Классный час на тему Толерантность — путь к миру


МКОУ «Бацадинская СОШ»
Классный час
на тему:
«Толерантность – путь к миру»
Классный руководитель: Масхудова С.А.

Классный час на тему:
«Толерантность – путь к миру»
Классный руководитель 7 класса
Бацадинской СОШ
Масхудова Сидрат АбдулзагировнаЦели: познакомить с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Задачи: воспитание чувства коллективизма, сплоченности; способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: карточки с понятием «толерантность» на разных языках; сердечки с надписью: «Неси добро и радость людям»; дерево толерантности; солнце; бумажные листья дуба.
Ход классного часа:
Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Я рада приветствовать всех вас на нашем открытом классном часе. Чтобы наше общение удалось, приготовьте хорошее настроение, желание высказаться,
позитивный настрой друг к другу.
Сегодня мы начнем наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему нашего классного часа. Притча называется «Ладная семья». Слушайте внимательно.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья эта была особая: мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям и спокойно старикам. Удивился владыка. И спросил он у главы семьи, как он добивается такого согласия и мира. Тот взял лист бумаги и стал писать. Долго писал старик, затем передал лист владыке, а на всей странице было написано всего три слова: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. А в конце листа дописано: 100 раз любовь, 100 раз прощение и 100 раз терпение. «И это все?» - удивился владыка. «Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И подумав, добавил: «И мира тоже»

- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
- Как вы думаете, о чем мы будем беседовать на занятии? ( о доброте, терпении, дружбе, любви, уважении и т. д.)
- Все, о чем вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом - «толерантность».
- Вам понятно значение этого слова?
- Толерантность – ( от лат. терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то. В русском языке есть синоним слова толерантность – это терпимость. Это способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Определение понятия «толерантность» на разных языках Земли трактуется по-разному.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.
В французском – отношения, при которых допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. - Какое же из определений вам больше всего нравится?
- Что же объединяет все эти определения? ( умение жить в мире и согласии со всем миром)
- Почему же актуальна проблема толерантности в настоящее время?
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.
Мы живем в многонациональной республике. В ней дружно уживаются более 30 национальностей. Мир и спокойствие в ней зависят от того, насколько уважительно и терпимо относимся мы друг к другу.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Хочется прочитать слова великого педагога Сухомлинского: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется и тем , что можно. Ваши желания – это радость и слезы ваших близких. Проверяйте, не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».
- Чем же мы отличаемся друг от друга?
Игра « Волшебная рука»
Цель: способствовать самораскрытию учащихся; научиться воспринимать мнение окружающих о себе.
Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество. Затем « ладошки» передаются по кругу, и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладонь изображена.
- Что нового ты узнал о себе?
- Совпадает ли то, каким ты видишь себя, с тем, каким видят тебя другие ?- Итак , быть толерантным значит:
уважать другого
любить ближнего своего
не злиться
быть добрым, терпимым
сострадать
считаться с чужим мнением
уважать права других
быть патриотом своей школы, Родины
уметь решать конфликты.
- Слово толерантность я изобразила в виде солнышка. Почему? Как солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От нее исходит добро, тепло. Вокруг нее всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает, всегда приходит им на помощь.
- Какое наставление нам помогает жить в мире? Давайте вспомним слова Конфуция. (Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе)
- А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и с окружающими.
- А теперь попробуем вырастить дерево толерантности. Пусть каждый участник напишет советы, свои пожелания, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, семья, село стали пространством толерантности. Листочки прикрепим к нашему дереву. И пусть оно зазеленеет!
(дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их)
- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
- Я думаю, что благодаря нашему классному часу вы никогда не забудете, что ваше предназначение – нести радость, свет, доброту.
(раздаем сердечки с надписью « Неси добро и радость людям»)
Рефлексия:
- Что вам понравилось в занятии?
- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
- Одним словом оцените свое состояние во время занятия.
Итог занятия.
Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог:
- Это дерево останется с вами, и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!