Печорин в системе художественных образов романа. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер
Урок 34
Печорин в системе художественных образов романа. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер
Цель:
- показать образ Печорина в системе художественных образов романа, в его взаимоотношениях с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером;
- развивать аналитическое, ассоциативное и образное мышление, память, речь;
- воспитывать гуманизм и нетерпимость к эгоизму, индивидуализму; формировать читательскую культуру учащихся.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Беседа
- Охарактеризуйте жанр романа «Герой нашего времени». В чем его своеобразие?
- Каковы особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова? В чем заключается своеобразие его фабулы и сюжета?
- Какие художественные задачи позволяет решить такая композиция?
- Как бы вы объяснили смысл заглавия романа?
- А существует ли, по вашему мнению, герой нашего с вами времени?
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Беседа
- Сегодня наш урок будет посвящен главному герою романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - Григорию Александровичу Печорину. И в самом начале разговора я хотела бы вас спросить: какие ассоциации вызывает у вас фамилия главного героя? Случаен ли ее выбор?
Фамилия главного героя романа напоминает нам о реке Печоре и тем самым ассоциативно подводит нас к образу Онегина – через название реки Онеги. И это не случайно. Что образ Печорина ориентирован на образ Онегина, заметил уже В.Г. Белинский («это Онегин нашего времени», «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою»), а Б.М. Эйхенбаум обнаружил, что в рукописи «Княгини Лиговской» Печорин назван Евгением.
- И, тем не менее, образ Печорина глубоко самобытен и своеобразен, в нем, помимо черт поколения, заключено и глубоко личностное, субъективное начало, присущее личности создателя Печорина, то есть самому Лермонтову. Образ Печорина так же глубок и полноводен, как сибирская река Печора. Впрочем, личность героя может стать гибельной темной бездной, пучиной глубоководной Печоры, где тонут и гибнут некоторые герои романа, ступившие на край этой на вид спокойной, но коварной широкой реки.
- А теперь я попрошу вас, опираясь на текст романа, дать портретное описание Печорина. Чем примечательна его внешность?
- Посмотрите на портрет самого Лермонтова. Какие черты портрета Печорина вы увидели в нем?
- Лермонтов действительно наделяет Печорина некоторыми чертами собственной внешности. Сравним портрет героя глазами автора и портрет самого Лермонтова в изображении И.С. Тургенева: в этих портретах поразительно совпадают некоторые детали. Вот эти детали в описании Печорина: «В его улыбке было что-то детское. (...) о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! (...) холодный взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса, если бы не был столь равнодушно-спокоен».
А вот портрет Лермонтова: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от этих больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти по-детски нежных и выдававшихся губ». Не исключено, что Тургенев держал в голове портрет Печорина и, глядя на Лермонтова, бессознательно уподобил Лермонтова Печорину. Тем не менее, это сходство показательно. Ведь Тургенев был современником Лермонтова, и его оценка - оценка по свежим следам, глазами очевидца.
- А теперь скажите, к какому типу литературных героев относится Печорин?
Печорин - романтический байронический герой (одинокий, противопоставленный обществу, разочарованный в жизни), это модификация байронического героя на русской почве, которую можно назвать демоническим типом. Отчетливо прослеживается сходство Печорина и Демона, героя одноименной поэмы.
- Давайте сравним этих героев, а для наглядности представим наши наблюдения в виде таблицы.
Черта Демон Печорин
свободолюбие Тяга к свободе заставила Демона восстать против власти Бога. Свободолюбие Печорина выражается в его нежелании привязываться к одному месту или человеку.
разочарование в жизни Демон за прошедшие тысячелетия успел изучить всю вселенную, ему надоело абсолютно все, потому что все виды занятий он перепробовал по многу раз. Печорин пресыщен жизненными удовольствиями, его ничто не интересует после бурно проведенной молодости.
