Самоанализ профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы
Самоанализ
профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы 1 квалификационной категории
МОУ Казачинская СОШ С. Казачинское,
Казачинско–Ленского района, Иркутской области
Тарасовой Нины Иннокентьевны.
(представлен главной
аттестационной комиссии
Иркутской области
в рамках очной
аттестационной сессии
26.12.2011г.)
Моё педагогическое кредо: Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. (В.Ключевский). Нет учеников плохих и хороших, они просто разные. Именно с этой мыслью на протяжении многих лет подхожу к своей педагогической деятельности.
Основная цель моей педагогической деятельности – способствовать развитию активной личности, самостоятельно мыслящей, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, умеющей сохранять и развивать своё нравственное и физическое здоровье; сформировать у учащихся умение и желание к самосовершенствованию и самообразованию. Это полностью согласуется с методической темой образовательного учреждения, в котором я работаю. Исходя из цели, определила следующие задачи своей педагогической деятельности:
1) работать над повышением качества образования обучающихся и профессиональной компетенции учителя через применение новых технологий обучения и воспитания;
2) создавать педагогическую среду, ориентированную на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций;
3)раскрывать способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика.
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями и интересами.
Осуществление цели вижу возможным через освоение новых программ и учебников, имеющих более высокий уровень сложности, ярко выраженный развивающий характер. Последние пять лет преподавание предмета «Русский язык» осуществляю по программе «Учебный комплекс под редакцией М.М.Разумовской» в 5 – 9 классах, предмета «Литература» - Коровиной В.Я. УМК Разумовской М.М. отличается усилением речевой направленности учебного материала, повышением статуса устной речи, что даёт возможность лучшему формированию речеведческих, коммуникативных и культуроведческих компетенций. УМК В.Я.Коровиной основывается на принципах связи искусства с жизнью, осмыслении историко-культурных ценностей, приобщения учащихся к искусству слова. Благодаря реализации идей УМК видна позитивная динамика учебных результатов: сравнительный анализ результатов ГИА (2008-2009г. – по учебнику Т.А. Ладыженской, 2010-2011г – по УМК М.М.Разумовской) показал, что качество знаний возросло на 15%, успеваемость – на 20%.
Работа по УМК Разумовской М.М., Коровиной В.Я. даёт возможность применять как традиционные, так и инновационные технологии. Активно использую на уроках технологические характеристики личностно ориентированного обучения:
- постановка цели и составление плана деятельности;
-выбор учащимися предметного содержания различной сложности;
- создание ситуаций, позволяющих учащимся проявлять собственные способности, возможности и интересы;
-использование проблемных заданий различной сложности;
-рефлексию учащимися своей деятельности. Личностно ориентированную направленность как индивидуальный и дифференцированный подход осуществляю через учёт личных интересов, особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объём задания. Учитывая образовательные потребности детей, их индивидуальные способности, выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперёд и сильных и слабых учащихся.
Применение современных педагогических технологий (личностно ориентированного обучения, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей технологии, технологии игровых методик, информационных технологий), реализация в соответствии с данными технологиями активных методов обучения позволяют мне обеспечивать высокую плотность урока, стимулируют субъектную активность учащихся, ориентируют на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников. В центре внимания такие формы и методы работы, которые способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают для каждого ребёнка возможность самовыражения. Развиваю в учащихся коммуникабельность, использую дифференцированную работу в группах, в парах, коллективную, индивидуальную. Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний, умений и навыков: тестирование, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, индивидуальные карточки и листы. Использую различные формы оценивания: самооценка, взаимооценка, рецензирование ответа, деловая игра «учитель-ученик» и др., провожу диктанты «Проверь себя», «Оцени себя сам», чтобы научить детей самооценке знаний.
Важная проблема, которую пытаюсь решить в своей профессиональной деятельности, не только дать определённую сумму знаний, но и показать практическую направленность знаний в дальнейшей жизни. Покидая школу, учащиеся должны грамотно говорить, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи.
Одним из основных условий обеспечения результативности учебного процесса, на мой взгляд, является сформированность положительной мотивации в учебной деятельности ребёнка. Использую различные способы мотивации (убеждение, поощрение, похвала, критика-похвала), дополнительный и занимательный материал, проведение нестандартных уроков: практикумов, семинаров, КВНов, путешествий, деловых игр, интегрированных уроков, презентаций. Обучение на уроках стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности, взаимного доверия, открытости, создавать ситуацию успеха. На моих занятиях всегда присутствуют взаимопонимание, уважение к мнению педагога и обучающегося.
