Как подготовить и провести открытый урок. Методические рекомендации
Министерство природных ресурсов и экологии
Красноярского края
Дивногорский лесхоз- техникум
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ОТКРЫТЫЙ УРОК
Аннотация.
Методические рекомендации призваны оказать помощь преподавателям в грамотной подготовке к проведению открытого урока, четкого определения структурного содержания и оформления методической разработки открытого занятия.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ (ЗАНЯТИЯ) – ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ
ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ .
ПЛАНИРОВАНИЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (УРОКА)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (УРОКА)....
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ..
ДРАМАТУРГИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА .
ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ОТКРЫТОГО УРОКА
АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА..
ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ .
1
Схема поурочного плана
2
Типы и виды уроков
3
Психологические и гигиенические требования к уроку
4
Методы и приемы обучения
5
Памятка-алгоритм для самоанализа урока
6
Список вопросов при посещении урока
Пояснительная записка
Одна из важных форм организации методической работы – открытые уроки. Открытый урок в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком уроке протекает реальный учебный процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные уроки.
На открытом занятии преподаватель показывает, демонстрирует коллегам, свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения. Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим.
Методические рекомендации «Как подготовить и провести открытое занятие» предназначены преподавателям.
Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощь преподавателям в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий.
Основные задачи данных методические рекомендаций:
способствовать повышения эффективности профессионального самообразования преподавателей в ходе подготовки к проведению открытых занятий, повышению качества преподавания, а также оказание методической помощи при анализе занятия , распространении педагогического опыта.
Структура методических рекомендаций:
1 - правила и особенности открытого занятия,
2 – оформление материалов
3 – анализ открытых занятий
4–в приложении рассматриваются актуальные вопросы подготовки и проведения открытого урока.
Открытые уроки (занятия) – одна из важных форм организации методической работы.
На открытом уроке преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения.
Для открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45-90 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.
Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Преподаватель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения учащимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ урока осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения обучающимися учебного материала.
Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим данное занятие.
Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенным обучающимися под руководством преподавателя.
Рекомендации к подготовке и проведению открытых занятий предъявляется ряд требований.
Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической и профессиональной подготовки, обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.
Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.
Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой Техникума. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому преподаватель, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.
При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.
Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих.
Для посещающих обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание.
Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.
Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же учебной группой. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят обучающихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя всё это подготовкой открытого урока.
Рекомендуется сообщить обучающимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.
Планирование открытого урока.
В конце учебного года на заседании ПЦК проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году. Составляется план проведения открытых занятий.
Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении открытое занятие не отличается от обычных занятий. Открытое занятие имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности обучающихся.
Определить основную дидактическую цель урока значит установить, чему в основном он будет посвящен изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала.
Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.
Каждый тип уроков в зависимости от характера деятельности преподавателя и обучающихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.
Типы уроков
Виды уроков
Цели
Урок изучения нового
лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний.
практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний.
практическое занятие, лабораторная работа, семинар
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний.
семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний
Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Основные этапы подготовки и проведения открытого урока.
Самые значимые этапы при подготовке и проведении открытого урока.
Выбор темы открытого урока преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности обучащихся на разных этапах занятия.
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:
-продемонстрировать использование компьютерных технологий на уроке,
- продемонстрировать использование технологий визуализации,
- показать возможности использования диалектического способа обучения и т.д.
При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит обучащимся быть в курсе современных достижений.
Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на учебную цель занятия.
Выбор группы.
Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать свой открытый урок. Понятно, что группа должна быть контактная, мыслящая.
При проведении открытого урока, следует учитывать "публику" урока.
Составление плана урока.
Классический план урока состоит из 3-х частей: Вступительная, Основная и Заключительная:
Вступительная (или вводная ) часть необходима, чтобы добиться внимания обучающихся.
С самого начала урока нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть мотивировать их предстоящую работу.
Во II Основной части урока раскрывается и закрепляется тема урока. Здесь сосредотачиваются наиболее сложные виды деятельности. Показываются отобранные преподавателем педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи.
III часть Заключительная.
Служит обобщением предыдущего процесса. Задаётся задание на самостоятельную работу и комментируется процесс его выполнения. Звучат слова благодарности обучающимся. Попутно анализируется работа на уроке и выставляются оценки (с обоснованием).
