Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Мастера и мастерицы»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Находка
Утверждена
педагогическим советом МБУ ДО «ДДТ»
Протокол №____ от «____» ____________2016г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
______________М. Г. Евдокимова
Дополнительная общеразвивающая программа
для организации внеурочной деятельности школьников
«Мастера и мастерицы»
Педагог дополнительного
образования - Королько Галина Николаевна
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 2 года
Находкинский городской округ
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план (1, 2 год обучения) 12 3. Содержание программы (1, 2 год обучения) 14
4. Список литературы 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Актуальность программы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и шитье,
бумагопластика и бисероплетение – любимые виды детского творчества. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация творческой деятельности позволяет удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:
желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было ранее, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество можно по-разному, в том числе организуя работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, ткани, бисера, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, бисера, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное творческое наслаждение, в то же время воспитывает у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого, исследовательского характера через введение в проектную деятельность пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа; метода проектно- исследовательской деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, и т.д.
Программа позволяет реализовать используемые в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Овладение знаниями и умениями предусмотренными программой не только обогатят обучающихся духовно, но и внесут практическую значимость в их жизнь: подготовят к конкуренции на рынке труда и профессий, т. к. одним из результатов изучения является способность поставлять на рынок товаров уникальные продукты ручной работы. А также осуществить допрофессиональные пробы, познакомиться с профессиями дизайнера, художника – оформителя и т. д.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Педагогическая целесообразность программы заключается в применении технологии уровневой дифференциации (с учетом собственного выбора), что дает обучающимся возможность успешно овладевать учебным материалом по программе в зависимости от его способностей и чувствовать себя успешным.
Цель программы: развитие интереса детей к декоративно - прикладному творчеству, создание основ для формирования интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности.
Задачи программы:
обучающие:
Познакомить детей с различными видами декоративно - прикладного творчества, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, комбинированием приемов декоративно-прикладной деятельности и главным образом самостоятельно найденных.
Сформировать основные знания в области цветоведения, композиции, декоративно - прикладного искусства.
Обучить детей разнообразным приемам преобразования различных материалов.
развивающие:
Развитие воображения, умение видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей.
Развивать способности планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Формирование позитивной самооценки, самоуважения, бережного отношения к результатам своего труда.
воспитательные:
Воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- ведение диалога, координирование своих действий с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способность доброжелательно и чутко относится к людям;
- социально адекватные способы поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению:
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- самостоятельное и совместное деятельности и сотрудничества;
- самостоятельное и совместное принятие решений.
Отличительные особенности программы. Содержание программы для внеурочной деятельности расширяет и углубляет примерную программу по трудовому обучению для начальной школы.
В программу включены следующие разделы:
работа с природным бросовым материалом;
работа с бумагой;
работа с тканью;
работа с бисером;
коллективная работа;
творческий проект.
В ходе реализации программы используются различные методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок пословиц, поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок).
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
групповая, коллективная, проектная, творческая деятельность,
особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.
При реализации программы применяются нестандартные формы занятий: конкурс, выставка, викторина.
Принципы построения педагогического процесса:
От простого к сложному.
Системность работ.
Принцип тематических циклов.
Индивидуальный подход.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умения и навыков детей, добиваться более значительного результата.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, - 7 -11 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу,
всего 72 часа в год.
Планируемые результаты реализации программы
В ходе решения системы программных задач кружка у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Целеполагание (постановка и удержание цели).
Планирование (составление плана своей деятельности).
Понимание (видение проблемы; анализ сделанного – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
Моделирование (представление способа действия в виде модели-схемы, выделение всего существенного и главного).
Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи.
Вступление в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или отклоненное точки зрения других).
Обучающиеся будут иметь представление:
о проектной деятельности в целом и ее основных этапах;
с помощью педагога научатся:
- выбирать тему для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных педагогом или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать свое мнение.
