Тема : Распространение предложений дополнением. Родительный падеж ( Кого? Чего?)
Тема : Распространение предложений дополнением. Родительный падеж ( Кого? Чего?)
Цели:
-научить самостоятельно составлять словосочетания, содержащие слова в Р.п. ед.ч.;
-научить находить дополнения, выраженные им. сущ. в Родительном падеже ед. и мн. числа ;
- научить правильно согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже;
- учить находить главные и второстепенные члены предложения и правильно их выделять графически;
- развитие активного словаря на базе пословиц ;
-активизация норм грамматического построения предложений;
-развивать умение правильно подбирать окончания к словам с заданным падежом;
- развивать языковое чутьё;
- развивать логическое мышление, слуховое внимание;
- развивать внимание зрительное, пространственное восприятие
Ход занятия.
Самоопределение к деятельности.
Сравни рисунки поочерёдно(стр. 40)
Найдите положение предлогов (стр.39)
2. Постановка учебной задачи.
-Составьте словосочетания, одно из имён сущ. в Р.п. ед.ч.
Пример : пачка бумаги
неделя -дни
текст- записка
деревня- окрошка
речка- излучина
лестница- ступенька
3. Построение проекта выхода из затруднения.
а)-Послушайте предложения. Ответьте на вопрос.
- Ваня шёл впереди Пети. Кто шёл позади?
- Лес позади дома. Что впереди?
- Автобус впереди грузовика. Что позади?
- Кошка меньше собаки. Кто больше?
- Мальчик выше девочки. Кто ниже ?
-Дедушка старше бабушки. Кто моложе ?
- Дуб выше берёзы. Что ниже?
б) -Составьте предложения из данных слов. Изменяйте, где нужно, окончания имён существительных.
Из, снежинки, дети, делают, бумага
От, автомобиль, отъехал, подъезд
Дом, у, берёза, мы, сажали.
Быстрый ,волк, убежал, от, заяц.
У, щенок, был, Миша.
Гусь, вода, из, вышел, сухой.
Салат, я, капуста , из, люблю
Бочка, быки, вода, из, пили.
Лес, вышел, из, лесник.
Женя , у, ранец, новый .
4. Первичное закрепление во внешней речи.
а)Составьте словосочетания. Подбирая к словам из первого столбика нужные слова по смыслу из второго столбика. Слова во втором столбике нужно употреблять в родительном падеже.
Букет пирожки
Корзина щи
Блюдо розы
Кастрюля скрепки
Пачка яблоки
Коробка письма
Стакан перчатки
Стопка овощи
Мешок книги
б)-Прочитайте предложения, найдите ошибки в употреблении предлогов с и из. Поставьте а таблице знак плюс под номером правильного предложения; знак минус под номером неправильного предложения.
1.Бабушка приехала с деревни.
2. К нам приехали гости с Киева.
3. Шубу сняли с вешалки.
4. Зрители выходили из театра.
5. На второе подали пюре с картошкой.
6. Мама приготовила очень вкусные котлеты из рыбы.
7. Дым валит с трубы.
8. Мама пришла из магазина.
9. Дети пришли со школы.
10. Чайник сняли с плиты.
11. Саша достал книги из полки.
12. Пироги вынули с печки.
13. Пассажиры вышли из автобуса.
14.Семья возвратилась из дачи.
15. Ветер дул с моря.
16. Искупавшись, мальчик вышел с моря на берег.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
-
-
+
+
-
+
-
+
-
+
-
-
--
-
+
-
в) Закончите предложения, ответив на вопросы : Кого? Чего?
*Гусь больше ( утка)
* Верёвка крепче ( шнурок)
* Муха меньше (жук)
* Волос тоньше ( нитка)
* Горы выше ( холма)
* Ручей мельче (река)
* Солнце ярче ( луна)
* Тыква крупнее (дыня)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Составьте предложения из данных слов. Обозначьте окончания в Р.п. мн. Числа.
Даша, купили, пара, сапоги, перчатки, ботинки
Вороны, галки, стаи, осень, видим, мы, и
Садовник, Петя , дал, несколько, яблоки, сливы, груши
Стол, на, поставили, ромашки, букетикКоля, сдача, копейки, пять, получил.
Стоит , тетрадь, рубли, пять.
Улица, на, лужи, много.
Сад, в, рос, куст, розы.
6. Включение в систему знаний и повторений.
а) - Послушайте предложения, поставьте плюс , если верное высказывание, минус - если неправильное высказывание.
1) Река глубже ручья.
2) Ручей глубже реки.
3) Луна ярче солнца.
4) Солнце ярче Луны.
5) Нитка тоньше волоса.
6) Волос тоньше нитки.
7) Гусь больше утки.
8) Утка меньше гуся.
9) Верёвка слабее шнурка.
10) Шнурок крепче верёвки.
11) Зима холоднее лета.
12) Лето теплее зимы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
+
-
-
+
-
+
+
-
-
-
+
+
б)Прочитайте пословицы, запишите их. Найдите в них слова, стоящие в родительном падеже, и подчеркните их. Обозначьте окончания.
Без хозяина дом сирота.
С чужого коня посреди грязи долой.
У всякой пташки свои замашки.
Без соли , без хлеба худая беседа.
Худой мир лучше доброй ссоры.
И будь без хвоста, да не кажись кургуз.
Сокол с места, ворона на место.
Выше головы не прыгнешь.
7. Рефлексия.
15