РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс (УМК «Школа России»Автор :Плешаков А.А.)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тереховская основная общеобразовательная школа
«Рассмотрено» "Согласовано"«Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР: Директор школы:
_______________ _______________ ______________
Протокол №____
«__»_______2015г. «__»_______2015г «__»_______2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
окружающему миру
1 КЛАСС
(УМК «Школа России»Автор :Плешаков А.А)
Составитель программы: Безуглова Вера Николаевна– учитель начальных классов, 1 квалификационная категория
п.Терехово – 2016г
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
безопасную дорогу от дома до школы;
важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
название страны, в которой они живут, ее столицы;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
символы России: флаг, герб, гимн;
простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
названия дней недели, времен года;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
цвета радуги;
назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
уметь:
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
различать овощи и фрукты.
3.Содержание учебного предмета
Введение
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто ?Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда ?Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). 
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда?
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем?
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключение
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Учебно-тематический план
Введение 1ч
Что и кто? 16 ч Проект «Моя малая Родина». Проверка знаний и умений(.Тест)
Как, откуда и куда 10 ч Проект « Моя семья» Проверка знаний и умений(.Тест)

Где и когда? 8ч Проект «Мой класс и моя школа» Проверка знаний и умений(.Тест)

Почему и зачем? 15 ч Проект «Мои домашние питомцы». Проверка знаний и умений(.Тест)

4.Календарно-тематическое планирование
(2 ч в неделю-50 ч в год .В 1 четверти-0ч )

п/пНаименование тем и разделов Количество
часов Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
1 Задавайте вопросы! 1 Раздел «Что и кто?» (16 ч) 2 Что такое Родина? 1 3 Что мы знаем о народах России? 1 4 Что мы знаем о Москве? 1 5 Проект «Моя малая Родина». 1 6 Что у нас над головой?
Что у нас под ногами? 1 7 Что общего у разных растений? 1 8 Что растёт на подоконнике?
Что растёт на клумбе? 1 9 Что это за листья? 1 10 Что такое хвоинки? 1 11 Кто такие насекомые? 1 12 Кто такие рыбы? 1 13 Кто такие птицы? 1 14 Кто такие звери? 1 15 Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер? 1 16 Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета? 1 17 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверка знаний и умений. 1 Раздел «Как, откуда и куда» (10 ч) 18 Как живёт семья Проект « Моя семья» 1 19 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 1 20 Откуда в наш дом приходит электричество? 1 21 Как путешествует письмо? 1 22 Куда текут реки? 1 23 Откуда берутся снег и лёд? 1 24 Как живут растения?
Как живут животные? 1 25 Как зимой помочь птицам? 1 26 Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь? 1 27 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Защита проекта «Моя семья». 1 Где и когда? 8ч
28 Когда учиться интересно? 1 29 Проект «Мой класс и моя школа» 1 30 Когда придёт суббота?
Когда наступит лето? 1 31 Где живут белые медведи?
Где живут слоны? 1 32 Где зимуют птицы? 1 33 Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед? 1 34 Когда мы станем взрослыми? 1 35 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Защита проекта «Мой класс и моя школа» 1 Раздел «Почему и зачем?» (15 ч) 36 Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Почему Луна бывает разной? 1 37 Почему идёт дождь и дует ветер? 1 38 Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная? 1 39 Почему мы любим кошек и собак? 1 40 Проект «Мои домашние питомцы». 1 41 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 1 42 Зачем мы спим ночью? 1 43
44 Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 1
1 45 Зачем нам телефон и телевизор? 1 46 Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда? 1 47 Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты? 1 48 Почему в автомобиле и поезде, на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? 1 49 Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»? 1 50 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Почему и зачем?». Защита проекта «Мои домашние питомцы». 1