Ожидаемые результаты
Освоение предметных знаний, умений:
будут иметь представление о материале, из которого сделана поделка;
овладеют приемами работы с различными материалами;
научатся самостоятельно определять последовательность выполнения работы;
научатся самостоятельно, проводить анализ поделки;
научатся выполнять работу по замыслу;
научатся выбирать материал, соответствующий данной поделки, и способы скрепления, соединения деталей;
научатся использовать в работе разные способы ручного труда.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы указанные ниже универсальные учебные действия.
Метапредметные.
Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Познавательные:
умение учиться;
приобретение навыков решения творческих задач;
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы;
осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
формулирование собственного мнения и позиции;
озвучивание вопросов;
допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывание различных мнений.
Личностные:
мотивация учебной деятельности;
проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
освоение социальной роли обучающегося.
Требования к уровню подготовки
По окончанию обучения, обучающиеся должны знать:
- виды материалов и их свойства;
- название, назначение и приемы безопасной работы с инструментами и приспособлениями;
- последовательность изготовления изделий;
- приемы разметки (сгибанием, по шаблону, трафарету);
- способы соединения деталей: клеем, нитками, пластилином, проволокой;
По окончанию обучения, обучающиеся должны уметь:
- организовать рабочее место;
- под руководством педагога проводить анализ изделия;
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
- экономно выполнять виды разметок;
- резать и вырезать ножницами;
- соединять детали различными способами;
- эстетично оформлять изделие.
В течение второго года реализации программы обучающиеся выполняют проекты следующей тематики:
«Поздравительная открытка» (приобретение обучающимися социальных знаний);
«Волшебная страна сказок» (формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям).
Формы оценки планируемых результатов реализации программы:
беседы, наблюдение, выставки, защита проектов, конкурсные мероприятия разных уровней.
Форма подведения итогов реализации программы: мониторинг результатов обучения (за 1 и 2 полугодие).
Критерии оценки работ:
соответствие теме;
технические навыки;
демонстрация разных возможностей художественных материалов;
внесение своих элементов в работу;
оригинальность, своеобразие;
творчество.
Показателем эффективности реализации программы является уровень общего развития обучающихся: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства.
Учебно-тематический план первого года обучения
Месяц
Тема
Общее кол-во часов
В том числе
Теория
Практика
сентябрь
Вводное занятие
1
1
Работа с природным материалом
7
2
5
Аппликации из засушенных листьев, трав, цветов и семян растений
1
2
Поделки из природного материала
1
2
Коллективная работа
1
октябрь
ноябрь
декабрь
Работа с бумагой
26
5
21
Плоскостные аппликации из цветной бумаги
1
3
Объемные аппликации.
2
8
Объёмное конструирование и моделирование.
1
8
Коллективная работа
1
2
январь
февраль
март
Работа с тканью
24
4
20
Контурная вышивка
1
3
Народная кукла
1
6
Игрушка объемная
1
8
Коллективная работа
1
3
апрель
май
Работа с бисером
14
4
10
Цветы из бисера
1
2
Плетение плоских фигурок животных
1
2
Плетение объемных фигурок животных
1
4
Коллективная работа
1
2
итого
72
16
56
Учебно-тематический план второго года обучения
Месяц
Тема
Общее кол-во часов
В том числе
Теория
Практика
сентябрь
Вводное занятие
1
1
Работа с природным и бросовым материалом
7
2
5
Поделки из природного материала
1
1
Поделки из бросового материала
1
2
Коллективная работа
2
октябрь
ноябрь
декабрь
Работа с бумагой
24
6
18
Оригами
1
3
Модульное оригами
1
3
Торцевание
2
Объёмное конструирование и моделирование.
1
6
Творческий проект
3
4
январь
февраль
март
Работа с тканью
22
3
19
Вышивка крестом
1
6
Игрушка из текстиля
1
10
Коллективная работа
1
3
апрель
май
Работа с бисером
18
7
11
Плетение плоских бисерных изделий «в крестик»
1
2
Плетение объемных бисерных изделий в технике поперечного низанием
1
2
Плетение бисерных изделий в технике кругового низания
1
2
Плетение бисерных изделий в технике углового низания
1
2
Творческий проект
3
3
итого
72
19
53
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление детей с особенностями программы. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности (ТБ).
