Система классных часов по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних «Жизнь в многоликом мире»….»












Система классных часов по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних
«Жизнь в многоликом мире».»



Автор:
Грачева Наталия Евгеньевна,
МБОУ «Гимназия»
классный руководитель,
учитель истории и обществознания,
стаж работы 20 лет
Контактный телефон:
8(83147)4-03-73








Арзамас
2015





Пояснительная записка

В настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Вышеперечисленные факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, начинают появляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через экстремизм и терроризм.
В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако именно подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме.   Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных молодежных групп и объединений, среди которых особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности.
Поэтому в образовательном учреждении  особую актуальность приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизма. Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия «экстремизм». Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов. Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Таким образом, актуальность проблемы экстремизма в молодежной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьезные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. С учетом вышеизложенного, можно утверждать, что исследование проблемы группового экстремизма в молодежной среде в настоящее время приобрело особенно значимый и неотложный характер.
В 2014-2015 учебном году МБОУ «Гимназия» работа по профилактике экстремизма выстраивалась следующим образом:
общешкольные мероприятия для учащихся:
1-11 классы - школьный этап областного исследовательского конкурса «Моя семья в истории страны»: номинация «Моя родословная», в рамках которого учащиеся знакомят своих сверстников с историей семьи, с её истоками в виде рассказов, презентаций;
1-4 классы - мероприятие «Добро и зло или твой нравственный выбор» в рамках общешкольной Недели Добра;
5-8 классы - мероприятия «Формирование гражданского самосознания молодежи», «Что такое толерантность?»;
9-11 классы - мероприятия «Профилактика экстремистских настроений среди молодежи», «Формирование основ толерантного сознания».
работа с родителями:
5-11 классы - общешкольное родительское собрание «Россия – многонациональное государство. Национальная политика современной России»;
1-11 классы – классные родительские собрания по данной тематике.

Данная методическая разработка представляет опыт работы классного руководителя по формированию основных ценностных установок, а именно формирование толерантной личности. Классные часы данной тематики является средством развития личности подростка, а также одной из форм профилактической работы классного руководителя по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних.
Автор использует в своей педагогической деятельности активные формы организации деятельности учащихся. Дебаты (дискуссии, прения, обмен мнениями) как форма организации деятельности учащихся, особенно уместны в подростковом возрасте, так как дают возможность удовлетворить сразу несколько актуальных (порой противоречивых) потребностей подростков:
- духовных (в новых знаниях об окружающем мире);
- личностных (в самовыражении, самореализации, т.е. в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной и творческой личности);
- престижных (в признании и уважении со стороны других людей);
- социальных (в общении и сотрудничестве с другими людьми, в принадлежности к определённому кругу людей, своему обществу, стране).
Возрастная категория – учащиеся 8-9 классов.

Классный час на тему: «Патриотизм без экстремизма»
Форма проведения: дискуссия
Участники: учащиеся 9 класса
Оборудование и оформление: ПК, мультимедийный проектор, экран; раздаточный материал (тексты)
Воспитательные цели: дать представление о явлении экстремизма на примере движения скинхедов и фашизма; его причинах и негативных последствиях; дать представление о патриотизме и о поступках, в которых он проявляется; формировать уважительное отношение к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности.
Воспитательные задачи:
привести пример патриотизма;
рассказать о понятии «патриотизм»;
привести пример экстремизма;
рассказать о понятии «экстремизм»;
рассмотреть действия экстремизма, на примере скинхедов и фашизма;
сравнивая два понятия, подвести итог.
Подготовительная работа:
Информирование учащихся о предстоящем мероприятии;
Поиск материала и видеоматериала;
Создание презентации;

План мероприятия:
Организационный момент (2 минуты). Вступительное слово классного руководителя - (3 минуты);
Основная часть (20 – 35 минут);
Заключительная часть (5 минут).


Ход классного часа:

Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя:
- Добрый день. Я рада приветствовать Вас сегодня на нашем мероприятии (визуальная оценка количества присутствующих).
Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию и процветанию нашей Родины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются. Сегодня на классном часе речь пойдет о «патриотизме» и «экстремизме». В чем разница?
Основная часть
У учащихся на партах находятся тексты для работы. Это примеры патриотического отношения к своей Родине (Приложение 1).
Классный руководитель читает текст вслух.
- Это самый яркий пример патриотизма. Это желание помочь своей стране в экстремальных условиях, в мучениях и под угрозой смерти. Это великий подвиг великого русского духа.
- Так что же такое патриотизм? (Выслушивание мнений учащихся). Из Ваших ответов мы определили, что патриотизм особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям. Это любовь к своей стране.
Если отталкиваться от научного определения, то патриотизм это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Современный толковый словарь русского языка).
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания.
К сожалению, без черного, белого не существует И черное это – экстремизм.
Учащиеся обращают внимание на материалы Приложения 2. Классный руководитель зачитывает примеры экстремизма из жизни современного российского общества.
- Корни этих двух явлений одинаковы, это любовь к родине. Но в случае патриотизма этот корень есть основа всего. Из этого корня растет прекрасное, крепкое дерево равновесие, которого не в силах нарушить ни что, даже пытки фашистской Германии. В случае экстремизма, этот корень прорастает в тоненький стебелек, после чего высыхает вовсе.
Под экстремизмом, как правило, понимаются взгляды, учения или системы ценностей, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс ценностей и при этом выступающие за насильственную смену ценностного комплекса в обществе (Современный толковый словарь русского языка). Взгляды и учения эти могут быть политические, социальные (культурные), религиозные. Экстремизм определяется как приверженность к крайним взглядам и мерам (Большая Советская Энциклопедия).
Главная цель экстремизма - привлечь как можно больше единомышленников. Где это можно сделать в современном информационном обществе? Конечно в сети Интернет.
Экстремизм в Интернете – это, в первую очередь, пропаганда. Пропагандируется комплекс целей и ценностей, которые исповедуют экстремисты, доказывается их «прогрессивность» и «неизбежность». Даются «советы» и «консультации» насчет повседневной жизни – что следует делать, а чего не следует, и как «правильное» делать правильно. Далее следует призыв «присоединяться» и участвовать в «борьбе» - в той или иной форме.
- Я Вас приглашаю поучаствовать в дискуссии и обсудить некоторые вопросы, ответы на которые помогут нам понять, в чем разница между понятиями «патриотизм» и «экстремизм».
Вопросы для обсуждения:
1. Почему возникает тенденция пренебрежительно относиться к определенным группам людей?
2. Чем могут отличаться от нас некоторые группы людей
3. Почему существуют различия национальные, расовые, религиозные?
4. Являются ли национальная или расовая принадлежность и культурные (религиозные) обычаи страны заслугой человека? Почему?
Классный руководитель: Таким образом, подводя итог нашему разговору, можно сделать следующий вывод: человек не выбирал и не создавал свою нацию, расу и или религию; принадлежность к нации или расе не определяет качество духовной жизни человека. Человек может отличаться от нас по одному или нескольким признакам, он может иметь отличные от нас привычки и обычаи, но ценность человека составляет лишь качество его жизни, объем блага, которое он несет другим.
- У экстремистов другое мнение, они часто пропагандируют идеи национального превосходства, такие как национализм или фашизм.
После распада Советского Союза в России к середине 90-х годов скинхеды (сторонники идей фашизма) вдруг сразу становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением, и сегодня в России их насчитывается 65-70 тысяч человек, группировки скинхедов существуют в 85 российских городах. Для сравнения: во всех остальных странах мира существует около 70 тысяч скинхедов. В России, практически, все скинхеды являлись националистами, причем, весьма агрессивными. Почему это произошло?
Одной из причин того, что многие даже вполне нормальные молодые люди стали скинхедами, является то, что в начале 90-х годов у них, практически, не было возможности стать частью какой-либо молодежной группы, имевшей патриотическую идеологию. А ведь это чрезвычайно важно для молодых людей, находящихся в поисках цели жизни и своего предназначения, настроенных на служение интересам Родины. А подхватить это вдохновение оказалось на тот момент практически некому, кроме экстремистов.
Неслучайно значительную массу движения скинхедов составляют подростки, твердо верящие в то, что таким образом они служат Родине. Идеология скинхедов двинулась дальше. На устах экстремизма появилось новое понятие – неофашизм, то есть возрождение фашизма.
Фашизм – форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия, а также систему массового террора, широко использующую национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия (Политический словарь).
В связи с реформами образования того времени, молодые люди из группировок скинхедов, не достаточно хорошо понимали что такое фашизм, так как в школьных программах по истории сократили время на изучение темы « Великая Отечественная Война».
Экстремисты пропагандировали чистоту русской нации. И для этого необходимо было искоренить всякого, кто не являлся русским, православным или не имел славянской внешности. Так начались безжалостные побоища, в которых жертвами выступали все перечисленные выше. Рынки, вокзалы, и прочие места скопления людей неславянской внешности были растоптаны толпами подростков, которые слепо выступали за чистоту расы.
- А теперь давайте зададимся вопросом: можно ли считать эти действия проявлением любви к Родине? А как насчет самой Родины: гордится ли она этими поступками? Награждают ли руководители страны скинхедов и идеологов экстремизма за особые достижения в деле служения интересам Родины? (элемент дискуссии, выслушиваются мнения учащихся)
Классный руководитель: Вы правы. Конечно же, нет. Именно поэтому экстремизм не является выражением патриотизма и любви к Родине. Страна стыдится экстремизма. Народ, в стране которого царит разгул экстремизма, не может жить в спокойствии, потому что жизнь любого человека здесь находится под угрозой.
Патриотами же называют людей, проявивших зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование. В этом проявляется настоящий патриотизм. Родина – это все люди, которые живут в моей стране, и никто не должен приноситься в жертву ради счастья и благоденствия одной группы людей, не важно – представляет она большинство населения или нет.
Бессмертным доказательством этому служит тот самый подвиг советской партизанки – Зои Космодемьянской.
3. Заключительная часть
Классный руководитель: Я благодарю всех тех, кто сегодня активно участвовал в обсуждении проблемы «патриотизм – экстремизм?» Я надеюсь, что вы вынесли самое главное из нашего разговора, а именно, то, что нужно быть хорошим человеком, и любить не только своих родных, но и всех окружающих, уважать их взгляды и мнения.
Патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям. Поэтому, настоящий патриот никогда не станет экстремистом.







