Предупреждение подростковой и юношеской наркомании
Ежегодная Всероссийская олимпиада
Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании
на территории Ямало – Ненецкого автономного округа в 2016 году
Категория участника: «Учащиеся послевузовского профессионального образования, сотрудники образовательных учреждений, учёные и специалисты, изучающие и исследующие проблемы профилактики наркомании или ведущие научную деятельность в данной сфере»
Тема работы: «Предупреждение подростковой и юношеской наркомании»
Номинация: «Профилактика наркомании в образовательной среде»
Автор: Ханмурзаева Джаминат Аразбековна
социальный – педагог.
Специалист социально – психологической службы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней школы № 12
г. Новый Уренгой
Новый Уренгой
2016 год
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы первичной профилактики наркомании..5
Факторы риска употребления наркотиков...5
Сущность первичной профилактики наркомании..6
Формы и методы первичной профилактики наркомании.....7
Глава 2. Организация социально-психологической работы по первичной профилактике наркомании в образовательной среде.10
2.1 Система социально-психологической работы по первичной профилактике наркомании10
2.2 Формирование антинаркотического мировоззрения в подростковой среде.16
2.3 Значение системы профилактической работы в школе..19
Заключение 21
Литература 22
Приложения ..27
Введение
Произошедшие за последнее десятилетие перемены в жизни нашего общества привели к изменениям в различных сферах человеческой деятельности. Ломка старых ценностных ориентиров, произошедшая под влиянием внутриполитических факторов, вызвала рост некоторых негативных явлений в обществе. В частности, произошел рост числа подростков, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, как следствие этого увеличилось число правонарушений, совершаемых подростками, находящимися в состояния алкогольного или наркотического опьянения.
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях, приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.
К сожалению, молодежь не всегда ценит свое здоровье. Однако правильное отношение к здоровью, умение сохранять его вопреки жизненным трудностям и неблагоприятным обстоятельствам совершенно необходимо. Понятие ценности здоровья, умение поддерживать хорошее настроение и высокую работоспособность, нетерпимое отношение к разрушающим здоровье привычкам надо воспитывать с детства.
Говоря о формировании здорового образа жизни молодого поколения вообще и о борьбе с вредными привычками в частности, нельзя не сказать о школе. Ведь именно в школе в течение многих лет молодежь не только учится, обретает навыки общения с взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение к многим жизненным ценностям. Таким образом, школа является важным этапом, когда можно и нужно воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни.
В этих условиях важно формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности. Подобный подход в профилактической работе по проблемам наркомании, позволяет выработать подросткам осознанную жизненную позицию.
В НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ были проведены исследования, которые показали, что число учащихся, употребляющих ПАВ, растет от среднего школьного возраста к старшему и в 10 – 11 классах является максимальным. Исследования американского ученого Д.В.Кандела показало, что употреблению наркотиков почти всегда предшествует употребление алкоголя и табака. Это объясняется, видимо, тем, что употребление одних одурманивающих веществ, в частности алкоголя и табака, фактически снимает запрет на употребление других.
Трансформация российского общества, произошедшая за последние годы, отразилась не только на экономической, но и на общественной жизни. Подростки России переживают кризисную социально – психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Наблюдая за старшим поколением, подростки утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют требуемых жизненных навыков, которые позволяли бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.
Цель первичной профилактической работы - формирование гармоничной личности, устойчивой к воздействиям наркогенных факторов среды.
Задачи:
- создание приоритета здорового образа жизни через осознание ценности здоровья;
- формирование менталитета духовно-нравственного, психического, физического и социального здоровья;
- создание ситуации нетерпимого отношения ко всем видам психоактивных веществ;
- формирование навыков конструктивного общения;
- развитие способности к психической саморегуляции в стрессовых ситуациях;
- организация доступа к необходимой информации о влиянии наркотической зависимости на нравственное, психическое и физическое здоровье человека.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что злоупотребление наркотиками распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Особенно губительно злоупотребление ПАВ в молодежной среде, под угрозой настоящее и будущее общества. Наркомания, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здоровья нации.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы первичной профилактики наркомании.
1.1.Факторы риска употребления наркотиков.