Тема 2.Работа с природным материалом.
Теория: Рассказ о флористике, природе родного края. Знакомство с разнообразием семян растений (тыквы, кабачков, арбузов, крылатками клена, ясеня). Составление узоров и орнаментов, аппликаций из семян. Умение собирать и сушить осенние листья, травы, цветы подготавливать их к работе, составлять простые композиции из природного материала. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика. Изготовление аппликации из засушенных листьев и цветов по собственному замыслу, мозаики (с использованием семян, камешек, листьев), поделок из ракушек, желудей.
Коллективная работа:
Теория. Обсуждение и выбор материалов для коллективной работы.
Практика. Выполнение композиции: «На лесной полянке».
Тема 3. Работа с бумагой.
Плоскостные аппликации из цветной бумаги
Теория. Инструменты и материалы, используемые при изготовлении аппликаций из бумаги. Виды бумаги: чертёжно-рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, промокательная, бархатная. Виды картона: цветной, тонкий, упаковочный. Выбор картона и бумаги. Виды плоскостных аппликаций: рваная, силуэтная, геометрическая, по шаблону. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Практика. Вырезание по прямому и криволинейному контуру.
Изготовление аппликации из ладошек, сюжетной аппликации по шаблону, аппликации из геометрических фигур.
Объемные аппликации.
Теория. Плоскостные и объёмные аппликации – сходство и различие. Виды объёмных аппликаций: симметричные, из гофрированных, объёмных бумажных элементов (комочков, катышков). Сюжетные аппликации. Технология изготовления мозаики. Эстетичность при оформлении работ.
Практика. Вырезание симметричных деталей, соединение деталей с помощью клея. Изготовление объемной аппликации из полосок цветной бумаги, кружков, объемная (3D)аппликация, аппликация из бумаги сложенной гармошкой, салфеток, ватных дисков, мозаика из бумажных катышков.
Объёмное конструирование и моделирование.
Теория. Понятие конструирование и моделирование. Конструирование из бумажных кулёчков, салфеток, геометрических фигур, гармошек. Набор инструментов и организация рабочего места. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика. Изготовление цветов из бумажных кулёчков, салфеток. Изготовление животных из полосок бумаги, конусов, бумажных гармошек,
Коллективная работа:
Теория. Обсуждение и выбор материалов для коллективной работы.
Практика. Выполнение новогодней композиция с винтажной елочкой из гофрированной бумаги.
Тема 4. Работа с тканью.
Контурная вышивка.
Теория. Инструменты и материалы, используемые в вышивке, приемы закрепления нити. Основы цветоведения. Виды орнаментов с простыми и контурными швами. Правила перевода рисунка на ткань (уменьшения, увеличения). Способы обработки края изделий. Техника безопасности при работе с иглой, как правильно хранить иглу.
Практика. Перевод рисунка на ткань. Практическое выполнение вышивки: шов вперёд иголка, стебельчатый шов, тамбурный шов.
Народная кукла.
Теория. Инструменты, приспособления и материалы. Классификация видов тканей. История возникновения русской народной куклы. Смысловое значение народных кукол. Способы и приемы изготовления кукол. Практика. Выполнение куклы из носового платка, куклы – оберега «Веснянка».
Игрушка объемная.
Теория. Знакомство с понятием «сувенир». Виды, назначение сувениров. Начальные понятия о конструкции, эскизе, выкройке. Назначение и приемы выполнения швов «через край», «назад иголку». Правила набивки, оформления. Технология изготовления игрушек из тканевых шариков. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика. Изготовление игрушек-сувениров «Осьминог», «Снеговик».
Коллективная работа:
Теория. Обсуждение и выбор материалов для коллективной работы.