Классный час «ДЕБАТЫ «ЗА» И «ПРОТИВ»

Форма: дебаты
Участники: учащиеся 10 класса
Цель классного часа - профилактика экстремизма и ксенофобии
Задачи:
1. формирование толерантного восприятия окружающего мира;
2. формирование навыков общения и позитивных эмоциональных отношений
Ожидаемые результаты:
учащиеся:
- узнают значение слов «экстремизм», «радикальный», «экстремальный»;
- определят свое отношение к экстремизму и ксенофобии как недопустимым способам демонстрации своего отношения к окружающему миру, другим людям;
- у учащихся возникнет потребность научиться выражать свои чувства, высказывать свои мысли и демонстрировать свое отношение к окружающему миру социально приемлемыми способами, что будет способствовать формированию толерантного восприятия окружающего мира.
Формы работы: групповая и коллективная.
Рабочий (раздаточный) материал:
- листы с определением основных разбираемых понятий;
- листы задания с карточками для групповой работы;
- таблички с изображением смайликов (условных изображений лица человека) - веселого, грустного, безразличного.
Рекомендации к проведению классного часа:
Для стимулирования активной работы, необходимо в начале мероприятия обсудить с учащимися условия участия в разговоре:
- взаимоуважение (слушать друг друга, не перебивать, не критиковать, уважать чужое мнение);
- активность (нельзя сидеть и просто слушать, не участвуя в обсуждении, не высказывая свои мнения и отношения к обсуждаемым вопросам).
Классный руководитель должен отслеживать соблюдение данных правил во время дебатов, прерывать попытки учащихся детей критиковать, осуждать, оценивать друг друга, обращая их внимание на принятые ранее правила.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент:

