Конспекты занятий по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня


Конспекты занятий по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Занятие 1
Тема: «Путешествие в королевство выразительной речи»
Цель: Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.
Задачи: познакомить детей с интонацией и средствами ее выражения (темпом, ритмом, высотой и тоном голоса, логическим ударением) на материале диалогов; развивать фонематический слух, воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту. Воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту. Создавать мотивацию к совершенствованию устной речи.
Материалы и оборудование: картинка сказочного королевства, маска кошки.
Ход:
Логопед приветствует детей, предлагает встать в круг. Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и, молча, улыбаются:
«Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра и скажем:
«Здравствуй, солнце!»
Логопед приглашает детей отправиться в королевство выразительной речи.
Дети закрывают глаза, на доске появляется картина королевства. В королевстве беда. Злой волшебник наложил заклятие на речь жителей. Послушайте, как они стали разговаривать.
Логопед читает диалог без интонационного оформления текста.
-Где ты была сегодня киска?
-У Королевы Английской.
-Что ты видала во дворце?
-Видала мышку на ковре.
А раньше разговаривали вот как: диалог читается выразительно.
Спрашивает детей – какое чтение им понравилось больше и почему?
Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и другие чувства.
Так же можно говорить быстро и медленно, высоким и низким голосом, тихо и громко.
Что бы снять заклятие нужно повторить диалог быстро и медленно, высоким и низким голосом, тихо и громко и выделяя голосом вопросительные предложения.
Дети по желанию повторяют диалог. Логопед сообщает, что речь жителей расколдована, а детям пора возвращаться в детский сад.
Занятие 2
Тема: «В гости к знакам»
Цель: Развитие восприятия тембра речи
Задачи: познакомить детей с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; формировать умение определять картинку-символ; упражнять в выделении повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации в диалоге, развивать внимание, слуховую память, воспитывать умение вежливо приветствовать.
Предварительная работа: знакомство детей с диалогами, разучивание и разыгрывание диалогов.
Материалы и оборудование: домики с условными обозначениями: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, карточки со знаками
Ход: Здравствуйте дети, сегодня мы вновь отправляемся королевство выразительной речи.
Зайдем в гости в домик, где живет точка.
-Добрый день, Точка.
-Здравствуйте. Я рада вас видеть.
Логопед сообщает детям, что точка всегда говорит спокойным ровным голосом.
Дети заучивают: «Про точку можно сказать: это точка – точка-одиночка».
- Давайте зайдем в следующий домик. Здесь живет вопросительный знак.
Вот он как с нами здоровается:
- Здравствуйте? Вы ко мне?
Логопед сообщает, что изменяя голос можно о чём-то спросить. При этом в конце вопросительного предложения голос повышается.
Дети знакомятся со знаком «?» и заучивают стихотворение:
Это кривоносый вопросительный знак,
Задаёт он все вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
Зайдем в последний домик. В нем живет восклицательный знак.
И вот как он с нами здоровается:
О! Здравствуйте! Как я рад вас видеть!
Восклицательный знак любит восклицать «Ах!», «Ух!», «Ой!», «Ура!» и т.п.
- Восклицательному знаку больно. Как он закричал? (Ой!).
- Восклицательный знак разбил любимую чашку. Как он воскликнул? (Ах!).
- Восклицательный знак обрадовался солнышку. Что он кричит? (Ура).
Логопед обращает внимание на то, как мы говорим эти слова (громко, восклицая). Знакомит с тем, что восклицательно можно произнести целое предложение, при этом голос резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается.
Для обозначения восклицания даётся соответствующий знак «!» и заучивается стихотворение:
Чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
-Пора нам возвращаться в группу.
Но что бы нам вернуться в группу нужно определить интонацию предложений в тексте, на каждый интонационный тип предложения, поднимая карточку с соответствующим знаком.
- Мышка-трусишка, ты треска боишься?
- Ни крошечки не боюсь!
- А громкого свиста?
- Ни капельки не боюсь!
- А страшного рёва?
- Нисколечко не боюсь!
- А чего же ты боишься?
- Да тихого шороха.
Логопед повторяет с детьми, кого они повстречали в королевстве выразительной речи. Как говорила точка, вопросительный знак, восклицательный знак? Предлагает повторить стихотворения о знаках.
Занятие 3
Тема: «Ритм»
Цель: развитие восприятия ритма речи
Задачи: формировать умение воспринимать ритм речи в отдельных слогах, а так же в диалоге, умение различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом). Развивать способность передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой. Развивать мимику, мелкую моторику, внимание.
Предварительная работа: прослушивание песни «От улыбки», отхлопывание песни, заучивание слов.
Материалы и оборудование: записанный отхлопанный ритм песни «От улыбки», песня «От улыбки», «Спят усталые игрушки», нарисованный человечек Ритм, «Язычки», "Кегли" и "мячи", вырезанные из картона по количеству детей, детская мозаика - на каждого ребенка.
Ход:
- Наше путешествие продолжается. Но что бы попасть в королевство выразительной речи нам нужно улыбнуться, зажмуриться, нахмуриться, удивиться.
Молодцы! Мы в королевстве. Но что за странные звуки я слышу?
Звучит записанный отстуканный ритм песни «Улыбка».
- Какую песню вам напоминает эта мелодия? (включается по очереди две песни «Спят усталые игрушки» и «Улыбка»).
Эту песню отстучал Ритм, еще один житель королевства выразительной речи.
(На доске появляется нарисованный человечек)
Ритм очень любит давать какие-либо задания.
А вы любите выполнять интересные задания?
"Язычки-дразнилки"
Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в "язычок".