одиночество Демон низвергнут с неба, но в то же время он не примкнул к Сатане. Он «ни мрак, ни свет». С людьми ему сойтись трудно из-за принадлежности к другой сфере – Демон сверхсущество, наделенное мистическими способностями и бессмертием Печорин по собственному желанию отдалился от дворянского общества, порвал связи с привычным окружением, уехав на Кавказ, и среди светских людей держится отчужденно. В то же время ему не дано сблизиться с простыми людьми, в силу происхождения
стремление преодолеть одиночество Демон, в отличие от стандартного романтического героя, старается преодолеть свое одиночество, ищет любви, в которой надеется обрести смысл жизни. Печорин, несмотря на печальный опыт, каждый раз с надеждой завязывает новые отношения, хотя ни одна любовная история не закончилась для него благополучно.
отсутствие осознанного стремления к злу и роковые совпадения, приводящие к трагедии Демон «сеет зло без наслаждения», потому что злодеяния наскучили ему так же, как и все остальное в этом мире, однако даже тогда, когда его намерения не имеют ничего общего со злом (любовь к Тамаре), финал трагичен (Демон оказывается виновен в смерти Тамары, хотя этого вовсе не хотел). Печорин не ориентируется на сознательное причинение людям зла, однако большинство его поступков имеют негативные последствия (например, влюбившись в Бэлу, он разлучает девушку с семьей и в результате становится виновником ее гибели; познакомившись с Грушницким, в итоге убивает его на дуэли, и т. п.).
отношение к миру как к театру марионеток, позиция «кукловода» Демон рассматривает людей как своеобразный «материал» для разыгрывания собственных сценариев. Он устраивает гибель жениха Тамары, потому что заинтересовывается девушкой, и не склонен воспринимать молодого человека как самостоятельно мыслящее и чувствующее существо. Взгляд на мир свысока во многом обусловлен тем, что Демон обладает сверхъестественными способностями. Печорин ставит себя выше всех остальных людей и считает, что он имеет право вмешиваться в чужую судьбу, поворачивая ее по собственному разумению. Наиболее яркий пример «режиссирования» ситуации представлен в «Княжне Мери», где Печорин в прямом смысле играет людьми, как марионетками, заранее просчитывая их реакцию и подталкивая к определенным действиям.
трагизм фигуры Демон в авторской интерпретации не столько злодей, сколько жертва обстоятельств. Его душевное состояние, разочарование в жизни, озлобленность продиктованы оторванностью от всего живого, в чем, в свою очередь, повинен не сам персонаж, а Творец, который обрек Демона на вечное одиночество и среди ангелов, и среди демонов, и среди людей. Печорин показан автором как трагическая фигура: его характер обусловлен временем и общественными условиями. То, что Печорин не находит смысла в жизни – результат сложившейся общественной ситуации, превращающей молодых дворян в «лишних людей».
- Как видите, кроме несомненного сходства, между героями есть и некоторые различия. Самое главное отличие заключается в том, что Демон – бесспорно романтическая фигура, сверхсущество, действующее в мистических сферах и иных мирах, а Печорин – обычный человек, хотя и обладающий некоторыми особенностями романтического персонажа. В связи с принадлежностью к роду человеческому трагизм существования Печорина несколько менее выражен, чем у Демона, потому что страдания Демона усугубляются его бессмертием, тогда как Печорин имеет возможность избавиться от мучений с приходом смерти.
А теперь давайте рассмотрим вторую составляющую этого образа - «лишний человек». «Лишний человек» 1830-х гг. - дворянин, одаренный различными достоинствами, но не нашедший своего предназначения, жертва воспитания, продукт общества, не нужный самому обществу. Его отличие от предшественников, «лишних людей» 1820-х гг., заключается в том, что Печорин воплощает следующую ступень эволюции типа, в его жизни, по сравнению, например, с пушкинским Онегиным, больше активных действий (поездка на Кавказ, путешествие в Персию, участие в войне), однако вся эта активность не приносит никакого результата, Печорин по-прежнему чувствует себя никчемным, и с общественной точки зрения его перспективы гораздо более сомнительны, чем у Онегина, хотя бы потому, что 1830-е гг. в России отмечены спадом политической активности после поражения декабристов, гораздо большим пессимизмом и инертностью общества, что не может не отражаться на жизни людей.
Таким образом, Печорин представляет собой двойственный характер, сочетающий в себе романтические и реалистические черты. Он романтический герой, но его постепенно развенчивают и свергают с пьедестала, он вынужден действовать в реальных земных условиях, и это заставляет его меняться. В нем отчетливо просматривается распространенный тип «лишнего человека», который существовал в российской реальности на протяжении первой половины XIX в.
Если проследить эволюцию героя в соответствии с хронологическим порядком событий, то мы увидим постепенное развенчание романтической составляющей характера героя и нарастание реалистических черт, «снижение» образа.
- Каким предстает он перед нами в главе «Тамань?
В главе «Тамань» Печорин представлен как романтичный молодой человек, интересующийся тайнами, переживающий романтическую влюбленность в красавицу-«ундину». Только в финале истории он задается нетипичным для романтика вопросом о смысле своих поступков, подвергает сомнению с точки зрения разумности уже реализовавшийся романтический сценарий.
- Каков Печорин в главе «Фаталист»?
Здесь Печорин, сохраняя облик романтического героя, начинает сомневаться в незыблемых для романтика ценностях (рок, предопределение), находя рациональное объяснение мистическим совпадениям.
- А каким мы видим его в главе «Бэла»?
В главе «Бэла» Печорин ведет себя в романтической ситуации недостаточно романтично, его любовь заканчивается разочарованием и скукой, и он медлит, вместо того, чтобы принять решение. Его уже есть за что осуждать – он разрушил судьбу Бэлы из-за каприза и стал косвенным виновником ее гибели.
- Какое впечатление производит Печорин в главе «Максим Максимыч»?
Печорин производит на офицера-путешественника удручающее впечатление своей вялостью и апатией («тридцатилетняя бальзакова кокетка»), а его поведение, сохраняя внешние признаки романтизма (принципиальное одиночество, отказ от встречи со старым другом), становится отталкивающим и достойным порицания.
- И наконец – что мы узнаем о герое из предисловия к Журналу Печорина?
Герой умирает, не выдержав столкновения с действительностью, утратив стимул к дальнейшему существованию.
- Итак, очевидным становится тот факт, что в лермонтовской интерпретации романтического героя и окружающей его «среды» наблюдается эволюция. Образ героя явно снижается, попадая в критическую сферу авторского анализа и в зону реальных обстоятельств, изображение которых обусловлено антиромантической тенденцией эпохи, наблюдаемой в это время в русском литературном процессе. Лермонтов как «исторический писатель» стоял на грани постепенно уходящего прошлого и рождающегося будущего. Это сказалось и на художественном методе автора «Героя нашего времени». Принципы реалистической поэтики в его художественном арсенале становятся доминирующими, но романтическая поэтика остается в творческом арсенале Лермонтова как часть новой художественной системы. Следует отметить, что лермонтовская фантастика часто соотносима по художественной функции не с романтической «классикой», а с произведениями Н. В. Гоголя, основоположника «натуральной школы».
2. Характеристика героя
- А теперь, обобщая все сказанное и опираясь на текст романа, дайте характеристику Печорина.
Материал для учителя
Печорин – натура странная, двойственная, и странность эта явно проступает во всём его облике, противоречивом даже для постороннего взгляда. Он отстранен от окружающих его людей, ощущает себя как бы над ними. Герой равнодушен к людям, их чувствам, иначе своей холодностью не оскорбил бы Максима Максимыча, столь преданного дружбе с ним.
С другой стороны, Печорин беспощаден и к самому себе. Он словно наводит на свою душу увеличительное стекло, и она предстаёт перед нами без прикрас, без попытки что-то утаить, сгладить, дать в более выгодном свете, ибо он исповедуется самому себе, зная, что самого себя обмануть невозможно: для этого его ум слишком проницателен.
Печорин постоянно рефлексирует, занят постоянным самокопанием, самоедством - его беспокоят внутренние противоречия собственных стремлений и поступков.
При этом Печорин проницателен и видит порой человека насквозь, предугадывает его мысли и поступки и, вооруженный этим знанием, незримо руководит действиями и поступками окружающих, навязывая им свою волю и тем упиваясь. Добиваясь власти над душой княжны Мери, Печорин на несколько ходов вперед предугадывает развитие событий. И даже недоволен этим - всё становится скучным: «Я всё это знаю наизусть - вот что скучно!»
Он точно рассчитывает поведение Грушницкого на дуэли, складывая по своей воле обстоятельства так, что, по сути, лишает противника права на прицельный выстрел, и тем ставя себя в более выгодное положение, обеспечивая собственную безопасность и одновременно возможность распорядиться жизнью бывшего приятеля по собственному усмотрению.
Он весь переполнен гордыней, сознавая собственное превосходство над окружающими. Но гордыне всегда сопутствует комплекс неполноценности, они борются между собой в душе человека, становятся его мучением и постоянно требуют себе в качестве пищи борьбу с кем-то, противоречие кому-то, власть над кем-то: «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?»
Однако для того чтобы перед самим собой так безжалостно обнажать свои пороки, как это делает Печорин, - нужно особого рода мужество. Человек чаще стремится скрыть от самого себя нечто мучительное в своей натуре, в жизни, - даже убежать от действительности в мир опьяняющей и глушащей сознание грёзы, выдумки, приятного самообмана. Трезвая самооценка - часто дополнительная причина внутренней депрессии, терзаний. Печорин становится поистине героем своего времени, ибо не прячется от настоящего ни в прошлом, ни в мечтах о будущем, он становится исключением из правила, представленного Грушницким, этим напыщенным обманщиком самого себя.
Печорин - герой. Но героизм его - душевный, не духовный по природе своей. Упиваясь своей силой или терзаясь внутренними муками, он вовсе не смиряет себя даже тогда, когда видит в себе явные слабости, явные падения, наоборот: он постоянно склонен к самооправданию, которое соединяется в душе его с тяжким отчаянием. Печорин готов переложить вину на «дурное сообщество», но своей вины осознать отнюдь не стремится.
Печорин становится своего рода нравственным садистом, находящим особое удовольствие от созерцания душевных мучений тех, кто вверял ему свою душу (прежде всего женщин, любви которых он добивался).
«...Я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания - и никогда не мог насытиться». И каков итог? – «... остаётся удвоенный голод и отчаяние!»
Как и всякий человек, смутно сознающий свою вину во всех собственных (и не только собственных) бедах и стремящийся оправдаться хотя бы перед собой, и прежде всего перед собой, своей совестью, Печорин старается отыскать для себя какие-то смягчающие обстоятельства, если не полное избавление от всех обвинений и укоров совести. Это не может не подтолкнуть его к размышлениям о судьбе как о внешней силе, определяющей его поступки и снимающей с него хоть какую-то долю вины.
Словарная работа
Фатализм - это вера в предопределенную, неотвратимую судьбу, не зависящую от воли и поступков самого человека. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и разум.
Фатализм мог иметь для него определённый интерес. Прежде всего, существование непреложной судьбы снимает с человека всякую ответственность - а Печорин весьма склонен к этому. Но фатализм порождает и безволие, бездействие, безысходность. И действительно, чего ради суетиться и чего-то желать, когда всё определяет безликая судьба?
Поэтому спор, что разгорелся между персонажами повести «Фаталист» относительно предопределения, для всех участников объясняется обычным любопытством, но в душе Печорина он обретал значение величайшей важности. И склонность к признанию всевластного рока побеждает. «Фаталист» недаром завершает роман: в ней подводится итог, разъясняющий окончательно все загадки характера героя.
