Проектное задание Влияние упражнений по развитию внимания на успешность обучения младших школьников


ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
ТЕМА ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ: «ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ВЫПОЛНИЛА: СТЕПАНОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Г.ВЫБОРГ
РУКОВОДИТЕЛЬ: НИКИТИНА ОЛЬГА ЗЕЛИМХАНОВНА
СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ЛОИРО
2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Особенности внимания младших школьников………………………………...
Понятие внимания………………………
Виды внимания........................................
Основные характеристики свойств внимания……
Исследование внимания…………………………………
Развитие внимания…………………………………
Пути и способы развития внимания младшего школьника….…
Выводы……………………………………………………
Упражнения по развитию внимания…………..
Практическая часть ….………………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………...
Список использованных источников ………………………………………….....
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность.
Обновление  общественной  образовательной  системы,  переход  российских  школ  на  Федеральный  государственный  стандарт  второго  поколения  ставит  перед  современным  учителем  задачу  не  только  реализации  обучения  младших  школьников,  но  и  развития  их  личностных  качеств  и  регуляции  их  психической  активности.  Существенную  роль  в  этих  условиях  приобретает  развитие  внимания  младших  школьников. 
Занимая  особое  место  среди  психических  явлений,  выступая  неотъемлемой  частью  познавательных  процессов,  чувств  и  воли,  внимание  обеспечивает  сосредоточение  и  направленность  сознания  учащегося  на  определенных  предметах  и  явлениях,  событиях  и  образах.  Часто  невозможность  усвоить  учебный  материал,  ошибки  при  выполнении  учебных  заданий,  неумение  самостоятельно  выполнить  порученную  работу  объясняются  не  отсутствием  у  ребенка  учебных  способностей,  не  проблемами  в  развитии  познавательных  процессов,  а  недостаточной  внимательностью.
Для  обеспечения  успешной  учебной  деятельности  необходимым  условием  является  развитие  таких  компонентов  внимания,  как  концентрация,  устойчивость  и  распределение  внимания.  Вместе  с  тем  дети,  начинающие  учиться  в  школе,  чаще  всего  страдают  от  рассеянности  и  недостаточного  развития  произвольного  внимания.  Все  чаще  встречаются  такие  случаи,  когда  у  учащихся  младших  классов  преобладает  непроизвольное  внимание,  то  есть  дети  способны  длительное  время  заниматься  тем,  что  им  интересно  и  наиболее  привлекательно  для  них. 
От  уровня  развития  произвольного  внимания  зависит  также  развитие  и  формирование  других  когнитивных  процессов:   памяти,  мышления  и  различных  интеллектуальных способностей.  Как  бы  ни  был  хорошо  оснащен  урок  наглядными  пособиями,  как  бы  ни  был  он  прекрасен  по  своему  содержанию,  учитель  не  достигнет  своей  цели  —  усвоения  школьниками  учебного  материала  —  если  он  не  сможет  обеспечить  устойчивого  внимания  учащихся. 
         Развитие личности тесно связано с её мыслительными способностями, в том числе вниманием и определяется единством внешних и внутренних условий и в их взаимодействии. В развитии внимания большую роль играет общение, воспитание, обучение. Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления внимания. В процессе развития мыслительных процессов происходит качественная перестройка внимания.
С.П.Рубинштейн подчёркивала, что развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.
Большую роль в развитии внимания детей младшего школьного возраста играют родители и педагоги. Они должны помочь ребёнку преодолеть трудности в развитии внимания, используя не только традиционные психолого-педагогические методы, но и инновационные, при этом знать и помнить о возрастных особенностях ребёнка, учитывать их возможности.
Развитие и совершенствование внимания - это главное условие осуществления познавательной деятельности. Именно поэтому вопросы развития внимания младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
 Актуальность темы позволила поставить основную цель проекта:
изучить способы развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Вид проекта – практико-ориентированный.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

2. Отобрать наиболее эффективные упражнения по развитию внимания;
3.Использовать эти упражнения на практике и проверить их эффективность.
Объект исследования: внимание школьников.
Предмет исследования: - пути совершенствования и развития внимания.
Гипотеза: мы предполагаем, что, целенаправленно воздействуя на некоторые из основных свойств внимания (сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение), можно улучшить успеваемость детей.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и внимание становится более сильным и более устойчивым. На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и вначале школьного ребенок ещё в недостаточной степени владеет своим вниманием.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание – как непроизвольное, так и произвольное – интенсивно развивается.
Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, да и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение:
использовать непроизвольное внимание;
содействовать развитию произвольного.
Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,- возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность.
Детское внимание, подчеркивал Л.С.Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые учитель предлагает как обязательные. « С этой точки зрения,- писал Л.С.Выготский,- всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияния наград, наказаний, страха, желания угодить и т.д. Но признание всесилия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бессильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять – заинтересовать; прежде чем заставить действовать – подготовить к действию;…прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового».
Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С.Выготский указывал на его интегральный целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя.
1.2. ПОНЯТИЕ ВНИМАНИЯ
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. В педагогическом процессе, например, сравнительно легко направить внимание учащихся на тот или иной предмет или действие. Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.
Другой характеристикой внимания является сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будут его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
В тоже время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внимание, то одновременно с этим вы сосредотачиваетесь на этом.
Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию – контроль и регуляцию деятельности.
1.3. ВИДЫ ВНИМАНИЯ
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивают избирательную и длительную сосредоточенность на данном объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и продуктивность мыслительной деятельности. В связи с этим существует множество классификаций видов внимания.
Внимание может быть природным и социально обусловленным; непосредственным и опосредованным; чувственным и интеллектуальным; непроизвольным и произвольным; в дидактике выделяют такие виды внимания: коллективное, групповое и индивидуальное.
Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние и внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью социальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Различают чувственное и интеллектуальное внимание, первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Коллективное внимание – сосредоточение всех учеников на одном предмете.
В качестве такого предмета чаще всего выступают учителя и ответы учеников.
Групповое внимание – сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе.
Групповое внимание приходится организовывать при проведении лабораторных работ, взаимопроверке, обсуждении каких-либо фактов в группах.
Индивидуальное внимание – сосредоточение внимания на своем задании. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач, выполнении контрольных работ. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Когда деятельность захватывает нас, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, т.к. оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности.
Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее жизненный смысл.
В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного (преднамеренного) внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным.
Характеристики произвольного внимания:
- целенаправленность – определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;
- организованный характер деятельности – человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;
- устойчивость – внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач и плана работы, в которых мы выражаем наше намерение.
Существует еще один вид внимания, который подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо И.Ф.Добрыниным послепроизвольным.
В отличие от подлинно непроизвольного внимание послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий. Очевидно и то громадное значение, которое имеет послепроизводное внимание для педагогического процесса.
1.4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.
Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным – колебания и переключение внимания.
Объем внимания – это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одновременно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.
Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет 5+/-2 объектов одновременно. Однако объем внимания – величина индивидуально меняющаяся, и классическим показателем объема внимания у детей является цифра 3+/-2.
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала. Необходимо систематизировать предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.
Устойчивость внимания – его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.
Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большой нервной энергией при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так в состоянии утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения.
Концентрация внимания – это степень сосредоточения. А.А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга.
Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В.Вундт доказал, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизированным и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.
Переключение – сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность.
Направленность, или избирательность, внимания проявляется в различных формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Это ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.
1.5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание является необходимым условием эффективной познавательной деятельности.
Круг проблем изучения внимания чрезвычайно широк. Большой вклад в разработку проблем внимания внесли психологи: Н.Н.Ланге разработал теорию волевого внимания; Н.Ф.Добрынин описал новый вид послепроизвольного внимания и раскрыл механизмы его происхождения; П.Я.Гальперин внимание рассматривал как действие контроля; А.Р.Лурия раскрыл механизмы бодрствования организма и активности сознания, обусловливающие концентрацию и динамику внимания.
Среди разнообразных качеств внимания большое значение имеют распределение и устойчивость внимания.
Первые эксперименты по изучению распределения внимания относятся к 1887г., когда французский психолог Ф.Полан обнаружил у себя способность, декламируя знакомое стихотворение, писать одновременно другие стихи. Действительно, многие виды деятельности требуют одновременного выполнения нескольких действий и быстрого переключения от одного действия к другому.
Устойчивость внимания проявляется в точности выполнения деятельности и сохранении темпа познавательных процессов на протяжении определенного времени. В школьной практике М.М.Щетинин одним из первых педагогов поставил проблему научного управления умственной работоспособностью учащихся в течение учебного дня.
