Как создать учебную мотивацию на уроке физики?
Как создать учебную мотивацию на уроке физики?
Современные дети находятся в избыточном информационном поле – СМИ, интернет, ТВ, радио, социальные сети, компьютерные игры… На долю школьных знаний приходится крайне малая доля. Если использовать аналогию между мозгом человека и компьютером, то можно сказать, что объём памяти имеет определённые границы, и школьным знаниям порой там не находится места. Чтобы именно школьные знания заполняли память школьника, необходимо создать условия, при которых бы они имели преимущество перед другими видами и источниками информации. Такое преимущество может быть создано с помощью пробуждения повышенного интереса к изучаемому материалу. Одним из действенных способов пробуждения интереса – подчёркивание его практической значимости. Опыт работы показывает, что учебная мотивация эффективно создаётся, если начинать урок с примеров практического использования знаний, которые предстоит изучить на данном уроке. Причём, примеры эти должны быть конкретными, современными, актуальными, лично значимыми для ученика. Только через теснейшую связь с практической жизнью можно пробудить желание ученика изучить теоретический материал. Сегодня у учителя большой арсенал средств предъявления примеров из практической жизни: прямая демонстрация работы современных устройств, показ видеороликов, кинофрагментов, беседа с опорой на жизненный опыт учащихся. Главная задача учителя – привлечь внимание и озадачить: как это устроено? как это работает? почему так происходит?
Приведу несколько примеров практико-ориентированного начала урока.
8 класс. Тема урока «Реостат». Учитель начинает урок с краткой беседы о просмотре нового (актуального на данный день) кинофильме, кинотеатре, упоминает о новейших технологиях, типа 3D, и кстати вспоминает анекдот по теме: «Сидят двое в кинозале. Перед сеансом в зале медленно гаснет свет. Один спрашивает другого: «А как это они делают?» Другой отвечает: «Да элементарно. У них там за стеной сидит чувак, и так ме-е- длено, ме-е-дленно тянет вилку из розетки». В классе оживлённый смех, но в то же время все озадачены – как же на самом деле? Интерес возник, внимание детей появилось. Далее учитель организует работу в группах по поиску решения и идеи устройства, обеспечивающего постепенное отключение света, в результате – самостоятельное открытие реостата.
10 класс. Тема «Электрическое поле. Электростатическая защита». Учитель начинает урок со звонка по мобильному телефону ученику данного класса. Телефон ученика издаёт сигнал, ученик отвечает на звонок учителя. Учитель по телефону предлагает ученику выйти из-за парты к демонстрационному столу и помочь провести опыт. На демонстрационном столе стоит кастрюля с крышкой, в который ученик кладёт свой телефон. Учитель вновь звонит ученику, но сигнала не слышно, «абонент временно не доступен». В чём же дело? Учитель выслушивает гипотезы учащихся, и далее предлагает проверить свои гипотезы, изучив текст учебника. Чья гипотеза подтвердилась?
11 класс. Тема «Электромагнитная индукция». Урок начинается с просмотра кинофрагмента или видео: досмотр пассажиров в аэропорту, посетителей клубов, досмотр подозрительных типов полицией с помощью металлоискателей, обнаружение мин, кладов в земле… Ещё лучший вариант, если учитель располагает возможностью использовать металлоискатель прямо на уроке. Как обнаруживают металлические предметы? Каков механизм? Какие явления лежат в основе работы металлоискателя? Или другой вариант: Предварительно отключив центральный рубильник в кабинете и тем самым обесточив кабинет, учитель на уроке пытается включить лампу, но вот незадача – нет электричества! И в жизни так случается, когда отключается электроэнергия в наших квартирах. Можно ли получить электрический ток самостоятельно? И как его вообще получают? На чём основано получение тока? и т.д. Выслушиваются мнения учащихся, и дальше – вперёд – к познанию истины…
7, 9, 10 класс «Вес тела. Невесомость. Искусственные спутники Земли». Учитель начинает урок с просмотра видео: космонавты на борту орбитальной космической станции. Как объяснить странное поведение космонавтов – они как будто парят в воздухе. В чём причина? Выслушивает гипотезы учеников, ищется решение.
