Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КВН по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Конкурсы весёлых и находчивых знатоков русского языка проводятся в конце четверти, учебного года или после изучения большого раздела учебной программы.
Как правило, в конкурсе участвуют 2 команды по 8-10 человек. Каждая команда имеет свой символ, название. (Можно составить название команды из «рассыпанных букв» в ходе соревнования.)
Заранее определяется ведущий. Им может быть учитель или учащийся старших классов не заинтересованное в победе какой-то команды. Заранее подбирается состав жюри, выясняется система оценки конкурсов. Желательно подготовить средства материального выражения очков, начисляемых командам. (жетоны, флажки, баранки, сушки...) Жетоны в коробки, а сушки на нитке, в конце вручают в виде гирлянд.
Очень важным моментом является выбор формы его проведения. Это может быть весёлое путешествие по Стране русского языка с остановками на различных станциях:
загадки, пословицы, поговорки;
чудесное превращение слов, и т.д. Это может быть путешествие «В гостях у Мишутки».
Программа КВН традиционно включает:
Приветствие команд.
Разминку.
Проверку домашнего задания.
Конкурс болельщиков.
Два-три конкурса команд.
Конкурс капитанов команд.
КВН на тему «Повторение пройденного».
Конкурс проводится в форме путешествия по сказочному лесу, где ребята попадают в гости к одному из героев. Три медведя - к Мишутке. Поэтому для оформления необходимо приготовить изображение Медвежонка или игрушку. В кармане у Мишутки хранятся конверты с вопросами к каждому конкурсу. На каждом конверте проставляется номер конкурса по порядку. Вместо кармана может быть использована корзинка. За выполнение заданий каждая команда получает определенное число очков (очки удобно считать баранками, сушками).
Конкурс-разминка «Назови одним словом».
Ведущий обращается поочередно к каждой команде, называет словосочетания, вместо которых члены команд должны сказать одно слово - имя существительное.
Болтливый человек (болтун)
Храбрый человек (храбрец)
Грубый человек (грубиян)
Богатый человек (богач)
Ленивый человек (лентяй)
Веселый человек (весельчак)
Сильный человек (силач)
Мудрый человек (мудрец)
Конкурс «Ответь на пять».
Конкурс состоит из трех этапов. Мишутка очень интересуется, чему научились ребята в школе, умеют ли они правильно читать, писать, считать.
1. Прочти, что здесь написано.
Портфель, случай, статуя, магазин, красивее звонит, километр.
Алфавит, средства, столяр, библиотека, баловать, писать, шофёр.
2. Вставь пропущенные буквы.
Чудес...ный, мес...ность, гла...кий, но...ки, по...писать, об...явление, тр...пинка, к...тофель.
Прекрас...ный, трос...ник, сколь...кий, ло...ки, о...дать, под...езд, сн...жинка, м...рковь.
К каждому этапу задание выполняет один член каждой команды.
3. Сосчитай сколько звуков и сколько букв.
Юла, коньки, солнце.
Ёж, деньки, сердце.Конкурс «Составь слово и предложение».
1. Помогите Мишутке (Составить слово, переставить буквы).
Кута (утка), одм (дом), ворд (двор), ватра (трава).
Блук (клуб), акшок (кошка), елонь (олень), отр (рот).
2. Составьте предложения.
Дома, у, траве, утка, по, гуляла, дворе, во.
У, гостим, бабушки, мы, лето, в, каждое, деревне.
Конкурс «Почему они так называются»
Мишутка набрал в лесу много грибов, но не знает, как они называются.
И почему?
Лета первая приметаНет грибов дружней, чем эти
Под берёзкой в холодке,- знают взрослые и дети.
Гриб коричневого цветаНа пеньках растут в лесу
На пятнистом корешке.Как веснушки на носу.
Ходят в рыженьких беретахОн в осиннике родится,
Осень в дом приносят летом.Как в траве, ни притаится,
Очень дружные сестричкиВсё равно его найдём
Золотистые...Шапка красная на нем.
Отгадки: подберёзовик, лисички, опята, подосиновик.
Конкурс «Колодец, дай воды напиться».
Долго ходили ребята по лесу, устали, захотели пить. Выслали они вперед разведчиков поискать колодец. Колодец-то они нашли, да вот беда: не даёт он водицы напиться, предлагает свою загадку: «Четвёртое - лишнее».
Вода, водитель, подводный, водянистый.
Водить, наводнение, паводок, подводный.
Конкурс «Кто в лесу живёт».
В лесу живут много Мишуткиных друзей. Узнай их!
1. Какого зверя называют так?
Косой? Сохатый? Серый? Колючий? Рогатый? Косолапый?
2. Кто такой?
Соедините стрелками прилагательные с подходящими по смыслу существительными, чтобы получились правильные словосочетания.
Жадный ёж ядовитая медведица
Трусливый волкпушистая змея
Рогатый заяцкосолапая лиса
Колючий оленьхитрая белка
3. Кто что делает?
Команды получают листок с названием или изображением одного и того же животного. За 5 минут члены каждой команды должны подобрать и записать как можно больше слов и словосочетаний, обозначающие действия этого животного. Например, команды получили карточку с изображением белки. Они коллективно придумывают и записывают: белка прыгает по деревьям, заготавливает корм на зиму, собирает орехи, сушит грибы, устраивает гнёзда в дупле, грызёт орешки, кормит бельчат и т. д.
Конкурс капитанов.
Нужно найти слово по его частям.
1. Его корень в слове «лесной», приставка в слове «перелёт», суффикс в слове «грибок», окончание в слове «волк».
2. Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «заяц».
Отгадки: перелесок, подорожник.
Конкурс «Домашнее задание».
Команды заранее получили задание подобрать загадки о лесе, его обитателей.
Члены одной команды загадывают загадки, а вторая команда их отгадывает. Затем они меняются ролями. Конкурс оценивается как по количеству подобранных загадок, так и по результатам отгадывания.
В конце подводят итоги КВН, Мишутка награждает победителей, благодарит всех за участие в конкурсах.