Наркотическая угроза, существующая в современном обществе, оказывает целенаправленное воздействие на молодого человека, как потенциального потребителя продукции незаконного сверхприбыльного наркобизнеса.
Принято выделять следующие факторы риска употребления наркотиков:
Объективные факторы:
- Резкая смена социальных условий; отсутствие привычных критериев и ориентиров; быстрое изменение стиля жизни, идеологии и общественной системы ценностей.
- Рост количества неблагополучных семей, для которых характерны неудовлетворенность, социальная изолированность, отсутствие работы.
- Место проживания семей: районы при вокзалах, общежития.
- Переводы подростков из школы в школу и частые переезды.
- Личные особенности личности (стрессоустойчивость, акцентуации характера).
Субъективные факторы:
- Семейная предрасположенность. Дети, родившиеся в семьях с «алкогольными традициями», употребляющих ПАВ.
- Семьи с недостатком воспитательного ресурса.
- Педагогически некомпетентные семьи, где имеют место искаженные воспитательные установки, когда дети либо предоставлены самим себе, либо их жестоко наказывают, независимо от тяжести совершенного поступка.
- Неуспеваемость. Начиная с 5-6 класса, неудачи в учебе вызывают у ребенка эмоциональные проблемы, что является одной из причин употребления алкоголя, наркотиков.
- Отсутствие желания продолжать обучение. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся к продолжению обучения, имеют больше шансов пристраститься к наркотикам.
- Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками.
- Положительное отношение к алкоголю и наркотикам.
Пресечь влияние этих факторов на подростково - молодежную среду возможно с помощью последовательного и системного воспитательного воздействия на личность. В основу мировоззрения антинаркотической культуры личности должна быть положена система жизненных ценностей, гарантирующих психическое и физическое здоровье.
1.2 Сущность первичной профилактики наркомании.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) занимается проблемой наркомании, в связи с чем, выделила несколько видов ее профилактики:
первичная (отвечает за предупреждение употребления наркотиков);
вторичная (работа с лицами, употребляющими наркотические вещества: их выявление, лечение, наблюдение, контроль над возникновением рецидивов);
третичная (направлена на социально-трудовую терапию и медицинскую реабилитацию наркозависимых).
Непосредственно профилактика наркомании, как она понимается и трактуется обществом, заключена, согласно классификации ВОЗ, в ее первичном виде. Данная форма включает в себя такие формы воздействия, как:
воспитательная работа среди молодежи;
санитарно-гигиеническое воспитание общества;
общественная борьба с потреблением и распространением наркотиков;
административно-законодательные меры.
Важным аспектом проведения профилактической работы среди подростков является возможность определения потенциально склонных к наркомании личностей. Как правило, в такую группу входят ребята и девушки с нестабильной психикой, сложным бунтарским и истеричным характером, эмоционально неустойчивые, с чувством пренебрежения к социальным нормам и моральным устоям, склонные к депрессивным состояниям. Неприятие и непонимание обществом таких личностей ведет к их отстраненности и, как следствие, поиском успокоения в наркотиках.
Зачастую, подростки, как и все люди в целом, организуются в группы «по интересам» со схожим мировоззрением, устоями, пониманием происходящего, принципами и поведением. Таким образом, выявить наркозависимого возможно по кругу его общения.
1.3. Формы и методы первичной профилактики наркомании.
Первичная профилактика является неспецифической и наиболее массовой. Ее контингент включает общую популяцию детей, подростков и молодежи, а целью ее является формирование активного, адаптивного жизненного стиля, направленного на сохранение здоровья, уменьшение числа лиц с биологическими, психологическими и социальными факторами риска, развитие невосприимчивости к употреблению наркотиков. Первичная профилактика является эффективной, поскольку формирует антинаркотическое мировоззрение у подростков и молодежи.
Первичная профилактика способствует совершенствованию подростком своих поведенческих стратегий и увеличение потенциала личностных качеств подростка (формирование позитивной, устойчивой Я-концепции, повышение эффективности выстраиваемых взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, развитие внутреннего контроля собственного поведения).
Основными способами реализации задач первичной профилактики является обучение здоровому поведению (осознание, развитие и тренировка определенных умений: соответствие требованиям общества, управлять своим поведением), а также оказание детям и подросткам психологической и социальной поддержки.