Учащиеся приглашаются в учебный класс, классный руководитель просит занять места в кругу (в зоне коллективной работы). Затем он напоминает правила участия в дебатах.

2. Подготовительный этап:
Классный руководитель: Сегодня мы с вами будем обсуждать следующие вопросы:
Кто такие экстремисты и чем они отличаются от экстремалов. Что общего в этих двух понятиях.
Хорошо или плохо быть экстремистом?
Классный руководитель: Наш круг мы поделим на три условные зоны:
1. зона противников экстремизма
2. зона сторонников
3. зона сомневающихся
Вам необходимо подумать и решить, поддерживаете ли вы экстремистов, осуждаете, или еще не определились в своем отношении к ним? Пожалуйста, пересядьте в соответствии с занимаемой вами на данный момент позицией (учащиеся занимают места согласно своему выбору).
Сегодня, возможно, в ходе обсуждения у вас изменится отношение к данному вопросу, и тогда вы можете, не спрашивая разрешения, пересесть в ту часть круга, которая соответствует вашей новой позиции. В течение классного часа вы имеете право пересаживаться столько раз, сколько раз у вас будет меняться отношение к обсуждаемому вопросу. Это ваше право и оно обсуждению и осуждению не подлежит!
Классный руководитель подсчитывает количество сторонников разных позиций и записывает результаты на доске.

3. Этап обсуждения:
Классный руководитель: Сейчас время работы в большом круге. Сторонники разных позиций, пожалуйста, обоснуйте свой выбор (выслушиваются мнения участников).
Классный руководитель задает следующие вопросы и выслушивает мнения всех участников:
Что вы знаете об экстремизме?
Как вы думаете, что значит слово «экстремист»,
Чем отличается экстремист от экстремала и что у них общего?

