащийся, 2. учитель – ученик 3. учитель – родитель; 4. родитель – ученик. Для успешной работы учителю необходимо организовывать в классе коллективные дела - походы, акции совместные мероприятия с родителями. Хочу привести примеры толерантности в работе со своим классом. Так, например, для урегулирования сложившейся конфликтной ситуации в классе между группой учеников и одной из учениц, которую они всячески третировали вплоть до того, что она собралась уходить из класса принятые вначале меры (беседы и уговоры) оказались нерезультативными. Я решила применить другой способ - мультимедийный. Так на классном часе подобрав по тематике мульфильм « Адажио» Г.Бардина предоставила им возможность посмотреть на свои поступки со стороны. И результат превзошел все мои ожидания. Конечно, мультфильм учащиеся просматривали в сочетании с моими направлениями, что помогло мне подвести их к выводу. После просмотра, осмыслив суть содержания на следующем классном часе, мы приступили к его обсуждению. В результате атмосфера в классе изменилась, ребята лично признали свои ошибки. Через некоторое время ученица заново вернулась обучаться в нашу школу, причем опять в наш класс.