Занятие по развитию речи для детей с ОНР III средне-старшего возраста Тема: «ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
Занятие по развитию речи для детей с ОНР III средне-старшего возраста
Тема: «ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
Цели:
Расширять активный словарь существительными, прилагательными, глаголами по лексическим темам: «Зимняя одежда.», «Зимние развлечения.», «Дикие животные наших лесов» , «Зимующие птицы».
Закрепить знания детей о приметах зимы, о ее явлениях, о поведении животных зимой, об зимней одежде и о зимующих птицах.
Упражнять детей в составлении распространенных предложений, пересказа текста.
Продолжать развивать грамматический строй речи, преобразовывая существительные в прилагательные, учить детей правильно выговаривать окончания в сложных, распространенных предложениях.
Развивать связную речь, фонематический слух, основные психические процессы и мелкую моторику.
Развивать силу ротового выдоха.
Воспитывать любовь к животным, птицам, бережное отношение к ним.
Оборудование:
Предметные и сюжетные картинки.
Рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».
Стихотворения, загадки.
Цветные карандаши, бумага с цифровыми контурами снежинки.
Кувшин с водой, камешки.
Ход занятия
Учитель-логопед: (дальше У-Л) Добрый день, дорогие гости! Ребята поздоровайтесь с гостями. Дети, я вам предлагаю прогулку. Но посмотрите, какое время года на улице.
Дети: На улице зима.
У-Л: Назовите приметы зимы.
(Дети называют приметы зимы, используя фразовые ответы)
У-Л : Давайте поиграем со снежком? Если на улице идет снег, то погода какая? (Снежная). Если на улице мороз, то, погода какая? (Морозная). Если на улице ветер, то погода какая? (Ветреная). Если на улице холод, то погода какая? (Холодная).
(Дети ловят снежок и отвечают, преобразовывая существительные в прилагательные).
Дети: Необходимо одеть теплую одежду.
У-Л: Дети посмотрите на доску и выберете себе картинку с изображением теплой, зимней, одежды.
(Дети выбирают по одной картинке и отвечают, используя, расширенные предложения: «Я одену шапку.» и т.д.).
У-Л: Ребята, на улице стало очень холодно, пошел снег и одна снежинка упала на ладонь. Попробуем ее сдунуть.
(Необходимо следить, чтобы дети делали носом вдох, а ртом выдох).
У-Л: Дети, занимайте места в нашем автобусе, а водителем будет один из вас Он будет заводить мотор.
(Ребенок садится, и заводит «моторчик».)
Первая остановка. Посмотрите в окно? Ой, а что произошло с ним? Оно замерзло на нем появились морозные узоры. А как же нам увидеть , что там за окном?
Раздается стук, и в двери входит воспитатель, держа в руках красную рукавицу.
- Дети, я нашла на пороге нашей группы эту рукавицу.
Мне кажется, ее прислал Мороз.
У-Л: Давайте посмотрим, что там есть? (Достает письмо и читает.) Разморозить окна можно выполняя мои задания. Они спрятаны за окошками.
(У-Л достает задание и читает): Составить предложения из слов: санки, катаются, дети, на; снеговик, дети, лепят; мальчик, коньки, катается на.
Дети составляют предложения. Звучит волшебная музыка и появляется сюжетная картинка «Зимние развлечения»
У-Л: Ребята, скажите, что вы видите за окошком? (Дети рассказывают.) А давайте и мы выйдем погулять.
ЛогоритмикаНа дворе мороз и ветер
На дворе гуляют дети
Ручки, ручки потирают
Ручки, ручки согревают
Дети проговаривают, выполняя движения, указанные в тексте
Чтоб не зябли наши ручки,
Мы похлопаем в ладошки,
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем.
Нам мороз теперь не страшен
Все мы все весело попляшем
Дети, нам пора ехать дальше занимайте свои места. Водитель заводи мотор!
Следующая остановка. Окошко опять заморожено. У-Л достает задание и читает: Необходимо отгадать загадки; за каждую отгаданную загадку получите снежинку.
Загадки:
Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет
(Сосулька)
Ее не растили, из снега лепили
Вместо носа ловко вставили морковку
(Снеговик)
Лежало одеяло, мягкое белое
Солнце напекло – одеяло утекло
(Снег)
Что за звездочка такая
На пальто и на платке
Вся сквозная, вырезная
А сожмешь – вода в руке
(Снежинка)
Чтобы осень не промокла
Не раскисла от воды
Превратил он лужи в стекла
Сделал снежные сады
(Мороз)
Мост как синее стекло
Скользко, весело, светло
(Лед)
Он пушистый, серебристый
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь
(Снег)
У нас под крышей белый гвоздь висит
Солнце взойдет, гвоздь упадет
(Сосулька)
Звучит волшебная музыка и появляется сюжетная картинка «Зима в лесу»
(Дети рассказывают, составляя предложения по сюжетной картинке)
У-Л: Дети, давайте выйдем и поиграем.
Подвижная игра.
Лиса тихо притаилась.
Лиса хвостиком укрылась.
Лиса носом повела –
Разбегайтесь кто куда.
У-Л: Ребята, нам пора ехать дальше. Занимайте свои места. Водитель, заводи мотор! Поехали! Давайте посмотрим, какое задание спрятано за этим окошком. (Достает картинку с изображеним галки) Дети, как называется эта птица? Какая она зимующая или перелетная?
Дети: Галка. Она зимующая.
У-Л: Задание Мороза такое: «Нужно послушать и пересказать рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка». У-Л читает рассказ. Задает вопросы: « О ком этот рассказ? Что хотела галка? Могла она напиться из кувшина? Почему? Что придумала птица чтобы утолить жажду?» Потом обращает внимание на кувшин с водой. Проделывает опыт: в кувшин насыпает камешки и демонстрирует, как поднялась вода. Предлагает детям пересказать рассказ.
Звучит волшебная музыка с окошка исчезает пелена и появляется сюжетная картинка «Птичья столовая».
У-Л: Ребята, что вы видите за окошком? (Дети составляют предложения по сюжетной картинке.) Ну что ж, нам пора возвращаться домой. Водитель заводи мотор! Вот мы вернулись домой. Ребята, нам Мороз оставил еще одно задание. Посмотрите на листики на них написаны цифры. Садитесь за столы и карандашом соедините 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8.
Звучит волшебна музыка. Входит воспитатель и приносит поднос с леденцами.
У-Л: Дети, вы очень понравились Морозу вы хорошо выполнили все его задания и он для вас передал леденцы. На этом наше зимнее путешествие закончилось.