В 1895 году французским психологом Б.Бурдоном был предложен корректурный текст, который до сих пор имеет широкое применение.
1.6. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе, из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках и т.д.
Начиная с третьего месяца, ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. наиболее близкими к нему. В 5-7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.
Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания тесно связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н.Ф.Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.
Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а также развивает его интересы и внимание. Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, - он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточенно. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.
Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся делать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.
В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывает влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника.
Л.С.Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития ребенка. Он писал, что с первых дней жизни ребенка развитие внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают его внимание. С другой стороны – это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладеет своим вниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью.
В процессе активного овладения речью ребенок начинает управлять и привычными процессами собственного внимания. Причем первоначально в отношении других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и в отношении себя.
Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т.е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй – этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т.е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.
1.7. ПУТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Развитие внимания ребенка 7 – 10 лет должно совершаться в нескольких направлениях.
Первое и главное – это формирование умственных действий.
Второе – научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий.
Третье – создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой – формирование положительной мотивации учебы.
Рассмотрим эти направления подробнее.
В психологии известны различные подходы к развитию умственных действий. В свое время известный отечественный психолог П.Я.Гальперин создал теорию поэтапного формирования умственных действий. Он считает, что этот процесс имеет ряд этапов.
Первый этап – этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяснить цель действия, показать, на что надо ориентироваться при выполнении действия, как его надо выполнять.
Второй этап – выполнение действия во внешней, материализованной, развернутой форме. Ребенок должен усвоить (понять и запомнить) содержание действия состав всех операций, правило выполнения.
Третий этап заключается в том, чтобы научить ребенка проговаривать все совершаемые им действия.
Необходимо отработать этот этап настолько, чтобы ребенок мог вербализовать (произнести вслух) все операции, необходимые для выполнения действия, и назвать действие в целом.
Четвертый этап – выполнения действия в форме проговаривания всего процесса «про себя». На этом этапе происходит дальнейшее обобщение и свертывание действия.
Пятый этап (умственный) – выполнение действия во внутренней речи. Ребенок сам выполняет действие и сам себя контролирует.
Второе и не менее важное направление развития произвольного внимания, как уже указывалось, связано с формированием умений ребенка контролировать и оценивать себя.
Начинать развивать контроль и самоконтроль необходимо с обсуждения образцов, эталонов, абсолютов выполнения того или иного действия. Например, при обучении правописанию надо обсуждать все нюансы эталонного письма. Далее, нужно сделать так, чтобы ребенок запомнил образец и мог использовать его как точку отсчета, как помощь, которая всегда найдется в его голове.
Необходимо обсудить все сложные, трудные и запутанные моменты, где могут скрываться причины ошибок.
Совершенно необходимо научить ребенка мысленно совершать то или иное действие перед тем, как в реальности приступать к его выполнению.
В дальнейшем это поможет человеку быстро и четко планировать свои поступки, а также предвосхищать действия и разнообразные ситуации. Кроме того, ребенка надо учить способам проверки своих действий, которые для каждой дисциплины свои: вернуться на шаг назад, пересчитать другим способом, перечитать еще раз по учебнику, заглянуть в словарь, применить другую формулу и т.д.
Все это поможет ребенку оценивать собственные результаты адекватно и дифференцированно.
Третье направление составляет глобальная, всеобъемлющая и каждодневная работа взрослых, результаты которой не всегда просчитываются ими. Желание учиться складывается из успехов, позитивного отношения к себе, уверенности в своих силах. Все эти явления так переплетены между собой и взаимосвязаны, что очень сложно распределить их по степени значимости. Не исключено, что центральным механизмом, регулирующим взаимоотношения личности и окружающего мира, является самооценка человека – представление человека о самом себе, образ самого себя, образ «я» и собственное отношение к нему.
Каким образом это интимнейшее психологическое образование- самооценка – может влиять на особенности внимания личности? Дело в том, что человек с низкой самооценкой внутренне (наедине с собой) постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. ( Внешняя сторона состояний – поведение - может не совпадать с реальными переживаниями, но это – отдельная проблема).
А что такое неуверенный в себе человек, например, в процессе решения задачи? Он бессознательно настроен на то, что плохо выглядит, боится оценок себя и своих поступков со стороны окружающих, он боится снижения и без того низкой самооценки. Человек, который боится результата, еще не достигнув его, боится любых действий, плохо концентрируется на проблеме. Он в большей степени переживает, нежели рассуждает. Поэтому внимание человека в процессе деятельности – это лакмусовая бумажка его состояния.