«Кегли-мячи»
Объяснив детям, что "кегли" (К) обозначают сильные удары, а "мячи" (м) – слабые, педагог ритмично произносит серии слогов с равномерно повторяющимся акцентом, например: Та-та-Та-та-Та-та... или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают "мячи" и "кегли" в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.
Подвижная игра «Ходим - бегаем»
Раз, два, раз! Раз, два, раз!
Весело, весело мы идем!
Раз, два, раз! Раз, два, раз!
Песенку, песенку мы поем!Дети энергично шагают друг за другом по кругу.
А теперь бегом, бегом
И по комнате кругом!
Вот как быстро мы бежали
И нисколько не устали Бегут друг за другом по кругу.
Вот как быстро мы бежали
И устали – да-да-да! В конце останавливаются и хлопают три раза по коленкам.
"Узоры"
Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.
Игра «Угадай-ка»
Логопед рассказывает детям два диалога, затем их простукивает. Задача детей догадаться, какой диалог простучал педагог.
Кто вы ?
-Мы лисички,
Дружные сестрички.
Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Так ведь ты меня щекочешь,
Пора-пора нам возвращаться. С кем мы сегодня познакомились на занятии. Что вам больше всего понравилось?
Занятие 4
Тема: «Торопыжка и Уволень»
Цель: развитие восприятия темпа речи
Задачи: Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно"). Учить соотносить темп движений и темп речи. Развивать умение воспринимать информацию на слух; память и внимание; интонационную выразительность речи; зрительно-пространственную ориентацию, воображение.
Материалы и оборудования: изображения Торопыжки и Увальня, маски цыплят.
Ход:
Логопед вновь предлагает детям путешествие в королевство выразительной речи. Там их встречают Торопыжка и Увалень.
- Торопыжка всегда говорит очень быстро, а Увалень медленно.
Логопед предлагает определить, когда говорит Торопыжка, когда Увалень, обосновать свой ответ.
(первая часть диалога читается быстро, вторая медленно)
Эй, кузнец-молодец!
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
Отчего не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два - и готово!
Логопед предлагает детям помочь понять Торопыжке и Увальню когда надо говорить быстро, а когда медленно.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели
(в медленном темпе),
А потом кругом, кругом
(в быстром темпе),
Все бегом, бегом, бегом.
Торопыжка и Увалень предлагают поиграть
Игра «Курочка и цыплята»
Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
(медленный темп)
А за ней ребята -
Желтые цыплята
(быстрый темп).
Торопыжке и Увольню очень понравилось с нами играть, мы обязательно еще раз зайдем к ним в гости, а теперь нам пора возвращаться в группу.
Кого мы встретили сегодня в Королевстве выразительной речи? Как говорит Торопыжка, а Уволень?
Мы с вами тоже можем говорить быстро и медленно. Когда мы говорим быстро? (когда торопимся) А когда медленно? (когда что то объясняем)
Говорить можно не только быстро и медленно, но так же и в умеренном темпе. В спокойном, умеренном темпе мы говорим, когда разговариваем друг с другом.
Занятие 5
Тема: «Аленкины уроки»
Цель: развитие восприятие силы голоса
Задачи: развивать умение воспринимать силу голоса, дифференцировать громкий и тихий голос; дать детям представление о громкости речи, о ситуациях, когда необходимо говорить громко, тихо, обычным голосом. Способствовать развитию фонематического слуха,логического мышления, произвольного внимания. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материалы и оборудования: изображение девочки Аленки, картина Королевства выразительной речи.
Ход: Логопед приветствует детей и приглашает вновь отправиться в королевство выразительной речи. В королевстве детей встречает Аленка.
– Здравствуйте, ребята, я Алёнка,
Голосок мой очень тонкий.
С вами я пришла играть,
Свои уроки вам давать.
– Итак, начнём наш урок. Послушайте стихотворение:
Гром гремучий!
Тресни тучей,
Дай дождя
С небесной кручи!
– Ребята, как я прочитала это стихотворение тихо или громко? (Громко.)
– А почему это стихотворение нужно читать громким голосом?
– А теперь послушайте, о чём разговаривают мама-мышь и сынок мышонок:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты чего не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
– Как вы думаете, почему я говорила тихо?
– Вот видите, громкость голоса зависит от ситуации, от тех чувств, которые мы хотим передать.
Алёнка приносит детям волшебные картинки (символические изображения воспроизведения речи: тихо, громко, шёпотом, обычным голосом). Знакомит детей с изображениями.
Ребята, сейчас я буду произносить фразу, а в зависимости от того как я буду говорить: тихо, громко, шёпотом, обычным голосом вы должны показать картинку.
Кра! -
Кричит ворона. –
Кража! Караул!
Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он
из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
коробку.
-Стой, ворона, не кричи.
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана.
У тебя ведь нет кармана.
-Как! -
подпрыгнула ворона и моргнула удивлённо.
-Что ж вы раньшене сказали!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман
украли!
- Весело с тобой Аленка, но детям пора возвращаться в детский сад. Там уже игрушки заскучали. Аленка прячется за картинку королевства.
Логопед: понравилось вам путешествие? Кого мы повстречали? О чем нам рассказала Аленка? Когда нужно говорить тихо, а когда громко? Как мы разговариваем в детском саду, дома, на улице?
Занятие 6
Тема: «Логическое ударение»
Цель: развитие восприятия логического ударения
Задачи: Развитие длительного плавного выдоха, формирование умения слышать ударный слог в словах, ударное слово в предложении; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, произвольного внимания. Развивать умение воспринимать информацию на слух; память и внимание; интонационную выразительность речи; зрительно-пространственную ориентацию, воображение.
