«Игровые технологии ТРИЗ как средство развития логики и любознательности старших дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№47» комбинированного вида городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан
ОПЫТ РАБОТЫ
ДЯДЮРИНОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ МАДОУ «д/с№47» КВ
по теме: «Игровые технологии ТРИЗ как средство развития логики и любознательности старших дошкольников»
2015 год
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПЕДАГОГА
Ф.И.О. ДЯДЮРИНА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
ГОД РОЖДЕНИЯ: 16 ФЕВРАЛЯ 1976
ОБРАЗОВАНИЕ: высшее, СГПИ, 1998, воспитатель, преподаватель психологии и педагогики дошкольной
МЕСТО РАБОТЫ: МАДОУ «Д/С№47» КВ, ул. Совхозная, 27, тел.:214-636
ДОЛЖНОСТЬ: воспитатель логопедической группы
ОБЩИЙ СТАЖ: 22 года
СТАЖ В ДОУ: 10 лет
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ:
10.10.2013 «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»- 108 часов- удостоверение
Содержание
Информация об опыте…………………………………………………..………2
Технология опыта……………………………………………………………….8
Результативность опыта………………………………………………………...9
Библиографический список……………………………………………………12
Приложение к опыту…………………………………………………………...14
«Без игры нет и не может быть
Полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
Пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Условия возникновения опыта
Дошкольник по своей природе искатель, ему все интересно- вокруг так много нового и неизведанного… Именно это и послужило темой моего опыта работы с дошкольниками.
Любознательность и познавательные интересы проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.
В своей работе я использую методы и приемы ТРИЗ-технологии как инновационное средство развития логики и любознательности дошкольника.
По мониторингу, проводимого мной за годы опытнической деятельности, провела систематизацию и накопление материала по данной теме, где данные диагностического исследования позволили мне усовершенствовать и адаптировать под дошкольников развитие любознательности, речевой активности, логического мышления, социализации их к окружающему миру.
Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ- технологии в дошкольной дидактике .
Актуальность опыта
Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С. Альтшуллер).
Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Работая с дошкольниками по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у них интерес к деятельности, пробудить мотив к творчеству, выстроить логическую цепочку, обобщив то, что дано в условии игры.
Например, придумать сюжет непросто для ребенка, поэтому многие сюжеты нам подсказывают сказки, мультфильмы и пр. Важно, чтобы они были близки и понятны воспитанникам, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире информации. Мы часто играем с ребятами в путешествия: - путешествия по разным сказкам: «Жихарка», «Колобок», «Три поросенка».- путешествия на сказочном транспорте: на воздушном шаре, на ковре- самолете,- путешествия в сказочный лес, где дошкольники могут превратиться в лесных зверят и повстречаться с лесными жителям
-закончить по смыслу предложение или запомнить последовательность вещей и действий
В настоящее время от воспитателя требуется развитие у воспитанников индивидуальных способностей, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные особенности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность воспитуемых, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка.
Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Для дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Воспитанники легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, так как игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Возникновение данного опыта не случайно. Он имеет практическую основу. Повышение качества знаний воспитанников не возможно без ознакомления с окружающей действительностью, большое значение имеют активизация мыслительных процессов и любознательности.
В связи с этим мною сформулирована проблема: «Любознательность и познавательные интересы заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения», цель которого – развитие гармоничной, любознательной, физически здоровой личности, способной к умозаключению, логике, анализу в сложившихся обстоятельствах.
Исходя из этого я сформулировала тему своей работы: «Игровые технологии ТРИЗ как средство развития логики и любознательности старших дошкольников»
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие дошкольника. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
Ведущие педагогические идеи
На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Познавая мир, дошкольники стремятся все пощупать, изучить и по возможности разобрать. Они буквально заваливают взрослых бесконечными вопросами. Не случайно этот возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания любознательности. Умение наблюдать, сосредоточенно, внимательно слушать, рассматривать обязательно потребуются ребенку в любой деятельности, без них невозможно обучение в школе.
В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова любознательность определяется как «стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления». Другими словами, любознательный человек имеет развитые познавательные интересы, стремится к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовлетворение. Жажда новых знаний играет важную роль в жизни каждого, особенно ребенка. Она состоит в следующем.
Во-первых, наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него "включается" внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда ее запоминает. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе учеба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи, с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Другими словами, любознательность - источник позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание. Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей, хороших профессионалов и иноваторов во всех профессиональных областях.
Во-вторых, любознательность, побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий.
