Приёмы повышения мотивации к здоровому образу жизни у учащихся 5-6 классов на уроках математики ( из опыта работы)
Приёмы повышения мотивации к здоровому образу жизни у учащихся 5-6 классов на уроках математики. (Из опыта работы)
Автор: Сличная Лариса Ивановна, учитель математики муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №23" города Биробиджана.
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А. Сухомлинский.
Моя деятельность направлена не только на создание условий выбора и развития интересов учащихся в области математики, но и на формирование здорового образа жизни в гармонии с природой и обществом. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит и от школы. Разрабатываются и внедряются разнообразные материалы для осуществления профилактики ЗОЖ через предметное обучение в школе. Однако на уроках математики подобная работа не ведется в полной мере и материалов для нее не публикуется. Наблюдения, беседы с учащимися позволили сделать вывод, что многие учащиеся быстро утомляются, не могут переключиться с одного урока на другой. У многих плохая память, внимание, неудовлетворительное настроение, отсутствие желания работать, нет цели. Как сделать так, чтобы ученики с радостью бежали ко мне на урок, с хорошим настроением, с «аппетитом» поглощали знания, а на выходе – это были полноценные граждане нашего общества? Тот набор педагогических технологий, который я стараюсь использовать, становился не всегда эффективным. Как учителя меня заставило на эту проблему посмотреть иначе. Появилось еще одно из направлений в моей работе: Здоровье – великая ценность человека. При обучении школьников математике использую такие приёмы, которые в образовательном процессе идут на пользу здоровья учащихся, цель которых обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Образовательные задачи:
приобретение учащимися знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни;
Развивающие задачи:
формирование мировоззренческих идей и убеждений о ценностном характере здоровья;
Практические задачи:
привитие умений и навыков в области охраны своего здоровья, содействие социальной адаптации учащихся, укрепление духовно-социального здоровья подростков.
Воспитательные задачи:
воспитание стремления учащихся к организации здорового образа жизни и быта, противостоящего неблагополучной социальной и природной среде
На формирование положительной мотивации ЗОЖ оказывают влияние целый ряд факторов. Поэтому их можно разделить на несколько групп: гигиенические, учебно-организационные, психолого-педагогические.
Гигиенические факторы (состояние учебного учреждения):
- шум, освещённость, воздушная среда;
- размер помещений, дизайн, цвет стен
- пищеблок;
-экологическое состояние школьной территории;
- состояние сантехнического оборудования.
Учебно-организационные факторы:
- объём учебной нагрузки; информированность учащихся о ЗОЖ
- расписание уроков, распределение нагрузки по дням в учебном году;
- плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение на уроках физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.;
- объём физической нагрузки.
Психолого-педагогические факторы:
- личностные, психологические особенности учителя;
- психологический климат в классах, на уроках, наличие эмоциональных разрядок;
- стиль педагогического общения с учащимися;
- степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам;
- особенности работы с «трудными» подростками;
- состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
-обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
- степень возможности инновационной деятельности учителя;
- стиль управления администрации, характер отношений по «вертикали»;
- наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
Цель работы:
Рассмотреть приёмы для формирования положительной мотивации к ЗОЖ учащихся 5-6 классов на уроках математики.
Задачи:
Спланировать проектную деятельность по математике, включающую вопросы ЗОЖ
Разработать ряд уроков математики, в содержание которых включен материал, формирующий у учащихся мотивацию сохранения и укрепления здоровья.
Провести мониторинг «Ценностные ориентации личности» среди учащихся 5-6 классов
Теоретическая база
Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма, и определяющее направление этой активности.
Здоровье – правильная, нормальная деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Здоровый образ жизни – это система индивидуальных проявлений личности в сферах различных деятельностей, отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиций ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Остановлюсь на нескольких приёмах, которые можно применить на уроках математики для положительной мотивации к ЗОЖ у учащихся 5-6 классов.
