Методическая разработка на тему: Классное руководство как организационная форма работы
Классное руководство как организационная форма работы с учениками.
Классное руководство – особая организационная форма, традиционно возникшая и укрепившаяся в российском школьном воспитании, не потерявшая своего огромного предназначения даже при социально-психологических изменениях в системе общественного образования.Должностная фигура классного руководителя возникает в воспитательном процессе там и тогда, где и когда рождается осознанная потребность в индивидуальности как культурно-социальной ценности, появляется необходимость позаботиться об индивидуальном развитии каждого ребенка и посодействовать максимальному развитию личностных особенностей и способностей каждого растущего человека.
Классный руководитель курирует стратегическую задачу развития индивидуальности школьника, поскольку он является педагогом группы и непосредственно может прослеживать духовное развитие каждого ребенка. Духовный мир школьника и есть область профессиональной работы классного руководителя.
Педагог в роли классного руководителя обеспечивает благоприятное преломление влияний общешкольной воспитательной системы на индивидуальность. Такое назначение реализуется благодаря следующим функциям:
- индивидуализация восприятия школьником средового окружения (школьного, семейного, социального);
- индивидуализация деятельности школьника;
- оказание педагогической помощи в разрешении индивидуальных проблем жизни и коррекционное влияние благодаря этому;
- индивидуализация осмысления школьником жизни и положения в мире своего индивидуального «Я»;
- диагностирование индивидуального духовного развития личности школьника.
Разумеется, профессиональная работа протекает в рамках групповой деятельности и лишь благодаря организации групповой деятельности как фактора социально-психологического климата оказывается возможным исполнение указанных функций.
Содержанием классного руководства являются проблемы жизни. Если сопоставить профессиональную работу преподавателя группы и педагога группы, то образно можно было бы сказать, что преподаватель школьных дисциплин вводит ребенка в мир современной науки, а классный руководитель вводит ребенка в жизнь на ее современном высоком уровне культуры.
Содержательное классное руководство слагается из работы по организации жизнедеятельности детей как постоянного разрешения жизненных проблем. В такой постановке вопроса нет ничего удивительного, ибо человек на земле ежедневно и ежечасно решает проблемы, в отличие от животных. Дети могут не видеть проблемы там, где она таится. Классный руководитель ставит вопросы жизни, привносит в повседневную реальность ценностный взгляд на происходящее, научает детей видеть и решать самостоятельно жизненные вопросы своего существования в семье, обществе, школе.
Роль классного руководителя чрезвычайно важная, так как увидеть проблему жизни и тем более ее решение, не под силу школьнику. За куклами, велосипедами, тетрадями, отметками проблема обнаруживается лишь тогда, когда педагогу удается:
- подняться над конкретным фактом, обнаружить в нем определенное явление жизни;
- разглядеть за явлением жизни закономерность;
- из закономерности жизни извлечь норму человеческой жизни.
Профессиональными задачами классного руководителя с этих обозначенных позиций становятся обустройство школьной жизнедеятельности группы, организация предметной разнообразной деятельности группы, а также организации постоянного духовного осмысления жизни, как общечеловеческой, социальной, так и личной, индивидуальной. В процессе выполнения этих задач классный руководитель, прослеживая воспитательные влияния на школьника всей совокупности социально-психологических воздействий, выделяет задачу индивидуальной работы со школьником как педагогический корректив и педагогическая поддержка.
Обустройство школьной жизнедеятельности обеспечивает наилучшие условия пребывания ребенка в школьном доме, поэтому необходимо хорошо продумать расположение детей в классном кабинете, проанализировать оптимальный характер расписания занятий, определить места для хранения одежды, учебных принадлежностей и учебного оборудования, продумать процедуру школьного завтрака, расположения туалетных комнат и правил пользования ими, создать благоприятный для психологического самочувствия интерьер школьных помещений, утвердить высокие требования культуры к школьному платью, обуви и гигиене ухода за телом. Обо всем этом заботится классный руководитель, прослеживая жизнедеятельность каждого ученика своей группы.
Предметная разнообразная деятельность вовлекает детей в круг разнообразных связей с миром, поэтому классный руководитель курирует учебно-познавательный процесс группы, организует трудовую деятельность детей по сохранению материальных ценностей школы и преумножению их, вовлекает детей в широкую физкультурную деятельность и содействует участию в спортивной деятельности, привлекает и организует художественную деятельность (восприятие художественных произведений и художественная самодеятельность). Несомненно, педагога заботит качественный результат предметной деятельности, однако результативность тесно связывается с высокой мотивацией, поэтому в ходе организации предметной деятельности классный руководитель одинаково серьезно беспокоится и о мере качественного результата, и о характере ценностной мотивации.
