Разработка общешкольного родительского собрания на тему Безопасность детей — забота родителей.
Малышок Елена Александровна,
заместитель директора по УВР
МКОУ Новокулындинская СОШ
Чистоозерного района Новосибирской области
Общешкольное родительское собрание
Тема: «Безопасность детей – забота родителей»
Форма проведения: круглый стол
Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей.
Задачи:- формирование знаний родителей о возможных опасностях для ребёнка школьного возраста;- сохранение жизни и здоровья детей;
- формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребёнка.
Вступление
Здравствуйте, уважаемые родители, гости! Мы рады встрече с вами.
При входе в актовый зал некоторые из вас получили картинки. Посмотрите на них пожалуйста и скажите, как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить?
(ответы родителей)
Совершенно верно, но если быть точным тема нашего собрания звучит так: «Безопасность детей – забота родителей». Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьёзных вопросов. Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. Наша задача - и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями, сделать всё, для того чтобы дети комфортно чувствовали себя в той или иной ситуации.
Эпиграфом к нашему собранию будет следующие слова:
Взглянуть в глаза опасности смело и хладнокровно
есть лучший способ оградить себя от нее.Д. ЛеббокТема нашего собрания выбрана не случайно. Каждый из вас хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Замечательно, когда дети здоровы. Увы, это бывает не всегда.
Почему именно сегодня мы затронули проблему безопасного поведения детей? Дело в том, что когда ваши дети поступают в школу или другое учебное заведение, они становятся все более и более самостоятельными, порой им приходится самим принимать решения.
Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.
Проблема безопасности детей сегодня является одной из самых серьёзных и актуальных, т.к. опасность подстерегает наших детей везде: на дороге, в лесу, дома, в интернете, да и в любом месте, где может находиться ребёнок.
Основная ответственность взрослых по отношению к детям – это обеспечение безопасной среды, в которой дети могут жить и развиваться без угрозы для их жизни и здоровья. Поэтому мы всегда должны быть во всеоружии, чтобы суметь предотвратить те угрозы, которые могут негативно отразиться на здоровье и жизни детей. Зачастую не только окружающее вокруг служит источником опасностей для ребенка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для самого ребенка и окружающих его людей.
В нашей школе уделяется большое внимание организации работы по воспитанию основ безопасности учащихся в различных сферах деятельности. Это уроки безопасности, классные часы, беседы, различные акции, инструктажи и т.д. Однако работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности со стороны школы недостаточно. Родители являются главными помощниками в работе по данному направлению.
Начнем с общего вопроса: есть ли единый принцип, на который стоит ориентироваться, думая о безопасности наших детей? Да, есть. Это любовь к ребенку, но любовь осознанная, активная, деятельная.
- Все мы - педагоги и родители - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?». Давайте вместе постараемся найти ответ на него. Начнем с того, что ответим на вопрос, что же такое безопасность?
(ответы родителей)
А теперь посмотрите, какие определения данного понятия существуют
На слайдеБезопасность- это положение, при котором не угрожает опасность кому- (чему) - нибудь. (Словарь Ожегова)Безопасность – это образ жизни, который гарантирует здоровье и счастливое будущее.
Безопасность - обеспечение сохранности от угроз жизни и здоровья человека.
- Но это в нашем понимании, а теперь давайте послушаем, что о «безопасности» говорят наши дети
(видеозапись)
-Как вы думаете, что должны делать мы - взрослые, чтобы обеспечить безопасность своих детей?
(ответы родителей)
Взрослые должны:
1) Дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения. 2) Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. 3) Развить у детей самостоятельность и ответственность.
4) Разговаривать с ребенком. Обсуждать политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Ребенку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.
5) Обеспечить досуг ребенка.
6) Контролировать информацию, которую получает ребенок. Обращать внимание какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает.
Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребёнка правильному поведению в чрезвычайной ситуации.В период дошкольного детства ребенок знакомиться с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Нередко в силу различных причин их выполнение оказывается малоэффективным. Определяя основное содержание и направление развития детей мы с Вами, должны выделить такие правила поведения, которые должны выполнять дети неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Следует обучать детей тому, что:
Научить ребенка четко, громко и уверенно говорить "Нет!"
Приучать детей рассказывать о том, чем они занимались в школе, что узнали нового, чему научились и при этом внимательно слушать их.
Развивать наблюдательность детей, учить их запоминать важные детали в облике людей и обстоятельствах встречи с ними.
" Всегда говори своим родителям, куда ты идешь".
Физическое благополучие – это самое важное, а собственность дело наживное.
"Большинство взрослых хорошие, но некоторые – нет. К сожалению, мы не всегда можем увидеть разницу. Поэтому важно знать и соблюдать правила безопасности".
Эти правила нам с Вами следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением.- Расскажите, каким правилам безопасности вы больше всего уделяете внимание и учите своего ребенка?
(ответы родителей)
А теперь давайте послушаем детей. Они расскажут о том, каким правилам безопасности учат их родители.
(видеозапись)
Опасности можно разделить на несколько групп:
Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления: ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с незнакомыми людьми.Ребёнок и природа. Задача взрослых по этому направлению: рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, которые представляют угрозу для жизни.
Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
Здоровье ребёнка. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с ценностью здорового образа жизни, сознательной заботой о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача взрослых по этому направлению: профилактика конфликтных ситуаций: обучить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя их до силового решения.
Ребёнок на дороге. Задача взрослых – познакомить с правилами дорожного движения.
Ребёнок и интернет. Задача взрослых – познакомить с правилами безопасного пользования интернетом.
Мы, взрослые должны быть в курсе, чем занимаются ваши дети вне школы и дома, с кем и как они проводят время. Особенно это касается теплого времени года, когда дети больше времени проводят на улице без внимания со стороны взрослых.
Если ваш ребенок находится под вашим контролем, если у вас есть взаимное доверие с сыном или дочерью, если вы пользуйтесь у них авторитетом, если ваше мнение для них хотя бы небезразлично, у ваших детей значительно уменьшается степень риска попасть в беду. Поверьте, это отнюдь не общие слова. Любой специалист по детской безопасности, в какой бы стране или местности он ни работал, вам подтвердит: что бы ни предпринимали педагоги, полиция и все общество в целом, этого мало, потому что ребенка защищает, прежде всего, любовь и внимание родителей.
Но чтобы научить детей правилам поведения в той или иной ситуации, мы сами должны уметь выходить из нее, поэтому сейчас мы попробуем найти выход из некоторых проблемных ситуаций, касающихся безопасности поведения.
(Перед началом собрания стулья и столы расставлены так, что все родители разделены на 7 групп, рассадка происходит по желанию родителей. Каждой группе родителей дана одна ситуация над которой они размышляют и пытаются её решить с точки зрения ребенка).Представьте, что вы дети, как бы вы поступили в таких ситуациях:
Ситуация № 1.
Вы являетесь одним из очевидцев большой толпы школьников, которые наблюдают за избиением мальчика несколькими подростками. Что можно сделать в этой ситуации? Как поступить?
варианты:
- заступиться за слабого;
- снять происходящее на телефон;
- молча созерцать происходящее;
- сделать вид, что вас это не касается и покинуть место происшествия;
- призвать на помощь взрослого.
На этом случае варианты закончились, далее вам предстоит самим подумать над выходом из сложившейся ситуации самим.
Ситуация № 2.
Вы неожиданно заблудились в лесу. Не знаете точно, где находитесь, в каком направлении надо идти, у вас нет пищи. Красивый лес начинает вам казаться зловещим. Надвигается ночь. Нечего есть. Одиноко и страшно. Хочется домой. Мысли путаются. Что можно сделать в этой ситуации?
Ситуация № 3.
Вы - подросток. В одной из социальных сетей в Интернете вам досаждает один пользователь сети, который самостоятельно добавился к вам в друзья и причисляет себя к неформальной организации. Он постоянно шлет вам оскорбления, угрозы расправиться с вами и вашей семьей. Вы обращались к администрации сайта, но они пока не отвечают на ваши письма. Что можно сделать в этой ситуации?
Ситуация № 4.
Вы играя на льду озера провалились под лед. Что можно сделать в этой ситуации?
Ситуация № 5.
Девочки подростки разного возраста. Девочка - подросток, которая постарше требует деньги с младшей (с вас) за якобы испорченные туфли, в противном случае она настроит против вас всех девчонок вашего круга общения. Что можно сделать в этой ситуации?
Рано или поздно наши дети покинут дом, чтобы продолжить обучение, поэтому с ними могут произойти следующие ситуации:
Ситуация № 6.
Пожилой крепкий мужчина обратился с просьбой: "Юноша! Я живу неподалеку. Мой котенок залез на дерево. Помоги мне, пожалуйста, снять его оттуда. Я тебя за это отблагодарю". Что можно сделать в этой ситуации?
Ситуация № 7.
Девочка подросток возвращалась вечером домой. На безлюдной улице к ней пристали парни, пытались увезти с собой на автомашине, закрывали ей рот рукой. Что можно сделать в этой ситуации?
(ответы родителей)
Нам всегда кажется, что это к нам не имеет никакого отношения, но практически все эти ситуации, которые мы рассмотрели происходят с нашими детьми и зачастую мы сами этого не знаем.
Каждый из наших детей может оказаться в непредвиденной ситуации, кто же поможет ребенку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это - значит сделать первый, самый важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Но мы взрослые должны быть главными помощниками на этом пути. Должны научить детей предвидеть опасные ситуации и избегать их, а в крайнем случае быть максимально к ним готовыми.
Для этого давайте составим общую памятку безопасности "Моя безопасность". Перед вами листики разного цвета и формы, на которых написаны, какие либо правила, выберите те правила, которые считаете самыми важными для соблюдения вашими детьми, также мы вам раздали несколько пустых листков, на которых вы можете записать свои правила, которые вы считаете важными к соблюдению, а мы их не записали.
(Родители выбирают и клеят на ватман, приготовленный заранее и прикрепленный на стене в зале, выбранные правила, в результате получается общая памятка для детей «Моя безопасность»)
Заключение
Метод метафоры: "Губка"
- Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, что у меня в руках?
– Губка (родители).– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета.
- Какое характерно для нее свойство?– Она хорошо впитывает жидкость (родители).– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?– Губка станет синего цвета (родители).– А если мы вольем в губку красную жидкость?– Губка станет красной (родители).– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?– Родители высказывают собственные предположения.– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку, неправильное поведение. Это бессмысленно, если он видит, что дома все с точностью наоборот делают его родители или близкие ему люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?– Родители высказываются.– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером
Дети во всем подражают родителям. Пересмотрите свои привычки с точки зрения безопасности.
Вывод:
В завершение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности!Если вы не станете сами соблюдать элементарные правила безопасности, то и ваши дети не станут этого выполнять, как бы вы ни старались. Мы, взрослые, своим личным положительным примером должны научить детей соблюдать правила и совместно с детьми применять эти правила в жизни! Доброго безопасного пути Вам и вашим детям!