В первичной профилактике наркомании используются технологии: педагогические, социальные, медико-психологические и медико-биологические.
Цель социальных и педагогических технологий это информирование, мотивация на здоровый образ жизни, социальная поддержка. Они осуществляются посредством воздействия средств массовой информации, обучающих технологий, программ социальной активности молодежи, создания социально - поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.), антинаркотических мотивационных акций, системы деятельности социальных работников и волонтеров.
Очень важным является то, что подросток должен получить представление о себе самом, об отношении к себе, своим возможностям и недостаткам; о собственной системе ценностей; о способности или неспособности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы; об умении оценивать ту или иную жизненную ситуацию и свои возможности ее контролировать; о своих умениях общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать и оказывать моральную поддержку близким людям. Подросткам необходимо формировать способность к самопринятию, умению критически себя оценивать. Необходимо также адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и быть гибким, ставить перед собой цели и достигать их, контролировать свое поведение и уметь регулировать свое состояние.
Глава 2. Организация социально-психологической работы по профилактике наркомании в образовательной среде.
2.1. Система социально-психологической работы по первичной профилактике наркомании.
Учитывая актуальность обозначенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие асоциального поведения, злоупотребления ПАВ.
Система профилактики наркомании будет более эффективной если:
подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
подростки будут вовлечены в активную внешкольную деятельность;
службы сопровождения будут оказывать необходимую помощь и поддержку учащимся, имеющим эмоциональные проблемы.
Для достижения поставленной цели первичной профилактики необходимо решить следующие задачи:
- реализация мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду;
- организация и проведение профилактических мероприятий.
Принципы работы:
Комплексность или согласованное взаимодействие
· органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
· специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектор подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:
· возраста детей;
· степени риска наркотизации.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы:
· социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
· психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
· образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Преемственность. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
· согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
· анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).
Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.
Систематичность. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть систематизированными, где каждая отдельная мера воздействия согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
· общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
· работа с детьми «группы риска»;
· работа с детьми, склонным к употребляю ПАВ;
2) Работа с педагогическим составом:
· подготовка учителей к ведению профилактической работы;
· организационно-методическая антинаркотическая деятельность.
3) Работа с родителями:
· информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
· работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
· психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок склонен к употреблению ПАВ.
Система первичной профилактики выстраивается следующим образом:
Этапы работы
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь.
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций и отношения к употреблению наркотических веществ.
Задачи:
определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
· подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
· подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
· подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: октябрь – апрель.
Цель: реализация первичной профилактической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о вреде наркотиков;
2) способствовать увеличению знаний у учащихся, путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
3) учить детей и подростков лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей и подростков понимать окружающих и анализировать свои отношения с окружающими;
4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
3) игровые методы (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Значение этапа:
1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный.
Время проведения: май.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование.
Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:
1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;
2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;
3) определить динамику целевых групп.
Значение этапа:
1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
2.2. Формирование антинаркотического мировоззрения в подростковой среде.
При работе по первичной профилактике употребления ПАВ используются следующие формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) конференция;
5) мини-спектакль;
6) психотерапевтические занятия;
7) тренинг;
8) ролевая и деловая игра;
9) мозговой штурм;
10) круглый стол;
11) дискуссия;
12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
13) социологический опрос;
14) кинолекторий.
В рамках профилактической работы реализуются психопрофилактические программы. Реализуемая в нашей школе программа, по профилактике наркозависимости, предназначена для работы с детьми и подростками от 11 до 18 лет. Для дифференцированного подхода в программе имеется два блока, где материал подается с учетом возраста детей : для работы с детьми среднего возраста (11-14 лет) и старшего возраста (15-18 лет). Оба блока имеют одинаковую структуру в проведении всего комплекса работы, но для разных возрастных групп, различен уровень сложности в подаче информационного материала, и адекватно возрасту подобраны упражнения к занятиям и тренингам.
Задачами, решаемыми в ходе проведения информационного курса должны быть:
1) обеспечение подростков адекватной и актуальной информацией о проблемах ПАВ;
2) выявление и разрушение мифов о ПАВ, существующих в подростковой среде;
3) формирование критической установки по отношению к позитивной информации о применении ПАВ, воспитание критичности и независимости мышления.