Это целиком и полностью относится к поведению младшего школьника в процессе учебной деятельности. Исследования показывают, что ребенок, поступая в школу, испытывает снижение самооценки. До школы он общается с людьми, которые его любят, безусловно, и поэтому оценивают его высоко, хвалят, отмечают каждый шаг, жест или новое слово. В школе ребенок впервые в жизни попадает под « перекрестный огонь» не всегда положительных оценок своих поступков, умений, способностей и всего остального. Отсюда и возникает нежелание учиться уже в начальной школе. Т.е повышение самооценки необходимо для развития психических функций и в том числе внимания.
1.8. ВЫВОДЫ:
Таким образом, анализ литературы показал:
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.
Развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающихся объяснить физиологические механизмы внимания (Н.Н.Ланге, теория Т.Рибо, Д.Н.Узнадзе, П.Я.Гальперин).
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. В связи с этим существует множество классических видов внимания (природное и социально обусловленное; непосредственное и опосредованное; чувственное и интеллектуальное; непроизвольное и произвольное; в дидактике – коллективное, групповое и индивидуальное).
Послепроизводное внимание имеет огромное значение для педагогического процесса. Хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т.е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходили в непосредственный интерес.
Основное условие расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала. Необходимо систематизировать предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.
От неустойчивости внимания резко снижается качество работы.
Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость.
Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшей взаимосвязи и взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.
Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В начальной школе у ребенка преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся делать свои занятиями яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой форм подачи учебного материала.
В развитии внимания можно выделить 2 основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т.е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй этап – этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т.е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.
Развитие внимания ребенка 7-10 лет должно совершаться в нескольких направлениях. Первое и главное – это формирование умственных действий. Второе – научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий. Третье – создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой – формирование положительной мотивации учебы.
Упражнения по развитию внимания:
Перечень упражнений на развитие внимания:
Задание 1.
Цель: развивать умения концентрировать внимание.
«Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:
А К
Ч О В Е Д Какое слово вы прочитали, и каким образом вы это осуществили?»(Девочка) Задание 2.
Цель: развивать умения распределять внимание.
« На доске дана следующая запись:
121261(КАША)
3341651( ? )
Определите способ кодирования слова каша. С его помощью найдите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке.»Задание 3 . «Что изменилось?»
Упражнение на тренировку объема внимания.
Внимательно посмотрите на рисунок (рисунок показывается в течение 30 секунд). Посмотрите теперь на другой рисунок и скажите, что изменилось. Чем отличается данный рисунок от предыдущего?
Проверка: спрашиваются все учащиеся, ответы обсуждаются, и выбирается правильный ответ.
Задание 4.
Цель: развивать умения распределять внимание.
Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке:
. . . . . .
П Н О С Т У А К Е А Д Н В А
. . . . . .
Какие это слова? Как вы их нашли?
Задание 5.
Игра «Что лишнее?»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Материал: тексты.
Учитель читает, учащиеся поднимают правую руку, если в слове есть буква – ч -, левую - буква – щ -.
В конце игры появляется самый внимательный.
Задание 6.
Упражнение на тренировку способности распределять внимание.
Учащимся выдается листочек с буквами.
Задание: на этом рисунке закодированы два предложения. Вы должны как можно быстрее прочитать сначала то, что написано большими буквами, а затем – маленькими.
Примечание: большими буквами написано: «Я умею считать», маленькими
«Я умею читать».
Задание 7.
Работа детей с корректурой на уроках чтения, истории, русского языка. Цель: развитие концентрации внимания и самоконтроля при выполнении письменных работ.
Материал - печатные тексты (детские книги, журналы) с крупным шрифтом, карандаши, ручки. Время выполнения 5 мин.
Процедура занятия: в течение 5 мин. нужно найти и зачеркнуть (подчеркнуть, обвести кружочком, квадратиком, крестиком, вертикально, горизонтально) какие-то буквы, например: А - квадратик, О – кружочек.
Во время выполнения задания учитель говорит «стоп», и начинается взаимопроверка.
В конце недели, подводим итог, «награждаем» самых внимательных.
В конце каждой работы делаем выводы и говорим об успехах (« Петя сегодня на две ошибки допустил меньше» и т.д.)