В-третьих, основу любознательности составляют эмоции радости, интереса и удивления. Таким образом, жизнь человека получает еще один источник позитивных эмоций, она воспринимается как более интересная, увлекательная, яркая.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется дошкольниками для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. П.П.Блонский подчеркивал: «Мышление – та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей». Дошкольники начинают ставить перед собой познавательные задачи, ищут объяснения замеченным явлениям. Они прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. В работах отечественных педагогов: Г.М.Ляминой, А.П.Усовой, Е.А.Панько говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они могли бы сами обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их свойства и различия.
Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека ещё от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкинг, В.А. Крутецкий, В. С. Юркевич, Д. Е. Берлайн, Г. И. Щукина, Н.И. Рейнвальд, А. И. Крупнов и др.
На сущность любознательности имеются различные взгляды: ее рассматривают то как особую форму познавательной активности (С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, М.Ф. Беляев, А.А. Абдуллаев), то как ступень формирования познавательных интересов (И.И. Цветков, И.М. Подберезин, М.Ф. Морозов и др.).
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.И. Божович, А.В. Запорожец и др. придают большое значение потребности в ориентировке, в получении новых впечатлении, в пробуждении любознательности, которая является одной из побудительных сил умственного развития ребенка.
Как показал И.П. Павлов, ориентировочный рефлекс является врожденным; под влиянием деятельности ребенка, его воспитания и условий жизни он может развиваться и превращаться в условный ориентировочно-исследовательский рефлекс и в ориентировочную деятельность (Л.И. Божович, А.В. Запорожец).
Существенной основой в развитии любознательности служат приобретаемые ребенком элементарные сенсорные навыки – умение слушать, наблюдать и т. д. Без целенаправленного восприятия, требующего наличия этих навыков, невозможно развитие любознательности (А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская).
Н.Г. Морозова, считает, что любознательность, как общая недифференцированная познавательная направленность личности ребенка, может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность; временная периодическая, но систематически возникающая и положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности; любознательность позволяем ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности, на основе ее формируется дифференцированный интерес.
Вместе с тем сравнительный анализ работ отдельных авторов позволяет нам выделить ряд общих особенностей любознательности.
Любознательность характеризуется познавательной ретенцией и эмоциональной окрашенностью. Однако любознательность в отличие от интереса не имеет четкой направленности на определенный объект. Любознательность мало дифференцирована, диффузна.
Не менее существенной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Как форма активности любознательность мобилизует все психические процессы, следовательно, ее можно считать своеобразным психическим состоянием, повышающим уровень деятельности сознания. Можно считать любознательность устойчивым субъективным состоянием, которое вызывается и поддерживается определенными объективными условиями, ее развитие и воспитание также предполагает особым образов организационную деятельность самого ребенка.
Успешность формирования и уровень развития любознательности зависят как от всех этих объективных условий, так и от возрастных и индивидуальных особенностей детей, сформированных к данному периоду.
Как показали исследования Н.Г. Морозовой, А.К. Абдуллаевой, Э.К. Гульянц и других, критериями уровня развития любознательности и форм её проявления являются, во-первых, детские вопросы; они свидетельствуют о диапазоне и аспектах любознательности детей, о стремлении глубже познать предметы окружающего мира и уловить хотя бы элементарную зависимость между ними; во- вторых – стремление длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений; в -третьих – эмоционально- познавательная активность детей выявляется в беседах детей, в обсуждении увиденного и наблюдаемого.
Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы», мне хотелось, что бы впечатления детства у детей, любовь к родному городу стали истоками любознательности, познавательного интереса.
В течение ранних периодов развития, включая период дошкольного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития. Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.
Любознательность можно воспитать, если взрослый активно поддерживает ситуационно проявляемые самим дошкольником эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания чего-то. Например, если ребенок разбирает игрушечную машинку, желая узнать, почему она едет, важно присоединиться, разделить и поддержать его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы. Если дошкольник после наводящих вопросов взрослого не догадался сам, можно в качестве подсказки высказать собственные мысли по этому поводу. Интерес к исследованию ребенка продемонстрирует ему, что взрослый разделяет и вместе с ним радуется новым открытиям. Такая реакция заложит первый кирпичик в формирование любознательности как личностной черты.
Длительность работы над опытом.
Работа по данной теме охватывает период с 2011 по 2015 год
Диапазон опыта
В своей работе я применяла варианты дидактической игры «Логический поезд» для развития любознательности, речевой активности, творчества, сочетала традиционные и нестандартные методы воспитания и обучения дошкольников.