Полный курс для каждой возрастной группы состоит из 10 комплексных занятий:
№
Тема занятия
1
Стрессы.
2
Проблемы вовлечения в потребление наркотиков.
3
Зависимые состояния.
4.
Воздействие наркотиков на организм.
5.
Влияние наркотиков на личность.
6.
Проблемы отказа от наркотиков.
7.
Саморегуляция в условиях стресса.
8.
Ресурсы личности.
9.
Личная жизненная перспектива.
10.
Технологии эффективного взаимодействия.
При проведении профилактических занятий информация, доводимая до подростков должна содержать:
- ясные и недвусмысленные утверждения о том, что противоречащее закону употребление наркотиков есть зло и оно пагубно для всех;
- ясное указание на то, что любое употребление наркотика даже в малых дозах приносит очевидный вред здоровью. Опасность употребления наркотиков должна преподноситься в недопускающих разночтений выражениях;
- современную, научную и достоверную информацию.
Основными принципами в работе с подростками при реализации профилактических программ должны быть:
- полное доверие к подросткам на протяжении всего курса работы;
- уважительное отношение, признание наличия внутренней мотивации к обучению и развитию у любого подростка;
- открытость в общении с подростками, готовность всегда предоставить им поддержку, помощь в разрешении личностных проблем;
- искренность в выражении своих чувств, эмпатическая поддержка участников групп;
- активное участие в групповом взаимодействии.
Работа ведется с использованием различных методов.
Таким образом, основной целью информационного курса должно быть создание информационного поля, формирующего установку на неприятие употребления ПАВ.
Возможная тематика мероприятий:
· «Спорт против наркотиков»
· «Будущее за нами»
· «Я выбираю жизнь без наркотиков!»
3. Классные часы:
· «Умей сказать нет наркотикам»
· «Мир без наркотиков»
· «Мир в наших руках»
4. Беседы со школьниками:
· «Алкоголь и здоровье»
· «В чем вред курения?»
· «Опасность «пассивного курения»
· «Здоровый образ жизни – школа выживания»
· «Профилактика вредных привычек»
· беседы «Психология общения»,
· беседы «Конфликт. Пути выхода из конфликта»
· беседы «Стресс и способы борьбы с ним»
2.3. Значение системы работы школы по профилактике наркомании.
Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Необходимость первичной профилактики признается сегодня и врачами, и педагогами, и общественностью.
Первичная профилактика наркомании является важной составляющей в развитии и формировании подрастающего поколения. Профилактическая работа, это:
1) воспитание подрастающего поколения в духе непринятия наркотических веществ;
2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;
3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;
5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.
Заключение
Очевидно, что добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения от государственных чиновников всех уровней до обычных граждан. Основной акцент должен ставиться на меры первичной превентивной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной сферы.
К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния наркопровоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам.
Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется систематическое целенаправленное обучение на протяжении нескольких лет.
Список литературы
1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
2. Аксенова А. С. Профилактика зависимостей в условиях однократной встречи со слушателями / А. С. Аксенова // Психотерапия. – 2007. - № 2. – С. 6-7.
3. Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. – 2004. - №4.-С.19-29.
4. Андреева М. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // СОЦИС. – 1989. - № 4.
5. Анохина И. П., Векшина Н. Л., Веретинская А. Г. Центральные механизмы предрасположенности к зависимости от психоактивных веществ // Журнал неврологии и психиатрии. – 1997. - № 12.
6. Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики // Топ-20 согласно версии журнала «The Lancet» Изд. «Гроссмедиа», 2008
7. Боев Б. Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий // Вестник высшей школы. - 2002. - №3.
8. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркология.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркология
9. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркомания.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания
10. Врублевский А. Г. Наркомании и токсикомании: общие представления // Лекции по наркологии под. ред. Н. Н. Иванца, М., 2000.
11. Двойменный И. А. Незаконный оборот наркотиков// СОЦИС. – 1999.-№ 5
12. Димов В. М., Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №1. - С. 166-179
13. Дюндик Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. – 1999. - №2. - С.46-53.
14. Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. - 2000. - №7.
15. Иванец Н. Н., Винникова М. А. Клинические особенности постабстинентных нарушений при героиновой наркомании и некоторые подходы к их лечению // Журнал неврологи и психиатрии. – 1999. - № 9.
16. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. М.: ПЕР СЭ. - 2007. 416 с.
17. Козлов А. А. Бузина Т. С. Психологические особенности больных наркоманиями // Журнал неврологи и психиатрии. -1999. - №10.
18. Козлов А. А., Рохлина М. Л. «Наркоманическая» личность // Журнал неврологии и психиатрии. – 2000. - № 7. - С. 23-27.
19. Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в РФ [Электронный ресурс]: http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6383.html
20. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении //Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, М., 2000.
21. Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. – СПб.: Алетейя, 2001.- 220с.
22. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. - 2001. - №9. - С. 15 - 18.
23. Люрссен Э. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т.2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. / Общ. ред. А. М. Боковикова. М., «Когито-Центр», МГМ, 2001.
24. Медведева Е. В. Факторы риска, влияющие на формирование наркотической зависимости / Е. В. Медведева // Наука-вуз-школа: сб. науч. Трудов молодых исследователей. – Магнитогорск, 2004.-Вып. 9. – С.134-136.
25. Мирошниченко Л. Д., Пелипас В. Е., Рыбакова Л. Н. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. - 2000. №3.
26. Мосенкова О. Г. Химическая зависимость / О. Г. Мосенкова // Современные проблемы науки и образования : тез. докл. XLIII внутривуз. науч. конф. Преподавателей МаГУ.- Магнитогорск, 2005. – С. 76-77.
27. Наркомания и общество [Электронный ресурс]: http://www.inter-tel.ru/narkomania-i-obschestvo.php
28. Наркотики как бренд [Электронный ресурс]:
http://www.narkotiki.ru/research_6600.html
29. Общественность в профилактике наркомании [Электронный ресурс]: http://www.bechterev.ru/papers/52.html
30. Панина Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход / Г. Панина, К. Пилякин, В. Штукатурова // Воспитание школьников. – 2001. - №9.- С.54-60.
31. Плющ И. В. Объекты профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде / И. В. Плющ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008.- №4.- С. 41-52.
32. Профилактика наркомании в подростковой среде [Электронный ресурс]: http://www.narcom.ru/ideas/socio/39.html
33. Пузыревская Н. П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. -2001. - №7. - С. 54-58.
34. Пятунин В. А. Аддиктивное поведение и зависимость от психоактивных веществ / В. А. Пятунин // Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.III.Аддиктивное поведение. – Магнитогорск, 2000.-Гл.I.-с. 6-39.
35. Рубан Л. С. Девиация как проблема безопасности // СОЦИС. -1999. - № 5.
36. Соловов А. В. Варианты психопатологии у подростков при начальных формах химической зависимости / А. В. Соловов // Школа здоровья.- 2000. -№1.- С. 79-82.
37. Социальные проблемы современной молодежи : сборник материалов международной научно-практической конференции, 3-4 декабря 2008 г., г. Магнитогорск / под ред. Ф. А. Мустаевой (отв.ред.), С. Н. Испуловой, Г. А. Кудрявцевой, О. Л. Потрикеевой.- Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 476с.
38. Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах».
39. Фролова Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить / Г. Фролова // Народное образование. – 2000. - №7. - С.114-122.
40. Фурсова Ю. А. Профилактика наркомании – дело общее / Ю. А. Фурсоа // NOTA Bene. – 2002. - №4. – С. 11-14.
41. Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. - 2007. - №6.- С.4-11.
