Конспект урока по русскому языку на тему Родительный падеж имени существительного 3 класс


Тема урока: «Родительный падеж имени существительного»
Цели:  Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; совершенствовать умение обнаруживать орфограммы, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило, осуществлять орфографический самоконтроль; развивать речь детей; обогатить словарь; закрепить навыки, полученные по этой теме на предыдущем уроке; повторить состав слова, разбор предложений по членам; учить быстро ориентироваться в тексте; воспитывать умения чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное». Мы уже знакомы с Им.п. имени существительного, начали знакомиться с Р.п.. Эту работу и будем продолжать. Кроме этого начнем подготовку к сочинению по теме «Осень». Итак, тема урока « .одительный падеж имени существительного». ( На доске.) Но что это? Убежала буква. Какая буква оставила свое место? (Буква р, вписываю букву в название темы урока.)
3. Чистописание.
-Что мы о ней можем рассказать? ( Эта буква согласная, она обозначает два звука:  р  - твердый и  р  - мягкий, эти звуки – звонкие, не имеет пары.)
На доске появляется запись:               Р . са, вет . р, с . рока, тр . ва, р . бина, е . .
(Идет коллективный разбор задания: обнаруживают орфограммы, устанавливают тип орфограммы, применяют правило (проверяемые безударные гласные проверяют ударением, изменяя слово или подбирая родственное, словарные слова проверяют по орфографическому словарю, для парных согласных нужный звук должен стоять перед гласным или непарными звонкими и звуками  в , в ),   проверяют написанное (на доске зачеркивают неверную букву, а правильную вписывают в слово, в тетрадях тоже вписывают нужную букву, осуществляют орфографический самоконтроль).
-Найдите лишнее слово, подчеркните его и скажите, почему оно лишнее. (Это слово еж, в нем нет буквы р, орфограмма на парные согласные, разное количество звуков и букв.)
-Сколько же звуков и букв в этом  слове? (3 звука и 2 буквы.)
-Почему?  (Буквы е, е, ю, я в начале слов обозначают два звука.)
-Когда они еще обозначают 2 звука?  (Если они стоят после гласной буквы и после ь знака.)
-Назовите слова, разбор которых по составу соответствует данной схеме:
-К какой части речи относятся слова, записанные на доске?  (Это  имена существительные.)
-Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет.)
-Что еще можно рассказать?  (Изменяется по числам и падежам, бывает трех склонений.)
-Давайте с вами просклоняем (по вопросам) имя существительное роса. Но сначала...(Вызываю к доске двух учеников, даю им карточки: одному с падежами, другому с вопросами, прошу расставить карточки в нужном порядке. Остальные дети следят за правильностью ответа.)
-Теперь, когда падежи и вопросы расставлены по порядку, один из вас выйдет к доске и просклоняет словороса. (Вызванный ученик выполняет задание.)
-Какая часть слова будет изменяться? (Окончание.)
 -Выделите его.
-Какие имена существительные не склоняются?  (Дети в своих словариках находят такие слова и называют их.)
4. Закрепление и уточнение знаний о Р.п. имени существительного.
Упражнение по учебнику
2). Разбор предложения по членам предложения.
-Дайте характеристику этому предложению.  (Простое, по цели высказывания - повествовательное, по интонации - не восклицательное.)
-Назовите главные члены предложения. (Капли горят.)
-Какими членами предложения являются остальные слова?  (Второстепенными.)
-Назовите второстепенные члены предложения, выраженные именами существительными.  (На ветках, берез, алмазы, слез.)
-Определите падеж этих существительных. (Пользуясь памяткой, дети определяют падеж имен существительных.)
Памятка.
Падеж имени существительного узнают по вопросу.
Действуй так:
1.Найди то слово, которое именем существительным командует.
2.Задай от слова – командира нужный вопрос.
3.Узнай и назови падеж.
3). Обобщение знаний о Р.п. имени существительного.
-Что же мы можем рассказать о родительном падеже имени существительного? (Отвечает на вопросы: кого? чего? , в предложении являются второстепенными членами, согласуются с существительными и глаголами, употребляются с предлогами и без них.)
-Назовите предлоги Р.п. (От, до, из, без, у, для, около, с.)
4). Работа по учебнику (Л.М.Зеленина.)
1. Прочитай и отметь орфограммы: _ или .
2. Запиши предложения в тетрадь, оставляя «окошки» на месте орфограмм гласных и согласных: вместо буквы ставь точку. (Орфограммы, которые учащиеся могут объяснить – подчеркиваются, под другими ставиться сигнал опасности – точка.)
3. Посмотри нужные буквы и ручкой другого цвета вставь их в «окошки».
5). Употребление слов в Р.п.
-А сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы правильно употребить слова в Р.п.
-Назовите мне и запишите словосочетания, в которых одно существительное будет стоять в Р.п.   Если знаешь написание слов – пиши, не знаешь или не уверен – оставляй «окошко». (Пользуются памяткой: «Как писать без ошибок?».)
-Старичок – Лесовичок принес нам подарки. (Показываю: рябиновые бусы, березовый гриб, кленовый лист, сосновая шишка. Дети записывают словосочетания: бусы из рябины, гриб березы, лист клена, шишка сосны.)
 -Подчеркните существительные, стоящие в Р.п.  (Проверка: называют имена существительные в Р.п., разбирают написание слов, в которых дети встретили затруднение.)
6). Самостоятельная творческая работа.
-Мы сегодня с вами уже говорили, что осени посвятили свои творенья многие известные поэты, писатели, музыканты.
-Какое музыкальное произведение посвящено разным временам года?  («Времена года».)
-Кто автор?  (Чайковский.)
(Дети слушают отрывок из произведения.)
-Писали осенние пейзажи и художники. Перед вами репродукция картины Остроухова «Золотая осень». Скоро по этой картине мы будем писать сочинение. Поэтому я предлагаю записать словосочетания, которые вы сможете употребить в своем сочинении, поставив предварительно существительные в Р.п.:
цвет (небо)                                      следы (звери)
звуки (лес)                                       капли (дождь)
шелест (листва)                              краски (осень)
голоса (птицы)                                шум (ветер)
(В это время 4 ученика работают на индивидуальных досках.)
1-й ученик: к данным существительным приписать подходящие по смыслу слова, являющиеся именами существительными, стоящими в Р.п. (по теме сочинения).
2-й ученик: найти существительные в Р.п. и обозначить их  (по теме сочинения).
3-й ученик: подчеркни словосочетания, которые можно использовать в сочинении по картине Остроухова.
4-й ученик: напиши, какие бывают дожди.
(Работы проверяются всем классом.)
5. Итог урока.
-Чем же мы занимались на уроке?
-Расскажите все, что знаете о Р.п. имени существительного.
-Скажите, поможет ли вам написать сочинение по картине Остроухова работа, проведенная сегодня на уроке?
-Кто хочет рассказать об осени по этой картине?
6. Домашнее задание.