Как подготовить и провести мастер-класс
Как подготовить и провести мастер-класс.
Слайд 1
Современные информационно-педагогические технологии (формы работы), которыми мы пользуемся для передачи информации в молодежной среде очень разнообразны. Но те из них, которые сочетают теорию и практику являются более востребованными, т.к. смена видов деятельности сказывается и работает на быстроту и качество получаемого результата. Одним из таких технологий является мастер-класс. Но, часто, педагоги и, особенно, дети используемые эту форму работы не подозревают, что вместо мастер-класса получилась лекция со стендовой презентацией. Показать слайды на экране- это не сделать что-то «своими руками», а мастер-класс предусматривает, прежде всего, выход материального ПРОДУКТА (изученная песня, сыгранная сценка, изготовленный цветок, начерченная линия…) силами обучающихся, а не педагога.
Столкнувшись с этой проблемой среди своих ребят, я решила заострить внимание на том, что-же такое мастер-класс, как его качественно подготовить и провести?
ЦЕЛЬ занятия: обобщить представления участников выездной смены о характерных особенностях мастер-класса.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ мастер-класса:
Деятельностный подход,
Электронная презентация,
Сочетание индивидуальных и групповых видов деятельности
Слайд 2
Что такое мастер-класс?
(возможные ответы можно фиксировать на ватмане и комментировать)
Слайд 3
Действительно, мастер-класс-это
- Эффективная форма передачи педагогического опыта
- Территория активного обучения
- Интересное педагогическое мероприятие
- Перспективное звено повышения квалификации
- педагогическая кухня, на которой учат готовить педагогические «блюда»
Существуют и другие формы распространения педагогического опыта. Какие вы можете назвать?
(участники называют формы, ведущий делает комментарий)
Слайд 5
Действительно чаще всего используются:
открытый урок
публикация
творческий отчет
выступление
академический концерт
Формы распространения педагогического по степени взаимодействия можно условно разделить на две группы: пассивные и активные.
Слайд 5
К пассивным относятся те, которые не требуют личного присутствия мастера (публикация…) Активные можно разделить на две группы, условно называемые «актер на экране» (вопросы мастеру можно задавать только после выступления: лекции, открытый урок…) и «актер в зале» (вопросы можно задавать по ходу выступления: мастер-класс, акция).
Предлагаю нарисовать портрет мастер-класса
(каждая из групп обсуждает и представляет свой портрет (активный, шумный, результативный, деятельностный…))
Самую простую модель мастер-класса можно представить так:
Слайд 6
начало (приветствие участников, цель м-к, анонс плана действий)
теория (знакомство с элементами теории по теме м-к, представление своего опыта, использование приемов, ответы на вопросы)
практика (применение участниками практического задания, мастер комментирует, советует, направляет)
Итог (афиширование итогов практической работы, обмен мнениями, оценка происходящего, проводит рефлексию)
Вопрос о том, что делать встает перед педагогами на всех этапах подготовки к мастер-классу. Какая часть речи отвечает на вопрос «Что делать?»
Слайд 7
(глагол) Он обозначает действие. И вам необходимо за несколько минут к каждому этапу м-к подобрать как можно больше глаголов.
(идет работа по группам)
Этап м-к Глаголы
Подготовка, организация Поприветствовать, представиться, объявить, анонсировать, заинтересовать, удивить, заинтриговать, вдохновить, настроить, наметить…
Теория Показать, рассказать, указать, продемонстрировать, представить,, определить, направить, озадачить, подчеркнуть…
Практика Попробовать, распределить, развить, скорректировать, поддержать, найти, предоставить…
Заключительная часть Проанализировать, сравнить, отметить, заметить, подвести, подчеркнуть, вдохновить, похвалить…
Рефлексия Проанализировать, выявить, оценить, учесть, принять…
Слайд 7
Практика: я предлагаю вам несколько фотографий. Подберите по 1 к каждому этапу м-к.
При организации любого массового мероприятия мы часто используем «мозговой штурм», но мало кто знает, что его прародитель Алекс Осборн предложил еще одну форму: «Список бегунка» и он тоже может пригодиться при организации и проведении м-к. Итак, к чему нужно быть готовым?
Слайд 8
Будьте готовы к заменам
Единство: сочетайте разные компоненты
Готовьтесь приспосабливаться
Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте
Новаторски используйте старое
Откажитесь от лишнего
Крутите и трансформируйте
Любой м-к учит чему-то: или тому, как надо делать, или как делать не надо. Изречения великих людей помогают полезными советами.
Слайд 9
ЗАДАНИЕ «Ценный совет» (выполняют под музыку).
Получив пакет с премудростями, выберите самый ценный совет, предложите для пользования и аргументируйте свой выбор.
Слад 10
Рефлексия
1.Большой палец:
я знала информацию о …
2.Указательный палец:
я узнала новое о…
3.Средний палец:
над этой темой я хотела бы поработать еще…
4.Безымянный палец:
мне пригодится информация о…
5.Мизинец: у меня возник вопрос о…
Слайд 11
Как сказал Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность». Можно бесконечно долго говорить о том, как провести м-к, но это будут только слова, а можно взять и провести свой первый м-к. Удачи в вашем творении. Спасибо за внимание.