Задание 8.
Упражнения на развитие внимания, логического мышления.
Подобные упражнения на уроке, вносят оживление и вызывают у детей интерес.
Учитель, используя магнитные доски и буквы, кодирует слова на доске, а дети угадывают слово и печатают его на доске перед цифрами, затем читают.
Вопросы к каждой карточке:
Что объединяет эти слова? ( Это имена людей. Все слова написаны с заглавной буквы. Все слова двусложные.)Найдите лишнее слово. ( В ответах могут быть варианты: лишнее слово Антон, так как это мужское имя, только в этом слове ударение падает на второй слог. Лишнее слово Нина, так как только оно начинается с согласного звука. Лишнее слово Анна, так как только в нем есть удвоенные согласные буквы)
Н
Упражнение 1
н а о т и
1 2 3 4 5
2 1 4 3 1 Антон
1 5 1 2 Нина
2 1 1 2 Анна
С
Упражнение 3
а о и у с т к
1 2 3 4 5 6 7
1 3 5 6
4 6 7 1
2 5 1 аист
утка
оса
- Это животные.
- Все слова двусложные, начинаются с гласной.
- Лишнее слово оса, так как это слово называет насекомое, все остальные слова называют птиц. К тому же в слове оса ударение падает на второй слог.
Л
Упражнение 4
а о и с н л
1 2 3 4 5 6
4 6 2 5
6 3 4 1
6 2 4 3 слон
лиса
лоси
- Лишнее слово лоси, так как это слово употреблено во множественном числе, а остальные – в единственном числе.
Общее: все слова обозначают одушевленные предметы, животных и отвечают на вопрос кто?
РУпражнение 6
о и к р л т с
1 2 3 4 5 6 7
3 4 1 5 2 3
3 4 1 6
7 1 3 1 5 кролик
крот
сокол
- Это названия животных, слова обозначают одушевленные предметы, отвечают на вопрос кто? единственного числа, первый слог в словах ударный.
- Лишнее слово сокол, так как оно обозначает птицу.
- Лишнее слово кролик, так как только в этом слове есть мягкий согласный звук.
В
Упражнение 8
а е к р т в л
1 2 3 4 5 6 7
3 1 4 3 1 2 5
3 6 1 3 1 2 5
7 1 2 5 каркает
квакает
лает
- Все слова обозначают действие, отвечают на вопрос что делает? В словах ударение падает на первый слог.
- Лишнее слово лает, так как оно двусложное.
Задание 9.
Индивидуальные задание на переключение внимания:
«Впиши в кроссворд названия чисел»
«Какое настроение будет у Марины, когда она дойдет до знака вопроса?»
«Продолжи цепочку и определи, какой символ будет находиться на месте вопросительного знака».
Задание 10.
Игра на внимание: «Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (одного размера, одинаковой формы), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.
Задание 11.
Математическая таблица.
1485900548640Поочерёдно находить, называть и показывать цифры одновременно в обоих квадратах. 
Задание 12. «Угадай, где чьё?»
Цели: развитие концентрации внимания; закрепление устойчивости внимания.
Материалы: задания, игры из детского журнала «1000 игр с карандашом»:
«Верни каждому его головной убор»;
«Соедини каждый контур с головой, которая ему соответствует»;
«Найди отличия между рисунками», «Найди семь отличий»;
«Соедини цифры по порядку»;
«Найди квадрат, который не является частью рисунка;
«Каких животных ты видишь?».
Задание 13.
Игра « Найди слово» повышает интерес к предмету, разнообразит урок (развитие объема внимания, переключение внимания).
- Новое слово, с которым мы познакомимся сегодня, спряталось в цепочке букв, - говорит учитель.- Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке: между буквами Т и В, Ш и В, Р и Г, М и С.

Ответ: ЗАПОВЕДНИК.
Такую игру можно использовать в словарно-орфографической работе.
Задание 14.
Цели: развитие концентрации внимания; закрепление устойчивости внимания.
- Догадайтесь, какая тема нашего урока? – спрашивает учитель.
Задание: глазами «проследить» путь от цифры 1 до буквы, записать результат, потом глазами «проследить» путь от цифры 2 до буквы, и так до тех пор, пока не будет названа тема урока.
Ответ: 1 2 3 4 5 6
г л а г о л
л
а
о
г
л
г
Задание 15.
Цель: развитие переключения внимания.
