Конспект урока по химии на тему Алюминий

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Нижневартовска












Алюминий








Тухфатуллина Раиса Туктасыновна

















2015 г.

Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc312696756" 14Об авторе 13 PAGEREF _Toc312696756 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc312696757" 14Методические рекомендации 13 PAGEREF _Toc312696757 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc312696758" 14Конспект урока 13 PAGEREF _Toc312696758 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc312696759" 14Цели урока 13 PAGEREF _Toc312696759 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc312696760" 14Ход урока. 13 PAGEREF _Toc312696760 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc312696761" 14Изучаемые вопросы 13 PAGEREF _Toc312696761 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc312696762" 14Вывод: 13 PAGEREF _Toc312696762 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc312696763" 14Рефлексия. 13 PAGEREF _Toc312696763 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc312696764" 14Дополнительный материал 13 PAGEREF _Toc312696764 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc312696765" 14Тест 1 уровень: 13 PAGEREF _Toc312696765 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc312696766" 14Тест 2 уровень: 13 PAGEREF _Toc312696766 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc312696767" 14Тест 3 уровень: 13 PAGEREF _Toc312696767 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc312696768" 14Тест 4 уровень: 13 PAGEREF _Toc312696768 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc312696769" 14Список ресурсов 13 PAGEREF _Toc312696769 \h 14141515
15


Об авторе
Тухфатуллина Раиса Туктасыновна

Дата рождения: 03. 02. 1961 г.
Образование: Высшее (Тобольский государственный педагогический институт, 1990 г.)
Специальность: Учитель биологии и химии
Стаж общий трудовой: 34 года
Стаж педагогический: 16 лет
Стаж работы в МОСШ №29: 7 лет
Категория: Первая квалификационная категория
Публикации: Урок по теме: «Количество вещества».в Интернете (Сайт. Завуч. Инфо.), конкурсная игра «Счастливый случай» по теме «Металлы» и «Неметаллы» на сайте Инфоурок.

Методические рекомендации

Этап урока
Цель этапа
Формы работы
ЦОР

Организация начала занятия
Обеспечить усвоение учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
Урок-беседа
Презентация цели и план урока

Подготовка к основному этапу занятия.
Изучить историю открытия алюминия.
Урок-беседа
Презентация Из истории открытия

Усвоение новых новых знаний и способов действия.
Изучить физические и химические свойства алюминия.
Самостоятельная
работа
Презентация Нахождение в природе.

Закрепление знаний
Закрепление знаний по свойствам.
Самостоятельная работа
тест

Контроль и самопроверка знаний.

Обобщить и систематизировать знания по теме.
тест
тест

Подведение итогов занятия.
Обобщить, что алюминий является металлом будущего.
Выводы
презентация


Конспект урока
Цели урока: Конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов 3 А группы на примере алюминия. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металла, прогнозировать его применение.
Продолжать формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе своих исследований, проводить химический эксперимент, соблюдать правила техники безопасности. Развивать познавательную деятельность учащихся.
Тип урока. Усвоение новых знаний.
Ход урока.
Учитель объявляет тему урока. Для создания проблемной ситуации демонстрируется инсценированное выступление учащихся «Вручение алюминеевой медали Наполеоном III Ф.Вёлеру»
«Девилль подробно исследовал продукт реакции: в платиновой трубке образовавшийся алюминий. Мелкие серебристо белые частицы алюминия обладали хорошей ковкостью и не теряли блеска на воздухе .
По всему видно, что новый металл приближается по свойствам к благородным металлам. Единственная разница в их удельных весах: алюминий чрезвычайно лёгок,- сказал Девилль, обращаясь к профессору Французской Академии наук Дюма. – Думаю, что его получение должно заинтересовать наше правительство.
-Если алюминий оправдает наши ожидания, страна, в которой будет много этого металла, станет могучей державой. Продолжайте свои опыты. Какие перспективы открываются перед Францией!
-Не только перед Францией - перед всем человечеством, профессор Дюма. Ведь сырьё для получения алюминия есть повсюду: это глина.
Успех Девилля вызвал настоящую сенсацию. Император Наполеон III долго любовался блестящими слитками металла.
Как вы считаете, удастся ли нам использовать его в армии? – спросил император.
Он дороже золота, ваше величество,- ответил Девилль. – Пока из него можно производить только самые дорогие украшения.
-Если вы усовершенствуете, метод и получите дешёвый металл, то мы, вероятно, могли бы начать производство шлемов и брони. Представляете себе, французский солдат будет неуязвим!
18 июля 1855 года на заводах Жавеля получили первый слиток алюминия, произведённый в промышленном масштабе.
Когда была готова алюминиевая медаль, Академия наук устроила специальное торжество и вручила её Ф. Вёлеру. Девилль настоял на том, чтобы на медали было выгравировано имя Вёлера и год, когда немецкий учёный впервые получил крохотные зёрна металла,-1827.»
(«Анри Этьенн Сент. - Клер Девилль.» «Великие химики» МИР 1977.)

