Пальчиковая гимнастика как средство развития произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Я хочу поговорить о развитии мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук. Кто-то из вас мельком слышал о значимости развития мелкой моторики, кто-то имеет определенные знания по этой теме. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1 тыс. важных биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать деятельность органов человека.
С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематически включаю в занятия упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг. И это не случайно. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона». Люди давно заметили, что движения пальцев рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А в настоящее время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии и особенно в тех случаях когда это нарушено. Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит систематические упражнения по тренировке пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика это игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Ребенку необходима ласка взрослого и его присутствие. Уже с первых недель жизни, общаясь с ребенком, нужно разговаривать с ним, рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга). С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика используется нами на всех видах деятельности, а также в прцессе проведения утренней гимнастики. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные, способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, мелкой моторики, а также речевой деятельности.
В данной работе представлены авторские находки по использованию пальчиковой гимнастики (по лексическим темам, представленные в приложениях № 1 и № 2) как средства коррекционного и развивающего воздействия на детей.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Таким образом, пальчиковая гимнастика играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
(без использования речи)
1 этап работы
Пальчики здороваются.
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Человечек.
Указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу.
Слоненок.
Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный ноги. Слоненок идет по столу.
Корни деревьев.
Кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Домик.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Очки.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Флажок.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Лодка.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Стул.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.
Стол.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
Грабли.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
Цепочка.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой-указательный, большой-средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Скворечник.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Шарик.
Все пальчики обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух выходит и пальчики принимают исходное положение.
Елка.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Корзинка.
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъежаюься, и между пальцами образуются зазоры.
Колокольчик.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.
Собака.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Кошка.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
Мышка.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Зайка и ушки.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.
Зайчик.
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
Зайка и барабан.
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Лошадка.
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Зайка и зеркало.
Левая ладонь кверху, делаем козу. Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает козу (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
Коза.
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.
Гусь.
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опираеся на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.
Петушок.
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Курочка.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Осы.
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.
Жук.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Птенчики в гнезде.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Краб.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Замок.
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
Слон.
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Дерево.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальчиками.
Птичка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы крылья. Помахать ими.
Филин.
Руки в кулачок, прижаты. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).
Волк и лиса.
Волк. Делаем пароходик, большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде лодочки верхнюю и нижнюю челюсти.
Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.
Крокодил.
Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.
Фонарики.
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно.
Ежик.
Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.
Рыбка.
Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону от себя.
Цветок.
Ладони подняты вверх, пальцы образуют бутон, основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.
Ворота.
Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу ворота закрыты. Пальцы выпрям лены и напряжены.
Ножницы.
Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.
Вилка.
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладни. Удерживать пальцы в таком положении до счета 5-10.
Мостик.
Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.
Улитка.
Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить ка улитка ползет по столу.
Пчела.
Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.
Лягушка.
Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
(в сопровождении с речью)
2 этап работы
Осень.
Осень.
Ходит осень по полям.
(Пальчики шагают по столу.)
Что ты, Осень подарила нам?
С нами поделись ты!
(Разводят руками в стороны.)
Вот рябины кисти,
Вот орехи спелые,
Вот грибы вам белые,
Вот вам подосиновики,
Сыроежки синенькие.
(Загибают по очереди пальцы на руках.)
А еще – тяжелые бронзовые желуди.
(Сжимают пальцы в кулак и трясут ими.)
Мой букет красив и ярок,
Принесла его в подарок.
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Деревья осенью.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулаки.)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(Загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу.)
Маме осенний букет отнесем.
(Сжимают и разжимают кулаки.)
Вышел дождик погулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая с большого пальца.)
Вышел дождик погулять.
(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
(Шагают средним и указательным пальчиками по столу.)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)
Дождь вздохнул тихонько:
(Часто и ритмично бьют в ладоши.)
-Ох!
(Один хлопок.)
И ушел. Газон засох.
(Ритмичные хлопки по столу.)
Осенний ветерок.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
( Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
Осенние подарки.
Осень, осень к нам пришла,
Нам подарки принесла.
(Сжимают и разжимают кулаки.)
Желтые листочки,
Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,
Хлебные продукты.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Осенняя прогулка.
Я по улице гуляла
(Шагают пальчиками по столу.)
И листочки собирала.
(Сжимают и разжимают кулаки.)
Все в букетик собрала
(Двумя руками держат букет.)
И ребятам принесла.
(Показывают ладони.)
Осинка.
Зябнет осинка, дрожит на ветру,
(Раздвинув пальцы на руках, трясут руками.)
Стынет на солнышке, мерзнет в жару...
Дайте осинке пальто и ботинки:
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Надо согреться бедной осинке.
(Соединяют руки вместе и дуют на них.)
Осень, осень листопад.
Осень, осень листопад
(Плавным движением поднимают руки вверх.)
Листья желтые летят
(Как бы дирижируя ими, постепенно опускают вниз.)
Ветер дует, задувает
(Руки от груди не спеша разводят в стороны, одновременно дуют, имитируя звуки ветра.)