1 приём. Мною разрабатываются и проводятся серии уроков математики, в содержание которых включаются задачи, формирующие у учащихся положительную мотивацию сохранения и укрепления здоровья. На основе данных из специальной медицинской и гигиенической литературы подбирается фактический материал, на основе которого составляются математические задачи для учащихся 5-6 классов, формирующие мотивацию к ЗОЖ. Задачи призваны заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, а учителю по ходу выполнения заданий могут помогать систематизации знаний. Например: Ученикам предлагается решить задачи:
Задача 1: Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов?
Задача 2: Ежегодно диагноз рак легких получают 18 тыс. человек, что составляет 30% всех курильщиков. Сколько человек из числа курильщиков еще можно уберечь от этого страшного заболевания?
Задача №3 Меню на завтрак ребенка 10-летнего возраста состоит из молочной рисовой каши с маслом, стакана чая с сахаром, булочки с сыром и яблока. Удовлетворяют ли эти продукты потребности ребенка? (Завтрак должен составлять 30 % от суточной нормы 2000 ккал)
Меню:- 220 г молочной рисовой каши (1 г – 1,5 ккал)
- 10 г сливочного масла (1 г – 3,5 ккал)
- 1 стакан чая (30 ккал)
- 20 г сахара (1 г – 1,7 ккал)
- 50 г белого хлеба (1 г – 0,7 ккал)
- 30 г сыра (1 г – 3,7 ккал)
- яблоко (30 ккал)
Задача №4. Режим рабочего дня, рекомендованного врачами: сон – 8 часов, выполнение домашнего задания - 2 часа, пребывание в школе – 6 часов, прогулка – 2 часа, прочие занятия – 6 часов. Постройте круговую диаграмму, показывающую какую часть суток должны занимать основные элементы режима дня.
Задача № 5. В Восточном районе города Владимира повышена заболеваемость органов дыхания, это связано с соседством химзавода и ТЭЦ. В 2001 году из 668 учащихся школы № 35 страдали заболеваниями органов дыхания 21,6 %, в 2002 году из 691 учащегося – 20 %. Сравните количество детей, болевших в 2001 и 2002 годах.
В ходе решения заданий ученики могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Решение предложенных задач можно сопровождать небольшими беседами, разъяснением отношения общества к пьянству, табакокурению, а также наркомании и токсикомании...
Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока.
2 приём. В рамках профилактики здорового образа жизни важно использовать приемы снятия утомляемости, подготовки внимания к изучению сложного материала, создания настроения для активной работы учащихся на уроках, внушения необходимости и ценности физической культуры.
Я использую прием математической физкультминутки. Методика ее проведения: «Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даются с ответами. На одних карточках ответы верные, на других – неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Учитель поочередно показывает классу карточки, а ученики в ответ делают определенное движение. Например, если ответ верный, поднимают руки вверх, неверный – руки вперед. Зарядка может состоять из 2–3 упражнений и проводиться по самым разным темам. Составление комплексов упражнений полезно поручать детям. Комплекс математической зарядки по теме «Делители и кратные».
Первое упражнение. Правильный ответ – руки вперед, неправильный – руки вверх.
2·0,3=0,6 0,5·10=50 7·12=84
6:100=0,6 6:2=3 7+0,5=0,75
Второе упражнение. Все стоят, руки на поясе. Правильный ответ – поворот вправо, неправильный – влево.
Если 47 записать два раза, то получится число четыре тысячи сорок семь;
если 201 записать два раза, то получится число двести один миллион двести один;
если к 800 прибавить 600 и прибавить 1, получится 861;
если к 7000 прибавить 700, прибавить 70 и прибавить 7, получится 7771.
Тема «Отрезок. Длина отрезка»
Первое упражнение. Правильный ответ – руки вверх, неправильный – руки в стороны.
100 см = 1 м; 10 дм = 1000 см;
1 км = 100 м; 100 мм = 1 дм.
Таким образом, учитель может составить различные комплексы гимнастики, используя систему устных упражнений. Возможны и другие варианты проведения математической гимнастики. Главная цель учителя – привлечь учащихся к проблеме здоровья человека.
