Разработка урока Озон. Аллотропия кислорода (8 класс)
УРОК
Тема: Озон - аллотропия кислорода
учитель химии
Миллер Екатерина Иннокентьевна
КГУ «СШ №10 с.Николаевка» акимата Осакаровского района Карагандинской область
с.Николаевка
ОЗОН-АЛЛОТРОПИЯ КИСЛОРОДА.
Е.И Миллер, учитель химии и биологии
КГУ «СШ №10 с. Николаевка» Осакаровский район, Карагандинская область
Цели:
Образовательные: напомнить об использовании и свойствах кислорода, ознакомить учащихся с явлением аллотропия, озон, физическими и химическими свойствами озона, расширение и углубление химических знаний, формирование
экспериментальных навыков;
Воспитательные: формирование интереса к химии , умение работать в коллективе.
Развивающие: расширение общего кругозора, развитие самостоятельности, творческого мышления.
Оборудование: озонатор, модели молекул кислорода и озона.
Ход урока.
1 .Организационный момент.
ЕСЛИ ПРИРОДА ДАЁТ ДОБРО, ТО ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ИДУТ САМИ ПО СЕБЕ.
1 .Этап-побуждение.
Что вы знаете, ребята, о кислороде? Запишите каждый в своей тетради, обсудите в парах, обсудите в группе. Выступает спикер четверки. Следующий спикер дополняет.
Сегодня используем стратегию «Диаграмма Венна». (Записывать все мысли учащихся даже ошибочные).
Первый этап-воспоминание того, что ученик знает по данной теме; побуждает ученика проанализировать собственные знания; активизация учащихся на уроке; аналитическое мышление, где пробуждается интерес и определяется цель исследования темы.
2. этап-поиск ответов.
Учащиеся имеют собственное мнение. они применяют новую информацию с уже известной информацией, строят мостик между известными знаниями и вновь полученными знаниями для создания нового понимания ;сосредотачиваются на изучении нового материала, закрепляют прошлые знания ;обмен здравыми мыслями между учащимися.
25.стр.67-69.
-обсудить в нарах:
-обсудить в группе;
-выступает спикер.
3 этап - размышление .
На этом этапе учащиеся начинают выражать понятия через информацию, которую они получили; лучше запоминают то, что понимают из собственного опыта, багажа знаний и слов, обогащение словарного запаса; создать собственное мнение по данной информации.
-подведение итогов в парах; Что общего у кислорода и озона?
Сообщение учащихся:
ОХРАНА ОЗОНОВОГО СЛОЯ
16 сентября - Международный день охраны озонового слоя
Проблема сохранения озонового слоя, защищающего все живое на Земле от воздействия ультрафиолетового излучения, относится к числу первостепенных для всех стран мира.
В 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 16 сентября (день принятия Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой) Международным днем охраны озонового слоя. В 1987 г. 36 стран подписали документ, согласно которому страны-участники должны ограничить и полностью прекратить производство озоноразрушающих веществ (ОРВ). Государствам предлагалось посвятить этот день пропаганде деятельности в соответствии с задачами и целями, изложенными в Монреальском протоколе и поправках к нему. Девизом Международного дня охраны озонового слоя служат слова: "Сохрани небо: защити себя - защити озоновый слой".
Озоновый слой - это тонкий газовый щит, который защищает Землю от губительного воздействия ультрафиолетового излучения, способствуя тем самым сохранению жизни на планете. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению уровня вредного биологически активного излучения у поверхности Земли и ведет к катастрофическим последствиям для здоровья людей и состояния окружающей среды.
Озон - это бесцветный (при высокой концентрации -сизоватый), растворимый в воде газ с острым, специфическим запахом. Запах озона похож на тот, который можно ощутить в помещениях, где работают копировальные аппараты, на станциях интенсивного движения в метро, а также сразу после грозы. Слово "озон" возникло из слова греческого происхождения огегп, что в переводе означает "почувствовать запах, унюхать".
Каждая молекула озона состоит из трех атомов кислорода, и ее химическое обозначение – О3 Молекулы озона химически очень активны, и время их жизни не превышает 20 минут. Озон замерзает при температуре -112 0С, а начинает кипеть при температуре 93 0С. Озон абсорбирует ультрафиолетовый свет, в результате чего молекула О3 разделяется.