Туча солнце закрывает
(Закрывают глаза руками.)
Дождик капает с утра
(Сжимают иразжимают кулаки.)
Осень грустная пора.
(Разводят руки в стороны с выражением грусти на лице.)
Овощи.
Овощи.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
(Шагают пальчиками по столу.)
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Ох!...
(Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
(Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла?
(Загибают пальчики на обеих руках.)
Ох!...
(Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(Стучат ребром каждой ладони по столу.)
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.
(Загибают пальчики.)
Ох!...
(Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(Ладони складывают крест-накрест на столе.)
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла.
(Загибают пальчики.)
Ох!...
(Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох!
(Показывают, как едят суп.)
Огород.
В огороде много гряд:
(Сжимают и разжимают пальцы в кулак.)
Тут и репа, и салат,
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
(По очереди разжимают пальцы из кулака.)
Наш зеленый огород.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
У Лариски две редиски.
У Лариски - две редиски.
У Алешки - две картошки.
У Сережки - сорванца два веселых огурца.
А у Вовки - две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)
Сколько грядок в огороде.
Сколько грядок в огороде мы сейчас узнаем:
(Попеременные удары кулачками и ладонями.)
В огороде у Федоры растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата много разного салата.
У бабушки Феклы четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса очень много есть редиса,
У Маши и Антошки две гряды картошки.
(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)
Раз, два, три, четыре, пять поможем урожай собрать.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Заготавливаем капусту.
Мы капусту рубим! (2 раза)
(Прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.)
Мы капусту режем! (2 раза)
(Энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад.)
Мы капусту солим! (2 раза)
(Пальцы собраны щепотью, солим капусту.)
Мы капусту жмем! (2 раза.)
(Энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно.)
Мы морковку трем! (2 раза.)
(Пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки, затем меняем руки.)
Фрукты.
Апельсин.
Мы делили апельсин.
(Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)
Много нас, а он один.
(Показывают пять пальцев на одной руке и один палец на другой руке.)
Эта долька - для ежа, эта долька - для стрижа, эта долька - для утят,
Эта долька - для котят, эта долька - для бобра.
(Загибают пальчики.)
А для волка – кожура.
(Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас – беда!!!
(Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)
Разбегайтесь – кто куда!
(Бегут пальцами по столу.)
Компот.
Будем мы варить компот – фруктов нужно много вот.
(Левую ладонь держат ковшиком, указательным пальцем правой руки мешают.)
Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок, слив положим и песок.
(Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)
Варим, варим мы компот, угостим честной народ.
(Опять варят и мешают.)
Фруктовый мир.
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
(Загибают по одному пальцу, начиная с мизинца.)
Сливы.
Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний пальчик самый меткий: он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Лес. Грибы. Ягоды.
Грибы.
Топ-топ – пять шагов,
(Дети шагают пальчиками по столу.)
В туесочке пять грибов.
(Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка, показали пять пальцев правой руки.)
Мухомор красный – гриб опасный.
А второй – лисичка, рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело!
(На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках.)
За ягодами.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук здороваются, начиная с больших.)
В лес идем мы погулять.
(Обе руки идут указательными и средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем и братишке отнесем.
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Грибная тропинка.
Мы идем дорожками, мы идем тропинками,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.
(Шагают пальчиками по столу.)
Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы
И пенек с опенками под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.
(Загибают по очереди пальцы.)
В лесу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли в лесок гулять.
(Сжимают и разжимают кулаки.)
Этот пальчик по дорожке,
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малинкой,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
(Загибают пальцы, начиная с большого.)
Малинка.
Что очень любит детвора
(Сжимают и разжимают кулаки.)
Срывать с колючего куста
(Пальцы обеих рук поочередно касаются большого пальца.)
И собирать в корзинку?
Конечно же малинку.
(Из одной руки делают лукошко, другой кладут ягодки.)
Корзинка.
В лес корзинку я беру
И ерибы в нее кладу.
(Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъежаются, и между пальцами образуются зазоры.)
Птицы.
Птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,
Эта – зяблик, эта – стриж,
Это – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан.
(Загибают поочередно пальцы.)
Птички, птички, по домам!
(Сжимают руки в кулаки.)
Птицы.
Птички прилетали, крыльями помахали,
(Пальцами обеих рук производят движения вверх, вниз.)
Сели, посидели
(Сжимают и разжимают пальцы.)
И дальше полетели.
(Машут руками, словно крыльями.)
Кормушка.
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Всем хватило зернышек.
(Опять сжимают и разжимают кулачки.)
Дрозд дроздок.
Дружок ты мой дрозд, в крапинку хвост,
(Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.)
Носик остренький, бочок пестренький,
Перья тонкие, песни звонкие,
(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.)
Весной распеваются, зимой забываются.
(Снова машут сложенными накрест ладонями.)
Ласточка.
Ласточка, ласточка, милая касаточка,
Ты где была, ты с чем пришла?
За морем побывала, весну добывала.
Несу-несу весну-красну.
(На каждую сторчку большой палец эдоровается дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке.)
Грачи.
Грачиха говорит грачу:
(Сжимают и разжимают пальцы.)
«Слетай с грачатами к врачу,
(Соединяют два больших пальца, остальными машут как крыльями.)
Прививки делать им пора дя укрепления пера.»
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Скворцы.
Мы раскрыли окна,
(Как будто раскрывают окна.)
Распахнули дверь.
(Открывают дверь.)
Солнечный и мокрый
(Сжимают и разжимают пальцы.)
К нам пришел апрель.
(Пальцами шагают по столу.)
Забурлил ручьями, зазвенел, запел.
(Загибают по одному пальцу на руках.)
Первыми скворцами на березы сел.
(Машут руками, словно крыльями.)
Птенчики в гнезде.
Вот птенцы, а вот гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.
(Пальцы правой руки собрать в щепоть это птенцы, левой рукой обхватить пальцы это гнездо, попеременно чередовать положение рук.)
Скворечник.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
(Ладошки вертикально поставлены друг другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.)
Филин.
Сидит филин на суку
И кричит бу-бу-бу-бу.
(Руки в кулачок, прижаты. Большие пальчики вверх: ушки, указательные пальцы вместе: они выставлены на вас.
Одежда. Обувь.
Гномики – прачки.
Жили-были в домике маленькие гномики:
(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(Загибают пальчики, Начиная с больших.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.)
Стали гномики стирать:
(Трут кулачки друг о друга.)
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Аленка.
Аленка маленка шустра и быстра:
(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга 2 раза.)
Воды наносила, сарафан дошила, носок довязала,
Ягод насбирала, песню допела,
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Везде поспела, в охотку ей дело.
(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга 2 раза.)
Рукавички.
Рукавички новые, теплые, пуховые.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Мне их бабушка связала, подарила и сказала:
(Делают движения, словно вяжут.)
«Вот теперь у внучки не озябнут ручки».
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Одежда для внуков.
Это чья рубашка -
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Белые горошины?
(Складывают пальцы, образуя горошину.)
Бабушка старалась, шила для Алешеньки.
(Делают движения, напоминающие шитье иглой.)
Это чей сарафан с белыми ромашками?
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Бабушка старалась, шила для Наташеньки.
(Делают движения, напоминающие шитье иглой.)
Три Катюшки.
В деревушке три Катюшки взяли в руки три катушки.
(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)
Шуре сшили сарафан,
Сшили дедушке кафтан,
Сшили бабушке жакет,
Сшили дедушке жилет.
А девчонкам и мальчишкам -
Всем Андрюшкам и Наташкам сшили яркие штанишки.
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Обувь.
Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас.
(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)
Туфли, тапочки, сапожки для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки для нашей Валентики,
А вот эти валенки для малышки Галеньки.
(На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Новые кроссовки.
Как у нашей кошки на ногах сапожки.
Как у нашей свинки на ногах ботинки.
А у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка новые кроссовки.
(Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.)
Вот так, вот так, новые кроссовки.
(Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)
Сапожник.
Был сапожник? - Был!
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Шил сапожник? - Шил!
(Делают движения, напоминающие шитье иглой.)
Для кого сапожки? - Для соседской кошки.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Игрушки.
Есть игрушки у меня.
Есть игрушки у меня:
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран – настоящий великан.
(Загибают пальчики на обеих руках.)
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
(Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)
Игрушки.
На большом диване в ряд куклы Катины сидят:
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(Загибают поочередно все пальчики.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мебель. Посуда.
Много мебели в квартире.
Раз, два, три, четыре,
(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Много мебели в квартире.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом посидели за столом,
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Чай с вареньем дружно пили - много мебели в квартире.
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Помощники.
Раз, два, три, четыре,
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.)
Мы посуду перемыли:
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Мы посуду перемыли,
(Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, ложку мы чуть-чуть сломали,
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Так мы маме помогали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.)
Наша квартира.
В нашей комнате – столовой
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – в спальне
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати с одеялами на вате
И березовый комод, мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть, телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
(На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику, к концу стихотворения должны быть загнуты все десять пальцев.)
Машина каша.
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила.
(Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
(Загибают по одному пальчику на левой руке.)
Всю посуду заняла,
(Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала.
(Сдувают крошку с ладошки.)
Мебель.
На эту кушетку, на эту тахту,
На эту кровать или даже на ту,
На этот диван или даже на тот,
(Поочередно загибают пальцы рук.)
Где целыми днями валяется кот,
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Ложитесь и спите,
Сладких вам снов.
(Ладони кладут под щеку.)
Шкаф.
Шкаф дремучий, шкаф из дуба.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
В нем костюмы, платья, шубы.
В нем еноты, лисы, волки.
Белки там на верхней полке.
(Поочередно загибают пальцы.)
И весь день в шкафу темно,
Как в лесу или в кино.
(Закрывают и открывают руками глаза.)
Посуда.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
(Бегут и стучат пальцами по столу.)
«Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?»
(Сжимают и разжимают пальцы.)
А за нею вилки, рюмки да бутылки, чашки да ложки
(Загибают поочередно пальцы.)
Скачут по дорожке.
(Скачут пальцами по столу.)
Стул.
Спинка и сиденье стул на удивленье!
Мы на стульях посидим, друг на друга поглядим!
(1. Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх это спинка стула, к ней приставить кулачок правой руки это сиденье; 2. Менять положения рук попеременно на счет раз-два: раз левая рука: спинка, правая рука: сиденье; два правая рука: спинка, левая рука: сиденье.)
Стол.
Кулачок это толстая ножка.
Сверху крышка наша ладошка.
Маленький столик. Время идет...
Вместе с ладошкой и стол подрастет.
(1. левую руку сжать в кулак это ножка стола, сверху накрыть ножку выпрямленной ладонью правой руки это крышка стола; 2. На счет раз-два поочередно менять положение рук.)
Комнатные растения.
В нашей группе.
В нашей группе на окне, во зеленой во стране,
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
В расписных горшочках подросли цветочки.
(Показывают фонарики.)
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
(На каждое название растения загибают по одному пальчику.)
Их польем мы спозаранку,
Я и все мои друзья.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.)
На окне в горшочках.
На окне в горшочках поднялись цветочки.
(Попеременно удары кулачками и хлопки в ладоши.)
К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись.
(Медленно раскрывают сжатые ладони.)
К солнышку листочки повернут цветочки.
(Повороты ладоней в стороны.)
Развернут бутоны, в солнышке утонут.
(Попеременно удары кулачками и хлопки в ладоши.)
Зима. Зимние забавы.
Снежок.
Раз, два, три, четыре,
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили.
(Лепят, меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)
И совсем – совсем не сладкий.
(Грозят пальчиком.)
Раз – подбросим.
(Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)
Два – поймаем.
(Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три – уроним
(Встают, роняют воображаемый снежок.)
И сломаем.
(Хлопают в ладоши.)
Мы во двор пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
(Идут по столу указательным и средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили,
(Лепят комочек двумя руками.)
Птичек крошками кормили,
(Крошат хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхивают ладошки.)
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щеку.)
Новый год.
Утром дети удивились, что за чудеса случились
(Разводят руки в стороны, подняв плечи.)
Этой ночью новогодней.
Ожидали что угодно,
(Сжимают и разжимают пальцы.)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят,
(Руками рисуют в воздухе три круга.)
Глазки весело горят,
(Закрывают и открывают глаза.)
А перед ними елочка пушистая, в иголочках.
(Хлопают в ладоши.)
Подарки.
Дед Мороз принес подарки:
(Дети шагают пальчиками по столу.)
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка.
(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику на обеих руках.)
На елке.
Мы на елке веселились,
(Ритмичные хлопки в ладоши.)
И плясали и резвились.
(Ритмичные удары кулачками.)
После добрый Дед Мороз нам подарки преподнес.
(Дети шагают средним и указательным пальцами по столу.)
Дал большущие пакеты,
(Рисуют руками большой круг.)
В них же – вкусные предметы:
(Делают ритмичные хлопки.)
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один золотистый мандарин.
(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)
Елочка.
Перед нами елочка:
(Пальцы рук переплетены, из больших пальцев верхушка елочки.)
Шишечки, иголочки,
(Кулачки, указательные пальчики выставлены.)
Шарики, фонарики,
(Шарики из пальцев вверх, вниз.)
Зайчики и свечки,
(Ушки из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты.)
Звезды, человечки.
(Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.)
Пирог.
Падал снег напорог.
(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)
Кот слепил себе пирог, а пока лепил и пек,
(Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.)
Ручейком пирог утек.
(Бегут пальчиками обеих рук по столу.)
Пирожки себе пеки не из снега из муки.
(Опять показывают, как пекут пирог.)
Не коли нас елочка.
Не коли нас елочка,
(Грозят пальчиком.)
Веточкой мохнатой,
(Пальцы рук растопыривают и машут кистями рук.)
Убери иголочки дальше от ребяток.
(Ладони-ветки отодвигают от себя.)
Елка.
Елка быстро получается, если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними, пальчики ты разведи.
(Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой : ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Ладошки к корпусу не прижимаются.)
Дикие животные и их детеныши.
Дикие животные.
Бурый мишенька зимой
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Крепко спал в берлоге.
(Кладут руки под щеку.)
Весною он проснулся, зевнул и потянулся:
(Зевают и потягиваются – тянут руки вверх.)
Здравствуй, рыжая лисичка!
Здравствуй, белочка – сестричка!
Здравствуй, еж колючий бок!
Здравствуй серенький волчонок!
Здравствуй, беленький зайчонок!
(Загибают поочередно пальцы.)
Сидит белка на тележке.
Сидит белка на тележке, продает она орешки.
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку.
(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.)
Есть у каждого свой дом.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
(Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.)
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Заяц белый, куда бегал?
Заяц белый, заяц белый,
(Пальцами бегают по столу.)
Куда бегал? - В лес дубовый.
Что там делал? - Лыко драл.
Куда клал? - Под колоду.
Кто брал? - Родион.
(На каждый вопрос-ответ загибают по одному пальцу.)
Выйди вон.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Ежик.
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!
(Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой, шевелить прямыми пальчиками.)
Дом. Моя семья.
Как у нас семья большая.
Как у нас семья большая да веселая.
(Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.)
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны объедаются.
Две Дашки у кашки питаются.
Две Ульки в люльке качаются.
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Моя семья.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед,
И у нас разлада нет.
(Поднимают руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальцы: сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.)
Наша группа.
В нашей группе все семья.
(Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
Строим дом.
Туки-туки молотком,
(Стучат кулаками одним по другому.)
Строю, строю новый дом.
Будет он большой, как ель,
(Ладони располагают под углом, кончики пальцев соприкасаются.)
Будут окна, будет дверь.
(Делают из пальцев окно и дверь.)
Всех в него я поселю: мышку, зайчика, лису.
(Хлопают в ладоши.)
Дом.
Тук, тук молотком, строим, строим новый дом.
(Стучат кулаками одним по другому.)
Этот дом для Маши,
Этот дом для Саши,
Этот дом для Даши,
Этот для Наташи,
Этот - для Андрюши.
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Все соседи, все друзья жить без дружбы им нельзя.
(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.)
В гости.
В гости к пальчику большому
(Выставляются вверх большие пальцы обеих рук.)
Приходили прямо к дому
(С помощью рук изображают дом.)
Указательный и средний,
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.)
Безымянный и последний сам мизинчик-малышок
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы.)
Постучался на порог.
(Кулаки стучат друг о друга.)
Вмеесте пальчики друзья, друг без друга им нельзя.
(Ритмичное сжимание пальцев в кулаки.)
Домик.
Раз, два, три, четыре, пять
(Разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмичное разжимание всех пальцев одновременно.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Ритмичное сжимание всех пальцев одновременно.)
Мой дом.
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
(Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: труба, балкон.)
Дом для пальчиков.
Пальчики уснули в кулачок свернулись
(Сжать пальцы правой руки в кулак.)
Один, два, три, четыре, пять
(Отогнуть пальцы один за другим по очереди на счет.)
Захотели поиграть!
(Пошевелить всеми пальцами.)
Разбудили дом соседей,
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять -
(Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак, отогнуть пальцы один за другим на счет.)
Веселятся все!
(Покружить обеими руками.)
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь!
(Загнуть пальцы левой руки один за другим.)
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один.
(Загнуть пальцы правой руки.)
Снова в домиках мы спим.
(Поднять обе руки, сжатые в кулаки.)
Хлеб.
Каша.
Каша в поле росла,
(Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)
К нам в тарелку пришла.
(Идут пальчиками по столу.)
Всех гостей угостим,
По тарелке дадим.
(В правой ладошке мешают указательным пальцем левой руки.)
Птичке – невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке,
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Всем дадим по ложке!
(Разжимают кулачки.)
Зернышко.
Мышка зернышко нашла и на мельницу снесла.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Намолола там муки, испекла всем пирожки:
(Соединяют ладони вместе и трут ладонями друг о друга.)
Этому с капустой,
Этому с картошкой,
Этому с морковкой,
Этому с морошкой.
Для большого толстяка все четыре пирожка.
(Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.)
Животные Жарких стран и Севера.
Животные Севера.
У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
(Соединяют пальцы обеих рук, изображая водоем.)
Вода прохладна и свежа,
Ее меняют сторожа
(Потряхивают кистями.)
Мы от стены плывем к стене
(Плывут.)
То на боку, то на спине.
(Кладут руки на стол сначала ребром, затем ладошкой вверх.)
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой.
(Плывут.)
Пингвины.
Два пингвина пошли гулять,
(Руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают и синхронно передвигают по столу.)
А вторые догонять.
(Указательные пальцы начинают скакать.)
Третьи пингвины бегом.
(Скачут средними пальцами еще быстрее.)
А четвертые пешком.
(По столу не спеша передвигают безымянные пальцы.)
Пятые поскакали и в конце пути упали.
(Кулаки раскрывают полностью: начинают скакать мизинцы, а затем расслабленные ладони падают на стол.)
Где обедал воробей?
Где обедал, обедал воробей?
(Дети машут перекрещенными ладошками.)
В зоопарке у зверей.
(Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
(На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.)
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
(Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)
Обезьяны.
Там, где сдеревьев свисают лианы,
(Пальцы раздвигают в стороны, руки поднимают вверх.)
Разные в джунглях живут обезьяны:
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Лазают там макаки, шимпанзе, павианы,
Есть и гориллы, и орангутаны.
(Загибают поочередно пальцы.)
Ежик-дикобраз.
Ежик вырос в десять раз -
Получился дикобраз.
(Прижимают ладони одну к другой, раздвигают пальцы веером.)
Слон.
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот серый он.
(Пальцы опускают вниз, потом средний поднимают вперед.)
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
(Качают пальцем.)
Крокодил.
Крокодил плывет по речке, выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина, от макушки до хвоста.
(Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты: глаза и прижаты соответственно к среднему и безымянному.)
Праздник Защитников Отечества.
23 февраля.
Сегодня праздник всех отцов,
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Всех сыновей, всех, кто готов,
(Хлопают в ладоши.)
Свой дом и маму защитить,
(Из ладошек делают домик, руки прикладывают к сердцу.)
Всех нас от бед отгородить.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Праздник февраля.
Февраль, февраль, зима и солнце!
(Хлопают в ладоши.)
И первых птичек переклик!
(Соединяют ладони большими пальцами, машут остальными пальцами, словно крылышками.)
Сегодня выглянул в оконце:
Застыл, к стеклу лицом приник.
(Закрывают лицо ладонями, а затем выглядывают, раздвигая их.)
Мои друзья – вчера мальчишки –
Сегодня выросли и вдруг
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Все, как один, забросив книжки,
(Хлопают в ладоши.)
За руки взялись, встали в круг.
(Берут соседа за руку.)
И обещали мамам, сестрам
Границы радости беречь.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Беречь весь мир: и птиц, и солнце,
(Загибают пальчики на одной руке.)
Меня в окошке уберечь!
(Закрывают лицо руками.)
Домашние животные и их детеныши.
Жили – были поросятки.
Жили – были поросятки
На полянке у реки.
(Подушечками пальцев стучат по столу.)
Рано утром просыпались,
Мыли ушки и копытца.
(Делают круговые движения рукой около носа поочередно левой и правой руками.)
Ох, и теплая водица!
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Рыжая корова.
Ходит – бродит по лужку
(Делают шаги двумя пальцами по столу.)
Рыжая корова.
(Делают рога и качают головой.)
Даст она вам к вечерку
Молока парного.
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Уточка.
Шла уточка бережочком, шла серая по крутому.
(Идут двумя пальчиками по столу переваливаясь.)
Вела детей за собою:
И малого, и большого, и среднего, и меньшого, и самого любимого.
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Дудочка.
Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух дуду.
(Пальцы обеих рук сложены в колечки и приподнесены ко рту; дети выполняют круговые движения играют на дудочке.)
А я дудочку нашла, пастушку я отдала.
(Ритмичные удары в ладоши и кулачками друг одруга попеременно.)
Ну-ка милый пастушок, ты спеши-ка на лужок.
(Идут указательным и средним пальцами по столу.)
Там буренка лежит, на теляток глядит.
А домой не идет, молочка не несет.
(Ритмичные удары в ладоши и кулачками друг одруга попеременно.)
Надо кашу варить, Сашу кашей кормить.
(Указательным пальцем правой руки варят кашу на левой ладошке.)
Буренушка.
Дай молочка, Буренушка, хоть капельку на донышке.
(Дети показывают, как доят корову.)
Ждут меня котятки, малые ребятки.
(Делают мордочки из пальчиков.)
Дай им сливок ложечку, творогу немножечко,
Масла, простоквашки, молочка для кашки.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Всем дает здоровье молоко коровье.
(Снова доят.)
Кошка показывает коготки.
Если когти точит кошка,
Будет дождик за окошком.
(Ладонь поставить вертикально вверх, пальцы выпрямить и развести в стороны, сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.)
Собака.
Гав-гав-гав я не пугаю,
Я с ребятами играю!
(Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх, остальные пальцы сомкнуть, мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачьей пасти.)
Лошадь.
Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям тут и там, тут и там!
(Большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву, большой палец левой руки поднять вверх; потом можно поменять руки.)
Гусь.
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.)
Петушок.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и приподняты вверх.)
Весна. Труд людей весной.
Весна.
Иди весна, иди, красна,
(Дети пальчиками идут по столу.)
Принеси дни теплые, ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.)
Веселые льдинки.
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Забралось в сосульки
(Стучат пальцами по столу.)
Весеннее солнце.
(Поднимают руки и делают солнышко.)
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки
(Сжимают и разжимают пальцы.)
И тают сосульки – веселые льдинки.
(Стучат пальцами по столу.)
Будем мы весну встречать.
Раз, два, три, четыре, пять, будем мы весну встречать
Весна-красна, иди скорей, землю солнцем обогрей!
(Хлопают в ладоши.)
Пусть тает снег
(Держат руки перед грудью, а затем волнообразными движениями разводят их в стороны.)
Исчезнет лед
(Держат руки перед грудью, а затем разводят их в стороны.)
А птичка песенку споет
(Машут руками, как крыльями.)
Скорей набухнут почки
(Сжимают кулаки и поднимают руки вверх,согнув их в локтях.)
И вырастут листочки
(Разжимают кулаки, пальцы при этом не разъединяют, изображая ладонями листья.)
Мамин праздник.
Луч.
Солнца луч скользнул в окошко.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Я зажму его в ладошке.
(Соединяют обе руки в замочек.)
Аккуратно, чуть дыша,
(Смотрят в ладони, чуть приоткрыв их.)
Спрячу в ларчик малыша.
(Закрывают ладони и убирают руки под стол.)
И тихонько шаг за шагом
(Пальчики шагают по столу.)
Маме отнесу бродягу.
(Сжимают руки и вытягивают их вперед.)
Мамин праздник.
Вот подснежник на поляне,
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Я его нашел.
(Показывают ладони.)
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
(Смотрят в ладони, чуть приоткрыв их.)
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
(Соединяют обе руки в замочек.)
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
(Разводят руками в стороны.)
Транспорт. Космос. Правила дорожного движения.
Транспорт.
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
(Загибают пальцы по одному.)
О них ты на улице не забывай.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
В морях – корабли, ледоколы, суда,
(Загибают пальцы по одному.)
Они очень редко заходят сюда.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Машины.
Шуршат по дорогам
(Гладят руками по столу.)
Веселые шины,
(Хлопают в ладоши.)
Спешат по дорогам машины, машины
(Берут в руки воображаемый руль, крутят его.)
А в кузове важные, срочные грузы –
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
(Загибают по одному пальцу.)
Космонавт.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
День летит и ночь летит
(Изображают одной рукой полет ракеты.)
И на землю вниз глядит.
(Опускают медленно руку вниз.)
В космосе.
В космосе сквозь толщу лет
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Ледяной летит объект.
(Кулак поднимают вверх, наклоняются вправо, влево.)
Хвост его – полоска света,
(Из второй руки делают хвост и прикрепляют к кулаку.)
А зовут объект комета.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Наш транспорт.
Мы с первым пальцем-малышком в трамвайный парк пойдем пешком.
С другим поедем мы в трамвае, тихонько песни напевая.
А с третьим сядем мы в такси, попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый в самолет, с тобой отправимся в полет.
(Загибают пальцы по одному, начиная с мизинца.)
Лодка.
Лодочка плывет по речке,
Оставляяна воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням: как ковшик.)
Пароход.
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы пржаты: как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.)
Город. Страна.
Наш город. Наша страна.
Мы по городу шагаем
(Дети пальчиками шагают по столу.)
Много видим, называем.
(Дети разводят руки в стороны.)
Светофоры и машины,
Площади, ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты.
(Загибают поочередно пальцы.)
Весь мы город изучаем,
Ведь он наш родной как дом.
(Сжимают и разжимают кулаки.)
Насекомые.
Пчела.
Прилетала к нам вчера
Полосатая пчела.
(Машут ладошками.)
А за нею шмель – шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
Как фонарики глаза.
(Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали,
(Машут ладошками.)
От усталости упали.
(Роняют ладони на стол.)
Паучок.
У тропинки под рябиной
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Сеть раскинул паучок,
(Стучат пальцами по столу.)
Нить прозрачной паутины
(Держат в пальцах воображаемую нить.)
Намотал на кулачок.
(Наматывают воображаемую нить на кулак.)
Божья коровка.
Божья коровушка,
(Сжимая пальцы в кулак, делают божью коровку.)
Полети на облышко,
(Машут руками, поднимая их вверх.)
Принеси нам с неба,
Чтобы были летом
(Сжимают и разжимают пальцы.)
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
(Загибают пальцы по одному.)
Жук.
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
(Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.)
Осы.
Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят.
(Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.)
Профессии.
В детском саду.
В детском саду профессий много,
Мы сейчас расскажем:
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Воспитатель учит,
Ставит звуки логопед,
Музыкальный работник учит танцевать и петь,
Врач нас лечит,
Повар кормит.
(Загибают поочередно пальцы на обеих руках.)
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
(Хлопают в ладоши.)
Шофер.
Целый день шофер трудился,
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Он устал, он запылился,
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал.
(Загибают пальцы рук поочередно.)
А теперь ведет на мойку
Свой огромный самосвал.
(Крутят воображаемый руль.)
Что принес нам почтальон?
Что принес нам почтальон?
(Сжимают и разжимают кулачки.)
С толстой сумкой ходит он.
(Шагают пальчиками по столу.)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли две кассеты
И письмо от тети Вали, чтоб ее приезда ждали.
(На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Повар.
Повар готовил обед, а тут отключили свет.
(Ребром ладони дети стучат по столу.)
Повар леща берет и опускает в компот.
(Загибают большой палец на левой руке.)
Бросает в котел поленья, в печку кладет варенье.
(Загибают указательный палец.)
Мешает суп кочережкой,
(Загибают средний палец.)
Угли бьет поварешкой.
(Загибают безымянный палец.)
Сахар сыплет в бульон.
(Загибают мизинец.)
И очень доволен он!
(Разводят руками.)
Лето.
Я рисую лето.
Я рисую лето:
(Рисуют пальчиком по столу.)
Красной краской – солнце,
(Рисуют в воздухе солнце.)
На газонах розы, на лугах покосы,
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Синей краской – небо
(Рисуют в воздухе облака.)
И ручей певучей.
(На столе рисуют пальцем ручей.)
Лето.
Лето по полю гуляло.
Лето шило – вышивало.
(Шагают пальцами по столу.)
Луг – цветами,
Лес – листами,
День – лучами,
Ночь – звездами.
(Поочередно загибают пальцы.)
Вот какое наше лето,
Замечательное лето.
(Хлопают в ладоши.)
Будем лето мы встречать.
Раз, два, три, четыре, пять, будем лето мы встречать
Лето красное, иди, нам тепло свое дари!
(Хлопают в ладоши.)
Травы в поле вырастайте
(Поднимают вверх согнутые в локтях руки и растопыривают пальцы.)
Бабочки вокруг летайте
(Складывают вместе ладони, установив их вертикально, затем несколько раз разводят ладони в стороны, не разъединяя рук в области запястья.)
Зрейте ягоды, грибы
(Показывайте левой рукой в левую сторону, затем правой рукой в правую сторону.)
Лес и речка нас мани.
(Делают манящий к себе жест ладонями обеих рук.)
Школа.
В школу.
В школу осенью пойду.
Там друзей себе найду,
(Дети шагают пальчиками по столу.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду.
(Грозят указательным пальчиком правой руки.)
Школа.
Семь вещей у нас в портфеле:
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Промокашка и тетрадь,
Ручка есть, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
(Загибают поочередно пальцы.)
Карандаш.
Все нарисует карандаш,
(Держат в руке воображаемый карандаш.)
Когда ему работать дашь.
(Стучат пальцами по столу.)
Но сам без дела не сиди:
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Карандашом руководи.
(Пишут воображаемым карандашом по столу.)
Рыбы.
Рыбка.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула,
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова плывут.)
Маленькие рыбки.
На закате дремлет пруд.
(Руки кладут под щеку.)
По воде круги плывут –
(Рисуют круги.)
Это маленькие рыбки
(Складывают руки вместе и делают рыбку.)
Разыгрались там и тут.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Жил да был один налим.
Жил да был один налим,
(Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.)
Два ерша дружили с ним.
(Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь.)
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
(Руки сложены накрест, взмахи ладонями.)
И учили их считать:
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибать пальчики, начиная с большого.)
Акула.
Приплывали две севрюги,
(Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.)
У них спины словно дуги.
(Выгибают ладони тыльной стороной вверх.)
Налетали с двух сорон.
(Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.)
Ты, акула, выйди вон.
(Делают толчок ладонями от груди.)
Медузы.
Две огромные медузы прилепились пузом к пузу.
Выгнем щупальца сильнее вот как гнуться мы умеем.
(Соединяют ладони, раздвигают пальцы, после чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы повторяют несколько раз.)
Человек. Части тела.
Тело.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени. Есть спина,
Но она всего одна.
(По ходу чтения указывают на упоминаемую часть тела.)
Голова.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови. Скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки. Нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот, что знаем мы с тобой!
(Указывают на упоминаемую часть тела.)
Наши руки.
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города.
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь руки так устали, правая и левая спят на одеяле.
(Дети выполняют действия руками в соответствии с содержанием стихотворения.)
Инструменты и материалы.
Инструменты.
Мне нужны такие вещи:
(Сжимают разжимают пальцы.)
Молоток, тиски, клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
(Загибают поочередно пальцы на руках.)
А всего нужней сноровка.
(Сжимают разжимают пальцы на руках.)
Грабли.
Листья падают в саду,
Я их габлями гребу.
(Ладони смотрят вниз, пальцы согнуты и гребут.)
Ножницы.
Режу, режу, ткань верчу,
Научиться шить хочу!
(Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони, указательный и средний пальцы вытянуть вперед; они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц, ладонь располагается параллельно столу, сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить, следить, чтобы пальцы были прямыми.)
Иголка.
Все знают мастерицу усердную иголку,
Никак не согласится она лежать без толку.
(Пальцы сжаты в кулак, выпрямлен указательный палец, имитирующий иголку.)
Библиография.
. Гимнастика для пальчиков / Е. М. Косинова. – М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника, ОЛМА – ПРЕСС, 2003. – 64с.
. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 528с.
. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - Спб.: КАРО, 2007. - 92с.
. Сидоренко Л. А. Новые пальчиковые игры и упражнения для дошкольников. – Логопед. Научно – методический журнал ? 3. – 2008. – с.54.
. Стихи для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская, - М.: Астрель; Спб.: Астрель-СПб, 2009. - 32с.
. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 32с.
. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6 – 7 лет) / Авт. – сост. А. В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008. – 128с.
. Цвынтарный В. В. Играем с пальчиками и развиваем речь. - Спб., Издательство «Лань», 1998. - 32с.
15