Эссе «Будущее Казахстана в твоих руках!»
Эссе «Будущее Казахстана в твоих руках!»
на конкурс «Мой инновационный урок»
Кажаева Нургуль Кабдрашиткызы
учительница русского языка и литературы
средняя школа имени Абая
Восточно-казахстанская область
Тарбагатайский район
село Акжар
домашний телефон: 20-142
электронная почта: kazhaeva.nurgul@mail.ru
Эссе «Будущее Казахстана в твоих руках!»
Традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности.
И только современные образовательные технологии, по мнению автора опыта, позволяют пересмотреть способы мотивации школьников к получению знаний. Такой технологией является технология развитии критического мышления.
Так определилась тема опыта: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка путем использования приемов технологии развития критического мышления»
Что такое критическое мышление? Что такое эффективный урок? Что такое решение проблемы? На данные вопросы я искала новые ответы, новые решения и новые пути.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.
Сегодня наиболее актуальным является направление всех процессов обучения на результат. Ученик, выходящий за стены школы, должен обладать навыками и чертами конкурентоспособной личности. Общество, состоящее из таких выпускников, это общество образованных людей, способных мыслить и действовать самостоятельно не только в обычных ситуациях, но и при возникновении нестандартных условий жизни. Как этого добиться? Как помочь детям не растеряться, суметь найти выход?
Основная задача обучения русскому языку в средних и старших классах казахской школы состоит в том, чтобы развить у учащихся навыки и умения общаться в разных ситуациях, читать и понимать как художественные, так и научно-популярные тексты, что требует совершенствования и активизации русской устной и письменной речи. Изучение синтаксиса, в программе VII класса, способствует учащимся-казахам развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые более подходят для нужного в данной ситуации стиля речи. Лексической темой урока выбрала “Национальную валюту РК ”. Форма урока определена как словесный, поисковый, творческий.
Учитывая форму урока, я начала урок с указа Президента Н.А. Назарбаева от 12 ноября 1993 года
«О введении национальной валюты Республики Казахстан». Этим указом в 8 часов 15 ноября того же года была введена национальная валюта – тенге.
На этапе Побуждения, начинаю урок с заполнения ассоциативной карты:
- Ребята, давайте проассоцируем слово “Валюта”, то есть напишем все, что связано с этим понятием. Ребята с интересом заполняли в группах ассоциативную карту. Приводили различные примеры: деньги, ценные бумаги, доллары и так далее. Такая работа полезна тем, что у учащихся вырабатывается логическое мышление , свое суждение и обогащается словарный состав языка.
После заполнения ассоциативной карты, выполняют работу с таблицей «Знаю»-«Хочу знать» -«Понял».
Знаю
Хочу знать?
Понял«а»
Сначала ребята заполняют 1 часть «Знаю» о валюте, потом заполняется
2 часть таблицы «Хочу знать?» о валюте, Идет плавный переход от побуждения к реализации урока:
- Мы не можем общаться только словами, но именно из слов мы составляем словосочетания, а словосочетания помогают нам строить предложения.
Ученикам объявляю тему урока, изучение большого раздела русского языка “СИНТАКСИС”. СИНТАКСИС
Раздел грамматики, Основные единицы синтаксиса -
в котором изучаются словосочетание и предложение.
словосочетания и предложения.
Сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит Словосочетание
из главного и зависимого называет предметы,
слова. действия и их признаки
более точно, чем слово.
Не являются словосочетаниями: подлежащее + сказуемое.
Завершаю этот этап урока связным рассказом “ Национальная валюта”
Одним из обязательных символов независимого суверенного государства является его национальная валюта. История любого государства включает в себя и историю его собственной валюты, введение которой случается лишь однажды. История национальной валюты многих других стран формировалась в течение многих веков. Любая национальная валюта олицетворяет собой прошлое, настоящее и будущее страны. История же Тенге - национальной валюты Республики Казахстан - началась с указа Президента от 15 ноября 1993 года.
