Исследовательская работа на тему: Зависимость кратковременной памяти от хронотипа человека.
Управление образования Администрации
муниципального образования «Город Можга»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им. А.Н. Сабурова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Память. Влияние суточного хронотипа на объем кратковременной памяти»
Выполнила:
Галеева Аделина
ученица 9а класса
Руководитель:
Романова Людмила Анатольевна
учитель биологии
2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………....3
Глава I. Память ………………………………………………………………………5
Процессы, свойства и нарушения памяти……………………………….…..5
Классификация видов памяти………………………………………………....8
Суточные хронологические типы (хронотипы) человека………………...12
Глава II. Влияние суточного хронотипа на объем кратковременной памяти ….14
2.1. Методики исследования суточного хронотипа и объёма кратковременной памяти…………………………………………………………………………….…..14
2.2. Итоги исследования по выявлению влияния суточного хронотипа на объем кратковременной памяти……………..……………………………………….……15
Заключение…………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………………...17
Приложения…………………………………………………………………….……18
Введение
В процессе обучения в школе, тем более в современной школе, учащимся приходится изучать и запоминать большой объем информации. Одним это дается легче, другим – сложнее. Интерес вызывает и тот момент, что у некоторых ребят материал остается в памяти надолго, у других быстро забывается. Все это происходит в силу ряда причин: разного характера, темперамента, генетических способностей и т.д. Но, пожалуй, самым важным моментом в данном вопросе является память человека, как одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Не подвергается сомнению и тот факт, что память - это великое свойство, без которого трудно представить нормальную жизнь человека. Ее возможности безграничны.
Память лежит в основе способностей человека и является условием получения знаний, формирования умений и навыков. Размах индивидуальных различий памяти весьма велик. Что такое память, какие бывают виды памяти, от чего зависит объем памяти человека и можно ли ее тренировать? В своем исследовании мы сделали попытку разобраться во всех этих вопросах. Проработав различные источники, приходим к выводу, что теоретические аспекты рассмотрения процессов и свойств памяти, классификация видов памяти представлены достаточно широко. При этом наше предположение о том, что проблема различий памяти частично заключается в индивидуальном суточном хронотипе человека, не нашла никаких подтверждений в литературе. Даная проблема явилась основой нашего исследования.
Цель исследования: изучить влияние суточного хронотипа человека на объем его кратковременной памяти.
Задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты рассматриваемого вопроса.
Определить индивидуальные признаки суточного хронотипа учащихся.
Выявить объём кратковременной памяти учащихся 9а, 9б классов в начале и в конце учебного дня в зависимости от их индивидуального хронотипа.
Составить рекомендации для учащихся по выполнению режима дня с учетом их суточного хронотипа для повышения успеваемости.
Объект исследования: учащиеся 9а, 9б классов средней школы №6.
Предмет исследования: объём кратковременной памяти учащихся.
Гипотеза: объём кратковременной памяти зависит от суточного хронотипа человека: у «сов» объём кратковременной памяти больше во второй половине дня, у «жаворонков» - в первой половине дня, а у «голубей» объём кратковременной памяти не зависит от времени суток.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных данных и выводов на практике в общеобразовательных учреждениях для улучшения усвоения знаний учащимися и повышения продуктивности запоминания учебного материала.
В своей работе мы опирались на труды отечественных психологов Крутецкого В. А., Маклакого А. Г., Столяренко Л. Д. и зарубежных авторов: Р.Л.Аткинсон, Р.С.Аткинсон, Э.Е.Смит, Д.Дж.Бем, С.Нолеп-Хоэксэм.
Глава I. Память.
Процессы, свойства и нарушения памяти.
Под памятью будем понимать «способность нервной системы воспринимать и хранить информацию, извлекать её для решения разнообразных задач и построения поведения».
В психологической практике принято выделять следующие процессы памяти:
Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
К свойствам памяти относят:
точность
объём
скорость процессов запоминания
скорость процессов воспроизведенияскорость процессов забывания.
Основной закономерностью памяти является то, что память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений).
Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.
Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти - амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:
Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).
Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже.
Парамнезии - подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.
Классификация видов памяти.
Познакомившись с различными источниками, теоретическими предположениями и практическими подтверждениями различных авторов, исследовавших вопросы человеческой памяти, приходим к выводу, что существует несколько классификаций видов памяти, в том числе:
по характеру психической активности;
по характеру целей деятельности;
по продолжительности сохранения материала.
Остановимся на каждой из предложенных классификаций подробнее.
Классификация видов памяти по характеру психической активности.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется.
Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.
Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас и процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Классификация памяти по характеру целей деятельности.
Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.
Классификация памяти по продолжительности сохранения материала.
Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 секунд.
Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд. Это второй уровень — кратковременная память.
Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1—2-кратного повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 72. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное, добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».
Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:
ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).
Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что существует несколько классификаций видов памяти. Наиболее признанными и распространенными являются классификации по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности сохранения материала.
Возможно, что виды памяти и суточные хронотипы человека взаимосвязаны между собой. О том, что такое суточные хронотипы человека, мы расскажем в следующей главе.
