Конспект внеклассного мероприятия на тему Отдыхаем с математикой

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Жилетовская средняя общеобразовательная школа»


Отдыхаем
с математикой








Сабаева Валентина Яковлевна,
учитель математики высшей категории















2014год

Цель: развитие математического и логического мышления, расширение кругозора учащихся, пробудить желание заниматься изучением одной из интереснейших наук – математикой.




Оборудование: зал красочно оформлен: название вечера, формулы на плакатах, высказывания, математические газеты, костюмы к сценкам.






Ход мероприятия:
Входят четыре ученика.
1) Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
О, явился гость – Царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.

2) Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
(Появляется девочка с короной на голове, длинном платье и лентой через плечо «Царица всех наук»)

- Слышу-слышу о себе лестные слова!

3) Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь,
Развивать и волю, и смекалку.

4) И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Песня «О математике»(поет Царица наук)

Ведущий: Часто слышишь, что математика «сухая» и «скучная» наука. Мы сегодня постараемся показать, что это не так, что математика – удивительная и интереснейшая наука. Предлагаем вашему вниманию сценку про знакомые цифры 0 и 1.

Сценка про 0 и 1.

Ведущий: Хотите, я угадаю, сколько Вам лет? Количество ваших полных лет умножьте на 10, затем 9 умножьте на любое однозначное число и этот результат вычтете из первого. Сколько получилось? (Например, 15х10=150, 9х5=45, 150-45=105. Вам 10+5=15 лет)
Разгадку смотри в ближайшем номере нашей школьной математической газеты.

Сценка «Мужик и купец»

Ведущий: Логогриф – новая загадка. В ней надо сначала догадаться, о каком слове идет речь. Затем в отгаданное слово нужно вставить дополнительную одну или несколько букв, получится новое слово, например, кот – крот, Аня – Ваня.

1) Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках,
Лишь «о» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка. (плюс – полюс)

2) Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве «я» прикажешь рядом встать,
Я – всё: отец, и ты, и дедушка, и мать. (семь – семья)

Сценка «Про рыбака»
Песня «О чем поют птицы», сл. Агнии Барто.
(на мотив «В траве сидел кузнечик», «По долинам и по взгорьям»)
Ведущий: Но в нашей школе таких учеников нет, зато есть те, кто имеет по математике отметку «5».

Презентация учащихся, которые занимаются на «5» по математике.
«Шутка»

Ведущий: Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учится в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 182 дня отпадает. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего-навсего 5 дней.
Многому ли тут можно выучится?


Легенда «О шахматах»

Ведущий: А сейчас угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин. (фонограмма)
«Учат в школе» (к четырём прибавить два)
«Вместе весело шагать по просторам» (раз дощечка, два дощечка)
«Крокодил Гена» (и подарит 500 эскимо)
«В траве сидел кузнечик» (он ел одну лишь травку)
«Дважды два – четыре»
«Там вдали за рекой» (сотня юных бойцов)
«Золотая свадьба» (40 правнуков и 25 внучат)
«Жили у бабуси» (2 веселых гуся)
«Три белых коня»
10) «Песенка про зарядку» (1,2,3,4 – хобот выше, уши шире)

Басня «Мартышка и медведь»
Песня «О числах» (на мотив «В траве сидел кузнечик»)

Ведущий: Говорят, что числа бывают «счастливые» и «несчастливые». Какое число называют «несчастливым»? 13! А еще его называют «чертовой дюжиной». Так ли это?

Сценка «Число 13»
Частушки «Школьные страдания»
«Устами наших учеников» - слайды.
- Многоугольники бывают выпуклые и впуклые.
- Слагаемые бывают подобные и бесподобные.
- Аксиома – это такая теорема, которую не надо доказывать.
- Любая кривая короче прямой.
- Докажем методом «от отвратительного».
- Равнобедренный треугольник – это такой треугольник, у которого одинаковые бедра.

Устами Пифагора
- Делай великое, не обещая великого.
- Статую красит вид, а человека – деяние его.
- Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.


