Коррекция лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР через формирование семантических полей.
Коррекция лексико-грамматической стороны речи
у детей с ОНР через формирование семантических полей.
Рамзия МУРТАЗИНА, логопед СОШ №95 Приволжского района города Казани
Нарушения лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, неточном употреблении слов, в вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря и т.д.
Поэтому работа по коррекции лексико-грамматической стороны речи начинается с уточнения словаря. Расширение же словаря детей с ОНР может идти через формирование семантических полей.
Все слова, которые мы говорим, соотносятся с определенным предметом, действием, качеством. В связи с этим слова принимают форму существительного, прилагательного, глагола или форму связей (предлог, союз).
Таким образом, слово актуализирует целый комплекс ассоциаций, который называют семантическим полем. Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. У детей же с речевыми нарушениями отбор слов в процессе высказывания затруднен. К тому же в русском языке слово может иметь не одно, а несколько значений (кисть руки, кисть винограда).
Семантические поля формируются постепенно. Сначала дети учатся моделировать небольшое поле, а затем его постепенно расширяют.
В результате такой работы ребенок актуализирует много слов на одном занятии. При этом идет систематизация слов более абстрактного значения (думать, хотеть).
У детей значительно увеличивается словарь, создаются условия для структурирования словосочетаний, предложений, распространения предложений от простых до сложных. На занятиях по автоматизации звук закрепляется через «семантическое поле», то есть через лексико-грамматическую сторону речи.
Все это оказывает положительное влияние на развитие других психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления.
Одновременно с расширением «семантического поля» развивается и функция словоизменения.
кофе --- крепкий --- чай одеяло --- крепкое --- сердце
| |
тополь рукопожатие
веревка --- крепкая --- семья узы --- крепкие --- нервы
| |
дружба постройки
З.А.Репина1 предлагает следующую схему небольшого «семантического поля»:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1
ЯДЕРНОЕ СЛОВО
2
РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
3
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ НАЗВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПРЕДМЕТОВ
4
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
5
СЛОВА-СИНОНИМЫ
6
СЛОВА- АНТОНИМЫ
7
СЛОВЕСНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Расширение словаря детей через формирование и расширение «семантических полей» может идти целенаправленно при изучении определенной темы. Схема моделирования «семантического поля» при изучении определенной темы может выглядеть следующим образом:
_____________________________________________________________________________
З.А.Репина. Поле речевых чудес: учебное пособие. Екатеринбург, 1997 г.
ПТИЦЫ.
1. Классификация птиц: перелетные, зимующие, домашние.
2. Эпитеты, характеризующие предмет:
а) по внешнему виду (белобокая, серый),
б) по повадкам (горластая, драчливый).
3. Название действий: летать, щебетать, стрекотать, кружить, порхать (около 30 глаголов).
4. Словообразование (глаголы с приставками): влетел, улетел, залетел
5. Выделение характерных признаков. Клюв крепкий у дятла. Голосок нежный, заливистый у соловья.
6. Наречия. Воробей чирикает как? (Задорно).
7. Подбор однокоренных слов: клюв, клювик, клевать.
8. Сложные слова: красногрудый, белобокая, зимородок.
9. Подбор сравнений. Глаза, как желтые фонари. Глаза, как маленькие бусинки.
10. Работа над многозначностью слов. Крыло у птицы, крыло самолета.
11. Решение речевых и логических задач.
Молоко покрыла пеночка. За окном поет пеночка.
Послушайте предложение и найдите ошибку. Весной возвращаются перелетные птицы: скворцы, ласточки, воробьи
Далее представлены два занятия: закрепление звука [з’] в речи и закрепление навыка правописания безударной гласной через формирование «семантических полей».
Занятие 1. Логопедическое занятие по теме
«Закрепление произношения мягкого звука [з’]
через расширение «семантического поля» слова «Зима».
ЦЕЛИ:
1.Образовательные:
1.1.Формирование и расширение семантического поля, развитие валентностей слов.
2.Коррекционные:
2.1.Автоматизация [з’] в словах, предложениях, связной речи.
2.2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
2.3.Расширение словаря через формирование семантического поля слова «Зима».
