Рабочая программа по учебному предмету: «Трудовое обучение» для 4 коррекционного класса VIII вида


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»

Рабочая программа
по предмету: «Трудовое обучение»
образовательная область: «Трудовая подготовка»
начальное общее образование
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида: подготовит., 1 – 4 кл. Москва, «Просвещение», 2013г.
под редакцией В.В.Воронковой
для 4 «Д» коррекционного класса
на 2016 – 2017 учебный год


Составитель:
Клочкова Людмила Павловна,
учитель начальных классов
Новоалтайск
2016
Содержание
Пояснительная записка-------------------------------------------------------------------------------3
Планируемые результаты---------------------------------------------------------------------------- 6
3. Содержание учебного курса--------------------------------------------------------------------------8
4. Календарно-тематическое планирование----------------------------------------------------------12
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:--------------------------- 19
6. Лист внесения изменений и дополнений-----------------------------------------------------------20
1.Пояснительная записка
Нормативная правовая база реализации рабочей программы
Рабочая программа курса «Трудовое обучение» (предметная область «Трудовая подготовка») разработана для 4 «Д» коррекционного класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон РФ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2010.
4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»
5. Учебный план МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края» на 2016-2017учебный год.
6. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» протокол № 171от 23.05.2012 г.
7. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол № 180 от 27.05.2013 г.
8. Авторская программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: подготовит., 1 – 4 кл. Москва, «Просвещение», 2013 г. под редакцией В.В.Воронковой.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности несовершеннолетних детей с нарушением интеллекта: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности), что вызывает затруднения при ориентировке в задании и планировании. Проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия. В усвоении технических и технологических знаний были отобраны наиболее доступные для выполнения работы.
Цель программы обучения:
развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Основными задачами преподавания трудового обучения являются:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
 Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:    
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);      
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);  
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 4 часа в неделю:
9 учебных недель первой четверти (36 часов);
7 учебных недель второй четверти (28 часов);
11 учебных недель третьей четверти (44 часа);
7 учебных недель четвёртой четверти (28 часов).
На изучение курса «Ручной труд» выделяется в 4 классе 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели). Срок реализации программы 1 год. В авторскую программу изменения не внесены.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской. Отличительных особенностей нет.
Обоснование выбора УМК
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013г.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе ОУ коррекционного 4 класса УО детей. Занятия ручным трудом необходимы для подготовки учащихся к профессионально-трудовому обучению и дальнейшей социальной адаптации и реабилитации в социуме. Это подготовка складывается из воспитания привычки и навыков культуры труда. Четкой организацией рабочего места, аккуратного и бережного отношения к материалам и рабочим инструментам, умение выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, из обучения элементарным приемам работы с различными материалами и инструментами и ознакомления с некоторыми свойствами и качествами материалов, из обучения умениям пользования простейшими измерительными инструментами.
Формы, методы и средства обучения, технологии, которые будут использоваться педагогом для реализации рабочей программы
Основной формой занятия ручным трудом является урок, ведущей формой работы является фронтальная работа, при осуществлении индивидуального подхода к каждому учащемуся. Работа на уроках способствует развитию самостоятельности, подготовке к труду в школьных мастерских. Уроки труда связаны с уроками чтения, развитие речи, рисования, математики. Формирование умений учащихся включает в себя дозированную помощь учителя (учащегося) в ориентировке и планировании работы, которая осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационного материала, технологических карт. В конце каждой четверти проводится самостоятельная работа учащихся, учитываются индивидуальные трудовые способности каждого ребенка.
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора, расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Основные требования и умения к знаниям учащихся
Ориентировка в задании по вопросам и самостоятельно.
Сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя и самостоятельно.
Составление плана работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно. Умение планировать свою работу.
Осуществлять текущий самоконтроль помощью учителя.
Употребление в речи технической терминологии
Словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно. Подробный анализ своего изделия по вопросам учителя и самостоятельно.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
При оценке знаний и умении учащихся по труду следует учитывать: правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовке к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
- выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских.
Обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
2.Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения предмета являются:
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;
Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;
Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.
Метапредметные результаты изучения трудового обучения проявляются:
В соблюдении норм и правил культуры труда;
в соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;
в развитии творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции;
В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль;
В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:
В познавательной сфере:
Распознать виды, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;
познавать мир через учебную трудовую деятельность, представлять место и роль труда в жизни человека и общества;
понимать особенности разных видов декоративно прикладного искусства;
различать изученные виды и способы обработки материалов;
приобретать практические навыки и умения в трудовой деятельности;
формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;
создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;
применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
формировать эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать виды творчества во всем их многообразии;
уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в различных видах ДПИ, проявлять эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
В коммуникативной сфере:
формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
(школьники учатся: комментировать свою деятельность сначала по образцу учителя, давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).