После выслушивания мнений участников дебатов, классный руководитель раздает листы с определением понятий (Приложение 1) и предлагает каждому лично оценить по десятибалльной шкале, насколько точно было его представление о данных понятиях ранее (при условии, что 1 балл соответствует полному несоответствию). Желающие могут огласить результаты самооценки.
Классный руководитель: Изменилось ли ваше представление и отношение к разбираемым понятиям? Если да, то я напоминаю, что вы можете поменять свое место в круге, выбрав соответствующий сектор.
Классный руководитель проводит повторный подсчет сторонников разных позиций и записывает результаты на доске ниже ранее записанных.
Классный руководитель: Слова «Экстремал» и «Экстремист» имеют один и тот же корень, от латинского слова «Extremus»- что означает «крайний».Как вы думаете, какое значение имеет слово «крайний» в русском языке? (выслушиваются мнения учащихся).
Классный руководитель: Предлагаю переместиться в зону групповой работы, разбившись на группы по 4-6 человек и занять места за столами. Вам сейчас предстоит работа в группе. Ваша цель выполнить как можно быстрее задание соотнести фразеологизмы и устойчивые сочетания с их значением (на каждую группу раздается комплект карточек с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями; лист с определениями различных значений слова «крайний» - Приложение 2). По окончании выполнения задания, представитель от каждой группы зачитывают результаты работы.
Классный руководитель: Когда мы говорим об экстремизме, то имеем ввиду слово «крайний» в каком значении? (дети зачитывают последнее определение - радикальный (лат. radix корень) - коренным образом изменяющий что-то существующее, сторонник решительных мер, действий, программ в вопросах преобразования общества).
Классный руководитель: Экстремист, радикальный человек, радикал. Это слова-синонимы. Предлагаю вернуться в зону коллективной работы для продолжения обсуждения. Если ваше отношение к разбираемому понятию изменилось, можете изменить свое место в круге, заняв соответствующий сектор (когда подростки займут свои места, классный руководитель проводит повторный подсчет сторонников разных позиций и записывает результаты на доске, ниже ранее записанных).
Классный руководитель раздает листы (Приложение 3).
Классный руководитель: Быть экстремистом, быть радикальным человеком, значит:
- отрицать всякое инакомыслие,
- пытаться жестко утвердить свою систему взглядов,
- требовать от своих сторонников слепого повиновения.
Приведите, пожалуйста, примеры из личного социального опыта, исторические факты, показывающие экстремистскую деятельность людей (выслушиваются примеры учащихся).
(Классный руководитель может дополнить примеры учащихся, напомнив о крестовых походах в средние века)
Классный руководитель: Как вы думаете, какие действия считаются экстремистскими с точки зрения закона? (зачитывается Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности") (Приложение 5).
Классный руководитель предлагает учащимся в очередной раз определить, изменилось ли отношение к разбираемым понятиям? Если да, то напоминает, что участники диспута могут поменять свое место в круге, выбрав соответствующий сектор. Далее проводится повторный подсчет сторонников разных позиций и записывает результаты на доске ниже ранее записанных.
Классный руководитель: Как вы думаете, какие виды экстремизма выделяют ученые? По отношению к чему (кому) могут быть направлены экстремистские действия? (выслушиваются мнения учащихся).
Классный руководитель раздает листы (Приложение 4), предлагая учащимся зачитать определяемые виды экстремизма и привести примеры из жизни, исторические факты по каждому виду экстремизма (выслушиваются примеры учащихся).
Классный руководитель: Если ваше отношение к разбираемому понятию изменилось, можете поменять свое место в круге, заняв соответствующий сектор.

4. Подведение итогов.
Классный руководитель: Наши дебаты подходят к концу, и я предлагаю участникам разных секторов круга обосновать свою позицию и аргументировать свой выбор (выслушиваются мнения учащихся).




5. Этап рефлексии
Классный руководитель: Я прошу всех участников поделиться своими впечатлениями, высказать, что узнали нового, что было для вас полезным, какие трудности испытали во время обсуждения данной проблемы (выслушиваются мнения учащихся).
Классный руководитель благодарит учащихся за работу, активность, открытость.



























Мониторинг «Толерантность – культура мира и общения»

Главным средством получения разнообразной социально-психологической информации являются опросные методики.
С целью изучения толерантности современных подростков обучающихся и выявления проблем в данной области, классным руководителем было разработано и проведено мониторинговое исследование. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия» города Арзамаса Нижегородской области. Объектом исследования стали обучающиеся 9-11 классов, всего 146 человек.
Цель мониторинга – определить наличие толерантного мышления у учащихся старших классов, их позицию в отношении возможных вариантов прекращения насилия на национальной почве; определить степень терпимости обследуемых.
В работе были использованы две методики:
1. Тест «Насколько вы толерантны?»
2. Опросник «Мы разные, но мы нужны друг другу».

Тест «Насколько вы толерантны?» был опробован на 90 учащихся гимназии, все желающие были ознакомлены с его результатами.
Вот некоторые результаты:
24,4% респондентов расстраиваются, если интересную идею, возникшую у них, не поддержали, а 75,6 % опрошенных – нет;
67,7% респондентов спокойно воспринимают неприятную для них новость, а 32,3% – нет;
77,8% респондентов, общаясь с людьми, не ставят во главу угла различия в социальном положении, находят общий язык с людьми иных обычаев и нравов, другого возраста и положения.

По второй методике было опрошено: 146 человека, в числе опрошенных 88 девушек и 58 юношей.
Результаты опроса «Мы разные, но мы нужны друг другу», свидетельствуют о том, что:
– большинство респондентов, а именно 83,8% имеют друзей другой национальности, у 16,2 % таких друзей нет;
– 39,4% респондентов хорошо относятся к людям другой национальности, еще 50,8% об этом даже не задумывались, не видят разницы, общаясь с людьми; а вот 0,8% испытуемых ответили, что ненавидят людей другой национальности;
– 25,8% респондентов считают, что в городе существуют проблемы межнациональных отношений, 74,2 % таких проблем не видят;
– половина респондентов полагают, что остановить насилие на национальной почве возможно, если развивать культуру межнационального общения; воспитывать толерантность в учебных заведениях предлагают 18,2%, изучать обычаи и традиции представителей других национальностей – 12,1%; значительная часть опрошенных (19%) считают, что следует ужесточить наказание за разжигание межнациональной розни;
– 50% учащихся проявили интерес к предложенной теме; 9,8% эта тема неинтересна; 40,2% ответили, что им все равно.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что большинство учащихся старших классов МБОУ «Гимназия» осознают сложность и неоднозначность такого явления нашей действительности как межнациональные отношения и самостоятельно вырабатывают собственную позицию по отношению к ним. При этом разброс мнений и взглядов по предложенным опросам достаточно велик.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время толерантность – это не уступка, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Сколько бы ни была дорога нам память о своих национальных корнях, важно понимать другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей. Тем более, что у разных народов больше общих черт, чем различий, и наша общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира. Именно своеобразие культуры разных народов служит источником духовного богатства всего человечества, многообразия мировой культуры.

Прежде всего, через культуру мы связаны со своей нацией. Как заметил русский философ С.Н.Булгаков, «чтобы познать себя в национальном смысле, не нужно заглядывать себе за пазуху или рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное творчество».
Нам нужно учиться жить в согласии в этом огромном многообразном мире. Человеколюбие – главная ценность современного общества. Лишь только добротой, терпением и пониманием других мы будем жить в мире.













«Мы должны все время еще и еще раз предупреждать об опасности; мы можем и должны всеми силами добиваться того, чтобы народы мира, и особенно их правительства, прониклись сознанием всего ужаса катастрофы, которую они наверняка вызовут, если не изменят своего отношения друг к другу и своего подхода к задаче построения будущего» (А. Эйнштейн)












Тест «Насколько Вы толерантны?»
1. Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстраиваетесь ли Вы?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочитаете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иного возраста, иного положения, иных обычаев?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся сами шутки, ни шутники;
б) если шутка мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на том месте», «делают не свое дело»?
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию своего друга, который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?
а) Вам неприятно, что внимание от Вас отвлечено;
б) Вы лишь радуетесь за друга.
9. В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как Вы реагируете?
а) уходите под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Дешифратор:
Вариант ответа
Номер вопроса


1
2
3
4
5
6
7
8
9

а
0
0
0
2
0
0
0
0
2

б
2
2
2
0
2
2
2
2
0


Ключ:
0 – 4
балла
Вы непреклонны и упрямы. Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем Вы.

6 – 12 баллов
Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но можете вести диалог. Иногда идете на излишнюю резкость, проявляете неуважение к собеседнику.

14 – 18 баллов
Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с уважением к собеседнику, Вы способны отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.


















Опросник «Мы нужны друг другу»
1. Есть ли у тебя друзья другой национальности?
а) да;
б) нет.
2. Как ты относишься к людям другой национальности?
а) хорошо;
б) безразлично;
в) ненавижу.
3. В твоем городе существуют проблемы межнациональных отношений?
а) да;
б) нет.
4. Что нужно сделать, чтобы остановить насилие на национальной почве?
а) развивать культуру межнационального общения;
б) воспитывать толерантность в училище;
в) изучать обычаи и традиции представителей другой национальности;
г) ужесточить наказание за разжигание национальной вражды.
5. Твое отношение к теме «Толерантность: мы разные, но мы вместе»:
а) было интересно, узнал много нового;
б) было неинтересно, ничего нового не узнал;
в) мне все равно.