Учитель: В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И. Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции.
Мировое производство Al постоянно растёт. Он стал вторым по значению металлом продолжающегося железного века.
Задаётся проблемный вопрос: «Почему алюминий называют металлом будущего?» (Раскрываются цели и план урока).

Изучаемые вопросы:
1. Строение атома Al.
2. Распространённость Al в природе.
3. Физические и химические свойства алюминия
- простого вещества.
4. Применение алюминия на основе его свойств.

Характеристика элемента.
Задание: Дать характеристику элемента по его положению в периодической системе, объяснить строение атома.
Дополнительный вопрос: Укажите возможные степени окисления Al.
Нахождение в природе.
Задание I . Рассмотрите диаграмму «Распространение элементов в природе». Определите, какое место занимает Al среди других элементов.
Задание II. Рассмотрите образцы природных соединений, сравните их по твердости, прочности, цвету, рассчитайте содержание Al в каждом из них. Заполните таблицу. Какие из перечисленных пород вы бы использовали для получения металла?

Получение Al.
Задание I. Ознакомьтесь с историей открытия элемента.
Задание II. Прослушайте сообщение на тему: «Получение Al в промышленности».

Физические свойства Al.
Задание. Рассмотрите выданные образцы металла. Используя таблицу «Физические свойства некоторых металлов», ответе на вопрос: «Какими же свойствами обладает Al? Что привлекло внимание огромного круга промышленников, учёных, государственных деятелей?».
Вывод. Алюминий – металл серебристо - белого цвета, лёгкий (q- 2,7 г./ см.3), плавится при температуре 6600С. обладает хорошей ковкостью, пластичностью, электрической проводимостью и теплопроводностью, легко поддаётся обработке, образует лёгкие и прочные сплавы.

Химические свойства.
Задание I. Определите место Al в электрохимическом ряду напряжения, сделайте вывод об его активности.
Внимание вопрос! Почему в алюминиевой кастрюле можно варить суп?
Задание II. Взаимодействие Al с простыми веществами (О2, I2, S2 ).
Учащиеся – лаборанты демонстрируют опыты, остальные – наблюдают, записывают уравнения, отмечают условия течения химических реакций с указанием окислительно – восстановительных процессов.
Задание III. Взаимодействие Al со сложными веществами.
Выполнение лабораторных опытов «Взаимодействие алюминия с растворами кислот, щелочей, солей».
Поместите в три пробирки алюминиевые стружки. В пробирку 1 добавьте раствор соляной кислоты, во вторую – раствор гидроксида натрия, в третью – раствор сульфата меди (II). Объясните явления, напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Обобщение: Алюминий восстанавливает все элементы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов, простые вещества – неметаллы. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта защитной оксидной плёнкой.

Применение алюминия.
Задание. Используя рисунок 15, стр. 60 учебника, кадры диафильма, изученный материал, назовите области применения алюминия.
Алюминий применяют: для производства различных сплавов;
в авиа-, авто-, суда-, приборостроении, электротехнике, изготовление корпусов космических ракет, химической аппаратуры, строительстве мостов, зданий, в быту; алюминием покрывают чугун и сплавы для защиты от коррозии (алитирование);
термит (смесь алюминия и оксидов железа)- для сварки рельсов;
получение металлов особой чистоты (алюмотермия).

Обобщение.
Рассмотрев свойства алюминия, области применения металла и его сплавов, дайте ответ на главный вопрос урока: «Почему алюминий называют металлом будущего?»

Вывод: Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большое применение в авиационном и космическом транспорте и во многих отраслях народного хозяйства. Особое место алюминий и его сплавы занимают в электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники.

Учитель подводит итоги, оценивает учащихся, заканчивает урок четверостишием:
« Я металл, серебристый и лёгкий,
И зовусь самолётный металл,
И покрыт я оксидною плёнкой,
Чтоб меня кислород не достал».
Рефлексия.
На уроке было над чем подумать?
Я узнал много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.
На уроке я работал с интересом, добросовестно и цели достиг.
Дополнительный материал
Тест по теме. «Алюминий».
Цель: Закрепление темы по его физическим и химическим свойствам.

