Статья ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников


ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Земенкова А.М., воспитатель КГКП детского сада «Петушок» отдела образования акимата Костанайского района
Тел. 8 (702) 727-63-98; e-mail: anastasiyazem@mail.ru
Развитие творческого начала в ребенке, остается одной из актуальных задач в образовании.
В своем послании, «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», Президент Н. Назарбаев отмечает, что: «результатом обучения детей должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»[1].
На сегодняшний день одной из главных целей государства в области дошкольного образования является воспитание творческой личности.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Лук А.Н.[2], Никитин Б.П.[3], Выготский Л.С.[4], Поддъяков Н.Н.[5], Ветлугина Н.А.[6] и др. В дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощрение, любознательность, сообщая детям знания, вовлечение их в различные виды деятельности, способствует расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей, так как оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Поэтому это качество необходимо всячески развивать.
В обучении творческим способностям дошкольников, среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных организациях, особое место занимает теория решения изобретательских задач – ТРИЗ, разработка и распространение которой, связано с именем инженера - изобретателя, писателя - фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера.
ТРИЗ- это научно - практическое направление по разработке и применению эффективных методов решения творческих задач, генерированию новых идей и решений в науке, технике и других областях человеческой деятельности [7].
Идея Альтшуллера, разрабатываемая с 1946 года в ТРИЗ, нашла свое отражение в современном образовании.
В 80-е гг. возникло новое направление в образовании - ТРИЗ-педагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель. [8].
В 1987 году ассоциация ТРИЗ случайно, по недоразумению, семинар для инженерно-технических работников провела на базе детского сада в городе Находка, где дети подготовительной группы с интересом приняли участие в игре для развития творческих способностей «Маленькие человечки». Данный случай показал то, что ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии и творчества детей. Так впервые ТРИЗ нашла применение в детском саду [9]. Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к постоянному решению нестандартных задач в различных областях деятельности, все это требует определенной подготовки воспитателя, его неподдельного желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в простых вещах.
Занятия по развитию творческих способностей - это импровизация, игра, мистификация. Здесь дошкольников учат придумывать свои сказки и не одну, а ставят задачу так, чтобы каждый ребенок в группе проявил себя. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. Тризовские занятия включают использование разных нестандартных материалов.
В детском саду я проводила работу по отгадыванию загадок, она основывается конкретно на их отгадывании. Суть этой методике заключается в том, что она не дает каких-либо конкретных рекомендаций, как и каким образом их отгадывать.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. Я взяла вторую младшую группу (3-4 года), в которой проводила эту работу.
Я вывесила одну из табличек, где изображена модель составления загадки и предложила детям составить загадку про самовар. Затем я стала задавать детям наводящие вопросы: «Какой? Что бывает таким же?» Далее дети давали образные характеристики по заданным мною признакам. - Какой самовар по цвету? - Блестящий. Записываю это слово в первой строчке левой части таблицы. - Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняю вторую строчку левой части таблицы). - Какой он по форме? - круглый (заполняю третью строчку левой части таблицы). Далее я попросила детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.
Наблюдая за детьми, я заметила, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников, как бы само собой, на уровне инсайта, или путем перебора вариантов. При этом было очевидно, что большая часть детей группы, являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Правильный ответ одаренного ребенка, на конкретную загадку, очень быстро запоминается другими детьми. Я попробовала через некоторое время задать ту же самую загадку и заметила, что большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Исходя из вышесказанного, можно сделать такое заключение: «Развивая умственные способности ребенка, важно научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые».
В результате обучения детей по технологии ТРИЗ возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной.Таким образом, девизом ТРИЗ можно считать следующее высказывание: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" [10].
Литература:
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
[Лук А. Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976.]
[Никитин Б. П. «Ступеньки творчества», М. Знание, 1976]
[Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991]
[Поддъяков Н.Н. Творчество и развитие детей дошкольного возраста. Волгоград 1994]
[Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1972, стр 36]
[АльтшуллерГ. С. Творчество как точная наука. - М.: Сов.радио, 1979 стр. 15]
[Гин, С. И.Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007.Стр. 3].
[Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009 cтр 15].
[Альтшуллеp Г.С., Творчество как точная наука - М.: Советское радио, 1979].