Эссе В твоих руках, учитель, наш 21 век
В твоих руках, учитель, наш 21 век.
« Вы знаете, мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,-
Высшим достоинством человечества
Станут когда – нибудь учителя».
Р.РождественскийУчитель! Какое это гордое, прекрасное и вместе с тем торжественное слово! Учитель… когда я произношу его, то имею в виду всех тех людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущее своего народа.
Я думаю, что в современно понятие слова «Учитель» - это тот человек, который передает эстафету знаний, культуры, человек, обладающий чувством ответственности за судьбы людей планеты. Вот поэтому постепенно, шаг за шагом, он превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы.
За окном двадцать первый век. Век грандиозных, стремительных изменений. А это означает то, что учитель обязан идти в ногу со временем, так как день за днем, час за часом все более возрастает его ответственность за будущие успехи или провалы его учеников.
Сейчас много говорят об ускорении темпов развития общества. И по мере того, как растет скорость изменения условий жизни, должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания.
Я думаю, что в настоящее время перед современным учителем стоит главная задача – подготовить каждого своего ученика к будущей жизни, воспитать его свободной гордой личностью, человеком, способным не растеряет своей душевной красоты в этом грандиозном, бушующем океане, называемом «взрослой жизнью».Конечно же, знания в современной школе, школе 21 века должны играть ведущую, ключевую роль. Однако, как это ни прискорбно, я вынуждена признать, что не каждый молодой человек, покидая стены школы, имеет за плечами «большой багаж знаний». «Большой багаж знаний» - это, конечно, важно, но вовсе не самое главное. В современном мире важно не столько дать прочные знания учащимся, сколько обеспечить их общекультурное, личностное, познавательное развитие. Конечно же, не последняя роль в этом должна отводиться не только нравственному, но и физическому здоровью подрастающего поколения.
Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, новый менталитет, новая система ценностей. Какими же ценностями и профессиональными качествами должен обладать современный учитель? Кто он – учитель 21 века? Каким мы его себе представляем? Может быть, это робот с монитором вместо головы? А может быть, это женщина – киборг с определенным набором чипов и программ? Возможно, это просто девушка в мини – юбке с загаром цвета темного шоколада или внешне строгая учительница с белым – белым воротником и указкой в руках?
В каком бы облике мы не представили учителя 21 века, все равно непременно придем к выводу, что учитель для нас – прежде всего, человек, у которого есть живое, теплое и нежное сердце, способное любить своих учеников так, словно это его собственные дети. Это человек, который способен простить, понять, объяснить и посоветовать. Я думаю, что учитель будущего должен быть таким человеком, рядом с которым тепло и надежно. Учителя будущего я обязательно вижу человеком с открытым сердцем, который сможет понять ранимую детскую душу, ненавязчиво заглянув в каждый ее уголок. Значит, учитель 21 века – это, прежде всего наличие сердца, теплоты надежных рук, бесконечной доброты и одновременной строгости в глазах.
Наверное, в будущем учитель научится уважать свободу каждого ученика, даст ему возможность, как на уроке, так и на любом мероприятии быть самим собой, свободно высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу.
Возможно, любой из учителей в будущем будет уверен в том, что каждый ученик обладает «совершенством», то есть в каждом ученике он будет видеть личность, - пусть пока еще маленького, растущего, но уже Человека.
Педагог 21 века обязательно должен понимать, что современный школьник учится только тому, что соответствует его реальным способностям, возможностям и интересам, его увлечения тем или иным предметом, именно тем, что он считает полезным для себя.
Мне так хочется, чтобы о каждом нашем учителе в будущем любой человек - будь то родитель или ученик – могли с гордостью сказать: «Настоящий профессионал своего дела!»
В чем же должен состоять профессионализм современного учителя? Я думаю, что, прежде всего в доброжелательном и заинтересованном отношении к своим ученикам, ведь порой учитель для них - это второй родитель, в понимании других людей, имеющих другие ценности и понятия, иные интересы и способности. Речь педагога - профессионала должна быть безупречной – четкой, правильной, литературной, простой в понимании для учащихся.