42. Школа без наркотиков / Под ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Приложения
Приложение 1
«Как узнать о приобщении к наркотикам, алкоголю и табакокурению по внешнему виду и поведению ребенка»
Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающего подозрение подростка. Важно насторожиться, если в поведении ребенка без видимых причин проявляются:
точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуации); погруженность в себя, разговоры с самим собой; неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к отметкам; сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями; частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные в данном разделе; игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность; неадекватные реакции на замечания или вопросы, грубость; быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная, нечеткая речь;
очевидные лживость, изворотливость, цинизм и беспокойство; ослабление связей с родителями и другими членами семьи, непослушание родителям и учителям; постоянный поиск денег, частое их одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;
малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона («травка», «ширево», «колеса», «план», «приход», «мулька», «джеф», «ханка», «кумар» и т.п.) и обрывков фраз («мне надо», «как там дела», «достал?» и т.п.);
изменение внешнего облика - неряшливость, запущенность в одежде, общее похудание, бледность, землистый цвет или покраснение, маскообразность и одутловатость лица, сальный налет на лице, круги под глазами, красные или мутные глаза, чрезмерно широкие или узкие (до точки) и не реагирующие на свет зрачки, гипомимичность, либо наоборот, оживление мимики, сухость, шелушение, морщинистость и дряблость кожи, тусклость и ломкость волос, сухость губ или повышенное слюноотделение; появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю); неуверенная, шатающаяся, неустойчивая походка, плавные, замедленные или неточные, порывистые, размашистые движения, повышенная жестикуляция, множество лишних движений, покачивание в положении стоя или сидя;
внезапное появление интереса к содержимому домашней аптечки, литературе по фармакологии, действию различных лекарств, стремление завязать знакомство с работниками аптек и учреждений здравоохранения;
обнаружение у подростка предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в его вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос «Беломор», «Казбек» или «Север» в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые пахнут вовсе не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под синтетического клея и другой тары из-под различных средств бытовой химии.
Самыми очевидными признаками того, что ребенок курит, употребляет алкоголь или другие наркотические вещества являются следующие факты.
Сигареты.
Определенный запах одежды и дыхания.
В вещах ребенка Вы нашли сигареты и зажигалку.
Окурки в самых непредсказуемых местах квартиры.
Алкоголь.
Если алкоголь употреблялся недавно, изо рта ребенка пахнет алкоголем или жидкостью для полоскания рта (ее используют, чтоб нейтрализовать запах алкоголя), у ребенка проявляются признаки похмелья (тошнота, рвота, головная боль).
В вещах ребенка Вы нашли предметы, свидетельствующие об употреблении наркотиков: шприцы, ложки с пятнами от дыма, маленькие кусочки стекла, лезвия.
Марихуана.
Сладковатый запах на одежде или налитые кровью глаза - если марихуана недавно использовалась. Частое использование глазных капель, чтобо снять красноту.
В личных вещах ребенка Вы нашли приборы для использования наркотиков.
При регулярном использовании - неряшливость в уходе за телом, повышенная утомляемость, изменения режима сна и режима питания.
Героин
При недавнем употреблении – очень маленькие зрачки и сонный, расслабленный вид.
В вещах подростка Вы нашли приборы для инъекций, (это еще называют оборудованием, куда входит: ложка или крышка от бутылки, шприц, жгут, вата, спички).
Ингалянты
При недавнем использовании - дыхание с запахом химикатов, пятна на одежде или лице, красные глаза.
Мокрые тряпки или пустые контейнеры от аэрозолей в мусорном баке.
Клубные наркотики
В его/ее комнате Вы находите детскую соску-пустышку или же подросток берет ее с собой, когда идет на ночную вечеринку или раут.
В его/ее вещах Вы нашли маленькие бутылочки с жидкостью или порошком.
Стимуляторы
Постоянный насморк или выделения из носа, следы от инъекций на руках или других частях тела, продолжительная бессонница.
Анаболические стероиды
Необычный запах дыхания.
Перепады настроения, включая увеличившуюся агрессию.
Изменения внешности, которые нельзя соотнести с ожидаемым ростом или развитием.
Приложение 2
«Как поступать родителям, чтобы предотвратить приобщение ребёнка к наркотикам, алкоголю, табакокурению»
Приобщение к наркотикам, алкоголю, табакокурению является серьёзной проблемой современного общества. Они не редко калечат жизнь и молодым людям и их родным, и именно родственники зачастую могут предотвратить надвигающиеся проблемы. Как вы можете помочь своему ребёнку?
Всегда помните, что дети еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому они стараются подражать. Помните, что Вы очень много значите для Вашего ребенка. Он замечает все, что Вы делаете, как говорите и поступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.
