Виды заданий позволяющие сформировать необходимые умения для создания в классе исследовательской работы или проекта в классе.
Виды заданий позволяющие сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в классе.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывает решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.
В учебном процессе современной школы находит всё большее применение практика использования методов исследовательского обучения.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Как стимулировать природную потребность ребёнка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать выводы и умозаключения, давать определения понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Дети уже по природе своей – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное – исследовательский опыт.
Но чтобы младшие школьники могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогике и психологии – «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Именно поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встаёт проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приёмы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.
В работе должны использоваться специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Я хочу познакомить Вас с заданиями, которые позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в классе: формировать умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применялись на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявление проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, что смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняли следующие упражнения:
• продолжи неоконченный рассказ;
• составить рассказ от имени другого персонажа;
• опишите один день вашей воображаемой жизни, или используя данную концовку;
• определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
• назови, как можно больше признаков предмета.
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения.
В умении выработать гипотезы используем следующие упражнения:
• давайте вместе подумаем, почему летом в горах снег не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.
Делая предположения, обычно используем такие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.
Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?
Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»).
Необходимо готовить детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение (например, весна и осень – времена года, но чем они отличаются), обобщение.
Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё ещё серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая часть определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Также с детьми мы учимся классифицировать.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Ещё мы любим наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления (слайды 2-8 ).
Упражнение на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения - рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошие возможности для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы
дают задания с намеренно сделанными ошибками.
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения ( слайды 9-16 ).
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в классе.
Презентация: «Виды заданий позволяющие сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в классе».
Слайд 2.
Упражнения на развитие наблюдательности.
Развитие выделять существенные признаки, способности квалифицировать понятия, предметы, явления, обобщать, строить обобщение.
Задание. Даны пять слов, четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Найдите это пятое слово. Обоснуйте.
Слайд 3.
Цепочки слов:
Треугольник, отрезок, квадрат, длина, круг.
Приставка, предлог, окончание, суффикс, корень.
Круг, квадрат, трапеция, треугольник, прямоугольник.
Дождь, снег, осадки, иней, град.
Смелый, храбрый, решительный, добрый, отважный.
Секунда, час, вечер, год, неделя.
Молоко, сыр, сметана, простокваша, мясо.
Самолёт, пароход, поезд, техника, дирижабль.
Запятая, точка, союз, двоеточие, тире.
Голубой, тёмный, светлый, яркий, тусклый.
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
Дуб, ольха, осина, дерево, тополь.
Иван, Игорь, Петров, Дмитрий, Семён.
Сложение, умножение, вычитание, деление, слагаемое.
Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.
Слайд 4.
Слайд 4.
Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач.
Учитель. Сейчас я вам прочитаю ряд слов. Из этих слов вы должны будите выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, то есть то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад … Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, то есть то, без чего сада не может быть? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника … собаки … забора … земли?.. Почему?
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Слайд 5.
Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)
Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Слайд 6.
Упражнения на развития внимания.
Где цифры, где буквы?
М
1 8 0 9
11
4 Л 12 5
6
20 7 2 О
8 Д 4 10 3
Е
5 7 1 Ц
Выпиши только буквы, составь слово. Прочитай. (Молодец).
Слайд 7.
Зачеркни все буквы О, буквы А обведи в кружок.
А Н Р С К Т У Е К Ф Ы Ъ А Н Г Ж О Л А Н Ы К Ж Е А Ф Р И
У Ь Ф Г Ж Т Ю А Р О Ш У А Т Ы Н С Ж Ю У З Б В Е А Г Б У
О А С Ю Б И Т Ы Е Ф Т Ы Е Ф Т А Л Ъ Е Т О Р У В З Щ Н Ю А
Н Ч Р О Д В Е И Ь Ю З Л О А А Н О Ч Ц Ю Л П С Ч Р Н О Д Л
А Р Т М Ч Ь О Л О Э К В П А С Н К У Ы О Ш Щ Ж Л Р А Ф К О
Т Н Л Д М З Ъ Х А Ь Р Ч О Ы К Ч Г Р Д А О М Я Ц Т О Ж Б А У
Слайд 8.
Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка.
Морковь, мак, самолёт, синица
Ромашка, карандаш, тетрадь
Расчёска, астра, трава, роза, берёза
Куст, лист, ветка, гладиолус, муравей
Пион, шпион, пионер, дерево
Незабудка, чашка, пенал, василёк
Осина, гриб, книга, фиалка, апельсин
Слайд 9.
Упражнения на развитие умения делать выводы и умозаключения.
Даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти существуют такие же отношения. Найти четвёртое слово.
Например: песня – композитор = самолёт - ? Варианты ответа: а) аэродром, б) горючее, в) конструктор, г) лётчик, д) истребитель.
Ответ: конструктор. Функциональные отношения (композитор сочинил песню, а конструктор сделал самолёт)
Слайд 10.
Задания:
Школа – обучение = больница - ? а)доктор, б)ученик, в)лечение, г)учреждение, д)больной
2. Песня – глухой = картина - ?а)слепой, б)художник, в)рисунок, г)больной, д)хромой
3. Нож – сталь = стол - ?а)вилка, б)дерево, в)стул, г)пища, д)скатерть
4. Паровоз – вагоны = конь - ?а)поезд, б)лошадь, в)овёс, г)телега, д)конюшня
5. Лес – деревья = библиотека - ?а)город, б)здание, в)библиотекарь, г)театр, д)книги
6. Бежать – стоять = кричать - ?а)ползать, б)молчать, в)шуметь, г)звать, д)плакать
7. Утро – ночь = зима - ?а)мороз, б) день, в) январь, г) осень, д)сани
8.Волк – пасть = птица - ?а)воздух, б)клюв, в)соловей, г)яйцо, д)пение
9.Холодно – горячо = движение - ?а)покой, б)взаимодействие, в)инерция, г)молекула, д)бежать
10.Слагаемое – сумма = множители - ?а)разность, б)делитель, в)произведение, г)умножение, д)деление
Слайд 11.
Эта методика направлена на выявление у учащихся умения определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями:
а) причина-следствие д) часть – целое
б) противоположность е) функциональные отношения
в) порядок следствия ж) рядоположенность и др.
г) род - вид
Слайд 12.
Ребёнку зачитывают условия задачи. Ребёнок должен сопоставить все имеющиеся данные и сделать вывод. Если ребёнку трудно проделывать эти операции в уме, можно рисовать задачу.
Например, в первом задании речь идёт о сумках. Нарисуй три квадратика и закрась их соответственно красным, синим и зелёным карандашом. Опираясь на зрительный образ, ребёнку будет значительно легче решить задачу.
Слайд 13.
Задание: Послушай внимательно задачи и ответь на вопрос.
Вопрос 1. Красная сумка тяжелее синей, а синяя тяжелее зелёной. Какая
Сумка самая лёгкая?
Вопрос 2. Две девочки рисовали ромашки, а одна колокольчики. Маша
рисовала ромашки. Ира рисовала колокольчики. Что рисовала
Катя?
Вопрос 3. Три мальчика играли лошадкой, машинкой и солдатиком. Саша
играл солдатиком. Миша не играл ни машинкой, ни
солдатиком. Какой игрушкой играл Коля?
Вопрос 4. Котята Барсик, Кузя и Филька любят лазить по деревьям.
Барсик сидит на ветке ниже Фильки, но выше Кузи. Кто сидит
выше всех, а кто сидит ниже всех?
Вопрос 5. Петя, Ваня, Игорь и Максим любят спорить о том, кто самый
высокий. Петя выше Игоря, но ниже Максима. Игорь выше Вани.
Кто самый высокий?
Слайд 14.
Способность сравнивать понятия.
Задание: учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета либо понятия.
Например:
Книга – тетрадь
Лошадь – корова
Линейка – треугольник
Озеро – река
Солнце – луна
Сани – телега
Дождь – снег
Лес – луг
Слайд 15.
Действия учащихся.
Каждый учащийся на листе бумаги должен написать черты сходства – слева, а справа – черты различия названных предметов или понятий.
На выполнение задания по каждой паре даётся 4 минуты. После этого листки собираются и обрабатываются.
Обработка полученных результатов:
• составляется общий список сходства предметов;
• составляется общий список различий предметов;
• устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать конкретный учащийся.
Слайд 16.
Способность обобщать.
Даны два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего.
Задания:
Дождь – град
Сказка – былина
Сумма – произведение
Жидкость – газ
Предательство – трусость
Нос – глаз
Школа – учитель
Водохранилище – канал
История – математика
Учащемуся можно предложить 5 пар слов. Время – 3-4 минуты. Три верных ответа из пяти свидетельствуют об удовлетворительной степени развития мыслительной операции.