Учитель будущего, учитель – профессионал должен чётко продумать и провести урок так, чтобы каждый ребенок стал центром его внимания, чтобы маленький человечек осознавал, что его собственное участие в общем труде – это маленькая частичка общей «пятерки», которую поставит учитель всему классу в конце урока. Именно построения обучения, таким образом, поможет стимулировать у ребенка интерес, желание вмести, со своим учителем думать, и рассуждать на ту или иную тему, дискутировать, проявлять именно своё, независимое мышление, представлять свои собственные идеи и предложения. Дети на уроке, должны, не боятся, выразить свое понимание той или иной проблемы даже в тех критических ситуациях, когда собственное мнение ребенка может расходиться с мнением большинства учащихся, смело отстаивать в рабочем споре именно свою, пусть и не похожую на других, точку зрения.
Я уверена, что современный учитель не имеет права на ошибку хотя бы потому, что именно в его руках судьба человека. Образно говоря, работа педагога сразу без репетиций выполняется набело, без каких – либо черновиков, потому что воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Учитель не должен просмотреть склонность ребенка, к какому – либо виду деятельности, так как не проявившийся в ребенке талант – это тоже вина учителя.
Я считаю, что работа учителя подобна деятельности скульптора, он также должен поставить перед собой задачу путем ежедневного труда, общения с ребенком создать идеальную скульптуру – идеального человека будущего.
Современную работу учителя я бы сравнила с деятельностью артиста, так как настоящий учитель, учитель – новатор в своей собственной работе на разных этапах учебно – воспитательного процесса выступает в роли практического исполнителя собственных планов и лишь потом – в роли методиста и исследователя.
Учитель – профессионал должен построить учебно – воспитательные процесс так, чтобы каждый ребенок в классе стал его союзником, активным соучастником учебно – воспитательного процесса, чтобы любое предложенное учителем дело вызывало живой интерес учащихся, стремление каждого выполнять эту работу на «пять».Я считаю, что современный учитель должен быть, прежде всего, высоконравственным человеком, потому что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя, воспитателя нет другого морального выбора, кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает своё влияние на детей и право быть их воспитателем.
Учитель – новатор, учитель – профессионал в такой непростой, стремительный век обязан владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Таким образом, высокая нравственность, духовная ценность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета учителя, воспитателя, классного руководителя.
Итак, именно от него, простого сегодняшнего учителя зависит то, каким в наш бурный, стремительный век станет будущее поколение, будущее страны. А ведь 21 век – это век информации, когда в каждой семье есть не только телевизор и сотовый телефон, даже порой и несколько компьютеров в доме, и уже большинству детей не составит особого труда обладать всей информацией, - все- таки к уровню образованности учителя предъявляется еще более высокие требования. Вот поэтому в идеальном сознании образ учителя – это образ какого – то универсального человека, и ты должен соответствовать ему, потому что твои ученики- эти маленькие «почемучки» упрямо хотят верить тому, что их учитель – самый лучший человек на Земле, и он знает все! И ты просто обязан не уронить их доверие.
Я работаю в школе учителем биологии - химии больше десяти лет. На своих уроках стараюсь показать учащимся не только красоту и неповторимость окружающей нас природы, но и внушать им мысль о том, что мир – это не только окружающая нас среда, а это для нас наш единственный дом, в котором мы только и можем жить. Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить его будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служит нам и наш разум, и наша воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме.
В одном фильме есть такой диалог:
- Как ты думаешь, с чего птица начинает свой полёт?
- Не знаю, наверное, крылья расправляет.
- Нет, сначала она набирает в грудь воздуха и становится гордой, а уж потом крылья…
Я, так хочу, чтобы мои сегодняшние ученики, покинув стены родной школы, стали тоже гордыми, независимыми людьми.
И еще…. Учитель в человеке зажигает дрожащий огонек и много лет старается раздуть большое пламя. Такое удается очень редко, но мне все – таки упрямо хочется верить в то, что однажды я тоже сумею разжечь факел надежды в каждом своем ученике.
И мне кажется, что наступит такое время, когда мы с гордостью сможем произнести: «В твоих руках, учитель, наш 21 век». Об этом же мечтал и поэт Р.Рождественский в своем стихотворении:
В нем будет мудрость талантливо – дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле…Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!