Практика. Изготовление игрушки-сувенира «Гусеница».
Тема 5. Работа с бисером (плетение на проволоке).
Цветы из бисера
Теория. Основные приемы бисероплетения используемые для изготовления цветов: параллельное плетение, петельное плетение, игольчатое плетение. Комбинирование приемов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Техника безопасности при работе с проволокой.
Практика. Выполнение отдельных элементов цветка «Лотоса». Сборка изделия. Оформление цветами из бисера подарков или других предметов.
Плоские фигурки животных.
Теория. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе. Параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.
Практика. Изготовление поздравительной открытки по собственному замыслу. Выполнение отдельных элементов. Составление композиции. Прикрепление фигурок к основе открытки.
Объемные фигурки животных.
Теория. Различные техники объемного плетения фигурок животных. Объемные изделия на основе плоского параллельного плетения. Способы присоединения проволоки.
Практика. Выполнение фигурки «Тигренок» на основе изученных приемов.
Коллективная работа:
Теория. Обсуждение и выбор сюжета, темы коллективной работы.
Практика. Выполнение композиции по замыслу обучающихся.
Содержание программы второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Цели и задачи на предстающий учебный год. Знакомство с планом работы на год. Перечень необходимых материалов и инструмента. Напомнить правила технике безопасности с колющими и режущими инструментами. Требования к поведению учащихся во время занятий.
Тема 2. Работа с природным и бросовым материалом.
Теория: Составление декоративной композиции из природного материала. Нетрадиционные формы аппликации: скорлупа яиц, скорлупа орехов, перья и пух, опилки, чай и др. Познакомить с техникой изготовления аппликации из нитевой крошки. Аппликация с оклеиванием целой нитки по контуру рисунка. Способы изготовления соломенной куклы и скульптуры из сена. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика. Изготовление панно с использованием цветов и папоротника. Рамка для фотографий в технике аппликация из нитевой крошки. Лошадка из соломы в народном стиле.
Коллективная работа:
Теория. Обсуждение и выбор материалов для коллективной работы.
Практика. Выполнение композиции: «Лесная сказка».
Тема 3. Работа с бумагой.
Оригами.
Теория: Искусство оригами. Виды оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Знакомство с условными обозначениями и приёмами складывания бумаги. Знакомство с понятием «базовые формы» и их применение в технике оригами. Изучение простых базовых форм оригами (треугольник, книга, дверь, воздушный змей).
Практика. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Треугольник». Изготовление объемной открытки на основе базовой формы
«Воздушный змей» с элементами аппликации.
Модульное оригами.
Теория: История развития техники модульного оригами. Формы модулей (квадрат, прямоугольник, треугольник). Как сложить треугольный модуль. Способы соединения модулей.
Практика. Выполнение фигурки « Стрекоза».
Торцевание.
Теория: Виды торцевания (контурное, плоскостное, объёмное, многослойное). Технология торцевания. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Выполнение мозаики в технике торцевания по плоскости.
Объёмное конструирование и моделирование.
Теория. Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. Практика. Конструирование фигурок «Лебедь», «Кот», «Собака». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Творческий проект.
Теория. Понятие «творческий проект». Обоснование темы выбранного проекта. План организации по изготовлению проектируемого изделия: история, материал, форма, размер, стоимость.
Практика. Выполнение проектной работы. Защита проектной работы. Проект на тему: « Поздравительная открытка».
Тема 4. Работа с тканью.
Вышивка крестом.
Теория: Техники счетной вышивки: Крестом, гобелен. Виды швов: простой крест, удлиненный крест, удлиненный крест со строчкой, прямой крест, чередующийся крест, двойной крест, шов «Звездочка», шов «Левиафан». Правила начала работы, чтение схем. Правила закрепления нитки, правила запяливания ткани.
Практика: Изготовление закладки, открытки к празднику.
Игрушка из текстиля.
