Конспект урока Судьба и Родина-едины по курсу ОРКСЭ в 4 классе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
города Армянска
Республики Крым





Конспект урока по курсу ОРКСЭ
в 4 классе
(модуль основы светской этики)
По теме: «Судьба и Родина- едины»
(с использованием проектно-исследовательской технологии, проблемно-диалоговой, здоровье-сберегающей технологии).






Разработал учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №4» города Армянска
Республики Крым
Кравченко Лидия Ивановна.







Тема: Судьба и Родина- едины. Защита проектов.

Цели: дать представление о понятиях: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность; раскрыть взаимосвязь любви к Родине, служение ей и ответственности за ее судьбу.
учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Личностные результаты:
развитие патриотизма, любви к Родине, формирование гражданского долга, желание защищать свою Отчизну.
Предметные результаты:
осознание чувства патриотизма, гражданственности, долга гражданина в защите своей Родины, своего народа.
Метапредметные результаты:
освоение познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументировать, обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
проекты учащихся;
презентации, газеты-проекты;
сочинения, инсценирование притчи;
компьютер;
мультимедийный экран;
слайды.

ХОД УРОКА

-Вы помните песню «С чего начинается Родина?»
- Послушайте и подумайте, с чего начинается Родина?

Ученики читают стихотворение.
«Что Родиной моей зовется?»
Что Родиной моей зовется? Себе я задаю вопрос. Река, что за домами вьется, Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка? Или весенняя капель? А может радуги полоска? Или морозный зимний день? Все то, что с детства рядом было? Но это станет все пустяк Без маминой заботы милой, И без друзей мне все не так. Так вот что Родиной зовется! Чтоб были рядышком всегда. Все, кто поддержит, улыбнется, Кому нужна и я сама!

-О чем спрашивает герой?
-К какому ответу приходит он?
- Какое ваше мнение? Какое чувство возникает у Вас? Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?
-Что для нас является Родиной?
В толковом словаре Родина - отечество, родная страна, место рождения.
Этимология - общеславянское слово от слова «род» - происхождение, семья, родниться, старославянское слово «родити».
Родственные слова: Родной , родимая (сторона), родители.
-Как вы понимаете выражение:
«Отчизна - это край, где пленница душа» (Вольтер)
Вывод: в нем определена неразрывная связь человека с Родиной.
-Выберите высказывание о Родине и обоснуйте его.

«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.»
- Луций Анней Сенека

«Чужбина родиной не станет» - И.Гёте

«Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к отечеству» - Жан-Жак Руссо

Презентация проектов « Моя Родина» (1 группа)
Стихотворение «Моя Родина»
Сочинение «Любовь к Родине»
II группа Пословицы о Родине ( дополни пословицы)
Одна у человека мать - одна у него и Родина.
Всякому мила - своя сторона.
Чужая сторона дремучий бор.
Кто родине изменяет - того народ презирает.
Самое дорогое для человека на чужбине – Родина.
Кто за родину горой, тот истинный герой.
Итог:
-Как вы понимаете смысл последней пословицы?
III группа представляет проекты «Герой моей семьи», «След войны в моей семье», « В памяти моей семьи».
Газеты - проекты «Спасибо деду за Победу»
Слово Родина соединяют со словом «мама». «Родина мать зовет!» Слово Отечество – со словом «отец». Слово «мама» ассоциируется со словами «любовь», «нежность», а слово «отец» - словами «защитник», «хранитель рода».
Мы любим свою Родину, как сыновья и дочери.
Патриотизм советских людей проявился в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В опасности оказалось Отечество, Родина и миллионы патриотов встали на её защиту. В этом был их долг гражданина . Защищая Родину, они защищали свой народ, будущее своей страны. Они отдали свою жизнь за то, чтобы мы жили , чтобы бились наши сердца.
Вывод: Нужно помнить и чтить память о погибших героях, о живущих, о тех, кто завоевал нам Победу.
Ученица читает стихотворение:
Люди! Покуда сердца стучатся, помните! Какою ценой завоёвано счастье, пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полёт, помните! О тех, кто уже никогда не споёт, помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Помните! Через века
Через года - помните
О тех, кто уже не придёт никогда, помните!

Минута молчания
В нашем городе много мемориалов. На одном из них надпись: «Живые, помните - они погибли за ваше счастье!»
-Кто знает где находится мемориал?
(В годы войны здесь находился лагерь военнопленных, погибло около 2000 человек. Жители города всегда помнят об этом и несут к мемориалу живые цветы.)
- Ребята, что значит «счастье»?
-Где вы по-настоящему счастливы? ( в семье, в школе)
- Кто заботится о Вас?
- Как вы понимаете высказывание А.Н Толстого «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого».
IV группа представляет проекты «Моя семья»
Инсценирование притчи о счастье.
-Чему учит эта притча? ( нужно заботится о других, быть добродетелем)
Вывод: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни чувствовать себя нужным и близким людям»- А.П. Чехов
Счастливая жизнь разнообразна. Она включает все стороны жизни человека:(добросовестный труд на благо общества и Родины, любовь и благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе).

Стихотворение.
Э. Асадов « Что такое счастье?»
Что же такое счастье?
Одни говорят: что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
Еще есть такое мнение,
Что счастье - это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.

-Ребята вы считаете себя счастливыми в классном(школьном )
коллективе, в нашей стране?
V группа представляет проекты «Мой класс- моя семья», «Мой
класс- мои друзья», «Жизнь нашего класса»- газета-проект, «Наши победы», проект-газета.
Вывод.
- Мы счастливы в классном коллективе.
- Мы живем одной семьей.
- Мы живем под мирным небом.
- Мы любим свою Родину – Россию.
- Россия борется за мир.
- Мы патриоты, сыны Отечества.
- Гражданский долг каждого защищать Родину.
Итог: Мы живем в мире множества людей, приходится принимать разные решения, которые очень важны для нас, для других людей. Сформулируйте для себя жизненный девиз, которому вы будете следовать всю жизнь. ( Запишите на лепестках ромашек свой жизненный девиз).
Ромашка - символ России.
Быть мужественным.
Быть отважным.
Быть смелым.
Быть добродетелем.
Любить, беречь Родину.
Быть гражданином своей страны.
Быть патриотом выполнять гражданский долг.
Защищать Родину.
Быть нужным людям.
Быть человеком!
15