Приложения:
Классный час «Патриотизм без экстремизма»
Приложение №1.
...Несколько минут ходьбы от Петрищево, и мы в торжественной тишине леса - на месте первоначального погребения Зои. В окружении молодых деревьев, за оградой - мраморная плита с высеченной на ней надписью, которая печальной меткой напоминает нам о подвиге юной советской партизанки – Зои Космодемьянской.
23 ноября 1941 года с группой товарищей она перешла линию фронта у деревни Обухово (близ Наро-Фоминска). Партизаны жили в лесах, выполняя боевые задания. Через несколько дней Зоя пробралась в район деревни Петрищево, где находился штаб крупной гитлеровской части. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню.
На следующий день Зоя решила уничтожить другую конюшню. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. Они привели Зою в штаб полка, где гитлеровские офицеры избивали партизанку. Фашисты добивались, чтобы Зоя выдала своих боевых товарищей. Но на все вопросы она отвечала: "Нет!"
В штабе девушку раздели и в одной рубашке, босую, при сильном морозе, повели через всю деревню. В 10 часов вечера Зою втолкнули в дом колхозника Кулика. Тело ее было в кровоподтеках, на лице, губах запеклась кровь, ноги обморожены. В изнеможении девушка опустилась на табурет и попросила воды. Один из фашистских солдат, немного говоривший по-русски, схватил керосиновую лампу и подскочил к ней:
- Пей керосин! Пей керосин!
Гитлеровские офицеры придумали новый вид пытки. Через каждый час выводили раздетую партизанку во двор и держали на морозе по 15-20 минут.
29 ноября после страшных пыток Зою под усиленным конвоем привели к виселице. Сюда же фашисты согнали и жителей деревни...
В свой смертный час отважная партизанка презрительным взглядом окинула фашистов, толпившихся у виселицы, и поднялась на ящики, поставленные под петлей.
- Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите! Мне не страшно умирать, товарищи! - крикнула она, обращаясь к жителям деревни. - Это счастье - умереть за свой народ!
Колхозники не могли удержать слез.
Повернувшись в сторону немецких солдат, Зоя крикнула:
- Вы меня сейчас повесите, но я не одна! Нас двести миллионов, всех не перевешаете! Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами!..
Как-то Зоя написала в своей школьной тетради об Илье Муромце: "Когда его одолевает злой навальщик, то сама земля русская вливает в него силы". И в те роковые минуты, словно сама родная земля дала ей могучую, не девичью силу. Эту силу с изумлением вынужден был признать даже враг.
Унтер-офицер Карл Бейерлейн, присутствовавший при пытках Зои, в своих показаниях, написал: "Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство... Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего".

Приложение №2.
11 января 2006 г. в московской синагоге 20-летний москвич нанес ножевые ранения восьмерым прихожанам.
25 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге совершено нападение на 9-летнюю девочку-мулатку. Двое молодых людей нанесли ей три удара ножом.
7 апреля 2006 г. в Санкт-Петербурге застрелен 28-летний студент, гражданин Сенегала. Оружие (ружье с нарисованной свастикой) было найдено неподалеку от места преступления.
25 мая 2006 г. в пригородном поезде Москва – Софрино убит 19-летний гражданин России армянского происхождения.


Классный час «Дебаты «за» и «против»

Приложение №1.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ - крайний, необычный по трудности, сложности

Фразеологизмы и устойчивые сочетания: Экстремальный вид спорта. Экстремальная задача. Экстремальная мера. Экстремальная ситуация.


ЭКСТРЕМИСТСКИЙ - относящийся к экстремизму.

ЭКСТРЕМИЗМ - приверженность к крайним взглядам и мерам.


Приложение №2.

Правильное расположение определений и фразеологических оборотов

Очень отдаленный, находится на краю чего-либо или последним в ряду других предметов
Крайний север. Крайний поселок. Крайняя комната.

Последний в очереди
Кто здесь крайний?