Банкноты нового дизайна образца 2006 года полностью исключают вероятность ошибочного восприятия какого-либо номинала, так как все номиналы отличаются как по цветам, так и по размеру. Цветовая гамма подобрана таким образом, чтобы создать положительный и легко узнаваемый образ банкнот любого достоинства. Каждый следующий номинал больше предыдущего на 4 мм по длине и на 3 мм по ширине.
Все банкноты выполнены в едином стиле, лицевая сторона содержит преимущественно вертикальные изображения, оборотная сторона горизонтальные. В целом дизайн отображает современность Казахстана, включает все государственные символы, изображения архитектурных объектов и природных ландшафтов страны. На лицевой стороне банкнот в центральной части расположен монумент «Астана-Байтерек» достижение современной казахстанской архитектуры, конструкторской и инженерной мысли, символ развития независимого Казахстана. Посередине банкноты на цветных полосах изображены фрагменты нот государственного гимна Республики Казахстан, на которые нанесено цифровое обозначение номинала. Слева от монумента «Байтерек» нанесен одним цветом государственный герб Республики Казахстан. В верхней правой части изображение государственного флага. В нижней части банкноты изображена открытая ладонь руки, в классической геральдике символизирующей веру, искренность и правосудие.
Ученики читают текст, находят словосочетания, используя свои знания по пройденному материалу о словосочетании, показав тем, что поняли тему урока при заполнении концепцуальной таблицы (примеры приведены предполагаемые),
словосочетание
Главное слово
Зависимое слово
вопрос
Чем выражено
·
Чем выражено
национальной валюты
валюты
национальной
Какой?
Сущ.
Прил.
ладонь руки
ладонь
руки
Чего?
Cущ.
Сущ.
изображен посередине
изображен
посередине
Где?
Прил.
Нареч.
тем самым идет переход к этапу рефлексия.
Презентация работ учащихся.
На этапе “Рефлексия” ученики делают вывод, используя примеры из текста, предложенном на уроке:
Словосочетание – это сочетания двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу:
открытая ладонь, достижение архитектуры, содержит преимущественно.
Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него:
В нижней части банкноты изображена открытая ладонь руки, в классической геральдике символизирующей веру, искренность и правосудие.
Заканчиваю урок обращением к 3 части «Понял(а)», предлагаю заполнить ее своими приобретенными знаниями о словосочетании и о «Национальной валюте Казахстана». Ученики отлично справились с презентацией таблицы «Понял«а». Завершила урок словами Н.А.Назарбаева
Мы на великом пути.
Устремлены к заветной мечте.
В руках у нас голубое знамя независимости.
На гербе нашем священный шанырак – символ нашего единства.
И еще крылатые кони, несущие нашу мечту.
Да будет благословенна наша судьба!
Да осенят нас духи предков на нашем великом пути!
Данный урок был разработан по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Стратегии, которые мною были использованы, помогли выполнению поставленных задач и основной цели урока.
Умелое использование словесного, поисково-творческого, эвристического методов обучения способствовало раскрытию нового материала.
С методической точки зрения можно твердо утверждать, что структура урока была системной. Творческий поиск учеников определил высокую результативность ее урока, который был достигнут за счет использования нестандартных заданий исследовательского характера, интересных проблемных вопросов и ситуаций, умелого применения технологий: «Критическое мышление через чтение и письмо».
Что дала учащимся технология РKМЧП по русскому языку?
Во-первых, повышается ответственность за качество собственного образования.
Во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и большими объемами информации. В-третьих, развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми.
Как известно, диалог – это разговор двух лиц. На уроке диалог был системно пронизан на каждом этапе. Ученики смогли творчески ответить на вопросы, выполняли задания усердно и смогли показать связь урока с другими предметами.
Ценность технологии развития критического мышления, её применения на уроках русского языка и литературы очевидны. Использование технологии формирует навыки направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма, развивает критическое мышление. Поскольку тексту в данной технологии отводится приоритетная роль, чтение и письмо понимаются как взаимосвязанные процессы, способствующие организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения её с личным опытом. Методы критического мышления, с одной стороны, позволяют работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
валюта
Словосочетание
Picture 515