Сценка «Среднее арифметическое»

Ведущий: О математике говорили замечательные слова великие люди:
Математика – царица всех наук. К.Гаусс.
Математика – это полет. В.Чкалов.
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М.Ломоносов.
Вдохновение нужно в поэзии так же, как в геометрии. А.С.Пушкин.
В математике есть своя красота, как в живописи. Н.Е.Жуковский.
Химия – правая рука физики, а математика – ее глаз. М.Ломоносов.
Счет и вычисления – основа порядка в голове. И. Песталоцци.
Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием. С.Пуассон.
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. А.Нивен.
Математика – наука молодых. Иначе и не может быть. Занятия математикой – это такая гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость молодёжи. Н.Винер.

Ведущий (заключительное слово): Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытия, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

Гимн математике (на мотив «Учат в школе»)








Используемая литература
М.А.Иченская «Отдыхаем с математикой»: Внеклассная работа по математике в 5-11 классах. Изд. «Учитель». Волгоград, 2006
Л.В.Гончарова «Предметные недели в школе. Математика» - Волгоград: Учитель, 2003
Т.Д.Гаврилова «Занимательная математика. 5-11 классы. Как сделать уроки математики нескучными – Волгоград: Учитель, 2004
З.Н.Альхова, А.В.Макеева «Внеклассная работа по математике» - Саратов: Лицей, 2003 – Библиотечка учителя
Перемена, выпуск №5. Редактор Н.В.Лукичев – Калуга, 1994
М.И.Линго «Игры, ребусы, загадки для школьников». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1998
А.С.Шатилова, Л.М.Шмидтова «Занимательная математика», 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004
М.М.Лиман «Школьникам о математике и математиках». Пособие для уч-ся 5-9 кл. средней школы. М.: Просвещение, 1981
Я.И.Перельман «Живая математика», АО «Столетие», Москва, 1994

















Приложение

Песенка о математике
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Математика.

Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Математика.

Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Математика.

Сценка про рыбака
Учитель. Решим задачу.
Ученица. Слушаю, Иван Петрович.
Учитель. Рыбак в первый день поймал 1 кг рыбы, во второй – вдвое больше, чем в первый, а в третий день – вдвое больше, чем во второй. Сколько всего килограммом рыбы поймал рыбак?
Ученица думает.
Учитель. Как же ты думаешь ее решить?
Ученица. С уравнением, Иван Петрович.
Учитель (пожимая плечами). Ну, реши.
Ученица. Иван Петрович, я хотела бы уточнить условие. Значит в первый день 1 кг рыбы поймал рыбак?
Учитель. Да.
Ученица. А во второй день вдвое больше рыбы поймал тоже рыбак?
Учитель. Да.
Ученица. И в третий день – тоже рыбак?
Учитель. Ну да.
Ученица. Ну теперь все понятно. Способ ясен.
Учитель. Тогда начинай решать.
Ученица (громко, уверенно). Обозначим рыбака через Х.
Ведущий. И тут был дан ответ суровый
Учителем бездумной ученице.
Учитель. Коль стал никем рыбак бедовый,
Что ж в голове твоей творится?

Басня о мартышке и медведе
На сцене за партой вертится Мартышка с зеркалом, а рядом Медведь пытается что-то писать.
Учитель. Раз в школе лесной был трудный урок:
Делили весь день, умножали.
А двое тихонько за старой сосной
Беседой себя развлекали.
Мартышка. Смотри, дорогой, разве я не умна?
И как благородны манеры.
Медведь. По-моему, ты что-то слишком шумна
И говорлива без меры.
Мартышка. Ох, Мишка, какой ты чудак.
Зачем тебе иксы и меры?
Мы жили без них, и не плохо, ведь так?
А ты все примеры, примеры.
Медведь. Послушай, задачи хочу я решать
И стать семьянином примерным.
А ты все, кума, хочешь мне помешать,
Стоишь на пути моем верном.