В эстетической сфере:
реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
развивать творческое мышление, вкус, воображение и фантазию;
воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к творческим видам деятельности, художественно-декоративным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью приспособлений;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
В трудовой сфере:
подбор материалов с учетом характера объекта труда и метода обработки;
подбор материалов с учетом требований технологии;
планирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой дисциплины;
подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
Учащиеся должны знать:
названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.
Учащиеся должны уметь:
анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности соединения их;
планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту; составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе; сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец-эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании; дать отчет о выполненной работе, включающий: называние изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; уметь описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.
3.Содержание учебного курса
Вводное занятие
Инструменты и материалы для уроков труда. Правила безопасной работы.
Работа на пришкольном участке.
Работа с бумагой и картоном
Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение. Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан.Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона. Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей. Основные приемы работы с бумагой и картоном: разметка деталей по шаблону, вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах. Вычерчивание отрезков длины, заданной в миллиметрах. Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии. Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей.
Работа с тканью
Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон. Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Эстетические требования к изделиям.
Работа с металлом и древесиной
Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку. Контроль и оценка правильности выполненных изделий. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Ознакомление с новыми видами бросового материала, их свойствами и способами работы с ними (пенопласт, кусочки кожи, жестяные банки). Свойства и применение жестяных банок при изготовлении чеканки. Разметка контура изделия по шаблону. Инструменты и приспособления: чертилка, ножницы. Правила безопасной работы чертилкой и ножницами. Загибание кромок жестяной основы при помощи плоскогубцев, зачистка заусенцев наждачной бумагой, отделка изолентой, скотчем. Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Разметка деталей по заданным размерам. Крепление дополнительных деталей, оформление. Инструменты для работы с бросовым материалом, их назначение и применение. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бросовым материалом. Основные приемы работы: правильная хватка инструмента, сгибание толстой проволоки плоскогубцами, зачистка жестяных пластин наждачной бумагой, резание проволоки кусачками, ножницами, соединение деталей проволокой, клеем, пластилином, скотчем.
Работа с пластическими материалами и растворами
Работа с пластилином. Знакомство со свойствами пластилина. Лепка геометрических тел,
посуды, моделей овощей и фруктов. Свойства и цвета пластилина. Виды и назначение стеков. Эстетические требования к изделиям. Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей геометрических тел, мебели. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов, составление композиции. Подбор цветового решения изделия. Способы отделки и украшения изделий. Изготовление фигуры птиц и зверей: определение формы основной детали и ее изготовление, лепка и присоединение дополнительных деталей, уточнение формы изделия. Понятие барельефа.      Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания. Главное и второстепенное в изделии. Изучение новых техник при работе с пластилином: торцевание на пластилине, обрубовка, декоративныеналепы, пластилинография. Правила подготовки рабочего места и материала, соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
Изделия из глины: кирпичи уменьшенного размера, посуда, фигурки птиц и зверей.
Раздел Название темы Количество часов
1. Введение. 4ч
Вводное занятие. Правила поведения в мастерской. Распределение обязанностей. 2ч
Вводное занятие. Т.Б. Инструменты и приспособления для ручных работ. 2ч
2. Работа на пришкольном участке. 8ч
Правила сбора семян цветов. 2ч
Сортировка семян цветов. 2ч
Работа на пришкольном участке. 4ч
3. Работа с бумагой и картоном. 50ч
Виды и свойства бумаги и картона. 2ч
Раскрой изделий из бумаги по шаблону. 2ч
Вырезание по шаблону. 2ч
Аппликация. Простейшие геометрические формы. 2ч
Составление орнамента из геометрических фигур (круг). 2ч
Орнамент из геометрических фигур (квадрат). 2ч
Орнамент из геометрических фигур (треугольник). 2ч
Основные цвета бумаги.
Сочетание цветов по оттенку. 2ч
Разметка заготовок по заданным размерам (квадрат, прямоугольник, треугольник). 2ч
Изготовление конвертов, коробок. 2ч
Наклеивание на коробку аппликации из геометрических фигур. 2ч
Конверты для карточек. 2ч
Отделка на конверте. 2ч
Аппликация на конверте. 2ч
Изготовление модели парашюта. 2ч
Изготовление модели
планера. 2ч
Виды бумаги для изготовления ёлочных игрушек. 2ч
Изготовление гирлянды, цепочки. 2ч
Изготовление плоской игрушки «Ёлочка». 2ч
Изготовление объёмной игрушки «Котёнок».