Определение целей открытого урока.
Формулировка цели открытого урока – очень ответственный момент, «Как корабль назовешь, так он и поплывет»
ЦЕЛЬ урока - это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут педагогом и обучающимися в конце данного занятия (принцип «Здесь и теперь»). Для правильной формулировки необходимо пройти 2 шага.
1 шаг:
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает преподаватель.
2 шаг – формулировка триединой цели урока (обучение, развитие, воспитание).
Цель обучения предполагает формирование у обучающихся профессиональных и общих компетенций, практического опыта, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать применительно к данной теме урока.
Формулирование дидактических целей
Уровни усвоения знаний студентами определены государственным образовательным стандартом. Часть материала на уроке преподаватель должен преподносить для ознакомления, чтобы студенты имели представления о каких-то фактах, событиях, что является усвоения.
Примерные формулировки для дидактических целей урока 1 уровня:
1. Познакомить студентов с методами определения «ООООО».2. Дать понятие «ООООО».
3. Изучить материал научно-практической конференции по «ООООО»:4. Повторить классификацию «ООООО»;
5. Способствовать овладению техникой замера ёмкости конденсаторов:6. Стремиться к выработке навыка работы с «ООООО»:7. Систематизировать знания студентов по теме «ООООО».
Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».
Цели развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, профессиональных умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)
Развитие мышления – (аналитического) формировать умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, (аналитико-синтезирующего) развивать умение классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развивать умения выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развивать умения применять знания на практике.
Развитие познавательных умений (формировать умения выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развивать умения частично-поисковой, познавательной деятельности –постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).
Развитие профессиональных умений (развивать умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развивать операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия).
Развитие умений профессиональной деятельности (развивать умение работать в нужном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развивать приемы наблюдения – цель, последовательность, состав объектов)
Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, выдержки, самообладания, умения действовать самостоятельно).
Воспитательные цели предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и характера.
По-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли.
На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели.
Примеры формулировок воспитательных целей:
- стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, стремление к физическому здоровью;- стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга;- воспитывать чувство гордости за избранную профессию, умение управлять эмоциями.
К открытому занятию необходимо составить план занятия – ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА (в ПРИЛОЖЕНИИ 1) с четким и разумным распределением времени занятия и указанием этапов (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных на урок). Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока. Примерная схема поурочного плана приведена в приложении 1, некоторые пункты могут быть дополнены или исключены по усмотрению преподавателя.
Драматургия открытого урока
Открытое занятие – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. А любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии.
Готовя открытый урок, преподавателю надо суметь так всё срежиссировать, чтобы на его уроке было интересно всем. На хорошем открытом уроке должна быть изначальная интрига, железно просчитанный ход урока, маленькие островки для импровизации, момент озарения. И как можно больше «изюминок» - моментов, вызывающих у присутствующих приятное удивление. (Как говорил Александр Васильевич Суворов – «Удивить – значит победить!»)
Оформление материалов открытого занятия
На открытое занятие преподаватель готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который включает следующие документы (могут дополняться в зависимости от вида и типа учебного занятия):
-рабочую программу;
- календарно-тематический план;- план учебного занятия;
-конспект лекции;
- комплект материалов по разнообразным видам контроля;- дидактический, раздаточный материал;
- задания для самостоятельной работы;
- комплект видеоматериалов для ТСО;
- варианты заданий или вопросов для самостоятельной внеурочной работы
Оформляется методическая разработка открытого занятия.
Структура методической разработки открытого занятия должна содержать
пояснительную записку,
структуру урока,
подробный конспект (сценарий) занятия,
образцы дидактического материала,
список используемой литературы и т.д.
В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед преподавателем, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.
Требования, предъявляемые к содержанию
методической разработки урока
Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Должна содержать конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе (планы уроков, инструкции, карточки, схемы, тесты и т.д.).
Общие требования к оформлению методической разработки
Общий объем методической разработки урока должен составлять не менее 10 листов компьютерного текста.
Шрифт методической разработки Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал 1 или 1,5.
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные (Приложение 6).
Количество и объем разделов методической разработки не лимитируется.
Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.
Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям данных рекомендаций.
Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения на заседании ПЦК и утверждения председателем ЦК сдается в методический кабинет.
Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.
Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям данных рекомендаций.
Анализ открытого урока.
«Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - то истинно велик!»
(Пьер Гренгор)
Анализ открытого занятия с участием посетивших - является обязательным.
В начале слово дается педагогу – автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п. Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.
Порядок анализа и самоанализа открытого урока
№
п/п
Педагогические явления
Показатель оценки
1
Методическая цель и инновации
Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса
Роль инновации в выполнении задач обучения по предмету
Взаимосвязь с традиционной методикой
Достижение методической цели открытого урока
Факторы, препятствующие полному достижению методической цели
2
Методическая цель и содержание урока
Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации)
3
Методическая цель и структура урока
Педагогическая целесообразность выбора структуры урока
Соответствие выбранной структуры урока методической цели
4
Методическая цель и методические приемы, методы обучения
Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели, их целесообразное сочетание
5
Инновации и учебно-познавательная деятельность обучающихся
Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся
Уровень познавательной самостоятельности учащихся
Развитие творческих способностей учащихся
Активность учащихся на открытом уроке
6
Вариативность применения инновации на уроках
Варианты применения инновации на уроке
7
Перспективы применения инновации в образовательной практике
Границы применения инновации
Применимость в обучении другими предметами
Целесообразность внедрения инновации в общеобразовательную практику (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов).
Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока). Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются преподавателю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : Пед. общество России, 2005. - 144 с.
2.Проблемы подготовки учителя для современной российской школы : сб. материалов. - М. : Изд. Дом РАО : Баланс, 2007. - 320 с. : табл. - (Образовательная система "Школа-2100").
3. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера : кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 301 с. : ил. - (Педагогическая мастерская).
4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
5. Самигуллин Г.Х. К.биол. н. доцент, Ректор Института непрерывного педагогического образования. Педагогические требования к открытым урокам// Методист №6 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
2. Структура и содержание ТКЗ.
2.1.ТКЗ составляется на типовых бланках (приложение 1.2).
2.2. ТКЗ имеет следующую структуру:
- дисциплина;
- номер занятия согласно календарно-тематического плана;
- тема занятия;
- тип занятия;
- вид занятия;
- цели занятия;
- оборудование;
- ход занятия;
- подпись преподавателя.
2.3. Виды и типы занятий
1.Урок:
Вводный;
Вводно-коррективного повторения;
Предъявления и усвоения нового учебного материала;
Формирования и закрепления знаний, умений и навыков;
Применения знаний;
Обобщающий
Обобщающего повторения систематизации знаний и умений;
Контроля знаний и умений;
Комбинированный (многоцелевая направленность).
Основные этапы урока:
Постановка целей и задач урока;
Проверка домашнего задания;
Проверка ранее усвоенного материала, знаний и умений студентов;
Подготовка к изучению нового материала, (мотивация и ориентация учебной деятельности);
Изучение нового материала;
Осмысление, обобщение и систематизация знаний;
Закрепление полученных знаний;
Задание на дом;
Подведение итогов урока.
Методы обучения:
Словесные, наглядные и практические;
Проблемно-поисковые и репродуктивные;
Индуктивные и дедуктивные;
Самостоятельная работа студентов;
Стимулирование, мотивация, ориентирование студентов;
Контроль и самоконтроль.
2. Лекция:
Лекция;
Лекция-дискуссия;
Лекция-консультация;
Вводная, обзорная;
Изучение нового учебного материала;
Обобщающая, систематизирующая изученный учебный материал;
Комбинированная.
Основные этапы лекции:
Постановка цели и задачи лекции;
План изложения учебного материала;
Инструктаж по изучению учебного материала;
Рекомендации по работе с литературой, дополнительными источниками;
Подведение итогов.
3. Практическая работа
Основные этапы практической работы:
Постановка целей и задач;
Инструктаж студентов;
Выполнение задания, организация наблюдения, постановка опытов, проведение расчетов, подбор материалов, фактов и т.п.;
Оценка результатов.
4. Лабораторное занятие
Основные этапы лабораторного занятия:
Постановка темы, целей и задач;
Выбор оборудования;
Инструктаж;
Организация выполнения работы;
Оценка полученных результатов;
Другие виды учебных занятий:
Контрольная работа;
Курсовая работа и др.