Материалы: задания из детского журнала «1000 игр с карандашом»:
« Найди два одинаковых домика и раскрась их», « Найди два одинаковых блюда»;
« Какая мышка попалась в мышеловку?», «Какая улитка съест салат?
Задание 16. Игра « Завиральные истории»
Цель: умение фантазировать, анализировать, развитие творческого воображения, внимания и памяти.
Материал: тексты знакомых детям сказок.
Инструкция: учитель читает сказку, немного видоизменяя ее. Дети, услышав в сказке ошибку, хлопают в ладоши. Например, сказка « Волк и семеро козлят».
«Жила-была коза, и было у нее семеро славных козлят. Однажды собралась коза уйти из дому, вот и говорит она своим пушистым деткам: « Котятушки мои, ребятушки, пойду-ка я на пруд, наловлю для вас шоколадных рыбок». И т.д.
В итоге определяем самых внимательных.
Задание 17. Игра «Муха» (игру рекомендуется проводить в любой момент урока, когда дети устали и им требуется отдохнуть).
Цель: развитие концентрации внимания.
На доске квадрат белой бумаги, расчерченный таким образом:
В один из квадратиков ставим магнит («муху»). Дети закрывают глаза. Поочередно (учитель называет кто) учащиеся говорят, куда «летит муха» (вправо, влево, вверх, вниз). Условие: «муха» должна быть только в квадрате белой бумаги, ей нельзя «вылетать» за его пределы. «Муха» так « летает» 5-7 раз. Учащиеся с закрытыми глазами. Учитель каждый раз спрашивает кого-либо из учащихся: «Где находится «муха»?» Дети отвечают с закрытыми глазами, а затем открывают глаза и проверяют, правильно ли они «наблюдали» за «полетом мухи». Подводится итог: кто самый внимательный.
Задание 18. «Сосчитаете ли?»
Цель: развитие распределения, объема и устойчивости внимания.
Учитель выставляет в ряд рисунки, располагая их беспорядочно (мяч, мишка, кукла, мишка, мяч, кукла и т.д.).Нужно узнать сколько всего показано мячей, кукол, мишек, считая следующим образом: первый мяч, первый мишка, первая кукла, второй мяч, вторая кукла, второй мишка и т.д.
Задание 19. «Что изменилось в слове?»
Цель: развитие концентрации внимания.
Материал: подготовленные крупные буквы.
На наборном полотне составляем слово, которое затем прочитывается. Дети закрывают глаза, производим замену буквы. Дети открывают глаза, читают новое слово, определяют, что в нем изменилось.
Пример: сок- сон- сор- сыр- сын…,
мак - рак- лак….
Задание 20. Упражнение на тренировку способности распределять внимание.
а) Учащимся выдается листочек с буквами.
- Постарайтесь без ошибок и быстро сосчитать сначала большие буквы, а затем маленькие, Результат необходимо запомнить.
- Сколько нарисовано больших букв, сколько – маленьких?
- Были ли на рисунке необычные буквы? Какие?
- Какая буква нарисована неправильно?
Проверка: заслушиваются ответы учащихся, обсуждаются, и выбирается правильный ответ.
б) Материалы: задания, игры из детского журнала «1000 игр с карандашом»:
«Сосчитай все сердечки», «Сосчитай все треугольники».
Задание 21.
Цель: развитие переключения внимания.
1. Корректурная проба.
0-6985
Замеряем время выполнения задания по секундомеру:
1. а) сосчитай девочек с  черными (белыми) бантиками;
б) сосчитай девочек с белыми волосами и белыми бантами;
в) сосчитай девочек с белыми волосами и чёрными бантами;
г) сосчитай девочек с  чёрными волосами и белыми бантами.
2. а) сосчитай весёлых (грустных) поросят;
б) сосчитай весёлых (грустных) поросят с двумя ушками;
в) сосчитай весёлых (грустных) поросят с двумя (одним) ушками, без челки и др. 
Задание 22. «Сидят рыбаки, стерегут поплавки….».
Цель: развитие способностей распределять и переключать внимание.
Учащимся выдается картинка на время прочтения стихотворения.
Задание 1. Вы должны одновременно рассматривать картинку и слушать стихотворение, которое вам прочитают.
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал тринадцать окуней.
Рыбак Евсей – четырех карасей.
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
Е. Минскин.
Задание 23.
- Что нарисовано на картинке?