Мартышка. Ах, на верном? Ты что говоришь?!
Кому ты мозги забиваешь?
Ты сам на уроках частенько спишь
И часто уроки не знаешь.
Медведь. Бывает, скрывать я не буду сейчас,
Да ты разболтала всем сразу.
Хотя на уроке любимом моем
Еще не уснул я ни разу.
Мартышка. Ни разу? Кому говоришь!
Меня не обманешь ты, право!
Вчера поглядела – ты спишь,
Проспал ты примеров не мало.
Медведь. Ну, что ты, кума?
Я думал, пригревшись на солнце.
Я думал, вот скоро зима,
Заделать бы надо оконце.
Мартышка. Вот-вот, я тебе говорю,
Что ты ученик никудышный.
Пойдем по домам! Я обед наварю,
И мед будет тоже не лишний.
Уходят.
Учитель. Ушли не подумав. Как знать?
Учится, ребята, всем нужно:
Делить, умножать и задачи решать.
Простим мы зверят этих дружно,
Пусть Мишка с Мартышкой займутся делами,
Их строго судить мы не будем.
А в школе учиться нужно ребятам,
О том мы теперь не забудем!


ЧАСТУШКИ

1.Мы веселые ребята, 2.В нашем классе все ребята
Очень весело живем: Хороши ,как на подбор,
И задачи мы решаем, Математику не знают,
И частушки вам споем. «Хорошистов» недобор.


3.Математика поможет 4.Мы задачи на движенье
Вам отличниками стать, Порешать всегда хотим,
Научитесь вы, ребята, Наше в классе поведенье
Уравнения решать. Всем известно - не молчим.

5. «Нам нужны одни пятерки»,- 6.Двойка с тройкой говорили,
Говорят отличники. Что они главнее всех.
Ну а чем другие хуже? Что случилось бы на свете,
Ох, единоличники! Если б это был не смех?

7.Цифры все одна к другой 8.Говорила двойка тройке,
Важные, красивые. Что она красавица,
Обойтись одной нельзя - Потому, наверное,
Все незаменимые. Ребятам очень нравится.

9. Мы подружки - хохотушки
С вами распрощаемся
И потом на КВНе
Скоро повстречаемся!


ГИМН МАТЕМАТИКЕ

Уравнения решать, радикалы вычислять –
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать 2 раза
Постараешься – придет к тебе удача!


Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигура, то тела – не разберешься.
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны, 2 раза
Их учи – и результата ты добьешься!

Все науки хороши
Для развития души.
Их и сами все вы знаете, конечно,
Для развития ума математика нужна, 2 раза
Это было, это будет, это вечно!

СЦЕНКА «ЧИСЛО 13»

Из цифр «1» и»3» составляется число «13».Остальные разбегаются.
Капитан. Что случилось?
Вот беда – разбежались кто куда!
Что случилось? Что случилось?
Ох, «13» появилось!
Вот оно, вот оно -
Несчастливое число.
Члены команды (в любом порядке).
- Американский миллионер Поль Гети заявляет:

Где 13 человек, -я за стол не сяду!
Чертова дюжина не нужна за ужином!
Поочередно.
- В итальянской лотерее нет номера 13.
- Во Франции нет домов с номером 13.
- В Женеве самолеты вылетают в 12 часов, а не в 13.
- В самолетах нет 13-го места, но
- Англичанин Сипсон, проживающий на 13-м этаже в 13-й квартире, получил уведомление, что его увольняют с 13-го числа,
Пошел с горя на футбольный матч и поставил вскоре 13 фунтов. Он выиграл 53457 фунтов стерлингов.

ВСЕ Мы не верим суеверьям,
Числам всем открыты двери.
И с числом 13
Нам нельзя расстаться!

ПРО НОЛЬ И ЕДИНИЦУ.

1 ведущий: Вот это ноль, иль ничего,
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый ноль
Соседке единице: «С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице».

