Миссия библиотеки в современном образовательном пространстве школы


Грозова Елена Вячеславовна (ГБОУ Школа №763)
«Творческий подход к воспитанию детей через развитие речи»
Время неумолимо летит, современность диктует свои перемены во многих сферах деятельности человека. Особенно они отразились в образовательной среде, которая уверенно поднялась на более высокую ступень своего развития: модернизация, инновационные подходы, технологические средства информационных и коммуникационных технологий.
Не обошли стороной нововведения и школьные библиотеки. С внедрением новых федеральных образовательных стандартов, жизнь диктует необходимость творческого переосмысления профессиональной деятельности библиотечных работников с учётом современных требований.
Профессионально саморазвиваясь в постоянно изменяющихся условиях – это эффективный результат библиотечной деятельности. Поэтому обновлённая библиотека, правильно организованная, безопасная, уютная, дружелюбная – не просто информационный центр, а привлекательная современная, комфортная среда для всех участников образовательного процесса не только в ходе обучения, но и вне его.
У каждой библиотеки своя миссия. Все мы отличаемся друг от друга в той или иной степени. Как нет в природе одинаковых, повторяющихся личностей, так и не может быть библиотек-близнецов, если только педагог-библиотекарь не отвечает своему профессиональному статусу.
Хочу поделиться с вами и рассказать о миссии своей библиотеки, в которой раскрывается смысл данной организации.
В глобальный этот сложный век
У школьных всех библиотек
Задачи как-то изменились.
Ну, скажем прямо – усложнились.
Смешались разом они все –
В библиотекаре – в одном Лице.
Психолог я и педагог,
Юрист, артист и визажист,
И цветовод, и сценарист,
И режиссёр, и куплетист,
Я социолог и хорист,
И политолог-реалист.
Профессий всех не перечесть,
Для нас, конечно, это честь,
А уж ни капельки не лесть!
Но знают все без сомнений:
Одно из главных предназначений –
Обеспечить учебный процесс,
Не получив при этом стресс.
Пусть учится детвора
Родителям на радость как всегда.
Вот и крутишься, как юла:
С малышами почитать,
Библиотеку показать,
Викторину подобрать,
По параллелям в КВН сыграть,
Автобус «Бампер» пригласить,
Да важно – тему обсудить,
Устроить вечер при свечах
Под музыку, и в прозе, и в стихах,
Чтоб дух захватывало «Ах»!
Главное в нашей работе – общенье
Требует оно терпенья:
Ведь важней всего на свете –
Наши дети.
Школа – дом для них второй,
Поэтому со всей душой
Веду их к жизни за собой:
Творчески обогащаю,
Плодотворно развиваю,
Мир души их раскрываю.
И выходят в свет уже
Они совсем не в неглиже:
Это социум готовый,
Продукт уверенный и новый.
Им радоваться жить, творить,
Историю страны вершить.
Достойное воспитание – достойно организованная деятельность. Воспитание – процесс бесконечный, а творческий подход к воспитанию – в первую очередь вклад своей души, энергии, знаний. Следовательно, ожидаемый результат организованной деятельности, ориентированный на достижение общего результата.
В настоящее время дети хорошо информированы, достойно ориентируются в компьютерном пространстве, но в то же время чаще проявляется равнодушие, интересы их ограничены, игры однообразны.
У них снижена фантазия, творческая активность, речь.
В компьютерах, планшетах
Всё больше зависаем.
Так речь свою родную
Быстрее забываем.
И, деградируя, душа
Наш разум истощает.
Как будем жить, друзья, тогда,
Себя не развивая?
Как рыбе воздуха глоток
Даёт стремленье к жизни,
Так развивая речь детей
Приводит их к харизме!
За несколько лет сложилась комфортная среда для развития творческой активности детей, которая отвечает их возрастным, социокультурным, индивидуальным особенностям, благодаря созданному мной театрально-творческому коллективу «Прометей».
Наш девиз: «Зажги огонь в сердцах людей,
Как это сделал Прометей»
И мы зажигаем. Все мероприятия: патриотические, воспитательные, развлекательные, интеллектуальные, с одной стороны, плодотворно влияют на формирование духовно-нравственных качеств и воспитание гражданской идентичности учащихся, с другой – это работа по развитию у детей речевых навыков средствами театрализованной деятельности через познавательное и речевое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие. У детей вырабатывается чёткая дикция, формируется правильная артикуляция, интонационная выразительность и логика речи, ее устойчивость. Проявляя свои творческие способности, дети учатся сочинять рассказы и сказки, скороговорки и стихи, подбирают простейшие рифмы, пополняя свой словарный запас.
Работа над декорацией, костюмами, музыкальным сопровождением так же развивает воображение, творческую активность детей, развиваются личностные качества (дружеские, партнёрские взаимоотношения).
Сценарии всех мероприятий я пишу сама, учитывая как возрастные особенности детей, так и пожелания участников творческого коллектива.
Как подведение итогов проделанной работы – обязательно круглый стол, где дети имеют возможность поделиться своими впечатлениями и предложениями. Они становятся адаптированными, яркими, уверенными в себе, научившись чётко формулировать свои мысли, излагать их публично.
Вдохнув в них творческое начало, доставляю детям радость культурно развиваться и обогащаться. Дополняя друг друга, дети находятся в постоянном творческом круговороте, открывая разные грани книги, мы сохраняем родной русский язык.