Человек, на которого перекладывают вину или ответственность за то, в чём виновны или за что должны отвечать несколько человек
Он крайний, ему и отвечать...
В этой ситуации никто не хочет быть крайним.

Достигший высшей степени (проявления каких-либо чувств, состояний)
Крайнее возмущение. Крайняя степень истощения. Крайнее напряжение сил.

Последний, предельный, максимальный (срок, степень проявления)

Крайний (последний) срок. Крайняя (максимальная) скорость. Дойти до крайней (предельной) степени неприличия. В крайнем (последнем) случае.

Самый низкий, не допускающий дальнейшей уступки
Крайняя (продажная) цена.

Радикальный (лат. radix корень) - коренным образом изменяющий что-то существующее, сторонник решительных мер, действий, программ в вопросах преобразования общества (в отношении идей и действий в социально-политической, религиозной, церковной, философской сфере).
Принять крайние меры.

Крайние взгляды.

Крайние мнения.




Приложение №2

Лист для групповой работы

Очень отдаленный, находится на краю чего-либо или последним в ряду других предметов





Последний в очереди





Человек, на которого перекладывают вину или ответственность за то, в чём виновны или за что должны отвечать несколько человек




Достигший высшей степени (проявления каких-либо чувств, состояний)




Последний, предельный, максимальный (срок, степень проявления)



Самый низкий, не допускающий дальнейшей уступки



Радикальный (лат. radix корень) - коренным образом изменяющий что-то существующее, сторонник решительных мер, действий, программ в вопросах преобразования общества (в отношении идей и действий в социально-политической, религиозной, церковной, философской сфере).




Фразеологические обороты

Крайний север. Крайний поселок. Крайняя комната.

Кто здесь крайний?

Он крайний, ему и отвечать...
В этой ситуации никто не хочет быть крайним.

Крайнее возмущение. Крайняя степень истощения. Крайнее напряжение сил.

Крайний (последний) срок. Крайняя (максимальная) скорость. Дойти до крайней (предельной) степени неприличия. В крайнем (последнем) случае.

Крайняя (продажная) цена.

Принять крайние меры.

Крайние взгляды.

Крайние мнения.





Приложение №3


Быть экстремистом, быть радикальным человеком, значит:
- отрицать всякое инакомыслие,
- пытаться жестко утвердить свою систему взглядов,
- требовать от своих сторонников слепого повиновения.

Приложение №4
Националистический экстремизм
идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению такого нетитульного (не коренного) населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы

Религиозный экстремизм
жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления (что получает теологическое обоснование и оправдание).

Экологический экстремизм
радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных и др.

Моральный экстремизм
крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др.

Политический экстремизм
крайние взгляды в отношении политической системы, управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.

Подростково-молодежный экстремизм
взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.



Приложение №5

Статья 1
Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

Основные понятия
     Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
     экстремистская деятельность (экстремизм):
     1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
     насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
     подрыв безопасности Российской Федерации;
     захват или присвоение властных полномочий;
     создание незаконных вооруженных формирований;
     осуществление террористической деятельности;
     возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
     унижение национального достоинства;
     осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
     пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
     2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
     3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
     4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств;
     экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
     экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.



Список литературы:

Нормативные документы
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

2. Журнал «Профессиональное образование». Столица. «Научные исследования в образовании». - № 2. - 2008.
3. Козлов А.А. Молодежный экстремизм.- СПб, 1996.
4. Научно – методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».- М.: Издательский центр «Вентана Граф». - № 10. - 2011.
5. Обществознание: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Ф. Никитина. – 5–е изд. – М.: Просвещение, 2007.
6. Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия.- М., 1999.
7. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2000.
8. Шегорцов А.А. Как рождается экстремизм молодежи. М., 1990

Интернет-ресурсы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронная библиотека «Гражданское общество в России» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












13PAGE 15


13PAGE 14315




Объект 4 Заголовок 315