Рабочая программа по биологии 8 класс 8 вида (1 час в неделю) надомное обучение


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Всеволожская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
«___»_____________201_ г.
Протокол № _____________ УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора школы-интерната
«___»___________________201__г.
Левшина О.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
8 класс
Разработана на основе программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
под редакцией В.В. Воронковой
Учитель надомного обучения
Шевелева
Нина Александровна
2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 8 класс (надомное обучение) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2.Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – сб.1;
3.Учебный план школы на учебный год.
Необходимость в составлении программы вызвана тем, что обучаемый ребенок имеет особенности в психофизическом развитии и его обучение происходит на дому, в связи, с чем программа обучения сокращена в сравнении с базовой.
Программа рассчитана на 35 часов. Количество часов в неделю – 1 час.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств в процессе изучения предмета биологии.
Задачи обучения:
Образовательные:
-Дать элементарные научные и систематические сведения о строении образе жизни и среде обитания изучаемых животных, о систематике животного мира, о роли животных в жизни человека, об охране природы.
- Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
- Содействовать патриотическому, экологическому воспитанию.
- Прививать любовь к природе, к своему краю.
Коррекционно-развивающие:
- Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
- Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
- Расширить лексический запас, развивать связную речь.
Биология, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Преподавание биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой, необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и с неживой природой, влияние на неѐ.
В 8 классе обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных: получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пНазвание раздела Кол-во
часов
1 Введение 1
2 Беспозвоночные животные:
Черви
Насекомые 5:
2
3
3 Позвоночные животные:
Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие или звери. Сельскохозяйственные млекопитающие. 27:
3
2
2
5
10
5
4 Обобщение знаний по результатам изучения животных. 2
ВСЕГО ЧАСОВ: 35
Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе
Беспозвоночные животные:
Позвоночные животные
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Сельскохозяйственные млекопитающие
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ,
НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов, деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» являются умения:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать материал, опираясь на наглядность, по заранее составленному плану;
- логические умения;
- понимать и устанавливать причинно - следственные связи.
ЛИЧНОСТНЫМИ результатами изучения курса являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению предмета;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе;
- развитие мотивации к изучаемому предмету.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
В соответствии с требования в процессе обучения оценке подлежат личностные и предметные результаты учащегося.
В целом оценка достижения обучающегося предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимся даже незначительных по объему и элементарных по содержанию знаний и умений, должны выполнять коррекционно-развивающую функцию. Поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Результаты овладения ЗУН выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (3), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» (4) ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (5) свыше 65%.

Учебно-методический комплект:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VІІІ вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой, издательство «ВЛАДОС», Москва, 2011г.
Никишов А.И.,Теремов А.В. «Биология. Животные.» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2008
Дополнительная литература:
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.