Изготовление объёмной игрушки «Львёнок».

Изготовление объёмной игрушки из ваты «Цыплёнок». 2ч
Изготовление объёмной игрушки «Ангел». 2ч
Изготовление поздравительной открытки «С Новым годом». 2ч
Самостоятельная работа. Закладка для книг. 2ч
4. Работа с текстильными материалами 48ч
Работа с тканью. 36ч
Работа с тканью.

Виды тканей. Косой стежок. 4ч
Виды переплетения. Полотняное переплетение. 2ч
Швейная игла. Смёточный шов (вперёд иголку). 4ч
Украшающие стежки «Стебельчатый стежок». 2ч
Украшающий стежок «Вперёд иголку». 2ч
Украшающий стежок «Тамбурный». 2ч
Салфетка. 2ч
Петельный стежок. 2ч
Футляр для ручек и карандашей. 2ч
Украшающий стежок «Крестообразный». 2ч
Ручной стачной шов. 2ч
Работа с тканью. Подушечка для игл. 2ч
Изготовление игрушки «Рыбка». 2ч
Изготовление игрушки «Гриб» 2ч
Изготовление игрушки «Утка». 2ч
Ремонт одежды 12ч
Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями. 2ч
Пришивание пуговиц с ушком и на стойке. 2ч
Ремонт одежды по распоровшемуся шву. 2ч
Ремонт одежды в местах разрыва ткани. 2ч
Изготовление вешалки. Пришивание вешалки к изделию (полотенце, прихватка). 2ч
Наложение заплаты в виде аппликации. 2ч
5. Работа с металлом и древесиной 14ч
Работа с древесиной 8ч
Изготовление игрушечной мебели из заготовок 2ч
Изготовление моделей транспортных средств: повозка, трактор, автомобиль 2ч
Фанера. Технологические свойства фанеры 2ч
Выжигание орнаментов 2ч
Работа с проволокой 6ч
Изделия из проволоки: фигуры зверей и птиц. 2ч
Изделия из проволоки: цепочки в 2 и 3 оборота. 2ч
Изделия из проволоки: подставки для книг. 2ч
6. Работа с пластическими материалами и растворами 12ч
Работа с пластилином. 6ч
Изделия из пластилина: геометрические тела. 2ч
Изделия из пластилина: посуда. 2ч
Изделия из пластилина: модели овощей, фруктов. 2ч
Изделия из глины 6ч
Изделия из глины: кирпичи уменьшенного размера 2ч
Изделия из глины: посуда 2ч
Изделия из глины: фигурки птиц и зверей 2ч
Итого: 136ч
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п Изучаемый раздел, тема учебного материала Характеристика деятельности учащихся Кол.
часов Период
1 четверть (36 часов)
Введение (4ч) 1-2 Вводное занятие. Правила поведения в мастерской. Распределение обязанностей. Правила поведения в мастерской. 2 1 неделя
3-4 Вводное занятие
Т.Б. при работе на участке. Т.Б. и инструктаж на участке. Способы работы с сельхоз. инвентарём. 2 5-6 Работа на пришкольном участке (8ч)
Правила сбора семян цветов. Какие виды семян созрели на участке. 2 2 неделя
7-8 Сортировка семян цветов.

Шелушение и сортировка зрелых и здоровых семян. Укладка в упаковки для просушки. 2 9-12 Работа на пришкольном участке. Виды работ на пришкольном участке. Правила сбора семян цветов. Сортировка семян цветов.
4 3 неделя
13-14 Работа с бумагой и картоном (50ч)
Виды и свойства бумаги и картона. Санитарно-гигиенические требования к рабочим местам.
Инструменты для работы и приспособления для ручной работы.Оформить образцы бумаги в альбом. 2 4 неделя
15-16 Раскрой изделий из бумаги по шаблону. Подбор цветной бумаги.
Обвод по шаблону заданной формы. Приём резания по закруглённой форме,выполнение предметной аппликации. 2 17-18 Вырезание по шаблону. Обвод по шаблону, вырезание. 2 5 неделя
19-20 Аппликация. Простейшие геометрические формы. Приёмы работы по шаблону.
Сбор аппликации. 2 21-22 Составление орнамента из геометрических фигур (круг). Построение кругов по шаблону.
Заготовка кругов разного размера и цвета. 2 6 неделя
23-24 Орнамент из геометрических фигур (квадрат). Построение квадратов по шаблону.
Заготовка квадратов разного размера и цвета. Выполнение аппликации из квадратов различного цвета и размера. 2 26-26 Орнамент из геометрических фигур (треугольник). Построение треугольников по шаблону.