Сравнение результатов ЕГЭ по русскому языку
со средними по области и району:
год 2010-2011
Показатели
Иркутская область
Казачинско-
Ленский район
МОУ Казачинская СОШ
Средний балл
56%
54%
55,5%
Считаю, что на качество обученности влияют и такие объективные факторы: периферийная местность, отсутствие промышленных предприятий, социальный статус родителей, рост неблагополучных семей, что способствует снижению уровня мотивации. Несмотря на это, результаты ЕГЭ указывают на позитивную динамику: по сравнению с 2007 учебным годом качество обученности возросло на 20%.
Уровень качества знаний на экзаменах выше на 8-12%, чем по итогам учебного года, что свидетельствует о подтверждении знаний и качестве моей работы с учащимися по подготовке к государственной аттестации.
Моя ученица Наумова Ирина, получившая на ЕГЭ 92 балла, является студенткой Иркутского государственного педагогического университета филологического факультета на бюджетной основе. Регулярные занятия с учащимися во внеурочное время дополняют и расширяют знания, умения и навыки, полученные на уроках, и воспитывают ответственность. В течение всех лет провожу факультативные занятия и элективные курсы: 2007 – 2008 учебный год «Основы русского правописания: орфография и пунктуация», 2008 – 2010-«Русская словесность», 2010 – 2011-«Основы поэтического мастерства», 2011 - 2012 учебный год «Культура речи», задачами организации которых являются : - расширение и углубление знаний учащихся;
- выявление и развитие интересов, творческих способностей и профессиональных наклонностей;
- воспитание речевой культуры и грамотности. Эффективность факультативных курсов подтверждается сравнительным анализом результатов ГИА - 2008-2009 (9А класс) и ЕГЭ - 2010-2011 (11А класс). Успеваемость повысилась на 35 %, качество – на 34%. В условиях сельской местности, удалённой от научных центров, заочное дополнительное образование имеет большое значение. В 2010-2011 г провела годовой курс с учащимися в Дистанционной лингвистической школе г. Новосибирска по форме «Коллективный ученик»(9 класс), посещаемость которого составила 40%. Всем обучающимся выданы сертификаты и один диплом. Важное место занимает работа по поддержке и дальнейшему развитию одарённых детей. Рекомендации, подбор и обсуждение дополнительной литературы, участие и подготовка к различным конкурсам, факультативы, индивидуальные занятия помогают учащимся проявить себя в предметных олимпиадах. Одним из показателей результативности работы является участие школьников в олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, где мои ученики стали призёрами: 2008-2009г.-Воробьёва Ксения, 9 класс (лучший результат в районе)
2009-2010г - Воробьёва Ксения,10 класс (3 место)
Иванова Дарья, 8класс (3 место)
2010-2011г-Воробьёва Ксения,11 класс (2 место, 84% выполнения) Иванова Дарья, 9 класс (3 место) Эйвазова Дарья, 7 класс (3 место).
Учащиеся принимают участие во Всероссийских конкурсах, проводимых институтом продуктивного обучения Российской Академии Образования (Новосибирский центр). В конкурсе «Русский медвежонок - 2009-2010 – 8 класс –1 - 3 места в школе (процент выполнения составил от 62 до 94%); 2010-2011 год – 9 класс – 8 человек – 1- 5 места (процент выполнения – от 61 до 84 %); 7 классы – 16 человек (1 - 3 места в школе; процент выполнения от 61 до 87%). В конкурсе «Золотое руно» приняли участие 9 человек 8-х классов (1 место в школе и в районе – 1 человек , 2 место в школе и в районе – 2 человека). Кроме того, мои ученики – постоянные участники различных поэтических праздников, конкурсов, встреч. Стихотворения Лескина В. были отмечены на районном и областном уровне. Эйвазова Д. является редактором школьной газеты, её заметки неоднократно печатались и в районной газете «Киренга». Иванова Т. стала победителем районного конкурса «Ученик года - 2009-2010" (заявленная область «Филология»).
Являясь классным руководителем 8 Б класса, понимаю, что не каждый ученик может быть отличником, но каждый должен быть достойным гражданином России. В своей работе основываюсь на воспитательной программе «Я-гражданин России», курсе «Самосовершенствование личности» Селевко Г.К., программе занятий «Этическая грамматика» Шемшуриной А.И. Воспитанников отличает доброжелательное отношение к окружающим людям, активная жизненная позиция, способность открыто выражать собственное мнение, объективно оценивать собственную деятельность. Большое внимание уделяю развитию навыков самоуправления. Как результат этой работы, ребята самостоятельно планируют, обсуждают, выполняют все совместные дела, например: защита социального проекта «НЕТ курению!», краеведческая конференция «Дети войны", организация дежурства в классе, школе, спортивные соревнования, трудовые десанты, участие в общешкольных мероприятиях. Класс активно участвует в районных, областных, всероссийских конкурсах: стихотворений, сочинений, «КИТ», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Человек и природа», «Кенгуру». Мои воспитанники показывают стабильный уровень обученности.
Работу с родителями веду согласно плану воспитательной работы. Считаю очень важным наладить атмосферу сотрудничества с родителями. Они активные помощники и участники воспитательного процесса. По результатам опроса родителей, проводимого районным родительским комитетом, вошла в число педагогов, награждённых значком «Родительская признательность». Второй год являюсь руководителем школьного методического объединения классных руководителей, работающего по теме «Повышение уровня профессионально-педагогической компетенции и личностно ориентированной педагогической культуры классных руководителей». Понимаю, что современное время предъявляет к учителю очень высокие требования. Стараясь повысить своё педагогическое мастерство, даю и посещаю открытые уроки, классные часы, мероприятия, принимаю активное участие в работе школьного МО учителей гуманитарного цикла, на котором неоднократно выступала, делясь опытом, новинками, приобретёнными в ходе работы над темами по самообразованию («Словарная работа на уроках русского языка по учебнику М.М. Разумовской», «Активные формы преподавания русского языка»), участвую в работе методического совета школы. Первый год работаю по теме самообразования «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы». Делилась своим опытом со студентами Иркутского государственного педагогического университета, Ангарского педагогического училища во время педагогической практики. В течение десяти лет была в составе жюри при проведении районных олимпиад по русскому языку, в комиссии по проверке работ областного мониторинга. В качестве эксперта участвовала в аттестации учителей русского языка и литературы.
Второй год представляю методические разработки в районный ресурсный центр на Фестиваль педагогических идей. В номинации «Процесс обучения» 2 работы оценены дипломами 2 степени и размещены на сайте Казачинско-Ленского территориального ресурсно-информационного центра научной и методической поддержки образования.
Прошла повышение квалификации:
2010., ОГАОУ ДПО «ИПКРО», « Преподавание русского языка и литературы в свете современных требований к обучению и воспитанию школьников», 108 часов; 2010., ОГАОУ ДПО ИРО, «Технология применения образовательных электронных изданий и ресурсов. Организация образовательного процесса с использованием образовательных электронных изданий и ресурсов», 72 часа; 2010., ОГОУ ДПО Иркутский ИПКРО «Основы компьютерной грамотности» 18 часов.
В межаттестационный период награждалась Грамотой РОО Казачинско-Ленского района–2008г., Почётной Грамотой ОО Администрации и Казачинско-Ленского муниципального района-2010г. за успехи в образовании и воспитании обучающихся, за многолетний творческий труд.
Отношения с коллегами по работе уважительные, доброжелательные, обращаемся друг к другу за советом, помощью.
Анализируя результаты своей педагогической деятельности, пришла к следующим выводам:
1.Систематически работаю над расширением и углублением знаний.
2.Владею и применяю различные методы и приёмы обучения и воспитания обучающихся, способствующие раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей воспитанников, их личностных качеств.
3.Использую технологии личностно ориентированного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, технологии игровых методик, информационные технологии.
4.Добиваюсь положительных результатов в повышении познавательной мотивации.
Несмотря на положительный опыт, вижу проблемы, над которыми предстоит работать:
1.над дальнейшим повышением качества знаний и познавательного интереса обучающихся;
2.над совершенствованием системы индивидуальной работы со слабоуспевающими и одарёнными детьми;
3. над совершенствованием навыков самостоятельной работы, стремлением к самообразованию и самореализации.
В перспективе планирую:
1.Совершенствовать педагогическое мастерство через освоение инновационных педтехнологий.
2.Разработать воспитательную программу по профориентации «Моя будущая профессия».