Духовная активность детей по осмыслению проблем жизни протекает в контексте всей школьной жизнедеятельности: когда составляется план работы группы, когда оценивается происходящее, разрешаются школьные коллизии, когда обсуждается событие, но также и в моменты социально организованных групповых дискуссий, на которых выделяется, формулируется и анализируется какой-либо вопрос жизни. (Такого рода занятия называются воспитательными мероприятиями, иногда их называют часами общения, порой они значатся в системе школьного воспитания как «классный час».).
Наблюдая за деятельностью и поведением детей, оценивая качество предметного результата деятельности, педагог прослеживает индивидуальное развитие каждого ребенка. Педагогическое наблюдение - самый верный, надежный и доступный способ характеристики развития детей. Его, этот способ, классный руководитель дополняет серией специальных рабочих диагностик, помогающих уточнить тенденции духовного развития учеников. Выявление таких характеристик и индивидуальное влияние на школьника протекают как единый акт профессиональной деятельности классного руководителя. В систему индивидуальных влияний входят индивидуальные беседы с ребенком и его родителями, особые задания и акцентированные оценки происходящего в школе или обществе, помощь школьнику в самооценке, в составлении личных планов и определении перспектив, а также психологическая поддержка.
Необходимо выделить особую сторону работы классного руководителя, связанную с тем, что ему приходится постоянно взаимодействовать со всеми преподавателями, работающими во вверенной классному руководителю группе. Своеобразная координация педагогических влияний обусловлена тем, что классный руководитель наиболее близок к ученикам, он хорошо знает обстоятельства их жизни, социальные семейные особенности, знает и особенности личностного и психологического плана каждого ученика. Сложные этические отношения возникают порой, когда классный руководитель, исходя из интересов ребенка, пытается корректировать работу преподавателей. Поэтому классный руководитель должен обладать тонким искусством профессионального общения, владеть методиками профессионального взаимодействия.
Основная документация и профессиональный инструментарий классного руководителя состоят из программы воспитания школьников (возрастная модификация), плана воспитательной работы с группой, диагностических материалов и картотеки персональных сведений об учениках и их личностном развитии.
Должностная роль классного руководителя предъявляет к его личности некоторые особые требования. Личностное развитие самого педагога группы должно быть достаточно высоким. Ключевыми образованиями, допускающими успешность выполнения данной роли, являются интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Благодаря этим личностным образованиям классный руководитель с увлечением станет исполнять возложенную на него должностную роль. А благодаря дополнительному профессиональному образованию (философское, психологическое, эстетическое в их прикладном значении) классному руководителю удается достичь реальных воспитательных результатов.
В настоящее время институт классного руководства расширяется и видоизменяется: появляются так называемые «освобожденные классные руководители» (освобожденные от преподавательской деятельности), кураторы (педагог двух-трех старших классов или одного младшего и одного старшего классов), наставники, классные дамы, воспитатели группы. Заметна тенденция к изменению устойчивой традиционной формы классного руководства в практике воспитания школьника. Одно остается неизменным – это необходимость в профессиональной педагогической поддержке индивидуальности школьника, надобность в старшем компетентном друге для подрастающих детей.
Исходя из функций классного руководителя, можно выделить две группы критериев (показателей) эффективности его работы.
Первая группа – результативные критерии, показывающие насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии.
Вторая группа – процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции классного руководителя: как осуществляются педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.
Таким образом, эффективен такой труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе служат позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей – тех средств воздействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов. В школьной практике продолжает оставаться доминирующей оценка работы классного руководителя по внешним и формальным показателям – успеваемость, документация, оформление кабинета и т.д. По-прежнему недооцениваются педагогическое мастерство и авторитет учителя у детей, родителей и коллег.
От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 2003.
Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика. – М., 2005.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе – М., 2008.
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Методика воспитательной работы. – М., 2005.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – С-П., 2001.
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети – М., 2007.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2005.
Денисенкова Н.С. Педагогический коллектив школы. – М., 2004.
Колесникова И.А., Борытко Н.М. и др. Воспитательная деятельность педагога. – М., 2005.
Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. – М., 2005.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2003.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2003.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005.
Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 2003.
Нартова-Басавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. – М., 2001.
Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 2005
Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую специальность. – М., 2005. –
Основы педагогического мастерства. Методические рекомендации. Под ред. И.А. Зезюна, Киев, 2003.
Рубинштейн М.М. Проблема учителя. – М., 2005.
Щуркова Н.Е. Классное руководство (теория, методика, технология). - М., 2001.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001.