Родительный падеж. Дательный падеж..


аУрок: русский язык. 3 класс
Тема урока: Родительный падеж. Дательный падеж..Тип урока: стандартный
Вид урока: обобщение и закрепление изученного материала
Цели: обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного;
развить мышление, речь, память, творческие способности учащихся;
воспитывать умение работать в группе.
Ход урока
Орг. Момент
Словарный диктант
Мороз, берёза, медведь, пальто, сорока, иней, ветер, облако, погода, серебро.
(Взаимопроверка, слова записаны на обратной стороне доски.)
- Какие слова вы записали? Почему они так называются?(это словарные слова, в них есть непроверяемые орфограммы.)
- Кто написал эти слова без ошибок? Кто допустил ошибки? Какой частью речи являются эти слова?
3. Работа по теме урока
- Докажите, что это имена существительные.
- Назовите постоянные признаки имени существительного.(Одушевлённость, неодушевлённость.)
- Я называю имена существительные. Если слышите одушевлённое имя существительное, то делайте хлопок в ладоши.
Снег, метель, ребята, зима, заяц, снежинка, лисица, собака.
- Какие ещё постоянные признаки имени существительного вы знаете?(Род.)
- Определите род имён существительных, которые вы записали.
(Самопроверка, учитель открывает ответы на доске.)
- Кто правильно определил род имён существительных?
- Постоянный признак имени существительного…(Склонение.)
- Что называют склонением имён существительных?
К 1-му склонению относятся имена существительные…
Ко 2-му склонению относятся имена существительные…
К 3-му склонению относятся имена существительные…
- Используя сигнальные карточки, определите склонение записанных существительных.
- Существительные, какого склонения мы не записали? (Третьего.)
- Запишите 5 существительных третьего склонения. Какое правило надо вспомнить при выполнении этого задания? Выделите орфограмму - мягкий знак после шипящих на конце существительных. Прочитайте записанные слова.
(Коллективная проверка.)
- Назовите непостоянные признаки имени существительного.( Число, падеж.)
- В форме какого числа употреблены записанные имена существительные?( В форме единственного числа.)
- Употребите эти имена существительные в форме множественного числа.
Морозы, берёзы, медведи, сороки, ветры, облака.
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их по порядку с падежными вопросами.
Как различать И.п. и В.п. неодушевлённых имён существительных?(Имя существительное в форме И.п. - главный член предложения, а в форме В.п. –
второстепенный член предложения.)
- Составьте из слов предложение и запишите его.
укрыл, пушистый, периной, снег, поляну
- Выделите грамматическую основу предложения. Определите у имён существительных в предложении падеж.
(Коллективная проверка.)
ФизминуткаТройка, тройка прилетела,Скакуны в той тройке белы,А в санях сидит царица,Белоока, белолица.Как махнула рукавом - Всё покрыла серебром.
- Разберите по составу слова поляну, периной.
(Комментируют 2 ученика.) Разберите слово периной как часть речи.
Периной - (чем?), н.ф. перина, сущ., неодуш., ж. р., 1скл., ед.ч., в Т.п., второстеп. член предл. (Ученик работает у доски, коллективная проверка.)
- У кого возникли трудности при выполнении этого задания?
- Расскажите правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Закончите фразу.В первом склонении,Помню даже во сне,В предложном и дательном Пишется… - е.
И во втором склоненииВ предложном падежеПишу я без сомнения,Окончание… - е.
А в третьем склоненииНе ошибись, смотри,В родительном, дательном,Даже в предложномВсегда пишу яОкончание… - и.
- В каком ещё склонении и падеже пишется окончание - и?( В первом склонении в Р.п.)
- На карточке вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных.
(Работа в парах, у каждого варианта карточка с ответом другого варианта, после индивидуальной работы следует взаимопроверка в парах.)
- Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?
5.Творческое задание
- Озаглавьте текст, записанный на карточке. Продолжите текст, записав несколько предложений.
(Заслушиваются варианты заголовков и заключительная часть текста.)
6. Итог урока
- О какой части речи говорили на уроке? Насколько значима эта часть речи для нас?
7. Домашнее задание
Упражнение № 49, стр. 15