Материалы и оборудования: картина Королевства выразительной речи, бумажные самолеты по числу детей, два предмета: машина, кукла, картинки с изображением поросёнока, дождика, лужи, козленка, дорожки, жеребенка, ребятишек.
Ход:
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше путешествие в страну выразительной речи. - На чем можно путешествовать?
-Давайте полетим сегодня на самолете.
Детям раздаются бумажные самолеты. Самолет ставиться на руку и сдувается с нее. Необходимо следить, что бы выдох был плавный.
-Молодцы! Вот мы и прилетели.
Что бы нам пройти в королевство нужно выполнить задания.
«Поймай ударный слог»
Логопед сообщает, что в каждом слове есть ударный слог, он проговаривается более громким голосом и протягивается. Вот так: туууча, дооождь. В слове туча ударный слог падает на первый слог ту, в слове дождя тоже на первый слог до.
Педагог произносит слова, когда дети слышат ударный слог - хлопают в ладоши: зима, солнце, беда, море, крыша.
«Найди нужный предмет»
Логопед ставит перед детьми два предмета, отхлопывает слоговую структуру каждого из них, предлагает найти нужный предмет.
- Молодцы, мы попали в королевство выразительной речи!
И сегодня нас встречает логическое ударение.
Послушайте, как оно говорит (Логопед произносит предложение, выделяя голосом слово устали)
-«Вы, наверное, устали?»
Логопед объясняет, что те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.
- Какое слово Логическое ударение выделило в этом предложение? Почему именно это слово было выделено?
И что бы мы немножко отдохнули, Логическое ударение предлагает нам поиграть.
Игра "Слушай, думай, называй"
Педагог рассказывает диалог, выделяя голосом главные по смыслу слова.
Дети прослушивают речевой материал. При повторном прослушивании дети, услышав выделенное слово должны хлопнуть в ладоши и объяснить, почему это слово выделено.
4888865543750500Почему ты чёрен, кот?
Лазил ночью в дымоход.
Почему сейчас ты бел?
Из горшка сметану ел.
Почему ты серым стал?
Меня пёс в пыли валял.
Так какого же ты цвета?
Я и сам не знаю это.
Игра «Найди важное слово»
Детям предлагается прослушать диалог; при повторном его воспроизведении выбрать из набора картинок и показать ту, которая изображает слово-носитель логического ударения; объяснить, почему это слово выделено.8827135-4254500
Хрю-хрю-хрю, - сказал спросонок
Добродушный поросёнок.
Мне сегодня дождик нужен,
Я хочу купаться в луже!
Бе-бе-бе, - сказал спросонок
Тонкий, беленький козлёнок.
Мне бы прыгать по дорожке,
Чтобы крепче стали ножки!
И-го-го, - сказал спросонок
Черногривый жеребёнок.
Мне бы ростом стать повыше.
Покатать бы ребятишек!
Пора нам возвращаться в группу.
С кем мы сегодня познакомились в королевстве выразительной речи? (с логическим ударением)
Логическое ударение живет в каждом слове, в каждом предложении. Как мы его узнаем? (по голосу, ударный слог и фраза произносятся немного громче, протяжным голосом)
Занятие 7
Тема: «Хорошие друзья: медведь, мышонок и я»
Цель: развитие восприятие высоты голоса
Задачи: формировать умение слышать и определять высоту голоса в словах и диалоге. Развивать длительный плавного выдох, коммуникативные навыки, воображение, внимание, воспитывать желание помогать другим
Материалы и оборудования: Королевства выразительной речи, снежинки по числу детей, картинки медведя и мышки большого формата, картинки медведя и мышки маленького формата по числу детей, картинки: собака- щенок, корова- теленок, кошка- котенок, медведь – мишутка.
Ход:
Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы путешествовали в королевство выразительной речи. Как звали жителя, которого мы встретили?
Сегодня мы вновь отправимся в королевство, только не на самолете, а на снежном облаке. Каждому из вас я дам снежинку. Ее нужно положить на ладошку. Набрать носиком воздух и сильно, но плавно выдохнуть, так что бы снежинка полетела.
Дети совместно с логопедом выполняют задание.
- Завертела, закружила нас зимняя вьюга и принесла нас в королевство выразительной речи.
И встречают нас здесь мышонок и медведь. Они нас испугались и спрятались в домик. Послушайте! Они здороваются. Давайте попробуем угадать кто первый с нами поздоровался, а кто второй. (логопед произносит слово «Здравствуйте» высоким и низким голосом).
Каким голосом говорит мышка высоким или низким? А медведь? (слово высокий. Произносится высоким голосом, а слово низкий –низким)
Из домика появляются медведь и мышка.
- Медведь предлагает нам отправиться с ним в город за елкой. По дороге медведь любит петь песни. Когда дорога поднимается в гору, медведь поет высоким голосом, а когда опускается –низким.
Когда вы услышите, что медведь поет высоким голосом, «рисуйте» дорогу ладошкой по воздуху вверх, а когда низким вниз.
Логопед пропевает звук а то высоким голосом, то низким.
Я слышу, как кто то плачет. Это маленькие животные потеряли своих мам.
Детям предлагается прослушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и соотнести с картинкой, изображающей животных и их детенышей. Предварительно объясняют, что у животного, например собаки, голос «толстый», т.е. низкий, а у щенка - «тонкий», т.е. высокий.
АВ  - собакаАВ  - щенок
МУ  - короваМУ  - теленок
МЯУ  - кошка МЯУ  - котенок
О  - медведьО  - мишутка
Молодцы, помогли малышам отыскать своих родителей.