Теоретическая база опыта
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Путем бесконечных вопросов и исследований ребенок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать. Во многом от взрослого зависит, будут ли познавательные интересы ребенка крепнуть и развиваться или останутся незамеченными.
Основной формой учебного процесса раньше было занятие, теперь в условиях реализации ФГОС оно поменялось на непосредственную организованную деятельность, т.е. урочной формы занятия уже нет, в данном случае ребенок может выбрать занятие по интересам, взрослый только направляет и помогает осознать и сделать правильные умозаключения по проделанной работе. Данная новизна в обучении позволяет разнообразить познавательную активность, решение логических задач, выдвижение разнообразных гипотез, нахождение неординарных решений и прочее.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в использовании вариативности дидактической игры «Логический поезд», нацеленной на развитие логического мышления, познавательных процессов на современном уровне.
Применение ТРИЗовских методов и приемов позволило плотно подойти к данной проблеме – развитие любознательности, был создан перспективный план на два возраста (старший, подготовительный). Данное планирование подразумевает в себе полное раскрытие любознательности, логики, а так же самостоятельных умозаключений.
Технология опыта
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления, любознательности, путем применения методов и приемов ТРИЗ на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления. Следовательно, складываются определенные противоречия:
между потребностью современного общества к созданию всесторонне развитой личности и использованием системы развития логического мышления у дошкольников, как одного из важных компонентов, определяющих степень формирования целостной личности;
между необходимостью развития операций логического мышления у дошкольников и недостаточным количеством и внедрением в повседневную практику программ, технологий, методических приемов, способствующих развитию логического мышления у старших дошкольников.
Таким образом, цель моего опыта: теоретически обосновать и выявить влияние развивающих игр на развитие логики и любознательности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Разработать систему использования вариантов игры «Логический поезд» с использованием ТРИЗ, развивающую логику, творчество и любознательности детей старшего дошкольного возраста.
3.Провести анализ эффективности проделанной работы.
Обязательным условием работы было: целенаправленно вести развитие мыслительных и творческих способностей старших дошкольников в играх, в игровых ситуациях на НОД, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх. Роль этих технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря им ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?
Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.
Во-вторых, дошкольники при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.
В-третьих, они самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.
В процессе выполнения заданий воспитанники учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы.
Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное здесь не только самому задавать вопросы, но научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ.
Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
И, хотя линия на развитие логики и любознательности дошкольников достаточно прослеживается в пособиях, в них немало упражнений, направленных на развитие системы познавательных действий и операций, однако моя многолетняя педагогическая практика показала, что необходимы дополнительные задания, требующие применения знаний в новых условиях. И для этого я решила апробировать на логической игре все известные методы и приемы ТРИЗ.
Основываясь на вышеназванных теоретических положениях о развитии мышления детей, было проведено исследование по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для этой цели было проведено:
1. Диагностирование воспитанников – сводная таблица за весь период апробации опыта (Таблица 1)
2. планирование использование методов ТРИЗ на два возраста
3. Разработка вариантов игры «Логический поезд»
4. Использование игры как метод ТРИЗ в НОД
Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества, любознательности, развитие речевых конструкций с помощью развивающей игры «Логический поезд».
Задачами данного этапа я определила:
1. Разнообразить систему использования игры, развивающих вышеупомянутые качества детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать конспекты НОД; проблемных ситуаций, с использованием ТРИЗ, 5. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей.
На третьем (заключительном этапе) проведенная диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы о чем свидетельствуют сравнительные графики.
Таким образом, игра - форма познавательной деятельности, способствующая развитию логики, любознательности, мыслительных операций и укреплению интереса к полученным знаниям, повышение активности в учебном процессе, что благотворно сказывается на дальнейшей детской деятельности.
Сегодня можно сделать вывод, что в результате моей работы у меня выработалась своя система обучения, обеспечивающая высокую эффективность для получения знаний. Я добиваюсь этого с помощью применения различных методов и приемов работы через ТРИЗ, отбирая более оптимальные для каждого НОД: работа по карточкам, с дидактическим материалом, схемами-моделями, логические диктанты, проблемные ситуации, игровые упражнения.
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие дошкольников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, логика, любознательность, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Считаю, что данная тема опыта актуальна.
Библиографический список
«Творческие задания в работе с дошкольниками» /под редакцией Т.А.Сидорчук/, г. Челябинск, 2000г.
Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
Альтхауз Д., Дум Э.Цвет- Форма- Количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста- М.:Просвещение, 1984.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).
Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997.
Брушлинский А.В. и др. Мышление и общение. - Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990.
Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления.- М.: Знания, 1994.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М., 1956.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
Гин А.А. «Да и Нет не говорите», Педагогика +ТРИЗ, г. Гомель, 1997, вып.2
Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в д/с», г.
Гин С.И. «Мир фантазии», М., 2000 г.
Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра- М.: Просвещение, 1991.
Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера –М.:Педагогика,1969.
Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С.28.
Журналы «Дошкольное воспитание в д/с» №, 5,6-89; 1,2,3,4,5-90; 4-93;1-94; 5-96; 11-97; 5,9-98; 8-98.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.
Как стать Аристотелем: Практическое руководство по развитию логического мышления детей / Беляев В.Я. и др.; Отв. ред. А.Ф. Замалеев СПб.: СПбГУ, 1999. - 319 с.
Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Речь, 2003.
Коноваленко С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. – М.: Гном и Д, 2003.
Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.:- АСТ-ПРЕСС, 1999.-240с.
Копытов, Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.- АСТ- ПРЕСС, 1999.-240с.
Корзун А.В. «Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками», г. Минск, 2000 г.
Лурия А.Р. Язык и мышление.-М., 1979.
Показатель Уровень Май
2011 Январь
2012 Май
2013 Январь
2014 Май 2015
Логический поезд Высокий 4-33% 5-42% 7-58% 9-75% 11-92%
Средний 5-42% 5-42% 5-42% 2-16% 1-8%
Низкий 3-25% 2 -16% - 1-8% -
ИТОГО В-7-58% С-2-16% Н-3-26%
Что на что похоже Высокий 4-33% 5-42% 6-50% 7-58% 10-84%
Средний 5-42% 4-33% 6-50% 5-42% 2-16%
Низкий 3-25% 3-25% - - -
ИТОГО В-6-50% С-4-33% Н-2-17%
Парные картинки Высокий 5-42% 6-50% 7-58% 7-58% 9-75%
Средний 5-42% 5-42% 5-42% 5-42% 3-25%
Низкий 2-16% 1-8% - - -
ИТОГО В-7-58% С-5-42% Н-
Дама сдавала в багаж Высокий 4-33% 5-42% 6-50% 8-67% 10-84%
Средний 3-25% 3-25% 4-33% 2-16% 2-16%
Низкий 5-42% 4-33% 2-16% 2-16% -
ИТОГО В-7-58% С-3-25% Н-2-16%
Длинная история Высокий 5-42% 5-42% 6-50% 8-67% 10-84%
Средний 3-25% 4-33% 6-50% 4-33% 2-16%
Низкий 4-33% 3-25% - - -
ИТОГО В-6-50% С-5-42% Н-1-8%
Кто поедет на Алтай Высокий 4-33% 4-33% 6-50% 7-58% 9-75%
Средний 4-33% 5-42% 5-42% 5-42% 3-25%
Низкий 4-33% 3-25% 1-8% - -
ИТОГО В-7-58% С-4-33% Н-1-8%
Обобщающие слова Высокий 6-50% 6-50% 8-67% 9-75% 11-92%
Средний 5-42% 6-50% 3-25% 3-25% 1-8%
Низкий 1-8% - 1-8% - -
ИТОГО В-8-67% С-3-25% Н-1-8%
4 лишний Высокий 7-58% 8-67% 10-84% 11-92% 12-100%
Средний 5 4-33% 2-16% 1-8% -
Низкий - - - - -
ИТОГО В-10-84% С-2-16% Н-
Дорисовать начатое Высокий 4-33% 5-42% 6-50% 7-58% 9-75%
Средний 5-42% 5-42% 6-60% 5-42% 2-26%
Низкий 3-25% 2 - - 1-8%
ИТОГО В-6-50% С-5-42% Н-1-8%
Логическая цепочка Высокий 4-33% 6-50% 8-67% 10-84% 12-100%
Средний 6-50% 5-42% 3-25% 1-8% -
Низкий 2-16% 1-8% 1-8% 1-8% -
ИТОГО В-8-67% С-3-25% 1-8%
Настоящее-прошлое Высокий 4-33% 6-50% 8-67% 10-84% 10-84%
Средний 5-42% 4-33% 3-25% 1-8% 2-16%
Низкий 3-25% 2-16% 1-8% 1-8% -
ИТОГО В-8-67% С-3-25% Н-1-8%
Антонимы Высокий 5-42% 6-50% 8-67% 9-75% 9-75%
Средний 5-42% 5-42% 4-33% 3-25% 3-25%
Низкий 2-16% 2-16% - - -
ИТОГО В-8-67% 4-33% Н-