Технологическая карта учебного занятия №
по дисциплине ____________________
Тема занятия: _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Тип занятия: ___________________________________
Вид занятия: ___________________________________
Цели:
а) дидактическая:
дать знания _______________________________
_________________________________________
_________________________________________
приобрести навыки_________________________
_________________________________________
_________________________________________
б) развивающая ____________________________
__________________________________________
__________________________________________
в) воспитательная __________________________
__________________________________________
__________________________________________
г) методическая
_______________________________________________
Обеспечение занятия:
А – наглядные пособия______________________________________________
__________________________________________________________________
Б – раздаточный материал___________________________________________
__________________________________________________________________
В – литература_____________________________________________________
__________________________________________________________________
Ход занятия:
Организационный момент (Запись темы в журнале. Подготовка рабочего места. Создание проблемных ситуаций.) (1-5мин.) ________________________________________________________
Сообщение темы занятия, постановка его цели и задачи урока (_________ мин).
Опрос (____________ мин).
Метод: _________________________________________________________
Форма: _________________________________________________________
Содержание опроса: ______________________________________________
Подведение итогов проверки (___________ мин).
________________________________________________________________
Изложение нового материала (_____ мин)
Метод: _________________________________________________________
________________________________________________________________
План изложения нового материала: _________________________________
________________________________________________________________
Закрепление изученного материала, применяемая методика (______ мин). ______________________________________________________
______________________________________________________________
Подведение итогов проведенного урока (_________ мин) __________
______________________________________________________________
Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время.
________________________________________________________________
Литература, необходимая для подготовки к занятию. _______________
________________________________________________________________
Подпись преподавателя: _____________________________________
Оценка результатов работы __________________________________________
Преподаватель _________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Психологические требования к уроку
К ним относятся:
учет возрастных особенностей;
учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).
Гигиенические требования к уроку
температурный режим;
освещенность;
критические точки усвояемости.
Время
1-4 мин.
5-23 мин.
23-34 мин.
35-45 мин.
Усвояемость
60 %
80 %
45-60 %
6 %
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
(по Высоцкой С.И.)
Содержание учебного материала подбирается преподавателем в соответствии с темой занятия и его целью (ТДЦ), оно должно соответствовать ФГОС нового поколения. В содержании реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связи с профессией (специальностью), потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами обучающихся.
Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира. Преподаватель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности, главное, существенное в содержании обучения.
Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать обучающихся и не быть недостаточным. Преподавателю необходимо обеспечить связь содержания данного занятия с предыдущим занятием и ранее изученным материалом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методы и приемы обучения
В литературе существует много подходов к классификации методов обучения. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы по источникам знаний, по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся и другим основаниям.
Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.
Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)
№ пп
Основные группы методов обучения
Основные подгруппы методов обучения
Отдельные методы обучения
1.
Методы стимулирования и мотивации учения
1.1. Методы формирования интереса к учению
1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении
Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.
Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.
2.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций
2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):
словесные методы
наглядные методы
аудиовизуальные методы
практические методы
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)
2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)
2.4. Методы самоуправления учебными действиями
Лекция, рассказ, беседа и др.
Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.
Сочетание словесных и наглядных методов
методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др.
Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.
Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).
Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.
3.
Методы контроля и самоконтроля
3.1. Методы контроля
Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля.
Методы самоконтроля.
Основные принципы отбора методов:
1. Соответствие принципам обучения.
2. Соответствие учебному содержанию.
3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.
4. Учет реальных возможностей обучающихся.
5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.
6. Соответствие уровню методической подготовки преподавателей.
7. Учет индивидуальных возможностей и склонностей преподавателя.
Отбор приемов деятельности педагога и обучающихся.
1. ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
интонационное выделение преподавателем логически важных моментов изложения;
повторное, более краткое предъявление обучающимся готового знания;
подробное резюмирование преподавателем каждого отдельного законченного этапа изложения;
сопровождение обобщенных выводов преподавателем приведением конкретных примеров;
демонстрация обучающимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
предъявление обучающимся готового плана в ходе изложения;
предъявление обучающимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
инструктаж обучающихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
2. ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
задание обучающимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
задание обучающимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
задание обучающимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
задание обучающимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
задание обучающимся на раскодирование алгоритма;
организация усвоения обучающимся стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
задание обучающимся на описание какого-либо объекта по образцу;
задание обучающимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
наводящие вопросы обучающимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
3. ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
контрдоводы преподавателя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
предъявление обучающимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ преподавателем полученных при этом результатов;
раскрытие преподавателем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
обсуждение преподавателем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
членение излагаемого преподавателем материала на развивающиеся смысловые моменты;
фиксирование внимания обучающихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
интригующее описание преподавателем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
установка преподавателя на мысленное решение обучающимися логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
риторические вопросы преподавателя в ходе изложения;
предъявление обучающимся конфликтного примера.