Помогите детям разобраться в информации о наркотиках и наркомании. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет, журналов, книг.
Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей Ваших детей. Поддерживайте, и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.). Это укрепит Ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения.
Обсуждайте с детьми различные случаи и происшествия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.
Старайтесь узнать как можно больше про все, что касается злоупотребления наркотиками.
Беседуйте со своим ребенком о проблемах, связанных с наркотиками. Предостерегайте его, обосновывая свою позицию. Не ждите, когда у него появятся явные признаки употребления наркотиков.
Оставаясь твердым в своих установках, никогда не отказывайте ребенку в возможности что-либо высказать или обсудить. Ваша излишняя жесткость может вызвать «молчаливый бойкот» со стороны ребенка.
Всегда интересуйтесь тем, что делают ваши дети, в каких компаниях проводят время. Родители должны знать, где бывают дети и кто их друзья.
Если вы заподозрили, что ваш ребенок употребляет наркотики, внимательно приглядывайтесь к нему. Заведите дневник, в который записывайте все особенности поведения вашего ребенка, отмечая дату и время.
Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре. Проводите его только, если ребенок в нормальном трезвом состоянии и если вы держите себя в руках. Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Нужно ожидать, что ребенок попробует «надавить на» ваши чувства. Но ваша твердая позиция будет для него наилучшей заботой.
Главное внимание при разговоре с ребенком концентрируйте на его поведении, пользуйтесь конкретными примерами и высказывайтесь спокойно и сдержанно. Подчеркните, что вы отвергаете только его поведение, а не самого ребенка как личность. Проявляйте свою любовь к нему, независимо не от каких условий.
Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в своих подходах. Вы должны держаться вместе и не давать ребенку использовать ваши противоречия между собой.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время – обратитесь к специалисту наркологу. Не следует бояться слова «нарколог», т. к. в данной ситуации помочь вам сможет только профессионал. Вместе вы сможете обдумать, как убедить ребенка прийти на прием.
Никогда не поддавайтесь на шантаж со стороны ребёнка.
Доверие ребенку должно быть возвращено, как только он прекратил употребление наркотиков. Если ваш ребенок не употребляет больше наркотики, в семье должно быть прекращено обсуждение этой проблемы. Разговор о наркотиках в этом случае может возникать – только по инициативе самих юноши или девушки, которые хотят с вами что-то обсудить.
Приложение 3
«Как действовать школе и педагогу при осуществлении профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения»
Для обеспечения активного родительского участия в профилактике приобщения детей к алкоголю, наркотикам и табакокурению важно:
своевременно информировать родителей о фактах употребления табака, алкоголя и наркотиков их детьми; о телефоне доверия, телефонах медицинских учреждений, оказывающих помощь детям;
регулярно информировать родителей об участии их детей в выполнении программы по профилактике потребления табака, алкоголя и наркотиков;
совместно с родительским комитетом и участием психиатров-наркологов, педагогов-психологов разработать специальные программы для родителей по антиалкогольному и антинаркотическому воспитанию детей;
приглашать родителей на занятия по основам безопасности жизнедеятельности и для участия в школьных мероприятиях;
обеспечивать родителей информацией о телефоне доверия по проблеме приобщения детей к наркотикам, алкоголю, табакокурению; о телефонах кабинетов наркологической экспертизы; телефонах местных медицинских учреждениях, оказывающих диагностическую и лечебную помощь детям с алкогольной и наркотической зависимостью.
При наличии серьезных, обоснованных предположений о том, что подросток употребляет алкоголь, наркотики, курит, необходимо сообщить родителям, что только специалист может достоверно определить состояние алкогольной, никотиновой, наркотической интоксикации.
Обязательные правила в работе педагога с несовершеннолетними детьми, которые имеют проблемы с употреблением наркотиков:
предложите подростку помощь в решении его проблем; учтите, что ребенок не примет вашу помощь, если между вами не установится атмосфера доверия.
не разглашайте информацию в отношении подростка, которому установлен официальный диагноз.
работайте в сотрудничестве с комиссией по делам несовершеннолетних, отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних, отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с государственными наркологическими учреждениями, узнайте у них телефоны, места расположения, часы работы.