Только в самом конце становится понятен тот жестокий смех, каким ответил герой на утешения Максима Максимыча: это был смех холодного отчаяния.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Работа в группах
Класс делится на четыре группы, каждая из которых получила опережающее задание подготовить сообщение на одну из предложенных тем, опираясь на текст романа и статьи учебника (стр. 154-162). Выслушиваются сообщения групп:
1 группа - Печорин и Максима Максимыч;
2 группа - Печорин и Грушницкий;
3 группа - Печорин и доктор Вернер;
4 группа - Печорин и Вулич;
5 группа – дружба в жизни Печорина.
Материал для учителя
Отношение к прошлому
Печорина Максима Максимовича
Все прошедшее мучительно. Все прошедшее мило.
Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой. Общие воспоминания становятся основой для беседы, которой с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы. Воспоминания о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.
Различия между героями
Печорин Максим Максимович
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и, прежде всего, своего характера. Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.
Всегда старается преодолевать обстоятельства. Покорен обстоятельствам.
«Двойники» Печорина
Грушницкий - карикатура на Печорина
- Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».
- «…Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»,
- Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект его наслаждение».
- В его душе нет «ни на грош поэзии».
- Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).
- «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
- Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.
- Грушницкий все время пытается кому-то подражать.
- Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.
Вернер - приятель и «двойник» Печорина
- По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».
- Он «скептик и материалист».
- Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.
- У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).
- Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.
Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»
Вернер Печорин
Сходство Близки духовно и интеллектуально.
Скрывают способность любить и сострадать.
Учатся равнодушию и эгоизму.
Боятся проявления нормальных человеческих чувств.
Подавляют в себе все человеческое.
Различия Свидетель жизни, скорее наблюдатель за всем происходящим со стороны. Пытается понять смысл и цель своей жизни.
Грушницкий Печорин
Сходство Люди одного круга, вместе служили.
Различия Позер, любит пышные фразы.
Мечтает стать героем романа.
Провинциальный романтик.
Мелок в своих амбициях и желаниях.
Чтобы завоевать авторитет в кругу людей, которые для него значимы, идет на предательство и подлость. Умен.
Тонко чувствует других людей, умеет понимать их состояние и угадывать их поступки.
Наблюдателен, умеет анализировать и делать выводы.
Обладает тонкой интуицией.
Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута». Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая действиями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».
«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»
Вулич пытается доказать, что фатум существует, в отличие от свободной воли, и доказывает он это довольно странным способом: выстрелив себе в висок. Происходит осечка. Хотя пистолет был заряжен, Вулич остается жив. Другой выстрел, сделанный им в фуражку на стене и продырявивший ее насквозь, по мнению Вулича, несомненное доказательство того, что случайность фатально запрограммирована.
Первая странность: все участники спора безмолвно соглашаются с Вуличем, как будто доказавшим свою правоту в споре с Печориным хотя бы уже тем, что он остался в живых. Вторая странность: Печорин, который в споре с Вуличем выступает против фатализма и отстаивает свободу воли, перед тем как Вулич должен нажать курок, видит на его бледном лице печать смерти и заявляет: «Вы нынче умрете!» Получается, что Печорин выступает здесь как фаталист: печать смерти подразумевает неизбежную смерть, а фаталист Вулич на это отвечает Печорину: «Может быть, да, может быть, нет...» - становясь в это мгновение поборником свободной воли, ибо его слова означают свободу выбора и неясность грядущих событий.
Другими словами, Вулич и Печорин то и дело меняются местами, занимая противоположные идеологические позиции и совсем не замечая собственной непоследовательности.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Прочитать статью учебника «Женские образы в романе» (стр. 162-170).
2. Подготовить характеристики женских образов романа (по группам):
1 группа – Бэлы (перечитать песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры);
2 группа - девушки-ундины (перечитать сцену в лодке);
3 группа - княжны Мери (перечитать сцену переправы Печорина и Мери через горную речку и запись в журнале от 3 июня, а также сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы);
4 группа – Веры (Перечитать сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая, а также письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли).
VI. Этап рефлексии