Технология формирования у обучающихся регулятивных УУД (самоконтроль и самооценка)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов № 3
г. Алексеевки Белгородской области













Технология формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий (самоконтроль и самооценка)




Выступление на августовской секции учителей начальных классов







Берестовая Татьяна Викторовна
учитель начальных классов














Чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя,
чтобы они не попали в зону тревожности,
необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку.
Н. Ф. Виноградова
В федеральном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) определено, что важнейшим приоритетом в образовании остаётся формирование универсальных учебных достижений младших школьников.
Овладение умениями самоорганизации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом. Высокий уровень освоения умений самоорганизации учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования, и в данном контексте проблема формирования умений самоорганизации, являющихся основой обобщенного способа организации учебной деятельности школьников, приобретает особую актуальность.
Итак, важной целью начального обучения является формирование умений самоорганизации учебной деятельности. А это важная составляющая регулятивных УУД по овладению основами наук, формированию умения учиться. Она складывается очень постепенно.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Одними из важнейших компонентов учебной деятельности являются контроль и оценка.
Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. "Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса.
Самоконтроль – психологический термин. Умение контролировать собственные действия и эмоции. В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом. Л.С.Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка как ребёнка к самому себе.
Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.
Существует несколько этапов формирования контрольно-оценочной деятельности. Первый этап целесообразно развернуть в I – II классах. Основная цель этого этапа – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.
Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.
Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен (и в какой степени) ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности (знания, способы действия, желание) для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия, способностях и т.п. получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.
Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые учитель может использовать на уроках. Формирование самоконтроля и самооценки в 1-ом классе я начала с работы с эталонами, т.е. сравнение с образцом, что позволяет ученику сравнивать, анализировать, контролировать и оценивать свою работу. Такая работа проводилась на уроках обучения грамоты, когда дети учились ещё только писать буквы и цифры. Например, после объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: прописать букву, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина). После того как ученики самостоятельно прописали строку, я даю первое задание: красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась. Во время проверки я выполняла аналогичную работу, т.е. подчеркивала буквы, соответствующие эталону, исправляла ошибки учащихся. Работа с эталонами – это основа содержательной оценки учащихся.
Также на уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
Можно использовать «лист самоконтроля». После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
Ещё один из приёмов «зашифрованный рисунок». На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.
Следующий приём – работа с оценочными шкалами (линеечками) (авторы Т. Дембо, С. Рубинштейн), способствующий формированию адекватной и устойчивой самооценки. Сначала я ввела этот прием в этап «Рефлексия», но детям было трудно оценить по этим критериям всю свою работу за весь урок. Т.к. в течение урока они выполняли несколько заданий, то такое оценивание было малоэффективным. Поэтому я отказалась от оценивания всей работы и стала выделять на уроке определенный вид работы (планировала его заранее), который оценивают сначала учащиеся, а потом я. Во время проверки я могу либо согласиться с поставленной ребенком оценкой (обвести кружком его отметку), либо расположить свой кружок выше или ниже этой отметки. По моим наблюдениям, мой вариант оценки особенно важен для тех детей, которые слишком завышали или, наоборот, занижали свою оценку. Озвучивая результаты работы на уроке, отмечаю тех учащихся, чья самооценка совпадает с моей оценкой.
Положительный результат такой работы заключается в том, что ученики уже через короткий промежуток времени стали более адекватно оценивать свою деятельность, а я могла отследить уровень оценочных действий более конкретно.
Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Я предпочитаю словесную самооценку: «Как ты работал на уроке? За что ты можешь себя похвалить? Ты доволен своей работой? Почему?». После самооценки ученика, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.
На втором этапе (II – IV классы) формирования контрольно-оценочной деятельности происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия.
Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью дифференцироваться. Учащиеся должны учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания. Например, из пяти заданий проверочной работы сообща определяется самое легкое и ему приписывается «цена» – 1 балл. О «цене» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат.
На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п.
В результате этой работы я смогла научиться сама и учу детей (т.к. это ещё не навык, а становление его) не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать её причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном. Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности контролировать и оценивать себя.
Важный уровень – прогностического самооценивания:
когда ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;
когда ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем ещё раз – после учительской проверки.
Для формирования этого уровня я использую прием со знаками !:
! (синий) – знак уверенности в правильности выполнения работы «Я знаю, смогу сам»;
! (зелёный) – знак сомнения «Я сомневаюсь, требуется небольшая помощь»; задания, обозначенные таким знаком, разбираются индивидуально с помощью учебника или взаимопомощь;
! (красный) – знак затруднения «Я затрудняюсь, требуется помощь»; задания, обозначенные таким знаком, разбираем на доске всем классом.
Чтобы поставить знак уверенности и ли сомнения, ученик должен прогнозировать точный результат деятельности. Работу со знаками уверенности и сомнения провожу преимущественно на уроках русского языка и математики. Использую почти при каждом виде самостоятельной работы учащихся.
Например, перед выполнением проверочной работы, предлагаю детям расставить знаки, прочитав каждое задание, и только после этого приступать к выполнению этих заданий. По ходу выполнения заданий и оценивая своих возможностей, знаки могут меняться. В результате такой работы на полях могут появиться следующие записи: !! – сначала сомневался в правильности выполнения работы, а после того как приступил к решению, увидел, что сможет справиться самостоятельно; !! – сначала был уверен, что выполнит самостоятельно, но, приступив к выполнению, возникли большие затруднения и т. д. В конце такой работы предлагаю оценить самостоятельную работу и поставить оценку.
При проверке тетрадей, я оцениваю работу учащихся, ставя для себя две цели: проверить учебные умения и навыки; проверить навык самоконтроля и самооценки. Если самооценка совпадает с моей оценкой, я обвожу её в круг, если нет – ставлю рядом. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения (индивидуально), что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу.
Следующий прием - самоконтроль и самооценка выполненной работы проводятся в конце урока на этапе «Рефлексия». На этом этапе урока учащиеся подводят итог своей деятельности, осуществляют самоконтроль и самооценку, определяют значимость изученной темы.
При проведении рефлексии использую различные методические приёмы:
1. Закончи предложение:
Я научилась...
Я повторила...
Мне было трудно...
Было интересно
Передай своё настроение после сегодняшнего урока:
интересно


