Статья «Технология «Сократические странствия» как средство развития детского самоуправления и активизации роли родительской общественности в образовательном процессе».
«Технология «Сократические странствия» как средство развития детского самоуправления и активизации роли родительской общественности в образовательном процессе».
Смольянинова Ольга Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №17
г. Волжский Волгоградская обл.
«Школа и семья - два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой».
В.Сухомлинский
Взаимодействие семьи и школы всегда было в центре внимания педагогов и психологов. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. При этом взаимодействие семьи и школы должно основываться на единстве целей и общности взглядов: воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся, формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, развитие интересов, творческих способностей учащихся, а также подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.
Однако не все родители в последнее время проявляют заинтересованность в успехах своего ребёнка. Некоторые родители мало внимания уделяют учебной деятельности младших школьников, воспитательному процессу, из-за личной занятости и некомпетентности. Поэтому, основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер, на основе сотрудничества и взаимопомощи современных инновационных технологий. Одним из эффективных методов взаимодействия школы и семьи является Технология «Сократические странствия» в рамках тьюторского сопровождения. Для реализации этой технологии был разработан проект «Моя семья – гордость моя!», целью которого было создание условий для эффективной совместной деятельности обучающихся и их родителей, улучшения качества учебного процесса, сплочение детского коллектива.
В начале учебного года был создан перспективный план и определены цели и темы странствия. Ученики совместно с родителями разработали маршрут-карту своего путешествия. Проводили наблюдения, исследования, подводили итоги, презентовали свои открытия и проекты.
1-ая тема: «Моё – Я» (ребята создавали карты интересов, где каждый ученик пытался узнать и раскрыть свои интересы и увлечения, узнать больше о себе и своих друзьях).
2-я тема: «Семейные традиции» (Знакомились с семейными традициями, узнавали о праздниках и путешествиях не только своей семьи, но и других ребят.)
3-я тема: «Моё родовое дерево» Все ребята поставили перед собой цель узнать свою родословную, каждый составил генеалогическое древо и узнал о своих родных и близких со стороны мамы и папы.
4 тема: «Здоровая семья – счастливое будущее» Ребята проводили наблюдения в семье, говорили с родителями о необходимости здорового образа жизни, рационального питания, об отказе от вредных привычек.
5-я тема: «Домашние питомцы». «Мы в ответе за тех, кого приручили!» С таким девизом ребятам было очень интересно наблюдать и делиться впечатлениями о домашних животных, об их разновидностях и повадках. Ведь они тоже наши члены семьи!
6-я тема: «Священная «Долина памяти» Все учащиеся провели исследование, узнали и рассказали о героях своей семьи в годы Великой Отечественной войны. Вечная им память, честь и слава!!!
7-я тема: «Моя семья – крепость моя». Каждый ученик рассказал о взаимоотношениях в семье, как можно достичь понимания и что такое любовь и доверие?
8-я тема: «Профессии семьи» Все ребята познакомились с разными профессиями, узнали, кем работают их мамы и папы, бабушки и дедушки. В чём отличие каждой профессии, и какова их польза?
9-я тема: «Я, семья и школа моя – неразлучные друзья». В конце года ребята подвели итоги проделанной интересной работы, о том какая мы дружная и весёлая команда.
По итогам проделанной работы, в рамках общешкольного конкурса «Самый классный класс!», ребята вместе с родителями заняли 1 место.
Данный проект включал в себя целый комплекс мероприятий: анкетирование, тестирование, диагностика, участие каждой семьи в конкурсах выставках и совместных семейных мероприятиях, дни здоровья, проведение родительских лекторий, собраний, открытые уроки и классные часы для родителей, игровые тренинги, тематические консультации, участие и включение родителей в государственную общественную организацию программы проекта «Здоровая Россия-общее дело!», проведение родителями интерактивных занятий по здоровьесбережению, интервьюирование, фестивали семейного творчества «Семь – я», встречи за круглым столом, совместные поездки и экскурсии, создание совета матерей и отцов, организация и участие в различных акциях «Добрых дел», и д.р. На каждом этапе подводились рефлексия, итоги и отмечалась шкала настроения.
В заключительном этапе проекта «Моя семья – гордость моя!» были собраны и обработаны выходные данные анкет, положительные отзывы родителей и детей. Подведены итоги и результаты проделанной работы:
Изучение семейных обычаев, традиций, создание электронных альбомов, генеалогического древа каждой семьи;
Содружество детей и взрослых, на основе проявления положительных эмоций, укрепление внутрисемейных контактов;
Развитие патриотических, духовно-нравственных качеств, толерантных отношений;
Повышение интереса учащихся и родителей к формированию ЗОЖ.
Сплочение детского коллектива и развитие детского самоуправления;
Активизация роли родительской общественности в образовательном процессе;
Приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни.
Удовлетворенность учебно-воспитательным процессом учащихся и их родителей.
Привлечение родителей к сотрудничеству со школой очень трудоемкий процесс. Если в начале года активно взаимодействовали 60% родителей, то к концу года – 85%. К сотрудничеству удалось привлечь не только мам и пап, но и бабушек, дедушек и других членов семьи. По итогам проделанной работы, в рамках общешкольного конкурса «Самый классный класс!», ребята вместе с родителями заняли 1 место. Эти данные доказывают, что сотрудничество было эффективным, а значит, формы работы были выбраны правильно.
Реализация проекта «Моя семья-гордость моя!» помогла добиться поставленных целей и высоких результатов в области обучения и воспитания.
Таким образом, основная цель «Технологии «Сократического странствия» как средство развития детского самоуправления и активизации роли родительской общественности в образовательном процессе» с помощью проекта была выполнена. Через комплекс мероприятий все участники образовательного процесса сплотились, изменилось отношение ребят друг другу, родители стали активнее принимать участие в жизни класса и школы.
С окончанием проекта, работа по сплочению семьи и школы не заканчивается. Она продолжается, так как является необходимым элементом развития полноценного человека и гражданина.