9 класс. Тема «Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение». Учитель начинает урок с показа кадров кинохроники Великой Отечественной войны: залпы артиллерийских орудий; затем – праздничный салют; затем – движение кальмаров и каракатиц. Наконец просит ученика надуть воздушный шарик и выпустить его из рук. Класс наблюдает хаотичное движение шарика по комнате. Что общего между увиденным? Как объяснить наблюдаемые движения?
11 класс. Тема «Интерференция света». Учитель начинает урок с предложения вспомнить детство и повыдувать мыльные пузыри. Желающие выходят к демонстрационному столу и выдувают пузыри разными способами: с помощью игрушки «Пузыри», которая продаётся в магазинах; с помощью старинного способа - трубочки, сделанной из бумаги и самодельным мыльным раствором; выдувание пузыря, лежащего на столе, выдувание сложного пузыря и т.д. Можно даже устроить соревнование на лучший и больший пузырь. При этом обращает внимание на удивительную красоту пузыря, игру красок. Класс оживлён, то, что нужно учителю – внимание и интерес – случилось. Далее учитель раздаёт капроновые лоскутки и просит сложить их пополам и натянуть и пронаблюдать странную картинку – капрон стал полосатым – тёмная полоска чередуется со светлой полоской, причём картинки из полосок меняется при движении. Далее – вопросы для обсуждения - почему так красивы мыльные пузыри? почему двойной капрон полосатый? почему происходит игра красок на мыльном пузыре и изменение полосок на капроне? что общего между пузырями и двойным капроном? и т.д. Обсуждение в группах, выдвижение гипотез, и наконец … истинный ответ, который знает наука физика.
Сложность такого подхода для учителя заключается в изменении методики преподавания – переход от традиционного, объяснительно-иллюстративного метода обучения (в котором практическое применение знания рассматривается в конце темы) к развивающему, построенному на проблематизации и организации самостоятельного поиска и открытий (в котором практическое применение знаний выступает в роли мотиватора в начале изучения темы). Методической литературы с готовыми разработками уроков физии в системе развивающего обучения не существует (по крайней мере, я не встречала за свой 30-летний опыт работы). Поэтому учителю приходится самостоятельно подбирать дидактический материал, который станет основой запуска урока, основой для мотивации учащихся. Сегодня на помощь учителю приходит Интернет, где можно найти всё. Найти всё необходимое для каждого урока физики самому учителю крайне тяжело, нужно иметь массу времени для поисков. Поэтому очень действенным является организация проектной деятельности учащихся. Идея проекта – создание информационного банка практического применения теоретических знаний по физике. Учащиеся находят видеофрагменты (почему видео? – потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать), приносят их учителю, комментируя их с позиций науки физики, обосновывая ценность их содержания для данного проекта. Для учителя польза – пополнение банка данных, для ученика – осмысление знаний по физике, узнавание в окружающей жизни проявление законов физики, и конечно, формирование ИКТ-компетенций, опыта проектной деятельности (от идеи до защиты перед аудиторией).
Очень эффективно можно использовать для создания мотивации видеоролики с сайта YouTube. Самодельное видео пользователей сети часто содержит очень интересный материал в плане изучения физических явлений и законов, их практического применения. Часто эти ролики помогают осознать учащимся ценность физических знаний для каждого человека в плане обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Очень интересным с этой точки зрения представляется проект «Двоечники по физике», который заключается в создании банка видеоматериалов, в которых действующие лица не знают, не учитывают или игнорируют законы физики, и попадают в нелепые или даже трагические для жизни ситуации или позволяют доверчиво себя обманывать.
Приветствуются видеоролики, сделанные самими учащимися, в которых они запечатлели практическое применение знаний по конкретной теме (например, самостоятельное открывание входных дверей в супермаркете при приближении к ним человека, особенности купания в Мёртвом море и т.д. )
.