3 приём. Пословицы и поговорки также можно использовать на уроках математики для проведения небольших бесед нравственного характера. Можно сформулировать пословицу или поговорку в начале, середине или конце урока с целью оценить работу учащихся на уроке, дать характеристику отдельных нравственных качеств человека. Кроме того, разбор пословиц и поговорок предоставляет учителю возможность формировать важные логические умения (анализировать, выделять главное, существенное, обобщать). Их разбор позволяет учителю переключить внимание учащихся, изменить вид деятельности на уроке. Пословицы и поговорки могут быть использованы как итог вычислений, выполняемых учащимися в ходе урока. Для этого учителю необходимо заготовить пословицы и поговорки по нужной теме. Например «О добре и зле», « о здоровье».
На карточках следует записать номера, т.е. числа, связанные с ответом выполняемых на уроках упражнений. До решения примеров учитель раздает учащимся карточки с пословицами и поговорками. Когда один из примеров будет решен, учащимся будет предложено найти такое же число у себя на карточке с пословицей или поговоркой. Тот из учеников, у кого окажется карточка с номером, соответствующим ответу решенного примера, зачитывает пословицу или поговорку. Затем учитель дает ее разъяснение или просит учащихся объяснить ее смысл и провести беседу по выбранной теме. После решения следующего примера проводится аналогичная работа. Например, пословицы на тему: «Добро и зло»
1. На сердитых воду возят (сердитому больше достается; говорится тому, кто раздражен, чей гнев не вызывает сочувствие).
2. Свет не без добрых людей (на свете есть добрые люди).
3. С добрым жить хорошо. В добре жить хорошо.
4. Делать добро спеши.
«Жизнь, здоровье»
1. Жизнь пережить – не поле перейти (учитесь, играйте, успеете еще наработаться).
2. Одним часом жизнь не меряют.
3. Жизнь дана на смелые дела.
4. Жизнь человека всегда на волоске висит.
5. Тот здоровья не ценит, кто болен не бывал.
Систематическое их использование позволит учителю развивать мышление учащихся, учить их высказывать собственное мнение, что имеет прямое отношение к формированию положительной мотивации ЗОЖ.
4 приём. Для осуществления воспитательной работы с учащимися я использую так же дидактические игры, крылатые выражения, сведения из жизни выдающихся русских и зарубежных ученых-математиков. Например: Игра – соревнование по рядам: «О чём говорят числа?». Выполняя задание у доски, по ответу найти нужную карточку. На одной стороне карточки записано число, а на другой - полезная информация. Карточка 1.а) Прочтите и запишите число 5 000 000. б) Около 5 000 000 человек среди подростков (15%) не занимаются и не хотят заниматься спортом. Карточка 2. а) 612,5 б) Самый сильный на Земле человек – штангист Василий Алексеев – на чемпионате мира в 1970 году набрал в сумме трех движений 612,5 кг (шестьсот двенадцать целых и пять десятых). Карточка 3. а) 0,005. б). 0,005 г (ноль целых пять тысячных) никотина содержит дым от одной папироски. Карточка 3.
А). 70% б). На сегодняшний день 70% подростков начинают курить в школе.
Замечание. Учитель проверяет знания и умения выполнять действия с числами, читать и записывать многозначные числа и десятичные дроби. При этом информация о числах позволяет учителю сообщить разнообразные статистические данные положительного и отрицательного характера по проблеме здоровья и фактов злоупотребления психоактивными веществами. Меняя информацию, можно проводить аналогичные игры по разным темам. Можно использовать стенды, имеющиеся в кабинете, для размещения информации, портретов, цитат, списка литературы для дополнительного чтения, рекомендаций по их изучению.
5 приём. Важное место в формировании положительной мотивации к ЗОЖ у школьников занимает проектная и исследовательская деятельность, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени направляемого учителем. Именно исследовательский подход позволяет ребятам стать участниками процесса, а не пассивными потребителями готовой информации, повышает познавательную активность и интеллектуальный потенциал личности ученика. В своей работе использую такие виды исследовательской деятельности:
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
В результате участия в исследовательской деятельности у ученика формируется следующие умения:
самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике.
грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности; формулировать аргументированные выводы;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности.
Ученики работали по темам: «Математика и здоровье», «Математика и витамины», «Вредные привычки».