Посмотрите, к нам на встречу идет мышка.
Когда будет говорить мышка высоким голосом, вы поднимайте наверх мышку, а когда медведь будет говорить низким голосом, то медведя.
- Ты куда идешь, медведь?
- В город, елку присмотреть.
- А зачем тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее?
- В дом возьму к себе, в жилье.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко, лучше принесу.
Молодцы, ребята! Вам понравилось путешествие в королевство выразительной речи? Кого мы сегодня встретили? Каким голосом говорил медведь? Высоким или низким? А мышка? Пора возвращаться в детский сад. Кладем на ладошку, набираем носиком воздух и дуем на снежинку сильно, но плавно. Завертела, закружила нас зимняя вьюга и принесла нас в детский сад.
Блок II
Формирование интонационной выразительности речи.
Занятие 8
Тема: «И снова в гости к знакам»
Цель: развитие воспроизведения тембра голоса
Задачи: Формировать интонационную выразительность речи. Упражнять в передаче  интонации   повествовательного ,  вопросительного ,  восклицательного  предложения.
Закрепить умение детей отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами. Воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту. Создавать мотивацию к совершенствованию устной речи. Развитие внимания, памяти, воображения
Материалы и оборудования: Игрушки: медведь, заяц
Ход:
Логопед: Сегодня мы вновь отправляемся в королевство выразительной речи. На улицу, где живут точка, восклицательный знак и вопросительный.
И сначала зайдем в гости к точке.
Точка с нами здоровается: «Здравствуйте ребята».
Поздороваемся с точкой ровным, спокойным голосом. Вот так : «Здравствуй Точка».
Дети здороваются.
Мы поиграем с точкой в игру «Повторялки»
Я буду говорить за точку, а вы повторять ровным, спокойным голосом.
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме.
А чьи это тут следы? (на полу разложены большие следы медведя и маленькие следы зайца). Дети идут по следам и находят игрушку медведя и зайца.
“Кто лучше похвалит”
Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: “У меня медведь”.
Ребенок: А у меня заяц.
У медведя коричневая шубка.
А у зайца белая.
У медведя маленькие круглые ушки.
А у зайца уши длинные.
Таким образом, составляется диалог педагога и ребёнка, затем игрушки меняются и предлагается аналогичный диалог 2-м детям.
Логопед: медведя и зайца оставим жить в лесу, а нам с вами пора идти дальше.
Посмотрите, какие глубокие, белые сугробы вокруг. А нам нужно добраться до домика, где живет вопросительный знак. Давайте будем пробираться друг за другом, высоко поднимая колени.
-Вот и добрались до домика.
Давайте поздороваемся с вопросительным знаком вот так.
Здравствуйте? Вы ждали нас?
Дети, совместно с воспитателем здороваются с вопросительным знаком, соблюдая вопросительную интонацию.
Вопросительный знак: «Вы, наверное, замерзли пока по сугробам ко мне добирались?» Я предлагаю вам поиграть.
Подвижная игра «Вот так»
Дети стоят в кругу. Воспитатель задает детям вопросы, делая акцент на вопросительной интонации, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями.
Как живешь?
Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим пальцем).
А глядишь?
Вот так (смотрят в бинокль).
И так на все последующие вопросы дети отвечают: «Вот так» и соответствующим жестом показывают, как именно. Вопросы могут быть самыми разными:
—Как плывешь?
А бежишь?
Ждешь обед?
Машешь вслед?
Утром спишь?
-Как шалишь?
Затем роль водящего принимает на себя кто-нибудь из детей, он учится придумывать и формулировать самые разные вопросы.
Логопед: поиграли, согрелись, можно идти дальше. Смотрите, я вижу домик. Какой знак там живет? (восклицательный)
Восклицательный знак ходил в лет и тоже встретил медведи. Послушайте, что произошло. (логопед рассказывает стихотворение –диалог громким голосом сначала повышая его, а затем несколько понижая. Детям демонстрируется игрушка медведь, который держит восклицательный знак. Затем диалог читается медленно, построчно, с установкой на запоминание. Дети совместно с педагогом повторяют диалог. Затем педагог говорит первую фразу, дети отвечают. Потом роли берут на себя 2 ребенка и диалог разыгрывается.
Я медведя поймал!
Так веди сюда!
Не идёт!
Так сам иди!
Да он меня не пускает!
Поможем восклицательному знаку освободиться. Молодцы! Наше путешествие закончилось. Вам понравилось путешествие? Кого мы встретили?
Занятие 9
Тема: «Воспроизведение ритма речи»
Цель: формирование умения воспроизводить ритм речи
Задачи: развивать слуховое внимание, умение воспроизводить ритмический рисунок на уровне слогов, слов, фраз, воспитание коллективного ритма, воспитание дружелюбного отношения друг к другу. Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность речи. Развитие внимания, памяти.
Материалы и оборудования: графические карточки с ритмическими рисунками, ложки, маски овечек.
Ход:
Логопед: «Давайте поздороваемся друг с другом». Для этого нам нужно встать в круг.
Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.
Дидактическая игра «Бывает - не бывает»
Детям раздаются ложки. Если фраза правильна дети отбивают ритм и произносят: да-да, да-да-да. Если фраза не верна: нет, нет, нет. Сначала дети воспроизводят ритм совместно с логопедом. Затем отраженно и наконец, самостоятельно.
Речевой материал:
Зимой на деревьях появляются почки.
Зимой медведь спит в берлоге.
Зимой птицы вьют гнезда.
Зимой листья зеленеют.
После зимы наступает весна.
Физминутка
Один из участников изображает пастуха, другие изображают стадо, свободно расположившись на «лугу» - полу. Пастух ходит вокруг своего стада, имитирует игру на дудочке, ритмично сжимая ладони в кулак на каждый слог и говорит:
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Я всё стадо стерегу.
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
На зелёном, на лугу.
«Стадо» идёт на корточках, щиплет траву и говорит: «Понемножку, понемножку, всю я вычистил дорожку». На условный сигнал все встают и повторяют слова.
Воспроизведение ритма в диалоге.
Логопед рассказывает диалог, соблюдая интонацию.
Стук-стук!
Кто там?
Мяу-мяу, мяу!
Кошка ты?
Мяу-мяу, мяу - Я!
Кошка, хочешь молока?
Стук-стук!
Кто там?
Ав-ав-ав! Это - Я!
Я за косточкой пришла!
Какие герои есть в этом диалоге?
Кто пришел в начале, кто потом? (вначале кошка, затем собака)
Кто что ест?
Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).
Сколько раз произноситься слово стук, мяу, ав?
- Логопед повторно рассказывает диалог с отхлопыванием ритма с установкой на запоминание.
- Логопед рассказывает диалог, дети совместно с логопедом отхлопывают ритм.
- Дети совместно с логопедом проговаривают слова и отхлопывают ритм.
-Дети отхлопывают и проговаривают отраженно за логопедом.
- Логопед говорит за автора, дети за кошку и собаку.
Когда дети хорошо запомнят слова, распределяются роли и диалог разыгрывается с прохлопывание слов на каждый слог.
Итог занятия. Логопед хвалит детей. Интересуется, что детям больше понравилось на занятии.
Занятие 10
Тема: «Воспроизведение темпа речи»
Цель: формирование умения воспроизводить темп речи в диалоге
Задачи: развивать способность произвольно изменять темп речи в диалоге. Способствовать развитию логического мышления, произвольного внимания.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать. Развивать координацию речи с движением. Закреплять навыки речевого дыхания.
Материалы и оборудования: картина с королевством выразительной речи,
нарисованные человечки Увалень и Торопыжка, картинка с изображением воробьев, маска воробья и снежинки по количеству детей
Ход:
Дети встают в круг. Педагог и дети приветствуют друг друга: “Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, матушка-земля! Здравствуйте, мои друзья!
Нам в группу пришло письмо от Увальня и Торопыжки. В королевстве красивой речи беда. Везде уже давно зима, а в королевстве не упало не снежинки. Торопыжка и Увалень просят нас помочь отыскать снежное облако. Срочно отправляемся в королевство. Но что бы попасть туда необходимо произнести «Раз, два, три в королевство попади» сначала медленно, вот так. Логопед произносит фразу в медленном темпе. Затем быстрее и быстро, вот так. Логопед произносит фразу в среднем темпе и быстром.
Дети вместе с логопедом проговаривают фразу в разном темпе. На доске появляется картина с королевством выразительной речи, так же появляются нарисованные человечки Увалень и Торопыжка.
Посмотрите, кто нас здесь встречает. Давайте поздороваемся с ними.
Дети здороваются с героями. И отправляются на поиски снежного облако. По дороге встречают воробьев.
Ребята, как поют воробушки. Чик-чирик. Когда им грустно, они поют медленно, а когда радостно быстро. Логопед дает речевой образец. Давайте споем с воробушками. А вы знаете, о чем поют воробушки?
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили!
Мы дожили!
Мы живы! Живы мы!
В каком темпе отвечают воробушки? (в быстром) почему? (потому что они рады). Давайте вместе со мной попробуем отвечать за воробушков. Дети совместно с логопедом заучивают слова.
Сейчас каждый из вас превратиться в воробушка. (Дети закрывают глаза, каждому надевается маска воробья.)
Я буду вас спрашивать в медленном темпе, а вы отвечайте в быстром.
Молодцы, мы так громко пели с воробушками, что нас услышал Мороз Красный Нос. Он хочет нас заморозить. Что бы ни замерзнуть, давайте с ним поиграем. Мороз будет говорить медленно, а жители города отвечать в быстром темпе, вот так. Педагог дает речевой образец.
На противоположных сторонах площадки отмечаются два "города". Участники игры, располагаются в своем городе.
В середине площадки помещаются: Мороз Красный Нос.
Он обращается к играющим со словами:
Я - Мороз Красный Нос,
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Жители города хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз,-
и начинают перебегать из одного города в другой.
Мороз старается поймать перебежчиков.
Молодцы ни кого мороз не заморозил.
Мы так весело играли, что разбудили снежную тучу. Совсем заспалась туча, забыла, что зима в королевство пришла. Давайте поможем туче засыпать королевство снегом.
Выполняется дыхательное упражнение «Снежок»: дети кладут снежинки на ладошку и плавно дуют на них, так что бы они слетали с ладони.
Вот мы и помогли Торопыжке и Увальню. Теперь в королевстве настоящая зима. Вам понравилось путешествие? Как мы сегодня произносили фразы? (быстро и медленно)
Пора возвращаться в детский сад «Раз, два, три в детский сад попади».
Занятие 11
Тема: «В лес идем мы с Колобком»
Цель: формирование умения воспроизводить силу голоса в диалоге
Задачи:
Закреплять умение воспроизводить силу голоса на материале диалогов. Развивать чувство ритма,  речевого дыхания, силы голоса, мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти. Воспитывать добродушного реагирования на побуждения. Закрепить умение детей выражать просьбу и отвечать на нее.
Оборудование: игрушки: мишка, лиса, заяц, волк, колобок; домик для колобка из объемного конструктора. Маски волка и овечек. Теннисные желтые мячики по числу детей.
