Технологическая карта урока Видоизменения побегов
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА № 11
Минимуллина Лилия МаулетовнаДолжность Учитель биологии
Предмет Биология
Класс 6а, 6б
Тема урока Видоизменение побегов Лабораторная работа «Изучение видоизменённых побегов (клубень, луковица)»
Базовый учебник Пасечник В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений.
Цели урока: Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.
Рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принятие социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Описывать самостоятельно проведенные опыта. Объяснять явления, выявленные в ходе опыта.
Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.
Использовать знаково-символические средства для решения задач.
Регулятивные УУД:
Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении опыта в рамках предложенных условий.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).
Коммуникативные УУД:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками
Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью
Предметные: давать определение изученных понятий:
корневище, клубень, луковица, видоизменения подземных побегов.
Выявлять отличительные признаки корневища, луковицы, клубня.
Приводить примеры растений.
Находить: общие признаки корневища, луковицы, клубня, доказывающие, что это видоизменения побега.
Обосновывать: народохозяйственное значение растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о видоизменениях побега.
Методы обучения: исследовательский, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, презентация, муляжи корнеплодов, гербарий.
Этапы
Уроков Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1. Организация начала занятия Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку обучающихся по группам.
Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью.
Личностные: формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности.2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного домашнего задания Организует взаимопроверку
задания «Закончи предложение». Специализированный орган почвенного питания…
Через корень растение получает из почвы воду и …
Корень, развившийся из зародышевого корешка…
Все корни растения составляют его …
В корневой системе одуванчика хорошо выражен его …
Корневую систему одуванчика называют …
Корни, отрастающие от стебля называют …
Корневую систему, где не развивается главный корень называют …
Корни, способные образовываться на всех видах корней…
Длинные выросты клеток из наружного покрова корня…
Движение воды с растворенными солями по древесине ..-
Движение органических веществ по лубу от листьев и стебля к корню …
У двудольных растений корневая система …
У однодольных растений корневая система …
Кончик корня покрыт ….
Корень растёт в длину своей ….
На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются…
Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.
Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.
3. Подготовка к основному этапу занятия Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
В “черном ящике” лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывают чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел, ударов мечей. Философы древности разрезали этот загадочные предмет поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрологии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в среднем веке утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что лежит в черном ящике?(луковица)
загадка
у лысой головки есть глазки и бровки. Глаза чуть-чуть раскосы, а брови безволосы (клубень картофеля)
б) В земле веревочка, а в ней кладовочка (корневище).
Тема урока: видоизменения подземных побегов (корневище, клубень,луковица).
В парах определяют цели и выдвигают задачи урока. Формируют общую цель и задачи.
Аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе.
Учитель организует работу со схемой: планирует и организует работу в парах, консультирует работу с инструкционной карточкой. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему. Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности.
Коммуникативные: проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в паре.Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.
Познавательные: уметь сопоставлять иллюстрацию и текст. Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей. Работа с ресурсами.
Предметные: Давать определение изученных понятий: корневища, луковицы, клубня, доказывающие, что это видоизменения побега.
4. Усвоение новых знаний и способов действий Учитель организует работу со схемой: планирует и организует работу в парах, консультирует работу с инструкционной карточкой.
Организует работу обучающихся в парах:Корневище (лабораторная работа: работа с рисунком учебника и таблицей “Видоизмененные побеги”)
Это подземные побеги, нередко с укороченным стеблем, а раз это побег, то должны быть почки и листья.
- А какие листья могут быть у корневища? (чешуйчатые, пленчатые) Корневище есть у ландыша, у пырея ползучего (огонь полей).
.
Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения.
Добывают новые знания.
Взаимодействие в групповом коллективе.
Поиск и обработка ресурсов.
Лабораторная работа “Внешнее строение корневищ и клубней и луковиц”
Цель: изучить строение подземных побегов.
Оборудование и материалы: гербарные листы; ручные лупы; лоточки для исследуемого материала; разрезанные клубни картофеля и луковицы
Ход работы
Рассмотреть в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
Рассмотреть клубень картофеля. Найти его глазки. По каким признакам вы их определили?
Рассмотреть под лупой глазки.
Рассмотреть разрезанную вдоль луковицу.
Найдите у луковицы стебель и листья. Определите, в чем отличие луковицы от корневища и клубня.
Докажите, что корневище и луковица – видоизмененные побеги.
Предметные: Выявляют сходство в строении подземных и наземных видоизмененных побегах, а также их различие;
познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов (вместилище запасных питательных веществ);
развить понятие о разнообразии и приспособленности растений;
познакомить учащихся с раннецветущими луковичными и корневищными растениями;
народнохозяйственное значение растений с подземными побегами(картофель, лук, чеснок, топинамбур);
Личностные: Формирование отношения к растениям как основе жизни.
Регулятивные: Оценивают объективные трудности
Познавательные: Обсуждают, структурируют, устанавливают причинно следственные связи
Коммуникативные: Высказывают и отстаивают свою точу зрения, принимают чужую, оппонируют собеседнику
5. Первичная проверка понимания знаний и способов действий Организует обсуждение результатов работы. Как оформить результаты исследований?
Записи в таблице, рисунки.
Познавательные:
Смогут находить в учебнике достоверную информацию,
анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения
6. Закрепление знаний и способов действий Составляют синквейн.
1.Корнеплоды
2.Видоизменённые подземные
3.Запасают, откладываются, употребляют.
4.Корнепплоды - видоизменения главного корня
5.Подземные корни.
Коммуникативные:
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
7. Обобщение и систематизация знаний
1Рассмотрите еще раз лишайники. Как их можно классифицировать по внешнему виду?
2.Где встречаются лишайники?
3.Что вы знаете о «манне небесной»?
4.Что такое симбиоз? 1. Корнеплоды образуются у ……………….. Их значение…
2. Корневые шишки характерны для………Их значение…
3. Столбовидные корни развиваются на ветвях ………Их значение………………….
4. У орхидей образуются……… Их значение…………………..
5. У растений, произрастающих в приливно – отливной зоне, развиваются……………………
Их значение………………
6. Для растений, произрастающих на болотах, характерны……………… Их значении………..
7. Для бобовых характерны………….
8.У моркови из главного корня развивается………….
9. Бенгальский фикус ( баньян) – это дерево -……… Познавательные:
Смогут находить в учебнике достоверную информацию,
анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения
8. Контроль и самопроверка знаний Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их.
Заполнить лист самооценки Регулятивные: Осуществляют итоговый контроль
9. Подведение итогов занятий Ребята, где вы будете применять новые знания?
-Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.
Коммуникативные:
Приходят к общему мнению в совместной деятельности
10. Рефлексия 1. Задание эмоционально-ценностного характера.
Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы уходя с урока с собой?
Мне удалось узнать, обсудить: …
Чему я научился, работая в группе?
Как я могу использовать полученные знания?
Где можно использовать плакат ?Личностные:
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
11 Информация о домашнем задании Разъяснение домашнего задания
П 22. Задания на выбор.
Составить тематический кроссворд
или презентацию
«Декоративные луковичные культуры»; «Ядовитые корневища»,
Мини-реферат «Из истории картофеля» (интересные факты), «Съедобные корневища», «Ядовитые и лекарственные корневища».