ДЕЛОВАЯ ИГРА по теории управления (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭТАПЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ)


ДЕЛОВАЯ ИГРА «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭТАПЕ
ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ»Обоснование темы ситуацииПоявление в трудовом коллективе нового руководителя всегда значительное событие как для него самого, так и для подчиненных. Вступающему в должность, даже если он не назначен на нее, а избран коллективом или прошел по конкурсу, предстоит еще заслужить или закрепить свой авторитет и доверие коллектива. Ему придется адаптироваться в сложившемся коллективе, система отношений, установки и стиль работы которого уже сформировались. Поэтому возможны значительные осложнения, противоречия, конфликты, иногда заканчивающиеся отторжением нового руководителя.
С наибольшими сложностями сталкиваются при этом молодые, начинающие руководители. Они, как правило, еще не умеют работать с людьми, плохо чувствуют разницу между личными контактами и деловым общением, иногда грешат самолюбованием, администрированием, а потому теряют контакт с коллективом. Другая крайность выражается в стремлении избежать активных действий. А ведь первое впечатление, сложившееся о человеке, оказывается наиболее сильным и сохраняется достаточно долго. Новому руководителю следует помнить, что состав и последовательность его действий должны определяться не только разработанной им стратегией развития коллектива, но и особенностями межличностных отношений.
Цель работы
Изучение процедуры вхождения в должность руководителя.
Выявление различных точек зрения на проблему вхождения в должность.
Оценка готовности занять должность руководителя.
Тренинг делового общения, ведения дискуссий, принятия решения.
Обучение моделированию процесса вхождения в должность.
Отработка типовых процедур знакомства руководителя с коллективом, разработка плана работы в первые дни, принятия и реализации решений в новых условиях.
Содержание работы
Место действия – участок сборки печатных плат, поступающих затем на другие участки цеха. В последнее время участок едва справляется с заданием. В третьей декаде каждого месяца начинается «штурмовщина». Системой стали сверхурочные, работа в выходные дни, что приводит к регулярному перерасходу фонда заработной платы и отсутствию премий. Наблюдается высокая текучесть кадров. Коллектив ежегодно обновляется на 30-35%. Около 40% работников составляют молодые рабочие. Участились нарушения трудовой дисциплины, опоздания, прогулы. Возрастают потери от брака, простоев, нарушаются сроки ремонта оборудования, увеличилось число рекламаций.
Неблагополучное положение на участке вызвано плохой организацией труда, слабостью материальных стимулов, низкой исполнительской дисциплиной и ответственностью за выполнение в срок плановых заданий. Часто сменяются руководители. Так, за два года уволилось три мастера. Создание на участке бригады осуществлено формально и не привело к заметным изменениям.
Два дня назад приказом начальника цеха мастер был освобожден от занимаемой должности, но оставлен на том же участке.
Исходя из характеристики производственной ситуации в процессе деловой игры, необходимо выполнить три задания:
Задание 1. Вы утверждены в должности мастера участка сборки печатных плат в момент, когда там сложилась критическая ситуация. Коллектив с вами не знаком. После смены в комнате отдыха собрались рабочие.
Подготовьте тезисы своего выступления, придерживаясь следующего плана:
Что вы можете рассказать о себе как о человеке и специалисте (ваше прошлое, настоящее, планы на будущее)?
Какие мотивы побудили вас прийти именно на этот участок и занять должность мастера?
Ваше отношение к своим обязанностям, правам, полномочиям. Какие задачи вы хотели бы решать?
Что вы ожидаете от коллектива участка, в чем хотите найти поддержку и понимание?
Как вы представляете себе будущее участка, трудового коллектива, его производственную деятельность, общественную жизнь и перспективы роста?
Если учесть, что члены коллектива будут по-разному прогнозировать ваши действия, ожидая подтверждений своим предположениям, ваше выступление должно быть кратким, четким, аргументированным, убедительным, эмоционально ярким.
Время на подготовку – не более 30 мин., на выступление перед коллективом участка – 10 мин.