Ведущий: Она окинула его сердитым
Гордым взглядом:
«Ты ,Ноль, не значишь ничего,
Не стой со мною рядом!»
Ведущий: Ответил Ноль:
«Я принимаю свою вину, что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Длинна и худощава.
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают , что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим,
Из троек и четверок
Мы можем , если захотим,
Составить 30, 40.
Пусть говорят , что мы ничто.
С двумя нулями вместе
Из единицы выйдет 100,
Из двойки – целых 200.


ПЕСНЯ «О ЧЕМ ПОЮТ ПТИЦЫ» (слова А. Барто)

Идут домой из школы четыре ученицы,
Им песенку веселую насвистывают птицы.
«Шестью восемь – сорок восемь»,-
Распевают снегири.
Воробьи с высоких сосен
Повторяют: «Трижды три.»

Несут домой тетрадки четыре ученицы,
Там цифры в беспорядке, зачеркнуты страницы.

Два чижа сидят на ветке.
«Покажи,- поют чижи,-
Покажи свои отметки,
Все тетрадки покажи!»
А в тетрадках что творится!
Ничего в них не понять:
Три на девять – вышло тридцать,
Два на восемь – двадцать пять!

Бегут по переулку четыре ученицы:
«Мы вышли на прогулку,а нас прогнали птицы!»
«Трижды три»,- кричат вороны,
«Пятью пять»,- кричат грачи.
«Повтори,- кричат вороны,-
Математику учи!»


ПЕСЕНКА «О ЧИСЛАХ»
(на мелодию песни «В траве сидел кузнечик»)

Когда –то жили числа,(2 раза)
И неразлучны были,
Такие вот друзья.
Припев: Представьте себе,(2раза)
И неразлучны были,
Представьте себе.(2раза)
Такие вот друзья.

Но вот пришли злодеи,(2раза)
И злые их идеи
Поссорили друзей.
Припев: Представьте себе,(2раза)
И злые их идеи,
Представьте себе,(2раза)
Поссорили друзей.
Теперь друзья не дружат,(2раза)
Грустят они и тужат:
Когда ж беде конец?
Припев: Представьте себе,(2раза)
Грустят они и тужат,
Представьте себе,(2раза)
Когда ж беде конец?


«ЛЕГЕНДА О ШАХМАТАХ»

На сцене полумрак, на ковре, на подушках лежит шах. Ему скучно. Стража шаха обмахивает его опахалами. Из-за занавеса слышен голос ведущего.

Один мудрец придумал игру, которую мы сейчас называем «шахматы». Объяснил он шаху правила игры, и игра ему очень понравилась. Шах решил наградить мудреца.
Шах (громко кричит): Визирь! Визирь!
Визирь (вбегает и падает на колени):Слушаю и повинуюсь мой господин.
Шах: Награди мудреца, дай ему все, что он захочет. Я достаточно богат, чтобы быть щедрым.
Визирь (кричит): Позвать Мудреца!(Появляется Мудрец, похожий на звездочета) Что ты хочешь, Мудрец, за свою игру?
Мудрец: О, Великий шах! Я не буду просить золото и драгоценности. Я хочу, чтобы на первую клетку шахматной доски положили одно зерно, на вторую – два зерна, на третью – четыре зерна и так до 64 клетки. Постоянно удваивая число зерен предыдущей клетки.
Шах (смеется): Я , что, похож на нищего? Что, я не могу одарить тебя по достоинству? Проси что-нибудь другое.
Мудрец: О, могущественный повелитель! Не гневайся, но больше мне ничего не надо.
Шах (недовольно махнув рукой): Визирь, дай ему то ,что он просит.
Ведущий: Прошло несколько дней. Шах целыми днями играл в шахматы и вспоминал о Мудреце.
Шах: Визирь! Визирь!
Визирь (вбегает и падает на колени): Я здесь, мой повелитель!
Шах: Наградили Мудреца?
Визирь: О нет, Великий шах! Все счетоводы государства считают зерно.
Шах: Как вы могли ослушаться? Позвать сюда Счетовода! (На коленях вползает Счетовод, непрерывно кланяясь) Почему еще Мудрец не награжден?
Счетовод: О, великий и светлейший государь! Во всем твоем государстве нет столько зерен, на всей Земле не растет такого количества зерна, которое хочет получить Мудрец.
Шах: Сколько же ему нужно дать?
Счетовод: Вот это число: 18446744073709551615. Если 10 зерен весят один грамм, то ты должен отдать ему 184 миллиарда 467 миллионов 440 тысяч 737 тонн 95 кг 516граммов пшеницы, мой повелитель! Если на всей Земле за год выращивают 2 миллиарда тонн, то, чтобы отдать ему все зерно, его нужно выращивать 92 года. А ведь на Земле еще никогда не выращивали по 2 миллиарда тонн пшеницы, о повелитель!
Шах: Мудрец всегда мудрец!
Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться. (Архимед)


СКАЗКА «МУЖИК И КУПЕЦ»
На сцене стол, на столе самовар, лавка, у окна сидят купчиха и ее дочь, входит купец.
Купец: Послушай, жена, на базаре я встретил глупого мужика и заключил с ним выгодную сделку.
Жена: Какую?
Купец: Он каждый день будет приносить мне по 100 000 рублей, а я ему в 1-й день отдам копейку. Ты слышишь, копейку за 100 000 рублей! Во 2-й день – 4 копейки и так целый месяц. А он мне целый месяц будет носить каждый день по 100 000рублей.
Жена: Откуда у этого глупца столько денег?
Купец: Это не наше дело. Об одном жалею, что заключил договор на 1 месяц. Боюсь, что этот чудак поймет, что его обманывают, и не принесет свои деньги.
Раздается стук. Жена выглядывает в окно.
Жена: Там кто-то пришел.
Купец (выглядывает в окно) Это он!
Входит мужик.
Мужик: Получай, купец, свои деньги и отдай мою копейку!
Взяв свою копейку, уходит.
Купец: Как я боялся, что он не придет. А вдруг завтра он не придет? Или придет и заберет свои деньги?
Жена: Успокойся! Если он сегодня не понял, что его обманывают, не думаю, что он поймет это завтра. Говорят же: «Если дурак, то надолго».
Купец: Так-то оно так, да все равно боязно.
Ведущий: Каждый день мужик приносил по 100 000 рублей и забирал свои копейки. Вначале купец радовался и не задумывался над тем, сколько он отдает мужику. На 24-й день он отдал 83 000, а на 25-й – 166 000, а на 27-й – 672 000 рублей и т. д.
Купец: О горе мне, горе! Мужик оказался не так глуп. Ведь он отдал мне всего 3 миллиона, а получил от меня 10 миллионов рублей! Какой я глупец! Разве можно было заключать сделки на базаре!
Ведущий: Видите, как неожиданны бывают результаты, когда не знаешь математику. Вероятно, ни шах, ни купец не оказались бы в таком положении, знай они хоть чуть-чуть математику.


СЦЕНКА «СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ»

Стоит Олег, задумавшись.


Лена (входя). Олег, о чем ты задумался?
Олег. Знаешь, о чем я задумался? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья. Все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба, Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!
Лена: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?
Олег: Подожди, это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!
Лена: Ты же гений! (в сторону) Ну я тебя проучу. (Олегу)
Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кроссовки в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Олег. Да.
Лена. Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим средним арифметическим. (Уходит)
Олег. Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кроссовки, и Владислав Юрьевич не будет меня ругать (Делает несколько гимнастических упражнений.)
Лена. (входит с пакетом). Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кроссовки купила, не что-нибудь!
Олег (с нетерпением). Давай быстрее, покажем их.(Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой, другой маленький). Что это?
Лена. Ты еще спрашиваешь? Это твои кроссовки. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер 35. Да здравствует среднее арифметическое!!!
Олег с ужасом хватается за голову и убегает.








13PAGE 15


13PAGE 14- 2 -15