Теория: История возникновения игрушки из текстиля. Назначение игрушки. Классические и современные направления изготовления игрушек. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Технология выполнения ручных швов: «строчка», «петельного» и «потайного». Правила выполнения эскиза игрушки. Правила кроя игрушки. Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Освоение технологии выполнение игрушки из текстиля.
Практика: Изготовление игрушки в технике Теримен «Совушка», игрушка-подушка «Мышонок», объемной игрушки «Кот», авторской куклы из текстиля «Кукла – бабочка».
Коллективная работа:
Теория. Обсуждение и выбор материалов для коллективной работы.
Практика. Выполнение композиции: «Куриная семейка».
Тема 5. Работа с бисером.
Плетение плоских бисерных изделий «в крестик»
Теория. История бисероплетения. Инструменты и материалы. Правильное положение рук и туловища во время работы. Организация рабочего мечта. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера в две нити: цепочки в «крестик», «колечки». Последовательность выполнения цепочек в «крестик». Способы плоского соединения цепочек в «крестик». Наплетение на цепочку «колечки».
Практика: Плетение браслета.
Плетение объемных бисерных изделий в технике поперечного низанием.
Теория. Низание из бисера «в одну нить»: цепочки с бугорками, зигзаг, «соты», «ромбы». Последовательность выполнения цепочек в технике поперечного низания. Способ соединения цепочек «встык».
Способы выполнения подвесок: «бахрома», «веточки», «кораллы».
Практика. Плетение цепочки «в пол ромба», выполнение подвесок.
Плетение бисерных изделий в технике кругового низания.
Теория. Круговое низание назначение и последовательность выполнения.
Виды круговых элементов (однорядные, многорядные, ажурные, плотные). Способы соединение элементов в единое целое (вплотную, с помощью промежуточных цепочек). Варианты форм изделий на основе круговых элементов. Условные обозначения.
Практика. Выполнение брелока из бисера и бусин.
Плетение бисерных изделий в технике углового низания.
Теория. Угловое низание назначение и последовательность выполнения. Разновидность уголков-элементов (ажурные - выполненные поперечным низанием, плотные - выполненные мозаичным низанием). Варианты изделий на основе уголков-элементов. Условные обозначения. Техники углового низания одной и двумя иглами.
Практика. Выполнение кленового листа мозаичным низанием.
Творческий проект.
Теория. Обоснование темы выбранного проекта. План организации по изготовлению проектируемого изделия: история, материал, стиль, форма, размер, стоимость.
Практика. Выполнение проектной работы. Защита проектной работы. Проект на тему: « Волшебная страна сказок».
Литература
Дубровская Н. В. Оригинальные поделки из бумаги и природных материалов. М.: ООО Изд-во Астрель, 2012.
Литвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Изд-во Владос. 2012.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 2006
Голубева.Н.Н. Аппликация из природных материалов. М.: Изд-во Ниола 21-й век, 2011.
Мейстер, Н.Г. Бумажная пластика. М.: ООО Изд-во Астрель, 2008.
Нагибина М.И. Волшебная бумага. Аппликация. Фигурки. Оригами. Ярославль: Академия развития, 2012.
Эм Г.Э. Путешествие в страну Оригами. Пособие для учителей. . М.: Изд-во Легион , 2013.
Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. М.: ООО Изд-во Астрель , 2010.
Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. Ярославль: Академия развития, 2001.
Новикова И.В. Конструируем из бумаги. Вырезаем и мастерим. Ярославль: Академия развития, 2011.
Кристанини. Дж. Страбелло. Энциклопедия вышивки от А до Я Изд-во Мой мир, 2008.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. Рукоделие в начальной школе. Изд-во Сфера, 2005.
Зайцев В.В. Мягкие игрушки. М.: Изд-во Рипол Классик. 2012.
Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
Дюмина Г. Бисер. – М.: ООО Изд-во АСТ, ООО Изд-во Астрель, 2006.
Юрова Е.С.Старинные русские работы из бисера. – М.: Истоки, 2003.
13PAGE 15
13PAGE 141815
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315