Заготовка треугольников разного размера и цвета. Выполнение аппликации из треугольников различного цвета и размера. 2 7 неделя
27-28 Основные цвета бумаги.
Сочетание цветов по оттенку. Теплые и холодные цвета и оттенки, их сочетание. Умение сочетать цвета по оттенку. 2 29-30 Разметка заготовок по заданным размерам (квадрат, прямоугольник, треугольник). Разметка по заданным размерам заготовок для аппликации из геометрических фигур.
Размеры коробок и заготовка геометрических фигур из цветной бумаги. 2 8 неделя
31-32 Изготовление конвертов, коробок. Выполнение разметки по заданным размерам.
Разметка заготовок коробки. 2 33-34 Наклеивание на коробку аппликации из геометрических фигур. Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг).
Сбор аппликации из геометрических фигур. 2 9 неделя
35-36 Конверты для карточек. Умение делать разметку по заданным размерам.
Организовать рабочее место. 2 37-38 2 четверть (28 часов)
Отделка на конверте. Применение конвертов. 2 10 неделя
39-40 Аппликация на конверте. Назначение аппликации.
Наклеить аппликацию на конверт. 2 41-42 Изготовление модели парашюта. Назначение парашюта.
Изготовление данной модели. 2 11 неделя
43-44 Изготовление модели
планера. Назначение планера.
Изготовление данной модели. 2 45-46 Виды бумаги для изготовления ёлочных игрушек. Плоская и объёмная игрушка.
Перевод рисунка на бумагу. 2 12 неделя
47-48 Изготовление гирлянды, цепочки. Применение гирлянды.
Изготовление цепочки из бумаги. 2 49-50 Изготовление плоской игрушки «Ёлочка». Плоские и объёмные игрушки.
Изготовление плоской игрушки. 2 13 неделя
51-52 Изготовление объёмной игрушки «Котёнок».
Плоские и объёмные игрушки.
Изготовление объёмной игрушки. 2 53-54 Изготовление объёмной игрушки «Львёнок».
Общие сведения об игрушках объёмных и плоских.
Изготовление объёмной игрушки. 2 14 неделя
55-56 Изготовление объёмной игрушки из ваты «Цыплёнок». Свойства разных материалов (бумаги, ваты, цветной бумаги, ткани и т.д.).
Изготовление объёмной игрушки. 2 57-58 Изготовление объёмной игрушки «Ангел». Свойства цветной бумаги. Что может символизировать игрушка «Ангел».
Изготовление игрушки «Ангел». 2 15 неделя
59-60 Изготовление поздравительной открытки «С Новым годом!» Назначение открытки, какие бывают открытки.
Изготовление поздравительной открытки. 2 61-62 Самостоятельная работа.
Закладка для книг.
Изготовление закладка для книг.
2 16 неделя
63-64 Работа с текстильными материалами (48ч)
Работа с тканью (36ч)
Работа с тканью.
Виды тканей.
2 65-68 3 четверть (44 часа)
Виды тканей. Косой стежок. Выполнение косого стежка. 4 17 неделя
69-70 Конверт для хранения работ. Назначение конвертов.
Выполнение конверта. 2 18 неделя
71-72 Виды переплетения. Полотняное переплетение. Простейшие виды переплетения.
Изготовление образца полотняного переплетения. 2 73-74 Швейная игла. Смёточный шов (вперёд иголку). Устройство иглы.
Рассмотреть иглу и зарисовать в тетрадь. 2 19 неделя
75-76 Украшающие стежки «Стебельчатый стежок». Правила выполнения стебельчатого стежка.
Выполнение стебельчатого стежка. 2 77-78 Украшающий стежок «Вперёд иголку». Техника выполнения стежка «Вперёд иголку».
Выполнение стежка на образце. 2 20 неделя
79-80 Украшающий стежок «Тамбурный». Техника выполнения стежка тамбурного.
Выполнение тамбурного стежка. 2 81-82 Салфетка. Техника выполнения салфетки.
Выполнение салфетки. 2 21 неделя
83-84 Петельный стежок. Техника выполнения петельного стежка.
Выполнение петельного стежка. 2 85-86 Футляр для ручек и карандашей. Кройка деталей футляра по шаблону.
Изготовление футляра. 2 22 неделя
87-88 Украшающий стежок «Крестообразный». Техника выполнения крестообразного стежка.
Выполнение крестообразного стежка. 2 89-90 Ручной стачной шов. Техника выполнения стачного шва.
Выполнение стачного шва. 2 23 неделя
91-92 Работа с тканью. Подушечка для игл. Назначение и виды подушечек для игл.