Суточные хронологические типы (хронотипы) человека.
Часто в повседневной жизни мы используем такие понятия, как «сова», «голубь» или «жаворонок» для того, чтобы объяснить зависимость своей усталости или наоборот, работоспособности, от времени суток. Конечно же, имеются в виду не птицы, а хронотипы человека.
Хронологический тип человека, или хронотип, определяется пиками активности нервной системы в зависимости от времени суток. Жизнь любого живого организма на Земле, подчиняется определенным ритмам. За пиком неизбежно следует спад, во время которого накапливается энергия, необходимая для следующего пика.
Хронологический тип человека определяют по пикам и спадам его работоспособности. Так, жаворонками называют тех людей, у которых пик приходится на утренние часы и распространяется на всю первую половину дня. С началом сумерек у таких людей наступает спад, и до полуночи они уже обычно сладко спят, чтобы на следующий день снова проснуться с восходом солнца.
К совам относится тип людей, чей пик активности наступает после обеда и сохраняется в вечернее время. Люди-совы просыпаются намного позже восхода солнца, обычно часов в 10-11 утра, а то и к полудню. До обеда их работоспособность невелика, а к послеобеденным часам она начинает набирать обороты, достигая пика после захода солнца. Для сов полночь – «детское» время, и тогда, когда жаворонки сладко посапывают, совы вполне способны доделывать важную работу.
Иногда выделяют еще и третий тип людей, их называют аритмиками или голубями. Голуби, это те, чья работоспособность не зависит от времени суток, кто одинаково продуктивен и утром, и вечером. Многие считают, что это идеальный вариант, однако наблюдения показывают, что такие люди чаще страдают от неврозов и депрессии. Врачи объясняют это отсутствием необходимых спадов, когда организм должен отдыхать и набираться сил.
Итак, память – это способность нервной системы воспринимать и хранить информацию, извлекать её для решения разнообразных задач и построения поведения. К процессам памяти относят запоминание, хранение, воспроизведение и узнавание, забывание. Точность, объём, скорость процессов запоминания, скорость процессов воспроизведения, скорость процессов забывания – свойства памяти. Нарушения памяти делятся на три вида: гипомнизия, гипермнезия, парамнезия.
Выделяют несколько классификаций видов памяти, в том числе: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности сохранения материала.
Хронологический тип человека, или хронотип, определяется пиками активности нервной системы в зависимости от времени суток. Всего существует три хронотипа: жаворонки, голуби и совы.
Глава II. Влияние суточного хронотипа на объем кратковременной памяти.
2.1. Методики исследования суточного хронотипа и объёма кратковременной памяти.
Для определения суточного хронотипа учащихся мы использовали метод «Индекс Хольдебранда». Измерения следует проводить не менее трех раз для исключения случайных показателей.
Тест основан на количественном соотношении частоты пульса к дыханию.
(Q = ЧСС / ЧД, где ЧСС — число сердечных сокращений в 1 минуту; ЧД — число дыханий в 1 минуту).
Измерить показатели следует сразу после пробуждения ото сна и определить их соотношение.
Если это соотношение меньше 3:1, то этот человек относится к «совам», и проснулся еще не окончательно, об этом свидельствует редкий пульс.
Индекс выше 5:1 имеют «жаворонки», они просыпаются с частым пульсом, готовыми к активным действиям.
Индекс 4:1 говорит об отношении его обладателя к «голубям».
Для определения объёма кратковременной памяти была использована следующая методика: исследуемым были предложены для запоминания девять слов (дом, треугольник, Сибирь, время, дождь, красиво, ворона, участник, океан). Первый раз тест по запоминанию слов был проведен в начале дня на первом уроке, второй раз - в конце учебного дня шестым уроком.
Далее нами было подсчитано количество слов, которое запомнили и написали исследуемые, для следующей обработки по выявлению влияния суточного хронотипа на объем кратковременной памяти.
2.2. Итоги исследования по выявлению влияния суточного хронотипа на объем кратковременной памяти.
После проведенных методик, мы интерпретировали полученные результаты. В двух 8-х классах (всего 41 человек) оказалось 12 «жаворонков», что составляет 29%, 11 «голубей» (27%) и 18 «сов» (44%).(см.Приложение №2).
Проведенные тесты по определению объема кратковременной памяти показали высокую работоспособность в начале дня и небольшое её снижение к концу дня в группе «жаворонков» и «голубей». В группе «сов» мы наблюдаем совершенно другую картину: снижение работоспособности в первой половине дня и её увеличение во второй половине дня.(см.Приложение №3).
Так как в одном классе одновременно обучаются учащиеся с различными суточными хронотипами и с разными объёмами кратковременной памяти, то эффективность усвоения материала ими будет дисинхронной. Было бы целесообразно в плане лучшего усвоения материала и сохранения здоровья формировать учебные классы по индивидуальному суточному хронотипу. При составлении расписания учебной нагрузки необходимо также учитывать эту особенность.
Для «жаворонков» и «голубей», которые проявляют наибольшую активность на первых уроках можно рекомендовать предметы математическо-естественного цикла, а во второй половине дня физическую культуру и предметы гуманитарного цикла. Для «сов» расписание может быть составлено наоборот.
После проделанной работы мы попытались составить рекомендации для учащихся по выполнению режима дня с учетом их суточного хронотипа для повышения успеваемости (см. Приложение №4).
Заключение
В процессе работы над исследованием, мы выяснили, что память – это способность нервной системы воспринимать и хранить информацию, извлекать её для решения разнообразных задач и построения поведения. К процессам памяти относят запоминание, хранение, воспроизведение и узнавание, забывание. Точность, объём, скорость процессов запоминания, скорость процессов воспроизведения, скорость процессов забывания – свойства памяти. Нарушения памяти делятся на три вида: гипомнизия, гипермнезия, парамнезия.
Выделяют несколько классификаций видов памяти, в том числе: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности сохранения материала.
Хронологический тип человека, или хронотип, определяется пиками активности нервной системы в зависимости от времени суток. Всего существует три хронотипа: «жаворонки», «голуби» и «совы».
В результате применения методики «Индекс Хольдебранда» и собственную методику для определения объёма кратковременной памяти, мы убедились, что объём кратковременной памяти зависит от суточного хронотипа человека. Так, у «сов» объём кратковременной памяти больше во второй половине дня, у «жаворонков»- в первой половине дня, а у «голубей» объём кратковременной памяти не зависит от времени суток. Что и было гипотезой нашего исследования.
После проделанной работы мы попытались составить рекомендации для учащихся по выполнению режима дня с учетом их суточного хронотипа для повышения успеваемости и раздали их исследуемым учащимся.
В будущем планируем продолжить данную работу по исследованию зависимости памяти в двух направлениях:
расширить охват исследуемых учащихся от начальной до старшей школы;
выявить зависимость долговременной памяти от хронотипа человека.
Список использованной литературыКрутецкий В. А. «Психология» – М.: Просвещение, 1986.
Маклаков А. Г. «Общая психология». - СПб.: Питер, 2001.
Столяренко Л. Д. «Основы психологии» – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Р.Л.Аткинсон, Р.С.Аткинсон, Э.Е.Смит, Д.Дж.Бем, С.Нолеп-Хоэксэм «Введение в психологию»
Сайты сети интернет:
http://yogin.by/metody-issledovaniya-vegetativnoy-nervnoy-sistemy
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
\s
Приложение №2
Процентное соотношение суточных хронотипов в исследуемых классах
Приложение№3
Изменение объёма кратковременной памяти в группах «сов», «жаворонков»и«голубей» в первой и второй половине дня (%). «Совы» «Жаворонки» «Голуби»
Приложение №4
Рекомендации по соблюдению
режима дня для «сов».
Просыпаться «совам» рекомендуют в 10-11 часов утра, но, учитывая, что образовательные учреждения начинают свою работу в 8.00, придется приучить свой организм просыпаться не позже 7 утра.
Питаться следует спустя 2 часа после пробуждения, затем, спустя ещё 2-3 часа, можно повторить завтрак, к обеду можно приступать в 17.00 часов, а вот ужинать уже только в 20.00-21.00.
У сов три пика активности: в 13.00 и 14.00- дневной пик, вечерний пик в 18.00–20.00 и ночной пик активности в 23.00–01.00. Заниматься подготовкой домашних заданий юным «совам» следует в вечерний пик активности.
А вот со сном у «сов» всё сложно. Нужно приучить организм ложиться спать в одно и то же время, примерно в 22.00, перед этим хорошо проветрив комнату.
Рекомендации по соблюдению режима дня для «жаворонков».
Просыпаться «жаворонкам» следует в 6-7 часов утра. Но существует проблема: в конце рабочего дня у жаворонков начинается сонливость. Её можно преодолеть, выпив крепкий горячий чай или кофе.
К завтраку «жаворонкам» можно приступать сразу после пробуждения. Обедать лучше в 12.00-13.00 часов. А ужинать можно уже в 17.00-18.00 часов.
У «жаворонков» имеются только 2 пика интеллектуальной активности. Первый пик интеллектуальной активности начинается в 8.00 или 9.00 часов утра, завершается в 12.00 или 13.00. Второй пик более короткий по продолжительности и совпадает в период с 16.00 до 18.00 времени. «Жаворонки» одинаково продуктивны в оба пика активности.
Ложиться спать желательно в одно и то же время примерно в 21.00, перед этим рекомендуется проветрить комнату.
Рекомендации по соблюдению режима дня для «голубей».
Просыпаться «голубям» следует в 8-9 часов утра.
Принимать пищу можно сразу после пробуждения, затем в 12.00-13.00 часов, а ужинать в 17.00-18.00 часов.
«Голуби» продуктивны в любое время суток, но не следует забывать, что работать и отдыхать нужно в меру.
Ложиться спать желательно в одно и то же время примерно в 21:00, перед этим рекомендуется проветрить комнату.