Тест 1 уровень:
1. Распределение электронов по уровням элемента главной подгруппы III группы
1) 2; 8; 1
2) 2; 8; 3
3) 2;5:
4) Is 22s1
2. В ряду В А1 Ga In радиус атома наименьший у 1) бора 2) алюминия
3) галлия 4) индия
3. Реакция взаимодействия алюминия с углеродом
проходит при комнатной температуре
не идет
необходимо первоначальное нагревание
необходимо нагревание в течение всей реакции
4. Сплав на основе алюминия называется 1) бронза 2) латунь
3) мельхиор 4) дуралюмин
5. Неправильно записана реакция
1) 2А1 + 3H2S04(paзб.) = A12(S04)3 + ЗН2
2) 2А1 + 6НС1(разб.) = 2А1С13 +ЗН2
3) 2А1+ 6HN03(конц.) = 2A1(N03)3 + ЗН2
4) 2А1 + 2NaOH + 2Н20 = 2NaA102 + ЗH2

Тест 2 уровень:
1. Элемент главной подгруппы III группы имеет следующую электронную структуру атома:
1) 2;8;3 2) l s22s22p3
3) 2; 5 4)l s22s1
Характерная степень окисления алюминия
1) +1 2) +2 3) +3 4) +4
Реакция взаимодействия алюминия с серой
проходит при комнатной температуре
не идет
необходимо первоначальное нагревание
необходимо нагревание в течение всей реакции
Сплав на основе алюминия называется
1) бронза
2) дуралюмин
3) мельхиор
4) латунь
Неправильно записана реакция
4А1 + ЗС = А14С3
8А1 + 3Fe304 = 4А1203 + 9Fe
2А1 + 3MgS04 = A12(S04)3 + 3Mg
2A1 + 6HC1 = 2А1Cl 3 + 3H2

Тест 3 уровень:
1. Элемент главной подгруппы Ш группы имеет следующую электронную структуру атома
1) 2; 8; 3 2)1s 22 s22p3
3) 2; 5 4) l s22s1
2. В ряду В А1 Ga In неметаллические свойства наиболее ярко выражены:
1) бора 2) алюминия
3) галлия 4) индия
3. Эту реакцию вы наблюдаете при горении бенгальских огней, фейерверков:
1) 2А1 + ЗВг2 = 2А1Вг3
2) А1+ 3S = A12S3
3) 4А1 + 302 = 2А1203
4) 4А1 + ЗС = А14С3
4. Выделить алюминий из А1203 можно
термическим разложением
нагреванием с оксидом железа
электролизом А1203 в расплавленном криолите
электролизом А1203 при 1000 °С
5. Неправильно записана реакция
2А1 + ЗС12 = 2А1С13
2А1 + 6H2S04(pas6.) = A12(S04)3 + ЗН2
2А1 + 3CuS04 = A12(S04)3 + 3Cu
Al + 3NaOH = Al(OH)3 + 3Na

Тест 4 уровень:
1. Элемент главной подгруппы III группы имеет следующую электронную структуру атома
1) 2; 8; 1 2) ls22s22p3
3)2;3 4)ls22s1
2. Атомы элементов главной подгруппы Ш группы содержат на внешнем энергетическом уровне:
1) 1 электрон
2) 2 электрона
3) 3 электрона
4)4 электрона
3. Термитная смесь это
алюминиевая стружка
смесь А14С3 с порошком алюминия
раствор алюминия в щелочи
смесь Fe304 с порошком алюминия
4. Коррозионная стойкость и высокая теплопроводность алюминия используется
1) при производстве посуды 2)в авиации
в электротехнике
в машиностроении
5. Неправильно записана реакция
2А1 + 2NaOH +2Н20 = 2NaA102 + ЗН2
2А1 + 3CaS04 = A12(S04)3 + ЗСа
2А1+ 6НС1 = 2АlC13 + ЗН2
2А1 + 3Fe(N03)2 = 2A1(N03)3 + 3Fe
Ответы: 1 уровень - 1-2, 2-1, 3-3, 4-4, 5-3
2 уровень – 1-1, 2-3, 3-3, 4-2, 5-3
3 уровень- 1-1, 2-1, 3-3, 4-3, 5-4
4 уровень- 1-3, 2-3, 3-4, 4-1, 5-2
Список ресурсов
Основы работы в Интернет. Практический курс. Общество «Знание» России, Москва, 2002.
Харлашина Н.Г. Учебное пособие. Введение в Интернет. Московский центр Интернет - образования.
Информационные технологии в деятельности учителя- предметника. Часть II: Пособие для системы дополнительного профессионального образования.- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2007.
4. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: 2008.









Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника

13PAGE 15


13PAGE 141415




Заголовок 115