Краткосрочный план:Видоизменения подземных побегов


Тема урока:     «Видоизменения подземных побегов»
Цели: изучить строение и функции корневища, клубня, луковицы; доказать принадлежность их к побегам.
образовательная:  способствовать формированию знаний о видоизмененных подземных побегах, их строении и функциях; раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.
воспитательная: способствовать развитию умений и навыков групповой работы; содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала; продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности.
развивающая: способствовать развитию умений и навыков работы с биологическими объектами; продолжить формирование обще учебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом.
Тип: комбинированный урок.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.  
Методы работы: практический метод, частично-поисковый.
Материальное обеспечение урока: учебник Алимкуловой Р. Биология: 6 класс; интерактивная доска; клубни картофеля, луковицы репчатого лука, изображения корневища ириса,   лупы, карточки для лабораторной работы, побеги клена и комнатных растений.

п/п Деятельность преподавателя Деятельность
учащихся
I.
II.
Ш.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII. Организационный момент.
Проверка подготовленности  к занятию (слайд 1).
Ребята, последние несколько уроков вы изучали особенности строения вегетативных органов растения. Давайте вспомним, какие главные вегетативные органы растения вам известны?
- Корень, побег.
- Что такое побег? Из каких частей он состоит?
-        Побег – это сложный орган, который состоит из стебля, листьев и почек.
Давайте вспомним строение побега. Я буду зачитывать предложения, в которых пропущены слова, эти слова перед вами на слайде. По ходу моего чтения вы должны найти нужное слово.
Внимание!
1. Основной надземный орган растения – это … (побег).
2.Он состоит из осевой  части, которая называется …(стебель).
3. К боковым частям побега относятся …(листья).
4. Участок стебля, на котором развивается лист или почка называется … (узел).
5. Новый побег развивается из …(почки).
6.Главный признак, отличающий побег от корня …(образование листьев).
* Как называется стебель, с расположенными на нем листьями и почками? - Побег.
Подготовка к основному этапу занятия.
Итак, ребята, я убедилась в том, что вы знаете  строение побега. А теперь послушайте загадки и догадайтесь, о каких растениях идет речь? (На слайде 4 после ответов появляются растения).
*Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
  Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).
*Неказиста, шишковата, а придет на стол она,
 Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).
*Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:
  Путь-дорожку до зари освещают фонари.
  На больших столбах подряд лампы белые висят (ландыш).
Возникает проблемная ситуация: Клубень, корневище, луковица, как вы считаете,  какими органами являются – побегами или корнями? (Давайте проверим, что корневище, клубень, луковица -  это побег или корень?
 - Нужно изучить  строение этих органов.
* Следовательно, какова цель нашего урока?
- Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать к чему они относятся.
Запишите тему урока: «Видоизменения подземных побегов» (слайд 5 .Цели урока: изучить строение и функции корневища, клубня, луковицы; доказать принадлежность их к побегам.
        Посмотрите на вопросы, которые нам нужно рассмотреть на уроке.
Учебные вопросы (слайд 6)
1. Строение корневища, клубня, луковицы.
2. Функции видоизмененных побегов, их значение в жизни растений и для человека.
 Изучение нового материала.
 Нам предстоит доказать, что корневища, клубни, луковицы являются видоизмененными побегами. Для этого вам нужно выполнить лабораторную работу. Инструктивные карточки у вас на столах. Возьмите карточку №11.
. Работать будете в группах: 1 группа исследует корневище ириса и тест Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:
А) стебель
Б) почки и листья
В) стебель и почки
Г) почки
2 группа – клубень картофеля и тест :На поперечном срезе клубня есть:
А) только кора
Б) древесина, сердцевина
В) только сердцевина
Г) только древесина
3 группа – луковицу лука и тест :Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:
А) листья
Б) почки
В) листья, почки, стебель
Г) почки и листья
Результаты работы занесете в карточку №2, которую затем вложите в тетрадь. Ознакомьтесь с ходом работы, прочитайте задание.  
4 группа- составляют вопросы низкого и высокого порядка для групп после их выступлении
Приступайте к выполнению. Время работы 7-8 минут.
        Обсуждение результатов (Выступление 1-2-3 группы)
1. Корневище (слайд 7-8 ).