Выполнение выкройки подушечки по заданным размерам. 2 93-94 Изготовление игрушки «Рыбка». Техника выполнения игрушки.
Выполнение игрушки. 2 24 неделя
95-96 Изготовление игрушки «Гриб» Техника выполнения игрушки.
Выполнение игрушки. 2 97-98 Изготовление игрушки «Утка». Техника выполнения игрушки.
Выполнение игрушки. 2 25 неделя
99-100 Ремонт одежды (12ч)
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями. Назначение пуговиц, размеры, форма и цвет пуговиц.
Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями. 2 101-102 Пришивание пуговиц с ушком и на стойке. Нитка для пуговиц, место расположения.
Пришивание пуговиц с ушком и на стойке. 2 26 неделя
103-104 Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Определение вида ремонта.
Зашивание одежды по распоровшемуся шву. 2 105-106 Ремонт одежды в местах разрыва ткани. Определение вида ремонта.
Ремонт одежды в месте разрыва ткани. 2 27 неделя
107-108 Изготовление вешалки. Пришивание вешалки к изделию (полотенце, прихватка). Применение и назначение вешалки. Виды ручных швов.
Раскрой вешалки, пришивание вешалки стачным швом. 2 109-110 4 четверть (28 часов)
Наложение заплаты в виде аппликации. Самостоятельная работа. Выполнение стачного ручного шва (по готовому крою). Способы наложения заплаты, подготовка заплаты (подобрать ткань, нитки, заплату), раскрой заплаты.
Наложение заплаты в виде аппликации ручным швом.
Способы выполнения стачного ручного шва.
Выполнение стачного ручного шва. 2 28 неделя
111-112 Работа с металлом и древесиной (14ч)
Работа с древесиной (8ч)
Изготовление игрушечной мебели из заготовок
Изготовление игрушечной мебели из заготовок 2 113-114 Изготовление моделей транспортных средств: повозка, трактор, автомобиль Изготовление моделей транспортных средств: повозка, трактор, автомобиль 2 29 неделя
115-116 Фанера. Технологические свойства фанеры Фанера. Технологические свойства фанеры 2 117-118 Выжигание орнаментов Выжигание орнаментов 2 30 неделя
119-120 Работа с проволокой (6ч)
Изделия из проволоки: фигуры зверей и птиц. Способы выполнения изделий из проволоки.
Выполнение изделий. 2 121-122 Изделия из проволоки: цепочки в 2 и 3 оборота. Способы выполнения изделий из проволоки.
Выполнение изделий. 2 31 неделя
123-124 Изделия из проволоки: подставки для книг. Способы выполнения изделий из проволоки.
Выполнение изделий. 2 125-126 Работа с пластическими материалами и растворами (12ч)
Работа с пластилином (6ч)
Изделия из пластилина: геометрические тела. Способы выполнения изделий из пластилина.
Выполнение изделий. 2 32 неделя
127-128 Изделия из пластилина: посуда. Способы выполнения изделий из пластилина.
Выполнение изделий. 2 129-130 Изделия из пластилина: модели овощей, фруктов. Способы выполнения изделий из пластилина.
Выполнение изделий. 2 33 неделя
131-132 Изделия из глины (6ч)
Изделия из глины: кирпичи уменьшенного размера Приготовление глиняного теста. Формовка кирпичей.Изготовление модели дома. 2 133-134 Изделия из глины: посуда Изготовление глиняной посуды. 2 34 неделя
135-136 Изделия из глины: фигурки птиц и зверей Изготовление фигурок птиц и зверей. 2 5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Использован учебный комплекс для учащихся:
1. Л.А. Кузнецова «Технология - Ручной труд». 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ.учрежд. 8 вида.-2-е изд.- СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2013г.
2. Л.А. Кузнецова «Технология - Ручной труд». 4 класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образ. учрежд. 8 вида.-СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2013г.
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkolaЭлектронное приложение «Уроки Кирилла и Мефодия». (DVD)
Научно-методическая литература:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1- 4 классы. 8-е издание. Москва «Просвещение» 2013г. с.176 Под редакцией В.В.Воронковой
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.
Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». - М., Академия, 2005.
«Занимательное азбуковедение» В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.
«Формирование познавательной деятельности младших школьников» И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.
«Вышивание» Е.П. Шмакова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.
Литература для учащихся:
«Справочник по трудовому обучению» Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.
«Дидактические материалы по трудовому обучение» В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Принтер.
6.Лист внесения изменений и дополнений.
№ п\п. Дата Характер изменения Реквизиты документа, которым закреплено изменение. Подпись сотрудника внесшего изменения.