Задание 2. Вы утверждены приказом начальника цеха мастером участка сборки печатных плат. С коллективом участка вы не знакомы, но предварительно информированы о тяжелой ситуации, сложившейся на участке. Завтра вы непосредственно приступите к выполнению своих служебных обязанностей и должны к этому подготовиться.
Подумайте, какие задачи вам надо решить, с кем встретиться, какую информацию собрать, с какими предложениями обратиться к коллективу. Вы не должны быть застигнуты врасплох в свой первый день. Если вы не можете сразу заявить о себе как о хозяине положения, способном организаторе, окажетесь в плену у «текучки» и обстоятельств, вам трудно будет в дальнейшем рассчитывать на успех.
Подумайте, что и в какой последовательности вы будете делать в первый день работы.
Помните, что подчиненные ожидают от вас многого: советов, указаний, сочувствия, новой информации, сохранения или изменения привычного уклада работы, заведенных порядков, критических замечаний, одобрения, похвалы и т.п.Вас сознательно или бессознательно будут сравнивать с прежним мастером. Все ваши действия, высказывания, предложения, замечания будут оцениваться. С первого же дня подчиненные будут прогнозировать ваше поведение в будущем и сопоставлять с ним свои надежды.
Разработайте план первого рабочего дня.
Время на подготовку – не более 30 мин., на изложение и аргументацию плана перед слушателями – 10 мин.
Задание 3. Вы назначены мастером участка сборки печатных плат. С завтрашнего дня приступаете к исполнению своих служебных обязанностей. Вы не имеете опыта работы в подобном трудовом коллективе. Вам предстоит столкнуться с множеством нерешенных вопросов, непредсказуемыми поступками ваших новых подчиненных. Ваша деятельность начинается в условиях неопределенности и отягчается сложным, почти критическим состоянием дел на участке. Но это не избавляет вас от обязанности оперативно и правильно реагировать, справедливо оценивать и принимать обоснованные решения в каждом конкретном случае. От произведенного вами впечатления, от правильного поведения в первые дни зависят ваш авторитет в коллективе и эффективность его работы.
На основании имеющейся информации, личного опыта, установок и представлений постарайтесь прогнозировать свое поведение, если в первый день работы вы столкнетесь со следующими ситуациями:
Один из работников обратился с просьбой предоставить завтра отгул, так как ему надо навестить больного родственника в больнице за городом.
Вы получаете коллективную жалобу на одного из работников участка.
Вам позвонят и, не представившись, потребуют назначить на сегодняшний вечер трех человек для дежурства по охране общественного порядка на улицах, прилегающих к территории завода.
К вам подойдет пожилой рабочий и сразу же начнет ругать прежнего мастера.
К вам подойдет бригадир смежного участка и начнет резко высказываться по поводу систематической недопоставки узлов, что срывает выполнение производственных программ.
Вам доложат о поломке дорогостоящего оборудования.
После сбора в назначенное время персонала участка вас неожиданно, без предварительной договоренности, пригласят на совещание к начальнику цеха.
Вам предложат вечером после работы собраться узким кругом у одного из членов бригады и отметить вступление в должность.
Постарайтесь дать краткое описание программы ваших действий в каждом конкретном случае.
При обосновании любого из восьми случаев необходимо ответить на вопросы:
Какие мысли возникли в первый момент?
Как бы вы хотели поступить?
Как поступаете в действительности?
Время на подготовку – не более 30 мин., на сообщение о принятых решениях – 10 мин.
Ход выполнения работы
Ситуацией управляет преподаватель.
Продолжительность работы – 4 часа.
Тематика для каждой команды определяется в зависимости от практической заинтересованности участников и рекомендации руководителя.
Докладчики (претенденты на должность) должны использовать интересные формы выступления (до 10 мин.), применять наглядные пособия.
Регламент выступления и дискуссии (5-8 мин.) должен строго соблюдаться. Если материал новый, а форма его подачи оригинальна, можно продлить выступление. Если доклад и выступления неинтересны – прервать их.