При ситуации, когда подросток находится в состоянии алкогольной, никотиновой или наркотической интоксикации:
пригласите школьного медицинского работника (врача), так как может оказаться, что интоксикация угрожает здоровью ученика, и потребовать оказать ему неотложную медицинскую помощь. Состояние интоксикации устанавливается наркологической экспертизой, на которую может быть направлен сотрудниками милиции.
поставьте в известность администрацию школы;
если факт интоксикации достоверно установлен, немедленно поставьте в известность о случившемся родителей (законных представителей) подростка; родителям следует сообщить только факты, опирающиеся на официальное заключение, сделанное специалистами; необходимо быть готовым предложить родителям провести беседу с участием психиатра-нарколога, инспектора КДН и ЗП, ОВД;
в случае хулиганского поведения подростка (оскорблений словом или действием) обратитесь в отделение милиции, добейтесь вызова наряда и составления протокола. При обнаружении у подростка наркотического вещества, в отношении него может быть возбуждено уголовное дело.
Лучшая профилактика детской наркозависимости, приобщения ребёнка к алкоголю и табакокурению – это создание условий для разностороннего развития его личности, предоставление возможностей для творческого развития ребёнка, формирования его позитивного социального и культурного опыта.
Для этого рекомендуем:
обеспечивать стабильное функционирование системы дополнительного образования детей в школе и вне её;
развивать профессиональное партнёрство школы с общественными институтами социальной направленности;
использовать активные формы участия детей и подростков в социально ориентированной деятельности: общественных практиках, волонтёрском движении, органах детского самоуправления.
Приложение 4
Дорогой друг!
Просим принять участие в социологическом исследовании по проблеме отношения подростков к наркотикам и причин употребления наркотических веществ. Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий вариант и отметьте его. Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.
Заранее благодарим за сотрудничество!
1. Ваш пол:
· мужской
· женский.
2. Ваш возраст:_______(укажите полное число лет на день опроса).
3. Условия воспитания:
· в полной семье
· в неполной семье.
4. Что для вас является самым главным в жизни?
· взаимоотношения в семье
· досуг.
· друзья
· здоровье
· любовь
· карьера
· материальное благополучие
· учеба, профессиональное образование.
5. Какие у вас взаимоотношения с родителями?
· дружеские
· конфликтные
· другие (указать)
· непонимание
6. Как вы используете свободное время (не больше четырех вариантов ответов)?
· читаю книги
· хожу в спортивный клуб или секцию
· слушаю музыку
· провожу время с друзьями
· смотрю ТВ
· хожу в театры, музеи, на концерты
· провожу время с родителями
· хожу в клубы, на дискотеки
· играю в компьютерные игры
· путешествую по Интернету
· занимаюсь домашними делами;
7. По какой причине молодые люди чаще всего пробуют наркотики?
· от одиночества
· чтобы не отставать от сверстников
· для самоутверждения
· из-за проблем в учебе
· из любопытства
· для снятия напряжения, ухода от проблемы
· в знак протеста
· это модно
· для получения удовольствия
· другая причина (указать).
8. Ваше отношение к людям, употребляющим наркотики или другие вещества, изменяющие психическое состояние:
· негативное, осуждающее
· безразличное
· другое (указать).
9. Есть ли среди ваших знакомых люди, употребляющие наркотики?
· да
· нет.
10. Изменится ли ваше отношение к знакомому, если вы узнаете, что он употребляет наркотики?
· изменится
· не изменится
· трудно сказать.
11. Если отношение к знакомому изменится, то каким образом?
· прервете с ним всякие отношения
· сведете отношения до минимума
· постараетесь ему помочь.
12. Были ли в вашей жизни случаи пробы наркотиков?
· да
· нет.
13. Если проба наркотиков была, то укажите, какая причина этому способтвовала__________________________________
14. Считаете ли вы безопасным эпизодическое употребление наркотиков?
· да
· нет
· затрудняюсь ответить.
15. Если бы у вас возникли проблемы с употреблением алкоголя и/или наркотиков, к кому бы вы самостоятельно обратились прежде всего?
· к родителям
· педагогам
· врачам
· друзьям
· к психологам
· в «телефон доверия».
Спасибо за ваши искренние ответы!
Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 2Заголовок 315