4 группа 2-й группе - Как отличить корневище от корня?
  Учитель: Из почек весной развиваются молодые надземные побеги. Также у корневища есть видоизмененные листья - пленчатые чешуйки. От листьев могут остаться только листовые рубцы.          От корневища отрастают придаточные корни.
        * Обозначьте части корневища в карточке №2.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 4 группа 2-й группе: Клубень (Слайд №9)
А как называются почки у клубня?
- Ответ: Почки называются глазками.
Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни – это верхушечные утолщения столонов.
* Обозначьте части клубня в карточке №2.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Луковица (слайд 10).
4 группа 3-й группе:Что общего у луковицы с побегом?
- Ответ: У луковицы есть  почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья.
        Давайте подведем итог тому, что мы уже изучили.
______________________________________________________________________________
 Учитель:
1. Запас питательных веществ (слайды 17).
   Это главная функция подземных видоизмененных побегов. В корневищах, клубнях, в сочных листьях луковиц откладываются запасные питательные вещества, главным образом крахмал и разные сахара. Кроме того, в сочных чешуях лука и чеснока содержатся фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидным свойством и придающие горький вкус этим растениям. Корневища многих растений накапливают вещества, которые человек использует для получения лекарственных препаратов (солодка, ландыш)
 После обсуждения функций записать их в тетрадь .Рефлексия.
Вернемся к вопросам нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы? Есть ли у вас вопросы по материалу урока?
Закрепление: слайд 18 зачитывает учитель
А. Проверьте себя, как вы поняли материал урока. Даны утверждения. Вам нужно оценить их правильность
1. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.
2. Подземные побеги нельзя использовать для размножения, так как у них нет почек. (Есть).
3.Клубень – это утолщенный подземный стебель растения.
4. Верхушечные и боковые почки клубня называются детками. (Глазками).
5.  Наличие запасных питательных веществ отличает корневище от корня. (Наличие листьев, почек).
6. Основная масса луковицы образована листьями.
Подведение итогов занятия.
Задание на с/п: § 21, в. 1-3 с.79 (устно); подготовить сообщение о способах размножения картофеля (слайд17). Психологически настраиваются на работу, занимают рабочие места.
Записывают  в тетрадь.
Ознакомление с материалом карточки № 1
Выполнение лабораторной работы.
Ответы с места.
Работа в карточке № 2.
Ответы с места.
Работа в карточке № 2.
Ответы с места.
Работа в карточке № 2.
Ответы с места.
Работа с интерактивной доской.
Записывают функции в тетрадь.
Ответы с места.
_____________________________
Дети дают разные варианты ответов).  Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.
Открывают тетради по лабораторной работе, выбирают задания
4 группа готовит вопросы для закрепления материала и рассматривают срез картофеля и доказывают что клубень картофеля это измененный побег
Взаимопроверка оценивание
1-2-3-1 группы
Приступают к выполнению заданий.
Выступает 1 -2-3 группа
«КОРНЕВИЩЕ»
Вопрос задает:
4/группа 1-й группе - Как отличить корневище от корня?
- Ответ: У корневища, как у надземных побегов, имеются почки, стебель, узлы и междоузлия.
--------------------------------------------
4 группа 2-й группе:
А как называются почки у клубня?
- Ответ: Почки называются глазками.  Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни – это верхушечные утолщения столонов.
* Обозначьте части клубня в карточке №2.
----------------------------------------------
4 группа 3-й группе:
:Что общего у луковицы с побегом? -Ответ:У луковиц есть  почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья.
----------------------------------------------
формативное оценивание
Выступает 2 ГРУППА
«Клубень»
Вопрос задают 4 группа
формативное оценивание
Выступает 3 ГРУППА
«Луковица»
Вопрос задают 4 группы.
Отвечают на вопросы.
формативное оценивание
---------------------------------------------
Используют листы оцениванивания---------------------------
Вопросы 4 группы для закрепления.
* Почему корневище, клубень и луковица являются побегами?
- Потому что они, как и надземные побеги имеют стебель, листья и почки.        
* А чем они отличаются от обычного надземного побега? Почему их называют видоизмененными побегами?
-Нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи.
*Чем можно объяснить необычное строение этих побегов?
- Различием в среде обитания, различием в функциях.