Ход: Сегодня мы пойдём гулять в волшебный лес. А кого мы с собой возьмем, отгадайте:
Его по сусекам скребли, по амбару мели, в  печке испекли, на окошко остудить положили, а он и от бабушки, и от дедушки убежать хочет. 
Правильно, это Колобок. Он очень любопытный. Но гулять ему одному нельзя, потому что он маленький. Давайте его пригласим на прогулку с собой. Тогда Колобка никто не обидит.
Послушайте и посмотрите как мы его позовем: Прохлопать 2 раза слово КО-ЛО-БОК. (Окошечко в домике открывается, а там сидит Колобок. Дети с ним здороваются, приглашают погулять. Встать в круг. Один из взрослых идет с Колобком.)
1. Дети идут по кругу, шагая в ритм стихотворения.
Раз, два, наши ножки,
Раз, два, по дорожке.
По дорожке мы шагали
Выше ноги поднимали.
Раз, два, три, четыре.
На носочках мы пойдем-
Раз, два, три, четыре,
И с дорожки мы свернем-
Раз, два, три, четыре.
Идти на пятках мы решили-
Раз, два, три, четыре.
Мы шли, шли, шли,
На полянку пришли.
2. Вот мы и на полянке! Давайте вместе понюхаем, как хорошо пахнет в весеннем лесу.
Поворачиваем голову влево и вправо, на поворот вдыхаем, лицо прямо – выдох. (4-5 раз)
Нагибаемся – вдыхаем, разгибаемся – выдох. (4 – 5 раз)
3. А сейчас мы попробуем  посмотреть, кто живет в волшебном лесу. Мы с вами будем кричать –АУ-. Слушайте внимательно, как я это буду делать.
Тихо мы –АУ- кричали –
Никого не увидали.
Громко мы –АУ- кричали –
И зайчишку увидали!
Каким голосом говорит зайчик: высоким или низким?
Вначале логопед говорит слова за зайца и за автора. Слова зайца произносятся высоким голосом. Затем дети повторяют диалог совместно с логопедом, потом повторяя за логопедом каждую реплику. Необходимо проконтролировать, что бы дети произносили фразы разным по силе голосом. Зайчик всего боится, поэтому говорит очень тихом голосом. После того, как дети запомнят слова- диалог разыгрывается между детьми.
Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!
Отчего не поскакать? Поскачу!
Лапкой, зайка, постучи-постучи!
Отчего не постучать? Постучу!
5. Мы с вами снова покричим –АУ-. Слушайте внимательно, как я это буду делать.
Тихо мы –АУ- кричали –
Никого не увидали.
Громко мы –АУ- кричали –
И волка увидали!
6. Волк нас дальше не пускает, просит что бы мы с ним поиграли.
Все играющие становятся овцами, а один — волком. Овцы просят волка высоким голосом:
—Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!
Волк отвечает низким голосом:
—Гуляйте, да только траву не щипайте, а то мне спать будет не на чем.
Овцы сначала гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:
-Щиплем, щиплем травку,
Зеленую муравку.
Когда овцы, «пощипывая травку», доходят до волка, он поднимает голову и возмущенно произносит:
-Пощипали травку?! Ну же!
Попадете мне на ужин!
Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.
7. Мы с вами снова покричим –АУ-. Слушайте внимательно, как я это буду делать.
Тихо мы –АУ- кричали –
Никого не увидали.
Громко мы –АУ- кричали –
И медведя увидали!
Давайте узнаем у медведя куда он идет.
8. Логопед произносит диалог, говоря за себя и за игрушку-медведя. Уточняет у детей каким голосом говорит медведь. (громким или тихим) Затем дети повторяют диалог совместно с логопедом, потом повторяя за логопедом каждую реплику. Необходимо проконтролировать, что бы дети произносили фразы разным по силе голосом. После того, как дети запомнят слова- диалог разыгрывается между детьми.
- Ты куда идёшь медведь?
-Да на пчёлок поглядеть.
- А зачем тебе бачок?
- Так… Повешу на сучок.
Скажем мишке как я: ПО-КА   (прохлопать)
Машет мишка бурой лапой-  (помахать мишкиной лапой)
Не скучай без нас, лохматый!  (воздушный поцелуй)
9. Мы с вами снова покричим –АУ-. Слушайте внимательно, как я это буду делать.
Тихо мы –АУ- кричали –
Никого не увидали.
Громко мы –АУ- кричали –
И лисичку увидали!
10.  Лиса хитрая, разговаривать с ней нельзя. Давайте поможем колобку поскорее укатиться. Я дам каждому из вас маленького колобка. Положите его на ладошку, носиком наберите воздух и сильно, но плавно дуйте на колобка. (Необходимо следить, что бы дети не надували щеки)
11.  Итог занятия.
Вот видите, мы с Колобком по лесу погуляли, и никто его не обидел. Давайте проводим Колобка домой. Сиди на окошке и никуда не убегай! Скажем ему ПО-КА (воздушный поцелуй).
Мы с вами сегодня так много сделали: и с Колобком погуляли, и с зайкой поговорили, и с волком поиграли, и у мишки узнали куда он идет, и от лисы убежали. А теперь в группу пойдем.
Занятие 12
Тема: «Артисты»
Цель: формирование умения воспроизводить логическое ударение
Задачи: Упражнять детей в постановке логического ударения в диалоге. Учить менять силу и темп голоса. Упражнять в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи. Развивать творческую инициативность, дикцию, эмоциональность. Воспитывать интерес к актерской деятельности.