2.4.Развитие функции словоизменения.
3. Воспитательные:
3.1. Воспитание любви к природе, ее сезонным изменениям.
1. Организационный момент. Выделение главного слова.
Злой колдун Морозище заколдовал ЗИМУ и разнес слух про нее.
Послушайте его рассказ.
Злющая - презлющая Зима решила всех заморозить. Задула Зимка зимним холодом, разметала листья с берез. Озябли птицы, звери. Зимующие птицы приблизились к людям, а зверью-то и деваться некуда. И пошла зимища на зверей. Приказала мне, Морозищу заморозить их. Попрятались звери в зимовьях. Злая – презлая Зима не забыла и рыб. Заморозила реки, озера. Только рыб не заморозить так просто, им подо льдом не холодно.
Какой звук чаще других встречается в рассказе? – Звук [з’].
А чтобы Зима стала снова доброй феей, надо ей рассказать о звуке [з’].
Дается акустико-артикуляционная характеристика звука. (Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, посредине языка идет сильная, плавная, холодная струя воздуха. Звук [з’] согласный, звонкий, мягкий).
Как Морозище назвал Зиму? (Зимища, Зимка).
А мы употребляем такие слова, когда говорим про зиму? Как мы ее ласково назовем? (Зимушка).
А вы любите зиму? За что?
2. Однокоренные слова.
Давайте окружим ее словами - родственниками, которые расколдуют ее.
Зимник. Дорога для езды по снегу.
Зимовка. 1.Зимовать, т.е. проводить где-нибудь зиму.
2.Место, где зимуют люди.
Зимовье. 1.Место, где зимуют животные.
2.Помещение, где зимуют люди.
Зимостойкий. Способный переносить зимние холода.
Зимородок. Небольшая птица, зимой купающаяся в снегу.
Озимые. Растения, засеянные осенью, зимующие под снегом.
а) Составьте словосочетания из слов первого и второго столбиков.
зимний в березняке
зимующие день
перезимовать трудное
зимовье птицы
зимостойкие культуры
3. Слова, обозначающие действия предметов.
Подберите слова, которые обозначают действия предметов со значениями «вчера», «сегодня», «завтра».
вчера сегодня завтра
(было) (есть) (будет)
пришла идет придет
наступила наступает наступит
приближалась приближается приблизится
рассыпалась рассыпается рассыплется
легла ложится ляжет
запорошила порошит запорошит
сковала сковывает будет сковывать
заморозила морозит заморозит
разозлилась злится разозлится
а) Составьте предложения, используя данные глаголы.
Наступила зима. Пушистый снег лег на землю. Метель запорошила тропинки в лесу. Мороз сковал льдом реку.
б) Игра в снежки (с мячом).
Подберите глаголы, противоположные по смыслу.
прийти – уйти начать - закончить
возникнуть – исчезнуть подступает - отступает
морозить – согревать заморозить - растопить
зима сковала льдом - весна вскрыла лед
4.Слова, обозначающие признаки предметов.
Составьте словосочетания со словами зимний, зимняя, зимнее, зимние. (Дети подбирают существительные к данным прилагательным в зависимости от рода и числа).
Зимний: день, лес, спорт, праздник, парк, сад, вечер.
Зимняя: дорога, сказка, поляна, ночь, вьюга, прогулка.
Зимнее: солнце, утро, дыхание, дерево, путешествие.
Зимние: деревья, узоры, каникулы, месяцы, гуляния.
а) К словам, обозначающим признаки предметов, подберите слова, противоположные по смыслу.
холодная – теплая добрая - злая
пасмурная – ясная долгая - короткая
прозрачная – мутная радостная - грустная
снежная – бесснежная ветреная – безветренная
5.Конструирование предложений.
Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
стоят, деревья, наряде, в, зимнем
много, лесу, в, зимнем, следов
люди, одежду, надели, зимнюю
кормят, дети, птиц, зимующих
6.Работа со словами – омонимами.
Придумайте предложения, где слово «зима» употребляется в разных значениях.
Зима уже заморозила озера. (Зима - время года).
Я живу в поселке Зима. (Зима - название населенного пункта.)
Я подружился с человеком по фамилии Зима. (Зима - фамилия).