Участники разбора ситуации должны ставить вопросы докладчикам таким образом, чтобы возникала активная дискуссия.
Эксперты дают точные и объективные оценки докладов и деятельности команд.
Докладчик, получивший за свой доклад наибольшее число баллов, становится претендентом номер один.
Организатор в ходе игры может использовать дополнительные роли: оппонента, инициатора дискуссии, эксперта.
Краткие выводы и оформление отчета по лабораторной работе.
Исходные данные
При проведении работы в качестве исходной информации используются: характеристика (описание) проблемной ситуации и задания участникам.
Игра включает пять этапов.
Этап I. Постановка задачи. Преподаватель обосновывает актуальность ситуации, разъясняет ее цели, распределяет роли. Для этого из группы выбирают трех лидеров, каждый из которых получает индивидуальное задание, формирует по своему усмотрению рабочую группу, выбирая из числа участников 5-6 чел. Первая группа получает задание подготовиться к представлению в новом коллективе, вторая – разработать план работы на первый день, третья – выработать решение предлагаемых ситуаций (см. выше, в разделе «Содержание работы», задания № 1, 2, 3 соответственно). Остальные участники делятся на три группы экспертов, одна из которых будет оценивать представление в новом коллективе, вторая – план работы, третья – принятые решения. Эксперты получают копии заданий и необходимую информацию о состоянии дел в трудовом коллективе на момент вступления в должность нового руководителя. Продолжительность первого этапа 10-15 мин.
Этап II. Разработка программы действий. Группы готовятся к игре:
обдумывают задание, составляют план его реализации, отрабатывают основные этапы и т.п. Продолжительность 25-30 мин.
Этап III. Выступления лидеров команд. За стол садятся три участника со своими помощниками. Лидер первой группы произносит вступительную речь перед коллективом, роль которого играют остальные слушатели учебной группы, отвечает на вопросы. Затем второй участник игры знакомит группу с разработанным планом работы на первый день, аргументируя целесообразность и последовательность этапов. Третий участник рассказывает, с какими ситуациями он столкнулся в первый день и какие принял решения.
В процессе разбора ситуации помощники выступающих могут дополнять их, исправлять некоторые положения, отвечать на вопросы, если затрудняется сам выступающий. Продолжительность 30-35 мин.
Этап IV. Дискуссия. Участвует вся группа. Представители экспертных групп дают оценки по пятибалльной системе каждому участнику игры и его помощникам, аргументируя свои решения. Затем проводится общее обсуждение проблемы вступления в должность нового руководителя, высказываются и записываются предложения. Продолжительность 25-30 мин.
Этап V. Подведение итогов разбора ситуации. Преподаватель оценивает работу участников игры и экспертных групп, анализируя ход рассмотрения ситуации, содержание высказываемых предложений, поведение и активность слушателей, обращает внимание на правильные решения и типичные ошибки, формирует основные практические выводы с учетом возможных предложений, направленных на улучшение решения. Продолжительность 10-15 мин.
Методические указания к работе
1. Оценка производится по пятибалльной системе.
2. Критериями оценки команд (претендентов) являются:
а) глубина и логичность сообщения докладчика, содержательность предложении;
б) обоснованность и конкретность ответов на вопросы экспертов и других слушателей;
в) активность группы поддержки (команды претендента);
г) корректность претендента и его группы в процессе проводимой беседы;
д) соблюдение регламента докладов и ответов на вопросы.
3. Результаты оценки заносятся в таблице 3.
Таблица 3
Оценка команд по критериям
Ф.И.О. эксперта Оценка по критериям в баллах
а б в г дитого
Исаев М.
Левин П.
.................. 4
4 3
4 5
5 5
5 3
4 20
22
4. ................... 5. ................... Итого 108
4. По результатам подводятся итоги. Победителем (претендентом №1) объявляется лидер (команда), набравший наибольшее количество баллов.
5. Оценка руководителем общего хода разбора ситуации, наиболее активных участников, отдельных положительных и не удавшихся моментов разбора ситуаций.
6. По результатам работы студент должен написать краткие выводы и рекомендации.