Оборудование: Воздушная змейка с картинками: ворона, лиса, лягушка, лошадь, медведь, курица, кошка. Иллюстрации к сказке «Волшебная лампа Алладина»: Алладин, Принцесса, Джин, Султан. Картинки для мимических упражнений – лимон, конфета, снег, огонь, скелет, клоун. Маски: заяц, лиса, кот, волк, медведь. Игрушки: заяц, лиса, кот, волк, медведь.
Ход:
Логопед. Ребята. Сегодня по дороге в детский сад я нашла интересную воздушную змейку. Вот она (показывает). На змейке  картинки с изображением различных животных. Сначала, я не поняла, что это значит. А  когда прочитала вот эту записку (показывает записку, читает ее):  «Кто я ты не говори, а как можешь, покажи.»,  все стало понятно.
Змейка  предлагает нам поиграть. Логопед раздает  детям картинки  с изображением животных и предлагает поиграть.  Дети жестами и голосом передают образы животных.
 Молодцы, ребята, вы замечательно изобразили животных, ну просто артисты!
- А вот мне интересно, любите ли вы кино? (Ответы детей)
- О чем вы любите фильмы? (Ответы детей)
- Хотели бы сами сниматься в фильме или сыграть в театре? (Ответы детей)
Это замечательно! Вот только, чтобы быть артистом, нужно много знать,  многому учиться и много трудиться. А еще нужно сдать экзамен на актерское мастерство.
- Хотите попробовать сдать такой экзамен? (Ответы детей)
Тогда удачи вам! Вопросы к сегодняшнему экзамену приготовили герои любимой вами сказки «Волшебная лампа Алладина».
Логопед. Итак, начнем экзамен. Первое задание для вас приготовил Алладин. Логопед выставляет на фланелеграф изображение Алладина.
Магнитофонная запись,  либо голос за ширмой:
«Чтобы стать известным артистом, очень важно тренировать свою дикцию: выразительность и четкость речи. Произнесите фразу:
«Я хочу стать артистом!» с разным логическим ударением. Логопед дает речевой образец.
а) Я' хочу стать артистом!      
б) Я хочу' стать артистом!      
в) Я хочу стать' артистом!      
г) Я хочу стать артистом'!»
Дети выполняют задание.
Логопед. С первым  заданием Алладина вы справились, а он торопится задать вам свои вопросы:
Кто хочет стать артистом?  (Ответы детей)
Ты хочешь стать артистом?   (Ответы детей)
Кем ты хочешь стать?  (Ответы детей)
Логопед.  С заданиями Алладина вы справились, молодцы.
И Джин Аладина предлагает нам отдохнуть.
Магнитофонная запись,  либо голос за ширмой:  
«При помощи этого волшебного клубка вы сможете отправиться на чудесную полянку, где отдыхают все начинающие артисты»  
Дети отправляются на «полянку» и садятся на корточки, слушают «музыку леса» (птичьи голоса, журчанье ручейка, жужжание пчел и т.д.). 
И  вот уже Принцесса спешит задать свои вопросы. 
Магнитофонная запись,  либо голос за ширмой:
«Как вы знаете, для актера важно уметь произносить фразы с выражением, выделяя голосом главные по смыслу слова. Я предлагаю вам потренироваться и разыграть вот такой диалог.
Ты куда идёшь, медведь?
В город, ёлку приглядеть.
Да на что тебе она?
Новый год встречать пора.
Где поставишь ты её?
В лес возьму, в своё жильё.
Что ж не вырубил в лесу?
Жалко. Лучше принесу.
Логопед рассказывает диалог, делая в репликах логическое ударение. Каждая фраза обсуждается, дети находят слово, которое выделил голосом логопед. Объясняют, смысл фразы. Совместно с логопедом проговаривают диалог. Затем диалог проговаривается отраженно. Когда дети запомнят слова, диалог разыгрывается между детьми.
Логопед.  С этим заданием вы тоже справились, молодцы, ребята!  Только задания Алладина и Принцессы были, всего лишь, репетицией, тренировкой для успешного выполнения заданий Султана.
Они  будут сложнее, но, я думаю, что вы обязательно с ними справитесь. Удачи вам!  Логопед выставляет на фланелеграф изображение сказочного Султана.
Магнитофонная запись,  либо голос за ширмой:
«Каждый актер должен уметь передавать чувства, состояние и ощущения героев, которых он играет. Этого можно добиться ежедневно тренируясь. Вот картинки, которые помогут вам в  этом».
Логопед,  по - очереди,  выставляет на фланелеграф предметные картинки (лимон, конфета, клоун, скелет).
Логопед. Что это? (Это лимон)  
Какой он? (Он кислый)
Покажи при помощи мимики и жестов ощущения, которые возникают после того, как вы съедите лимон.  (Дети выполняют задание)
Аналогично с конфетой, скелетом, клоуном.
А теперь нам пора прощаться с полянкой и возвращаться в детский сад.  И нам  в этом  снова поможет волшебный клубочек.
Вот волшебный клубок из сказки,
Он покажет нам снова путь.
Чтоб увидеть  реальные краски  
Он поможет нас в сад вернуть.
(Дети возвращаются)
 Логопед.
Ребята, вам понравилось быть артистами? (Ответы детей)
Кто помнит, что должен уметь делать каждый актер? (Ответы детей)
Занятие 13
Тема: «Сказочные истории»
Цель: формирование умения воспроизводить высоту голоса
Задачи: развивать умение воспроизводить высоту голоса в диалоге. Развивать умение различать и характеризировать эмоциональные состояния и настроения людей и литературных героев, воспитывать чувство эмпатии. Формировать образно - выразительные умения при передаче характерных особенностей различных персонажей и своих эмоциональных состояний и переживаний. Побуждать пользоваться интонационными средствами выразительности: изменять силу голоса, темп речи, тембр в зависимости от содержания высказывания. Развивать использования средств мимики, пантомимы, выразительных движений.
Материал и оборудование:
«Волшебная» палочка, магнитофон, аудиозапись «Шумы моря», «Щелкунчик», пиктограммы, укрепленные на подставке, декорации к сказке «Заюшкина избушка», куклы би-ба-бо: Лиса, Заяц, Медведь; стилизованные изображения цветов, накидка «Волшебное дерево», сюрпризы – угощения для детей.
Ход:
Логопед : Дети, мы уже с вами много раз отправлялись путешествовать.
А на чем мы уже путешествовали? (на корабле, воздушном шаре)
Хотите попасть в сказку?
Дети: Да.
Логопед : Но в эту сказку можно попасть только на самолете.
Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).
Логопед : Посмотрите, самолет наклоняется. Ребята, вы испугались? Изобразите испуг. Но мы крепко держимся друг за друга, и нам совсем не страшно. Улыбнитесь, пожалуйста.
Вот мы и прилетели в страну сказок «Тридевятое царство». Посмотрите, какие здесь большие ворота, и какой – то знак. Что же он обозначает?
Дети: Животных и детенышей.
Логопед: Попасть через ворота, можно только разделившись на пары: мама и детеныш. Я вам помогу превратиться в животных, ведь у меня «волшебная» палочка.
«тих-тибидох-тибидох» превращаю первую пару в семью собак. Мама говорит низким голосом, вот таким: воспитатель низким голосом произносит «Я мама лошадь», а детеныш высоким «А я жеребенок»
Ворота спрашивают: «Кто идет? »
Дети: Я папа-пес , а я щенок.
Ворота спрашивают: Кто идет?
Дети: Я папа лев, а я львенок.
Ворота: Кто идет?
Дети: Я папа – медведь, а я медвежонок.
Ворота: Кто идет?
Дети: Я мама - волчица, а я волченок.
Ворота: Кто идет?
Дети: Я мама- бегемот, а я бегемотик.
Логопед: Нам нужно отправляться дальше, я вас превращаю в детей.
Посмотрите, какие большие сугробы, нам просто так не пройти. Пойдемте за мной, высоко поднимая ноги. А вот и тропинка, кто-то там мелькнул и оставил свои следочки. Отгадайте загадку, тогда и узнаете, кто это.
«Знаешь ты ее из сказки, ох и хитренькие глазки, ну и мех ее краса, это рыжая. (Лиса)
Правильно, молодцы, покажите, как передвигается лиса (имитация движений) .
Пойдемте по тропинке и узнаем, куда же нас приведут лисьи следочки?
Пиктограмма – Посмотрите, рядом с домиком какой-то знак. Что он обозначает?
Дети: Грусть.
Логопед: А как вы узнали, что это грусть?
Дети: Опущены уголки глаз, бровей.
Логопед: Покажите какие вы бываете грустные.
Но что–то случилось в этой сказке. Как она называется?
Дети: «Заюшкина избушка»
Логопед : Надо помочь зайчику. Постарайтесь быть похожими на героев сказки. Логопед проговаривает голосом разных животных (заяц говорит высоким голосом, лиса средним, а медведь низким). Показ кукольного спектакля – фрагмента сказки.
«Заюшкина избушка» (используются куклы би-ба-бо)
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка расстаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!
Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу- медведь: - О чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
- Не плачь! Я твоему горю помогу!
- Подошли они к избёнке, медведь как закричит:
- Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Логопед: Молодцы ребята, помогли зайчику. Изменилось ли выражение лица на знаке? Как вы узнали об этом изменении?
Дети: Подняты губки вверх, уголки глаз вверх.
Логопед: Попрощайтесь со сказкой. Посмотрите, впереди нас мостик, он ледяной. Как по нему можно пройти? Осторожно. Почему?
Дети: Он хрупкий, скользкий, можно разбиться.
Логопед: Идите осторожно, взявшись за руки. Вот мы и попали с вами на чудесную полянку цветов. Хотите быть красивыми цветами?
Дети: Хотим.
Логопед: Я вас превращу в цветы с помощью «волшебной палочки». Звучит музыка
«Щелкунчик». Каждый выбирает себе цветок.
Этюды на развитие пантомимы.
Обхватите головки цветов своими ладошками. Первые лучики солнца погладили вас, вы открыли глаза, улыбнулись и зазвенели.
Как зазвенела большая роза? «Дзынь-дзынь». А маленькая? Дальше звучат другие цветы. Вот и распустились цветы, я даже слышу аромат цветов, он очень приятный. Теперь я вас опять превращаю в детей.
Ой, смотрите серебряное яблочко. Куда оно покатиться, туда и ступайте и попадете в «волшебный сад»
Логопед : Вереницей мы пойдем
В сад волшебный попадем,
Чудо –дерево найдем,
Что с него мы соберем?
Об этом вы скоро узнаете, закрывайте глаза (звучит музыка, логопед надевает накидку «Чудо – дерева») .
Чудо – дерево: Здравствуйте, ребята
Дети: Здравствуй, волшебное дерево.
Чудо – дерево: Я угощаю сладостями только тех, кто совершает добрые поступки. А что доброго сделали вы?
Дети: Помогли сказочным героям.
Чудо – дерево: Молодцы!
Дети: Сладкое дерево ты нас угости. Свои – чудо – веточки для нас опусти.
Дети благодарят и прощаются.
Затем дети, изображая самолет, возвращаются в детский сад.