Для озона характерно сильно выраженное бактерицидное действие, в результате чего в небольшой концентрации их используют в медицине, а в большей части - в охладительном и дезинфицирующем оборудовании, в т. ч.:
в производстве систем охлаждения воздуха, т. к. благодаря химической активности озона, он разделяет и преобразует молекулы, вызывающие неприятные запахи;
в обработке продуктовых товаров (в т. ч., ф
·руктов и мяса), т. к. озон задерживает размножение бактерий, портящих продукты питания, в результате чего продукты остаются свежими и сохраняют свои природные вкусовые качества, медленнее устаревают и т. п.
в скотоводстве, т. к. озон в определенных концентрациях оксидирует жиры и меняет процесс пищеварения, в результате чего откармливаемый скот может стать крупнее;
в обогащении и очистке воды (например, обогащение воды плавательного бассейна озоном, чтобы придать ей свежести, очистка питьевой воды озоном, чтобы предотвратить встречающиеся в ней неприятные запахи и по возможности дольше сохранить ее свежей), т. к. озон уничтожает многие вредные бактерии, встречаемые в воде;
в обогащении воздуха, чтобы улучшить качество воздуха и обеспечить, например, более длительное сохранение продуктов.
Для целей народного хозяйства озон получают (производят) с помощью специального оборудования - генератора озона.
Местонахождение. Озоновый слой простирается над землей огромной шапкой, уходящей в космос. Озон находится в основном в стратосфере и тропосфере. В стратосфере (на высоте 10-50 км) находится около 90 % озона, поэтому этот слой называют еще озоновым. Здесь количество озона составляет 12 000 озоновых молекул на каждый 1 000 000 000 молекул воздуха (кислорода и азота). В свою очередь, количество озона в тропосфере (на высоте 0-10 км) составляет только 20-100 молекул озона на каждый 1 000 000 000 молекул воздуха. Если собрать вместе все молекулы озона - из тропосферы и стратосферы, и равномерно расположить их вокруг Земли, толщина общего слоя озоновых молекул будет меньше 5 мм.
Функции. Главная функция озонового слоя - абсорбирование ультрафиолетового (УФ) излучения Солнца, и таким образом - защита Земли (в т. ч., людей, животных и растительности) от его вредного воздействия. Если этот слой истощится когда-нибудь, это будет опасно для всей биосферы, для всего живого. От попадания ультрафиолетовых лучей на человека, может возникнуть рак кожи, слепота и другие заболевания.
Однако озон считается и важным ликвидатором загрязнения атмосферы, т. е. его атомы привязывают находящиеся в атмосфере вредные химические вещества (например, метан, оксиды азота, углекислый моноксид и др.) и при взаимодействии в химических реакциях с ними обеспечивает образование новых, невредных для среды соединений.
В 1980-е годы ученые сделали открытие: в районе Антарктиды общее содержание озона уменьшилось в 2 раза. Именно тогда появилось название "озоновая дыра". На истощение озона влияет окись хлора. Она является продуктом заводов, предприятий промышленности. Мы не в силах предотвратить появление озоновых дыр. Однако сберечь озон хотя бы на бытовом уровне человеку по силам.
Сегодня под воздействием Монреальского протокола почти на все технологии, в которых используются вещества, разрушающие озоновый слой, найдены альтернативы, и производство этих веществ, торговля ими и их использование стремительно уменьшается. Например, в 1986 году объем потребленных хлорфторуглеродов в мире составил примерно 1 100 000 тонн, а в 2001 году общий объем - только 110 000 тонн. Как следствие, концентрация веществ, разрушающих озоновый слой, в нижних слоях атмосферы уменьшается и ожидается, что в ближайшие годы она начнет уменьшаться и в верхних слоях атмосферы, в т. ч., в стратосфере (на высоте 10 - 50 км), где находится озоновый слой. Ученые прогнозируют, что если будут соблюдаться проводимые сегодня мероприятия по охране озонового слоя, то примерно в 2060 году озоновый слой может быть обновлен, и его "толщина" будет близка к нормальной.
4.этап-завершение урока.
Вывод :Аллотропия- это явление . при котором один химический элемент может образовывать несколько простых веществ .
Написать эссе «Хвала кислороду».
КИСЛОРОД.
Без аллотропных проявлений
Нельзя представить кислород.
За счет незримых построений
Два вещества простых даёт.
Одно нам хорошо известно:
Газообразный кислород.
Которым дышат, скажем честно.
И человек, и бегемот.
Из элемента кислорода
Обозначают знаком О
Еще придумала природа
Одно простое вещество.
Которое зовут озоном.
И в этом есть большой резон:
От слова «пахнущий» озон.
Как по составу различают
Два аллотропных вещества?
О3 озон обозначают, -
А кислород - всего О2.
15