4 ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
включение обучающихся в аргументацию выдвинутой преподавателем гипотезы;
задание обучающимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного преподавателем;
наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
задание обучающимся на поиск ошибок в рассуждениях (действиях) требующее оригинальной мысли;
организация конкретных наблюдений обучающихся, побуждающих к формулированию проблемы;
задание обучающимся на обобщение фактов, изложенных преподавателем в специальной последовательности;
показ способа действия с частичным раскрытием внутренних связей;
задание обучающимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной преподавателем;
демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности, ориентирующее обучающихся на выдвижение проблемы.
5. ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ ИИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
задание обучающимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
задание обучающимся с несформулированным вопросом;
задание с избыточными данными;
задание обучающимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений, опыта;
задание обучающимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
задание обучающимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
задание обучающимся на определение степени достоверности полученных результатов;
задание обучающимся на вычисление механизма протекания явления;
задание обучающимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.
(По Высоцкой С.И.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Памятка-алгоритм для самоанализа урока
Памятка-алгоритм для самоанализа урока педагогом предусматривает ответы на следующие вопросы:
1. Каков замысел, план данного урока и почему он является таким?
1.1. Каково место урока в теме, разделе, курсе?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?
1.4. Каким образом были учтены программные требования к уроку?
1.5. Как были учтены особенности содержания урока при выборе форм, методов и средств обучения?
1.6. Почему был избран именно этот тип урока?
2. Какие особенности студентов были учтены при подготовке к уроку и почему?
3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
4. Почему была избрана именно такая структура урока?
5. Как осуществлялось управление учебной деятельностью студентов (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцированный подход к студентам на уроке?
6. Какие условия были созданы для проведения урока:
учебно-материальные,
морально-психологические,
гигиенические,
эстетические,
временные (как осуществлялась экономия времени)?
7. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?
8. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки студентов?
9. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?
10. Что в данном уроке стоило бы изменить, сделать по-другому?
11. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?
12. Какова общая самооценка урока преподавателем?
Данный алгоритм может быть использован также как памятка для самоконтроля готовности педагога к уроку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Список вопросов при посещении урока
1. Как решаются задачи урока?
а) Познавательные задачи
- Соответствуют ли познавательные задачи урока требованиям учебной программы?
-Как формируются (контролируются, закрепляются, совершенствуются):
знания основных понятий, теоретических положений, законов, закономерностей, важнейших фактов, хода явлений и событий;
специальные, предметные умения и навыки;
профессиональные умения и навыки?
- Как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках студентов?
- Насколько полно используются образовательные возможности урока?
б) Воспитательные задачи
Как используются в целях комплексного решения воспитательных задач воспитательные возможности учебного материала?
Насколько преподавателем выделены и раскрываются важнейшие мировоззренческие идеи, заложенные в содержании учебного материала?
Как используются в воспитательных целях возможности организации учебной деятельности студентов, возможности методов, средств, форм, условий обучения)?
Как организовано общение в группе?
в) Задачи развития студентов
Как используются возможности урока для:
- развития интеллектуальной сферы студентов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), их речи;
- развития эмоциональной сферы;
- развития волевой сферы?
Правильно ли учтены педагогом особенности группы и отдельных подгрупп студентов?
г) Комплексное решение задач урока
Насколько четко выделены преподавателем главные, доминирующие задачи урока?
Насколько эффективно решены в ходе урока главные, доминирующие задачи урока?
2. Как осуществляется отбор содержания учебного материала?
- Соответствует ли материал программным требованиям и задачам урока?
- Рациональна ли логика изучения материала?
- Используются ли внутрипредметные и межпредметные связи?
- Соответствует ли отобранное содержание учебного материала принципам научности, доступности, последовательности, связи с жизнью, практической и профессиональной направленности обучения?
