«Особенности организации, отбора и проведения занятий в школьной секции «Баскетбол»
«Особенности организации, отбора и проведения занятий в школьной секции «Баскетбол»
Баскетбол одна из самых популярных игр в мире, самый массовый, представительный и зрелищный вид спорта.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Он является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, уверенность в себе, воспитывают чувство коллективизма (В.П.Губа, С.Г. Фомин, С.В. Чернов , 2006).
Хорошо известно, что научиться школьникам играть в баскетбол совсем не сложно. Для этого нужно познакомиться с правилами, уметь ловить, бросать мяч, попадать в кольцо. Однако для того, чтобы выступать и побеждать на соревнованиях одного этого уже недостаточно. Участие в спортивных соревнованиях предъявляет гораздо более высокие требования к занимающимся. Каждый из них должен владеть всеми приемами техники и тактики игры, но и обладать высоким уровнем развития психических и физических качеств, способностью настойчиво бороться за победу, преодолевая столь же энергичные противодействия соперника. Поэтому тренировка баскетболиста должна носить комплексный характер и проводиться с помощью тех средств, которые лучше всего обеспечивают развитие необходимых качеств, приобретение специальных знаний, умений и навыков (Портных Ю.И., Лосин Л.С., 2009 г.).
К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции, спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.д.
Необходим постоянный рост качества подготовки спортивного резерва, а, следовательно, более тщательный подход к проблемам ранней ориентации и отбора в секции баскетбола (В.П.Губа, С.Г. Фомин, С.В. Чернов , 2006).
В спортивной ориентации мы встречаем два основных варианта отбора: спонтанный и организованный (плановый). Для школьной секции наиболее приемлем спонтанный отбор. Он основан на естественном ходе событий при выборе юными школьниками вида спорта, которым они хотят заниматься. Спонтанный отбор приобрел форму определенной организованности в силу того, что желание ребят заниматься баскетболом направляется и поддерживается рекомендациями, наблюдениями преподавателем физической культуры и соответственно набором в школьную секцию.
При отборе учащихся следует учитывать следующие показатели: уровень физической подготовленности, способность к овладению техникой игры, способность к тактическому мышлению в игре, антропометрические данные, уровень овладения навыками игры в баскетбол.
Для выявления уровня физической подготовленности применяются контрольные испытания: вертикальный прыжок, прыжок в длину с места, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы сидя ноги врозь, бег 30 м, челночный бег 40 с. Чтобы определить способность овладению техникой и тактикой игры предлагают занимающимся выполнить технические приемы в спортивных и подвижных играх, эстафетах. Такие наблюдения помогают определить, как занимающийся действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее приобретенные двигательные умения и навыки.
Кроме всех показателей, надо располагать также сведениями о состоянии здоровья и антропометрическими данными. При прочих равных показателях предпочтение следует отдавать тем занимающимся, которые имеют лучшие антропометрические данные, особенно ростовые.
Педагог должен определить общие цели работы с командой. При работе с командой по мини-баскетболу, то вполне возможно, что некоторые дети никогда прежде не занимались баскетболом, некоторые всего год, т.е. уровень их подготовки не высок. Главная задача тренера в этой ситуации состоит в том, чтобы привить детям основные спортивные навыки (умение работать в команде, уважительное обращение с людьми и т.д.), интерес к занятиям баскетболом, проводить общую и специальную физическую подготовку, обучать основам игры (ведение мяча, передачи и т.д.).
В результате занятий в школьной секции дети должны приобрести специальную игровую подготовку. Ловкость, представляющую собой сочетание специальных двигательных и интеллектуальных качеств. Подготовка детей, занимающихся баскетболом, должна представлять собой хорошо продуманную систему, в которой количественные и качественные характеристики соответствовали бы особенностям возрастного развития и общими задачами физического воспитания (Ю.Ф. Буйлин, 1976).
Тренировки в секции проводятся в форме занятий по общепринятой схеме (подготовительная, основная и заключительная часть) согласно расписанию, составленному с учетом занятости занимающихся учебной деятельностью, имеющейся материальной базы (А.Н. Каинов, 2012). Наряду с традиционной формой организации тренировки, следует применять также самостоятельные занятия (в виде зарядки, выполнения домашних заданий, упражнения для укрепления здоровья и закаливания организма и т.д.), различные соревнования на первенство группы (Ю.Ф. Буйлин, 1976). Занятия проводятся учителями физической культуры или педагогами, имеющими специальную подготовку. Во время занятий следует принимать меры предупреждения травм и соблюдать санитарно-гигиенические требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю.