Комментарии к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности педагога по теме: Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей с ОНР
Управление народного образования администрации городского округа г. Бор
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 20 «Сказка»
Комментарии к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности педагога по теме:
Наглядное моделирование как средство развития
связной речи детей с ОНР
Выполнила:
учитель-логопед
Шашерина Г.П.
Городской округ г. Бор
2015 г.
1 слайд.
Визитная карточка.
Добрый день уважаемые коллеги!
Меня зовут Шашерина Г.П. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ №20 «Сказка». Мой педагогический стаж 39 лет. В должности учителя-логопеда 25 лет.
Мое профессиональное кредо может быть представлено словами Цицерона «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку»
2 слайд.
Хотелось бы представить вам опыт работы по теме: «Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей с ОНР».
3 слайд.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей.
Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности. Она определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Имеющиеся речевые нарушения затрудняют общение ребенка с окружающими, что вызывает чувство неполноценности, страх речи, способствует формированию своеобразных психологических и патопсихологических особенностей личности дошкольника.
Одним из эффективных средств облегчающих и направляющих процесс формирования речевых умений связного устного высказывания являются средства наглядного моделирования. Актуальность и отличие метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи от других в том, что использование различных картинок, схем, таблиц и т. д., позволяет детям понять логику изложения, соблюдать последовательность построения высказывания, анализировать основные события и связи между ними, облегчает запоминание.
4 слайд.
На слайде представлен сравнительный анализ связной речи детей на начало учебного года за 2011, 2012, 2013 и 2014 года. В начале учебного года я провожу обследование, в том числе и состояния связной речи. Цель обследования - изучение уровня владения навыками последовательного, логического и связного повествования.
Детям давались следующие задания: Пересказ рассказа. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Описательный рассказ. Обычно в старшей группе в начале года детей с низким уровнем развития связной речи больше, чем в подготовительной группе.Обследование показало, что: - Рассказы бедны по содержанию и композиционному построению.- Рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты.- Фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция.- Дети не умеют начать и закончить рассказ, нарушается структура.- Дети нуждаются в стимульном материале, в помощи взрослого.- Но большинство детей совсем не принимают помощь и дают односложные ответы на вопросы педагога.
5 слайд.
Научные исследования и практика подтверждают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Об этом говорят исследования о предупреждении и коррекции нарушений речевого развития у детей с общим недоразвитием речи (Л.С.Волкова, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина). По мнению Л. А. Венгера, моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В.К., Глуховым В.П. и др.
6 слайд.
Проанализировав методическую литературу по развитию связной речи детей с ОНР я оставила свой выбор на наглядности, на значимость которой неоднократно указывает известный психолог Л. С. Выготский, а также А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина.
На данном слайде представлена методическая литература, подобранная мною для работы.
7 слайд
Всю нашу работу условно можно разделить на три этапа:
Подготовительный: проходил в период с июня по сентябрь и заключался в изучении психолого-педагогической литературы по теме, обследовании детей группы, определении целей и задач работы, составлении перспективного плана работы.
Основной этап: длился с октября по апрель и заключался в реализации поставленных задач, взаимодействии с семьями воспитанников, работе с коллегами.
Заключительный этап проходил в мае. Было проведено повторное обследование детей, проанализированы проведенные мероприятия и собственная деятельность, сделаны выводы.
8 слайд.
Учитывая актуальность поставленной проблемы и результаты обследования детей группы, нами были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: Развитие связной речи у детей с ОНР средствами наглядного моделирования.
Задачи:
способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми;
сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;
развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;
развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.
9 слайд.
Средства наглядного моделирования использовались при обучении детей:
- пересказу;
- составлению описательного рассказа о единичных предметах;
- составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; - составлению рассказов из личного опыта;
- рассказыванию (с элементами творчества);
- составлению сравнительного описательного рассказа;
- составлению рассказа по плану;
- составлению творческого рассказа по силуэтным изображениям;
- составлению и отгадыванию загадок; - умению вести беседу, диалог.
На первом этапе обучения роль моделей выполняют конкретные предметы, а потом можно использовать символические заменители.
10 слайд.
Опираясь на программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, авторами которой являются Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, был разработан перспективный план работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием метода наглядного моделирования.
Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения.
11 слайд.
Эффективность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации определяется соответствующими педагогическими условиями:
Создание и реализация усложняющихся заданий.
Подготовка специальных пособий для выполнения заданий детьми.
Включение родителей в процесс работы с детьми (совместная деятельность с ребенком по выполнению заданий, консультирование).
Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми успехов ребенка.
12 слайд
Виды моделей:
На начальном этапе работы мы использовали геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). Элементами плана рассказа, составленного по картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
13 слайд
Пересказ – наиболее легкий вид монологической речи. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа с помощью метода моделирования предполагает формирование следующих умений:
- усвоение принципа замещения героев или действий сказки, рассказа различными предметами или cхематическими изображениями;
- развитие умения передавать сюжет повествования с помощью предметов-заместителей.
Начинали обучение приему наглядного моделирования с коротких русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Белка и волк» Л.Н. Толстого, «Галка и кувшин», «Лес и мышонок» В. Бианки, «Три котенка» В. Cутеева.
Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки использовали различные предметы-заместители. Например, я рассказываю детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий.
На данном этапе учила детей, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть каждый фрагмент сказки показывали и выставляли на доску в процессе чтения.
Каким образом я использовала метод наглядного моделирования при пересказе, предлагаю рассмотреть на примере рассказа «Ёлочка». Каждое предложение я сопровождала показом картинок.
Затем переходили к пересказу с помощью графических схем.
Я читаладетям какой-либо рассказ и просила его пересказать. Как правило, дети ограничивались лишь называнием персонажей. Тогда предлагала составить рассказ по графической схеме – имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче составлял логичный рассказ. Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством обучения.
14 слайд.
При обучении пересказу использовали пиктограммы. С их помощью обучала детей пересказу с опорой на картинку, которую рисовала сама по мере рассказывания сказки, а потом просила детей нарисовать и пересказать по своему рисунку.
15 слайд.
Затем переходила к обучению пересказу с помощью мнемотаблиц. Когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях.
16 слайд.
Составление рассказа по сюжетной картинке – значительно более сложный этап по сравнению с пересказом готового текста, но при этом ребенок овладевает навыками пересказа. Ребёнку трудно «сконструировать ситуацию», изображённую на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. Тогда использую такой приём: раздаю детям карточки с фрагментами картины и предлагаю им составить предложения, затем выставляется большая картина, дети находят по ней свои фрагменты. Дети по картинкам-символам составляют отдельные предложения. В итоге получается связный рассказ.
Предлагаю Вам рассмотреть на примере картины «Зимние забавы». Наступила зима. Солнце светит редко, на улице кружатся и падают на землю лёгкие снежинки. Снег лежит на земле, на крышах домов. На улице холодно, мороз нарисовал на окнах кружевные узоры. Но дети не боятся мороза и холодного ветра. Они катаются на санках, на коньках, лепят снеговиков.
17 слайд.
При обучении детей описанию предметов мы решали следующие основные задачи:
развить у детей умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
сформировать обобщенные представления о правилах построения рассказа описания предмета;
научить детей языковым средствам, необходимым для составления описательного рассказа.
Для работы над составлением описательных рассказов использовали различные схемы для описания овощей и фруктов, одежды, посуды, животных, времен года, в том числе и «Схемы для составления описательных рассказов» Т.А. Ткаченко.
Сначала использовали схемы для описания отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе, а затем переходили к схемам сравнительного описания. Использование схем заметно облегчает детям овладению связной речью, наличие плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.
18 слайд
По серии картин
Теперь остановлюсь на составление рассказа по серии картин. Прежде чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, проводили подготовительную работу: внимательно рассматривали все картинки серии, отмечали, что главное на каждой из них, определяли сюжетную линию. А потом просили ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане я акцентирую внимание дошкольников именно на это. Например, диалоги я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не “потерять” характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т. д. Слова – признаки, характеризующие персонажей, я обозначаю либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя – использую пиктограммы.
19 слайд.
Разучивание стихотворения с помощью картинок
Заучиванию стихов и чистоговорок, также помогает прием моделирования, дети быстрей запоминают рифмованный текст, легко вспоминают по предложенной модели.Например: при заучивании стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» можно взять картинки-фрагменты. Их назначение – обучить детей рассказывать стихи, соблюдая последовательность событий, создать внутренний план высказывания, связный речевой замысел.
Апрель, апрель!На дворе звенит капель.По полям бегут ручьи.На дорожках лужи,Скоро выйдут муравьиПосле зимней стужи;Пробирается медведьСквозь лесной валежник.Стали птицы песни петь,И расцвёл подснежник.
Поочерёдно показывая на каждую картинку, прошу детей припомнить, о чём говорилось в каждой строке стихотворения. Затем дети по цепочке рассказывают всё стихотворение. По окончании, переворачиваю картинки через одну тыльной стороной и предлагаю одному из детей воспроизвести стихотворение. После успешного рассказа стихотворения можно перевернуть все картинки.При возникновении затруднений, ребёнок может перевернуть картинку и восстановить содержание строки стихотворения.
Особенно эффективны при разучивании стихотворений мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам.
20 слайд.
Правильно организованная в группе развивающая предметно-пространственная среда создаёт возможности для успешного преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей.В группе оформлен центр речевого развития. В его оборудование входит игровой, дидактический и наглядный материал. В основу наполняемости коррекционного уголка было положено тематическое планирование по лексическим темам. В уголке есть зона по развитию связной речи, где есть рассказы таких авторов, как М Пришвин, В.Сутеев, Е.Чарушин, В.Бианки и так далее, русские народные сказки для пересказов («Теремок», «Три медведя», «Колобок», «Вершки и корешки», «Гуси – лебеди») и так далее, картины для составления рассказов (серия сюжетных картин Т.А. Ткаченко и так далее), стихотворения и загадки для заучивания, различные словесные и дидактические игры. (например:«Запиши рассказ», «Стихотворные упражнения», «Интересные истории», «Путешествие в театр», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Почтальон принёс открытки», «Назови правильно»).21слайд.
Наша задача помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно в развитии связной речи.В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы педагогического просвещения с родителями: мастер – класс, семинар – практикум, консультации, родительские собрания, открытые занятия. Сочетание таких форм работы способствует повышению компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей работы по устранению речевых нарушений у дошкольников и развитию связной речи. На слайде представлены фотографии интегрированного занятия для родителей на тему "Составление описательного рассказа о весне"
22 слайд.
В конце каждого года проводилось повторное обследование воспитанников по теме. На слайде представлена диаграмма, показывающая положительную динамику эффективности педагогической деятельности по развитию у детей с ОНР связной речи. Представлены результаты работы за 4 года (2 полных цикла обучения: старшая-подготовительная группа).
Качественный анализ детских высказываний показал, что опора на наглядную модель позволила актуализировать и активизировать лексический запас ребенка с ОНР. Рассказы детей стали более полными и связными, отражали причинно-следственные связи. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Таким образом, использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы позволило добиться положительных результатов, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей
23 слайд
Перспективу своей работы мы видим в следующем:
продолжать целенаправленную систематическую работу по формированию связной речи воспитанников с использованием наглядного моделирования
пополнять картотеку видами моделей, схем, графических планов, пиктограмм, мнемотаблиц
использовать наглядное моделирование с помощью интерактивной доски
привлекать родителей к созданию и использованию наглядных схем и моделей при пересказе рассказов, сказок, заучивании стихотворений
24 слайд.
Наш опыт работы был представлен педагогам нашего образовательного учреждения в форме консультаций, проведении мастер- класса.
Также опыт работы представлен в сетевом педагогическом сообществе на международном образовательном портале ИНФОУРОК
25 слайд.
Список используемой литературы:
Акименко, В. М. Моделирование как эффективный метод обучения грамоте младших школьников / В. М. Акименко // Логопедия. – 2006. - № 1
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004.
Волкова, Ю. С. Опорные схемы для составления описательных рассказов. Дидактические материалы / Ю. С. Волкова.- Харьков.: ООО Издательство «Ранок», - 2009.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2004.
Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1999.
Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под.ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. - М., 1984.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. // Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 1989.
Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
Электронные ресурсы:
http://doshkolnik.ru/
http://doshvozrast.ru/
http://www.nachideti.ru/
http://www.solnet.ee
http://www.maam.ru
26 слайд.
Спасибо за внимание.