7. Работа с фразеологизмами и образными выражениями.
Когда так говорят?
Застала зима в летнем платье.
Какие слова помогают оживить зиму?
Зима недаром злится
прошла ее пора
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
8. Итог занятия.
Какой звук закрепляли в речи?
Какое слово помогло нам закрепить звук [з’]?
Занятие 2. Формирование «семантических полей» при работе над темой «Однокоренные слова и слова- паронимы ».
Цели: формировать навык правописания безударной гласной в корне слова, определять в контексте смысл слов, которые различаются одной гласной в корне, и подбирать к этим словам проверочные, расширять «семантические поля» однокоренных слов.
Послушайте рассказ об одной ошибке.
Дима написал своему другу Пете записку « Приходи с мечом вечером, сыграем». В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петя принесет. Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования - длинный деревянный меч.
Почему так случилось?
Запись в тетради.
Древний воин был вооружен мечом.
Дети играли в хоккей с мячом.
В безударном положении гласные звучат нечетко, поэтому на письме можно сделать ошибки. Чтобы такого не случилось, нужно подобрать проверочное родственное слово, в котором на сомнительный гласный падает ударение.
Подберем прилагательные, которые могут согласовываться со словами МЕЧ и МЯЧ, чтобы понять, что эти слова имеют разное значение.
Меч – деревянный, острый, стальной, старинный, длинный, короткий.
Мяч - кожаный, круглый, футбольный, теннисный, волейбольный.
Какие ассоциации возникают при слове меч и при слове мяч?
Послушайте еще один рассказ.
Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:
- Спишите их. Только не спешите. Все пишут, а Алеша - нет
-Почему ты не работаешь, Алеша?
-А я не знаю, что делать. То вы говорите «спишите», то «не спишите».
Почему Алеша не понял, что делать надо?
Образуем «семантические поля» вокруг слов «спишите» и «спешите».
пишет запись спешка поспешить
спишите спешите
письмо описка спешный (шаг)
Какие слова можно считать проверочными для данных слов? ( Спишите – пишет, описка; спешите – спешка, спешный).
4. Запись в тетради.
Несет меня лиса за темные леса.
( Слова - паронимы - это такие слова, которые звучат одинаково, но различаются одной буквой).
- Назовите слова- паронимы? Соберем «родственников» вокруг этих слов.
лесовик
лесник
ЛЕСА (деревья)
лесовоз
лесоруб
полесье
лесок
лесной
перелесок
лисята
лисица
ЛИСА (животное)
лисий
лис
лисичка
лисонька
Отберите те слова, которые являются проверочными?
5. Физкультминутка (с мячом).
-Верни мяч, назвав лишнее слово:
Лиса, лисонька, лесник, лисица.
Лесоруб, лесовод, лесничий, лисица.
Сидят, сидя, седой, сиденье.
Пить, питье, запить, песня.
Мирный, мирить, мир, примерка.
Выписка, переписка, писать, спешка.
6. Работа по карточкам. Задание в конвертах. Составьте словосочетание, выбирая нужное слово.
1
Отвари
макароны, ворота
Отвори
2
Спеши
с доски, в школу
Спиши
3
Полоскать
котенка, белье
Поласкать
4
Запивать
песню, лекарство
Запевать
5
Примерять
друзей, платье
Примирять
6
Залезать
на крышу, рану
Зализать
7. Образуйте «семантические поля» вокруг слов - паронимов в виде родственных слов. Найти те, которые являются проверочными.
Отвари (варим, повар, отвар, заварка).
Отвори (затвор, отворить, затворить).
Запивать (пить, выпить, питье, допить).
Запевать (петь, песня, песенка, запевала).
Примерять (примерка, размер, замерить, отмерить).
Примирять (мир, мирный, миролюбивый, мировая).
Зализать (лижет, лизать, залижет, полижет).
Залезать (лез, вылез, пролез, перелез).
Итог. Чем занимались на занятии? Зачем нам нужно отличать родственные слова от слов им подобных? ( Чтобы из группы родственных слов найти нужное проверочное слово для слова с безударной гласной).
13PAGE 15
1
2
3
4
5
6
7
15