- Рационально ли использован дополнительный материал?
- Удалось ли отобрать в содержании занятия главное, существенное и сконцентрировать на этом главном внимание и деятельность студентов?
3. Как осуществляется выбор методов и средств обучения?
- Рациональны ли избранные преподавателем сочетания:
словесных, наглядных и практических методов обучения;
репродуктивных и проблемных методов обучения;
индуктивных и дедуктивных методов обучения?
- Насколько оправданно предложенное педагогом соотношение самостоятельной работы студентов и работы под руководством преподавателя?
- Как используются методы стимулирования познавательных интересов обучающихся и методы контроля?
- Обеспечивают ли предложенные преподавателем методы обучения активизацию и рациональную организацию учебной деятельности студентов?
- Рационально ли избраны и применяются средства обучения, включая технические?
4. Как осуществляется выбор формы обучения?
- Рационально ли избранное преподавателем сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы?
- Есть ли необходимость в дифференцированном подходе к студентам и если да, то как он осуществляется?
- Обеспечивается ли коллективный характер учебной деятельности студентов?
5. Как организована учебная деятельность студентов и общение в группе?
- Сделано ли все необходимое для рациональной организации труда обучающихся (четкая постановка задач работы, насколько качественно проведен инструктаж о порядке выполнения работы, сроках и видах контроля, насколько студенты обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.)?
- Насколько эффективен контроль учебной работы (разнообразие видов контроля, его непрерывный характер, сочетание контроля и самоконтроля)?
- Как оценивается деятельность студентов (сочетание количественной оценки (отметки) и качественной, содержательной оценки, накопляемость отметок, стимулирующий, воспитывающий и развивающий характер оценки)?
- Как осуществляется работа над ошибками?
- Как организовано взаимодействие преподавателя со студентами, их общение друг с другом?
6. Созданы ли благоприятные условия для обучения?
а) учебно-материальные
- Как использованы возможности учебного кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) на уроке?
- Есть ли необходимость существенного совершенствования оборудования кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала) и (или) улучшения его использования?
б) морально-психологические
- Благоприятна ли психологическая атмосфера урока для решения его задач?
- Насколько полно используются педагогические возможности личности педагога, его примера?
- Поддерживаются ли на уроке определенные ритуалы деятельности и поведения преподавателя и студентов?
- Поддерживается ли работоспособность студентов в течение всего урока?
- Есть ли переутомление, перегрузки студентов из-за нерациональной работы на уроке?
в) эстетические
- Оказывает ли работа на уроке эстетическое воздействие на студентов (с помощью оформления кабинета, эстетики оборудования, самого процесса взаимодействия педагога с группой, эстетики общения, внешнего вида)?
д) фактор времени
- Рационально ли использовано время урока?
- Оптимален ли темп работы педагога и студентов на уроке?
- Вовремя ли было задано задание на самостоятельную работу дома?
7. Каково место урока в системе обучения?
- Насколько верно определено место данного урока при изучении данных темы, раздела, курса?
- Верно ли определен тип урока?
8. Рациональна ли избранная педагогом структура урока?
- Можно ли согласиться с выделением именно таких этапов урока, которые определил преподаватель?
- Насколько целесообразна последовательность этапов урока, которую определил преподаватель?
- Какова логика переходов от этапа к этапу урока?
-Насколько рационально распределено время на каждый этап и элемент урока?
9. Удалось ли решить поставленные задачи урока на необходимом уровне? (первый критерий оптимальности урока - максимум результатов с учетом конкретных условий).
10. Удалось ли избежать перегрузки студентов? (второй критерий оптимальности урока - экономичность, отсутствие перегрузки).
11. Удалось ли обеспечить высокую продуктивность мотивации учения, рабочее самочувствие и настроение студентов на уроке, качество «проживания» урока (третий критерий оптимальности урока - критерий качества жизни).
Рассмотренная программа наблюдений не является единственно возможной. В то же время она достаточно целостно охватывает важнейшие компоненты обучения, его закономерности и принципы. Вместе с самоанализом урока преподавателем ответы на вопросы 1-8 дают основу для анализа урока по ключевым позициям (вопросы 9-11), на основе которых производится оценка и самооценка урока и деятельности педагога.
sђЗаголовок 1бђЗаголовок 215