трудно
скучно

3. Моё настроение.
В начале урока сообщаю:
- Нарисуйте в тетради цветной кружочек, который соответствует вашему настроению (к каждому настроению свой определенный цвет). В конце урока проанализируем, как оно изменилось.
В конце урока спрашиваю:
- Изменилось ли ваше настроение? Поясните.
Рефлексия - это оценка деятельности не только ученика, это в большей степени оценка учителем самого себя: анализ своего труда, его результатов и эффективности (почему ребёнку было скучно или трудно на уроке, что не учёл, как скорректировать процесс обучения).
Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.
Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
Например, взаимопроверка домашнего задания на уроках литературного чтения. Одни ученики читают наизусть (первый вариант), а соседи по парте (второй вариант) слушают, следят по учебнику, оценивают (указывают на ошибки, неточности, отмечают знание текста, выразительность, общее впечатление). Лучшие чтецы выступают перед всем классом. Данный приём, возможно, применять на том этапе, когда дети уже владеют набором определенных компетенций по предмету (я начала использовать его в начале второй четверти 3-го класса). Взаимопроверку следует вводить постепенно, не допускать отметочных суждений (Катя прочитала на «5»). Такая работа по использованию взаимной проверки показала хорошие результаты: 1) это экономия времени и активизация внимания детей; 2) в течение 1-2 минут проверяется работа всего класса; 3) учащиеся учатся слушать и слышать чтение товарища, развивается читательская самостоятельность; 4) воспитываются такие качества, как справедливость и объективность, гуманность по отношению друг к другу; 5) каждый ребенок учится оценивать свою работу и работу товарищей.
Кроме этого в учебниках и рабочих тетрадях по ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки в рубрике «Проверь себя» после изучения каждого раздела. Это позволяет обучающимся не только обобщать свой опыт, но и проконтролировать и оценить уровень своих знаний на данном этапе. Электронное приложение к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.
Третий этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (IV класс- II полугодие, V класс - I   полугодие). На этом этапе учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки. Подобная работа на данном этапе обучения может эффективно строиться в рамках разновозрастного сотрудничества. Со стороны учащихся предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников (I – III классы), план подготовки к работе с ними, собственные действия пятиклассников по отношению к малышам, знаково-символические средства для решения поставленных задач, собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и способов их преодоления. С этой целью на данном этапе школьники начинают работу по созданию «карты знаний» и использованию ее для отслеживания траектории движения класса в учебном материале с фиксацией на ней индивидуальных достижений и трудностей по ходу учебного года. На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.
На данном этапе применяем:
прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени).
Таким образом, формирование действия контроля предполагает развитие не только умение соотносить объект контроля с образцом, но и умение самостоятельно выбирать или конструировать такие образцы-критерии успешности выполнения тех или иных действий, критерии достижения той или иной цели. Приемам действия контроля необходимо специально учить. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Формирование полноценного действия контроля возможно только на основе пооперационного контроля, так как он предполагает выяснение тех операций, способов, действий, с помощью которых получен результат.
Не надо забывать о том, что первостепенная роль в формировании личности ребёнка принадлежит родителям, оценка которых становится частью его самооценки. Это значит, что на начальном этапе школьного обучения отношение к учению и к себе, как к ученику, опосредовано родительским отношением. Необходимо дать понять родителям, что запугивание детей или наоборот возложение на них слишком больших надежд ведёт к формированию неадекватной самооценки ребенка, что негативно отражается на учебном процессе. В этом помогут индивидуальные консультации родителями на темы «Как помогать ребенку в учении», «Мотивы учения младших школьников», «Что нужно делать, чтобы учение было в радость», родительские собрания «Первый раз в первый класс», «Трудности адаптации первоклассников к школе» и др.
Если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
Предлагаю несколько правил оценочной безопасности:
не скупиться на похвалу;
хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо слов «Ты сделал три ошибки в этом предложении»   лучше сказать «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»);
«на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности   и закрепиться на нем;
ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»;
«за двумя зайцами» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д;
формула «опять ты НЕ» - верный способ выращивания неудачника;
учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться.



Использованная литература
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М., 2010.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. М., 2002.
Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников//Нач.шк.-2004.-№1.
Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся// Начальная школа. 2012. №7.









13PAGE 15


13PAGE 141015