- Кто рыбачит?
- Кто больше всех наловил рыбы?
- Что, кроме рыбаков, изображено на картинке?
- О чем говорится в стихотворении?
- Как звали рыбаков?
- Каких рыб поймал Корней? И сколько?
- Каких рыб изловил Евсей? И сколько?
- Кого удалось поймать Михаилу?
- Сколько рыб все вместе рыбаки натаскали из реки?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализ литературы показал, что в целом у младших школьников основные свойства внимания развиты слабо. Это во многом обусловлено особенностями психического развития учеников начальной школы.
Как образно сказал педагог К.Д.Ушинский, внимание есть единственная дверь нашей души, через которую непременно проходит все из внешнего мира, что только входит в сознание. Таким образом, внимание является необходимым условием оптимального функционирования всей познавательной деятельности человека. От развития и организации внимания зависит качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе.
В своей работе я доказала, что необходимо использовать упражнения на развитие качеств и свойств внимания, использовать занимательный материал, т.к. наличие у ребенка положительной мотивации и «механизма удовольствия» способствует устойчивости внимания, желанию самостоятельно выполнять задания и положительно влияет на успеваемость школьников.
Таким образом, в задачу формирования внимания входит не только развитие его как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизводное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкой организации выполняемой деятельности, а так же создание благоприятных условий для активной и самостоятельной работы.
Результаты эксперимента показали необходимость дальнейшей работы по развитию свойств внимания учеников, что, в свою очередь, приводит к улучшению успеваемости учащихся.
Существует еще много игр, упражнений по развитию внимания на уроках, главное надо помнить об особенностях внимания в учебном процессе.
Основные особенности внимания:
Сила раздражителя. Громкий звук, яркий свет и др. привлекают внимание помимо нашей воли.
Динамические особенности. В сильной степени привлекают внимание динамические особенности объектов - мерцающий свет, порывистые, ритмически организованные раздражители и др. (смена наглядности, а не их статическое положение).
Необычность, новизна предметов и явлений. Чрезмерное насыщение учебных занятий новым материалом утомляет внимание, делает его поверхностным. Много нового - трудно, мало нового - скучно.
Повтор одних и тех же стилистических приемов, выражений, слов притупляет внимание и затрудняет восприятие речи, поскольку исчерпана новизна речевой формы.
Эффект последствия. Состояние внимания в данный момент зависит и от предшествующих событий.
Чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратные результаты, так как возрастание напряжения внимания приведет к увеличению количества ошибок и ошибочных действий.
Чередование напряжения и расслабления - обязательное условие устойчивости внимания. Внимание ребенка может быть устойчивым в течение 25-30 мин, если он занят таким делом, которое требует от него активного действия. Нельзя сохранять внимание, держа класс в напряжении все 40 мин. урока.
Высший пик работоспособности достигается лишь спустя некоторое время, когда завершается период врабатываемости. Вначале, когда интеллектуальные механизмы ещё не настроены, опасность ошибок особенно велика. Облегчает втягивание в работу своего рода интеллектуальная разминка, когда несложные упражнения, занимательные вопросы помогают переходу к наиболее сложной и ответственной работе.
Опорные схемы и план организуют и активизируют внимание.
Нестандартный вопрос, проблема, загадка- это безотказное средство пробуждения внимания.
Развитие внимания непосредственно связано с формированием наблюдательности.
Внимание ребенка поддерживается его мышлением, умственной, строго направленной работой.
Учить задавать вопросы, быть внимательным - значит думать о том, что рассказывают, а думать – значит задавать вопросы и отвечать на них.
Большое влияние на внимание детей оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание
Следовательно, желание детей узнать, открыть, понять, решить, поиск нужных путей, проверка найденного решения, отбор доказательств и пр.- все эти виды умственной деятельности держат внимание, обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения.
Список литературы:
1.Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. –М., 1994.
2.Выготский Л. C. Педагогическая психология.— М., 1991.
2. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. – М., 2001.
3. Загорная Е.В. Справочник школьного психолога. – СПб: Наука и техника, 2012.
4. Истомина З.М. Развитие внимания. Москва, 1978.
5. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
7. Интернет – ресурсы.
http://www.prosv.ru/metod/dubrovina/4.htmlhttp://www.kidsunity.org/new/1211-diagnostika-razvitiya-vnimaniya-u-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov-ot-3-do-10-let.html