Опрос «Ценностные ориентации личности»
5-е классы 6-е классы
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Взрослые, находясь часто в депрессии из-за разрешения экономических и личных проблем, забывают и не осознают, что здоровье детей находится прежде всего в их руках. Они же своим, порой беспечным отношением к питанию, режиму питания, режиму дня только способствуют ухудшению и снижению показателей здоровья детей. Дети перешли на фастфудовое питание, питание «в сухомятку». Употребление в пищу вредных продуктов: чипсов, гамбургеров, кириешек, жареных «окорочков», кока-колы, спрайтов, промышленных йогуртов, имеющих неограниченный срок действия стало повседневной нормой. Дети стали употреблять мало фруктов, овощей, натуральных продуктов. В ходе бесед, анализа анкетирования выясняется, что сегодняшние дети не грызут морковки, не едят гороха с грядки. О таком овоще как репа - вообще не знают. Те продукты, которые употребляют школьники, содержат порой много нитратов и других вредных для организма веществ.
Опрос. Питаются постоянно в школьной столовой
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Заключение
Профилактическая работа с учащимися по пропаганде здорового образа жизни должна проводиться ненавязчиво и постоянно. Вписать эту работу в учебный процесс – достаточно сложная задача. Однако если понимать ту ответственность, которая лежит на учителе, использовать различный опыт и разработки по данной проблеме, многочисленные публикации видных ученых, педагогов, можно внести определенный вклад в общие усилия общества по воспитанию здорового поколения.
Предложенные материалы для работы с учащимися 5–6 классов можно применять для достижения воспитательных целей, оказывать влияние на взгляды учащихся, помогать им строить отношения с окружающими.
Учитель может воспользоваться предложенными приёмами или подобрать другие материалы, заменить фактические данные на более новые и интересные.
Приложение.
Фрагмент урока математики
Урок математики в 6-м классе по теме: "Витамины и здоровье"
Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.
Цели урока:
Показать значение витаминов для здоровья человека.
Закрепить вычислительные навыки учащихся и умение складывать и вычитать смешанные числа.
Развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор, приобщать к творчеству.
Научить применять знания на практике.
Пропагандировать здоровый образ жизни
Оборудование: компьютер (презентация 1), «человечки» для рефлексии.
Ход урока.
1. Организационный момент (слайд 1)
Чтобы легче всем жилось,
Чтоб хотелось и моглось,
Улыбнись, удача всем,
Чтобы не было проблем!
2. Мотивация урока.
Разминка для ума. Устный счёт! Вычислить: (слайд 2)
1) 2,5+1,3=
2) 1,4 – 0,7=
3) 0,3 6=
4) 2,8 –1=
5) 7,5:3=
6) 1 – 0,2=
7)3,5:5 =
8) 4,2: 0,7=
9)10:4 =
Каждому полученному числу соответствует буква. Решив верно примеры, мы узнаем, кто придет в гости к нам сегодня на урок. Карточки расположены по периметру класса.
Ответ: Чипполино (слайд 3).
Кто такой Чипполино? Герой сказки Дж.Родари «Чипполино». Лук.
Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Не зря говорят: «Лук от семи недуг». Его рекомендуют для повышения аппетита, а ещё считают, что обилие лука в пище придаёт людям силу и храбрость. В луке содержатся углеводы, белки, жиры, соли калия, фосфора, железа (слайд 4).
В гости к нам пришел Чипполино неслучайно, потому что сегодня поговорим мы о ?
Впрочем, чтобы узнать тему нашего урока вы должны правильно выполнить вычисления и вписать в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам
Ответ: Витамины (слайд 5).
Тема сегодняшнего урока – «Витамины и здоровье».
Почему на уроке математики мы сегодня говорим о витаминах? (ответы учеников). Ребята, как вы думаете, зачем человеку важно быть здоровым? (ответы учеников) Для хорошей успеваемости.
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь человека интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень трудно.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Чтобы быть здоровыми мы должны правильно питаться. Для организма важно наличие в рационе человека продуктов, содержащих необходимое количество витаминов. Для нормальной жизни человеку нужно около 20 витаминов. Познакомимся с некоторыми из них. Совсем не обязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины живут рядом с нами.