Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию восприятия темпа речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Тема: «Торопыжка и Уволень»
Цель: создание условия для развития восприятия темпа речи
Задачи: создать условия для формирования представления о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно"). Формировать умение соотносить темп движений и темп речи. Создать условия для развития умения воспринимать информацию на слух; память и внимание; интонационную выразительность речи; зрительно-пространственную ориентацию, воображение.
Материалы и оборудования: изображения Торопыжки и Увальня, маски цыплят.
Ход:
Логопед вновь предлагает детям путешествие в королевство выразительной речи. Там их встречают Торопыжка и Увалень.
- Торопыжка всегда говорит очень быстро, а Увалень медленно.
Логопед предлагает определить, когда говорит Торопыжка, когда Увалень, обосновать свой ответ.
(первая часть диалога читается быстро, вторая медленно)
Эй, кузнец-молодец!
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
Отчего не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два - и готово!
Логопед предлагает детям помочь понять Торопыжке и Увальню когда надо говорить быстро, а когда медленно.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели
(в медленном темпе),
А потом кругом, кругом
(в быстром темпе),
Все бегом, бегом, бегом.
Торопыжка и Увалень предлагают поиграть
Игра «Курочка и цыплята»
Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
(медленный темп)
А за ней ребята -
Желтые цыплята
(быстрый темп).
Торопыжке и Увольню очень понравилось с нами играть, мы обязательно еще раз зайдем к ним в гости, а теперь нам пора возвращаться в группу.
Кого мы встретили сегодня в Королевстве выразительной речи? Как говорит Торопыжка, а Уволень?
Мы с вами тоже можем говорить быстро и медленно. Когда мы говорим быстро? (когда торопимся) А когда медленно? (когда что то объясняем)
Говорить можно не только быстро и медленно, но так же и в умеренном темпе. В спокойном, умеренном темпе мы говорим, когда разговариваем друг с другом.