Викторина по ознакомлению с природой Зимующие птицы 
Викторина  по теме «Зимующие птицы».
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», ««Здоровье», «Социализация».
Виды детской деятельности:
игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная. 
Цели:
Расширение, обобщение и систематизирование знания детей о птицах.  Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края. 
Формирование бережного отношения к птицам, воспитание желания оказывать посильную помощь. 
Планируемые результаты: 
 Ребенок принимает активное участие в организации и проведении викторины, умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи, эмоционально реагирует на литературное произведение, активно и доброжелательно ведет себя в процессе коллективной деятельности. 
Материалы и оборудование:
картинки с изображением разных видов птиц, птица Совунья, эмблемы для команд, призы за участие в викторине. 
ХОД ВИКТОРИНЫ.
Дружно дети встаньте в круг, 
 Я твой друг и ты мой друг, 
 Крепко за руки возьмемся, 
 И друг другу улыбнемся. 
В: Ребята, мы с вами на занятиях говорили много про птиц, наблюдали за поведением птиц на прогулках, заучивали стихи, и разгадывали загадки. Но самое главное, вы вместе со своими родителями изготовили кормушки для птиц, прилетающих к нам на участок, и мы теперь знаем, что им будет гораздо легче пережить суровую зиму. 
 Сегодня мы проведем викторину , на которой подведем итог нашей большой работе. Согласны? 
 Предлагаю вам разбиться на две команды. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать 1 балл. Чья команда наберет больше баллов – станет победителем. 
 Дети делятся на две команды, им раздаются эмблемы с изображением снегирей и синиц. 
Сегодня к нам в садик пришло письмо (показ конверта с письмом). А от кого оно, вы узнаете, отгадав загадку. Команда, которая первая отгадает, загадку получает 1 балл. 
 Это героиня веселого мультфильма «Смешарики». Тело ее круглой формы, сиреневого цвета. Живет в маленькой стране, в дупле огромного дуба. Очень хозяйственная, любит готовить и кататься на лыжах. У нее восемь друзей, которым она с удовольствием дает мудрые советы.  (Совунья) 
 В: А теперь я зачитаю вам письмо: 
 Дорогие ребята! В нашу страну Смешарию, долетела весть о том, что вы очень любите птиц и много о них знаете. Хотелось бы проверить, так ли это на самом деле. Если вы правильно выполните все мои задания, то я порадуюсь за вас, и прилечу к вам в гости с подарками от моих друзей.
 С уважением, Совунья. 
- Ну, как ребята, согласны вы выполнить задания, которые прислала вам Совунья. 
 Тогда внимание, вот первое задание. 
 Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом, 
 Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом, 
 Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать. 
 Нас зимою подкормите, 
 Дети, кто мы? Назовите? (Зимующие птицы). 
 В: Внимание! Второе задание командам. Называется - «Найди птицу». Каждая команда  должна выбрать только зимующих птиц. 
Дети сравнивают, если есть ошибки, фиксируют их, объясняют, что не правильно и почему. 
 В: Внимание третье задание. Сорока, ворона, дятел, воробей, голубь. Как можно назвать всех этих птиц? И почему их так назвали? (Зимующие птицы, они не улетают на юг, зимуют у нас)
 В: Правильно. Наши верные друзья – зимующие или по-другому их называют оседлые птицы, которые живут у нас круглый год, не улетают на юг. В сильные морозы они в поисках пищи перебираются поближе к жилью человека, ждут помощи от нас. 
 В: Еще четвертое задание. Отгадать загадки об оседлых птицах.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый  (воробей)
 Как лиса среди зверей, 
 Эта птица всех хитрей. 
 Прыгает она у дома, 
 А зовут ее? (ворона) 
 Вкруг ствола большой сосны
 Шишки по снегу видны. 
 Здесь на кузнице затратил 
 много сил проворный  (дятел) 
 Трещала с самого утра:
 «Пор – р- ра! Пор-р-ра! А что пора? 
 Такая с ней морока, 
 Когда трещит  (сорока) 
 В: Пятое задание. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Каких птиц называют кочующими? Перечислите их. 
 Д: Птицы, которые с наступлением холодов прилетают в наши края с северных лесов, называются кочующими. Снегирь, клест, синица, свиристель. 
 В: Шестое задание. Вспомнить стихотворения о кочующих птицах. 
 Побелело за окошком:
 Все в снегу. Какая ширь! 
 Как румяная матрешка –
 На крыльце живой снегирь. 
 Снегирей в окно увидишь:
 Здравствуй, милый зимний гость! 
 На крыльцо скорее выйди, 
 Брось им спелых зерен горсть! 
 Спозаранок скачут птицы
 По заснеженным ветвям –
 Желтогрудые синицы
 Прилетели в гости к нам. 
Тинь-тень, Тили-тень, 
 Всё короче зимний день –
 Не успеешь пообедать, 
 Солнце сядет за плетень. 
 Ни комарика, 
 Ни мушки. 
 Всюду только снег да снег. 
 Хорошо, 
 Что нам кормушки
 Сделал добрый человек. 
Физминутка:
 Вот на ветках, посмотри,          по 4 хлопка руками по бокам и по коленям
 В красных майках снегири       4 наклона головы в стороны) 
 Распушили перышки,               на первое слово – частое потряхивание руками
 Греются на солнышке.              на второе – хлопок по бокам
 Головой вертят,                         по 2 поворота головы на каждую строку
 Улететь хотят. 
 - Кыш, кыш! Улетели!               дети разбегаются, 
 За метелью! За метелью!           взмахивая руками, как крыльями
 В: Седьмое задание Совуньи! Игра «Четвертый лишний
- Клест, синица, кукушка, воробей. Кто лишний? Почему? 
 ( Кукушка, потому что, это перелетная птица)
 В: Следующие задание. «Что объединяет» 
 - Муравейник, нора, дупло, изба, гнездо. 
(Это жилища. Муравейник – дом для муравьев; нора – для лис, грызунов; дупло – для белок, хорьков; изба – для человека; гнездо – для птиц)
В: Следующие задание. «Конкурс тараторок». 
Для этого конкурса приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они соревнуются друг с другом в проговаривание скороговорок (1 балл за каждую скороговорку) 
- Дятел дуб долбил, да не додолбил.
- Проворонила ворона вороненка.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.   
В: А теперь внимание десятое задание - «Собери картинку». Командам нужно разбиться на пары и каждая пара составит из частей изображение своей птицы. 
Дети работают за столами.
 В: Но пора подводить итог нашей викторины. (награждение команд раскрасками)
В:  ребята очень любят птиц и много о них знают. А еще они заботятся о них, помогают нашим пернатым друзьям. 
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь
 В: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму? (Они погибнут) 
 В: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться? (Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах) 
 В: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
15