Разработка урока по русскому языку Родительный падеж 3 класс


Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 3 «е»
Тема урока: Родительный падеж имен существительных
Цели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с особенностями родительного падежа;
- научатся определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу.
Личностные:
- прививать интерес к языку, к данной части речи;
- научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, учебник Русский язык (3 класс 2 часть; УМК «Школа России»), рабочая тетрадь.
Этап урока
Метод и приемы Хронометраж Содержание урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика УУД
1. Организационный
Словесный: слово учителя
≈ 1 мин - Здравствуйте! Сейчас повернитесь друг другу и пожелайте хорошего дня.
- Я вам желаю хорошего дня, сегодня все получите хорошие только оценки, хорошо работайте на уроках. Присаживайтесь. Приветствовать учителя К: настрой на урок, знакомство с учителем
2. Мотивационный
Пр.: упражнение
Сл.: учебная беседа
Актуализация знаний ≈ 5-6 мин - Запишите предложения: Иней запуш..л д..рев..я. На елке и осинке леж..т ша..ки снега.
- Назовите выделенные орфограммы. Определите падеж ИС. (Ответ:Иней- и.п.; деревья – в.п.; на елке – п.п.; на осинке –п.п.; шапки – и.п.; снега-р.п.)
- ИС в И.п. каким членом в предложении являются?
- И чего нет у ИС?
Записывать предложения
Называть орфограммы
Определять падеж ИС
Называть особенность И.п. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.
П: обобщают.
3. Постановка учебной задачи и ее решение
Сл.: учебный диалог
Пр.: работа с книгой, запись в упражнения в тетрадь
Сл.: рассказ
Пр.: запись упражнения в тетрадь
≈ 10-14 мин - Откройте учебник на с. 43. Прочитайте тему урока.
- Какие задачи перед собой поставим?
Найдите в учебнике упр.77, с.43.
- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных.
Ветка (чего?) осины; ранец (кого?) брата; письмо (от кого?) от сестры; был (без чего?) без пальто; вышел (из чего?) из трамвая; цветы (для кого?) для мамы; доехал (до чего?) до реки.- Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос- чего?, а к каким – кого?
- Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные.
- В каком словосочетании к ИС можно задать вопрос откуда?
- Запишите словосочетания без вопросов в тетрадь. Подчеркните предлоги. Выделите окончания ИС в Р.п.
- Прочитайте сведения о языке на с.44.
- Назовите вопросы родительного падежа.
- С какими предлогами употребляются ИС в Р.п.?
Прочитайте предложение
Осина и без ветра шумит.
Чтобы правильно определить падеж ИС ветра, нужно выделить словосочетание на следующей строчке: шумит (без чего?) без ветра. По падежному вопросу-чего и предлогу без устанавливается падеж ИС – родительный падеж.
Родительный падеж получил свое название от того, что ИС в Р.п. без предлога часто обозначают лицо, являющееся родителем, владельцем (домик Петра, сын полка)
- Найдите упр.78.
Прочитайте пословицы Давайте объясним их смысл.
- Запишите пословицы, где все ИС употреблены в Р.п. (3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют.)- Выделите окончания.
1) Не сиди без дела
2) Не бояться, не думать
3) Все делается с усилием, с терпением
4) Ждать своего, не торопиться
5) тратить в пустую много сил, применять что-то сильное против незначительного
6) Нужно научиться думать своей головой.
- Прочитайте слова на экране: из-затуч, с плеч, много задач, около крыш.
- какие это слова? Определите число имен существительных.
- Какие буквы увидели на конце слов? (шипящие буквы)
- Стоит ли после них мягкий знак?
- Какой можно сделать вывод? (Учитель выслушивает мнения детей)
В русском языке есть такое правило:
У имен существительных множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется. Ставить задачи урока
Определять падеж ИС
Участвовать в учебном диалоге
Записывать словосочетания в тетрадь
Читать и запоминать сведения о языке
Понимать и учиться определять родительный падеж имен существительных
Слушать о происхождении родительного падежа
Объяснять смысл пословиц

Читать слова с экрана
Определять число, падеж
Формулировать правило совместно с учителем Л: учебно- познавательный интерес, мотивация
К: владеть диалогической формой речи
Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу
П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами
П: обобщать, делать выводы
П: осуществляют по учебнику поиск информации;
4. Физминутка≈ 1-2 мин - Сделаем небольшую разминку.

- Садитесь, продолжаем урок. Выполнять движения Л: установка на ЗОЖ
5. Решение частных задач
Работа с книгой: чтение сведения о языке
Сл.: беседа
Пр.: списывание загадки ≈ 10-13 мин - Прочитайте сведения о языке на с.45.
- Как пишутся ИС в Р.п. во множественном числе?
(Ис в Р.п. мн.ч. после шипящих мягкий знак не пишется, напр.: из-за туч)
- Придумайте и запишите предложение с одним из данных слов с предлогом.
- Как определить в предложении ИС в родительном падеже?
- найдите упр.80, с.45. прочитайте загадки. Отгадайте.
- Найдите среди загадок ту, которая является скороговоркой. (От топота копыт пыль по полю летит)
- Назовите, в каком падеже дано словосочетание?
- Кто проговорит ее?
- Давайте разберем слово ПЫЛЬ по звукам и буквам. Читать свеения о языке
Записывать предложение с одним словом в Р.п. с предлогом
Отвечать на вопросы
Выполнять упражнение 80
Отгадать загадки, определить падеж
Выполнять звуко-буквенный анализ слова П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
6. Информация о домашнем задании ≈ 0,5-1 мин С.45, упр.81. Записывать домашнее задание Регулятивные, коммуникативные
7. Итог урока
Сл.: беседа
Рефлексия ≈ 5 мин - Как определить в предложении ИС в родительном падеже?
- Урок был трудный? Что именно?
- Спасибо за урок!
-Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению после урока.
148866131115007550153048004626676895
Подводить итог урока
Анализировать свою деятельность 5на уроке Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни