Активизация познавательной деятельности учащихся через самооценку и самоконтроль

Тема. "Активизация познавательной деятельности учащихся с низким уровнем обученности через самооценку и самоконтроль".
Актуальность. Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащихся, - одна из наиболее острых в практике современной школы. Причин неуспеваемости школьников множество. Выделим две основные: 1) педагогическая запущенность; 2) низкая обучаемость.
Проявления их настолько схожи, что учителя подчас не различают этих двух групп детей. В обоих случаях низкая результативность учебной деятельности сочетается с несформированностью общеучебных умений и навыков. В первом случае – это дети с нормальным интеллектуальным развитием и относительно высокой обучаемостью. Педагогически запущенные дети не получили своевременной помощи, в результате – низкий уровень обученности учащихся.
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Традиционная школа не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный знаниево - информационно - рецептурный подход, адресованный к памяти ученика. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитывать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные изменения в обществе ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Противоречия.
Между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к образованию, к знаниям;
Между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний;
Между необходимостью всё время увеличивать объёмы информации, включаемой в содержание образования, и возможностями организма в её усвоении.


Пути разрешения педагогических противоречий связываю с решением задач:
изучение индивидуальных особенностей учащихся;
развитие общеучебных умений и навыков (подбирать методику в зависимости от умения);
сочетание традиционных и активных методов обучения;
внедрение технологии дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний;
использование самооценки и самоконтроля с целью коррекции ЗУН учащихся.
Теоретическая интерпретация. Система работы по развитию интереса учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И. Щукина, Л.И. Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), на организации личностно-ориентированного урока: планирование и технология проведения (И.С. Якиманская), на основе самооценки школьника (А.И. Липкина).
Используя, в частности, богатое наследие психологической школы Л.С. Выготского, в основание образовательной технологии берется идея не усвоения, а рождения и становления в процессе мыслительной деятельности ученика того или иного научного понятия как части целостной системы, отражающей сущность явлений природной или социальной действительности во всём многообразии отношений. Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) и решебника (как использовать знания, как решать задачи) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.
Моя цель: сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовывать свою деятельность через самооценку и самоконтроль.
Знания - лишь средства развития мышления. Ум развивается в деятельности. Поэтому все, что стимулирует активную умственную деятельность, создаёт условия для неё (проблемные ситуации, увлечённость, интерес, сознание надобности изучаемого), самым прямым образом соответствует развитию мышления.
Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к предмету.

Мотивация деятельности ученика будет разной, он будет учиться, если:

Он заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно).
Его заставляют, принуждают (родители, учителя...) - механическое учение.
Ему нравится личность учителя, потому он учит.
Интерес учащегося к предмету зависит иногда не столько от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело.
Многое помогает выработать такую убеждённость - от понимания значения науки до решения ситуативных проблемных вопросов путем включения учащихся в разнообразные формы учебной деятельности. Режим развивающего обучения не может быть обеспечен в условиях внешне мотивированной деятельности. Организация обучения на основе внутренней мотивировки обязательно связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития, основанной на самооценке."Самооценка – это оценка самого себя, своих достижений и недостатков" (Ожегов С.И. Словарь русского языка, 20-е изд. 1989. с.567). Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллом.
Именно поэтому внимание привлекает личностно-ориентированная (по характеру) и личностно-деятельностная (по существу) организация учебного процесса.

Технология. Для того чтобы дидактический процесс (процесс обучения) был эффективным, результативным, необходимо диагностировать:
владение общеучебными умениями и навыками (подбирать методику в зависимости от умения).
степень усвоения содержания учебной дисциплины, что даёт возможность объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, и использовать данные диагностики в коррекционной работе.
По результатам диагностики на каждого ученика составляется карта
·, в которой отражаются вопросы, требующие коррекции и основные вопросы курса.
Оптимальный уровень сформированности элементарных математических представлений для каждого ребёнка, с низким уровнем обученности, может быть достигнут лишь при условии специально организованной, систематической работы. Одним из таких видов работы может служить метод "замеров", т.е. когда для отработки (или коррекции) того или иного вопроса курса учащимся из урока в урок предлагаются одни и те же задания, которые ученик выполняет за определённое время и количество верных ответов фиксирует у себя в специальной тетради. Т.о. на данном этапе каждый ученик определяет для себя свой уровень ЗУН, т.е. самоконтроль способствует формированию критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих учебных возможностей.
Познавательные возможности школьников активизируются при ясном знании конкретных целей, при условии их посильности, причём на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению.
Уровень преподавания должен быть в целом существенно выше, чем обязательный уровень усвоения материала, иначе уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, которые потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше. Дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам, одинаковый объём теоретического материала, устанавливают различные уровни требования к его усвоению.
Для эффективности дифференцированного обучения использую элементы модульной технологии. В той части модуля, где изучается новый материал, хорошо вписывается вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, группе, лекционная система, беседы и т.д. Идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности.
Процедура самооценки, выполняемая школьником, может состояться только в том случае, если её предусматривает и педагогически точно организует учитель. Процедура самооценки включает в себя:
создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;
разработку учителем для каждого конкретного случая чётких эталонов оценивания;
обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;
составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учётом полученных результатов.
Самооценку можно применять на различных этапах обучения, особенно на этапе повторения или закрепления изученного материала.
Вариантов организации самооценки может быть множество.
Рассмотрим один из вариантов, который использую на уроках обобщающего повторения. К уроку заготавливаю 3 – 4 задания по теме повторения. Каждое задание имеет 4 варианта ответа (один верный, а три подобраны так, чтобы можно было быстро определить, на что была допущена ошибка). Перед тем как начать решение заданий, учащиеся оценивают свои знания, поставив знак "+" напротив тех заданий, которые, как они считают, выполнят правильно. После решения предложенных заданий можно увидеть, как точно ученик оценил свои знания, и какие пробелы выявлены.
На заключительном этапе планирую время для самоанализа, рефлексии.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Использование данной технологии сказалось на результатах качества знаний учащихся. Выводы сделаны на основе контрольных работ 10а и 11а классов 1998-1999 и 1999-2000 учебного года.



К/р за I полугодие1998г.
Экзамен
за 1998-1999г.
К/р за курс 10
класса
К/р за I полугодие1999г.
Экзамен
за 1999-2000г.

Писало
25
25
28
27
33

«5»
-
-
1
2
1

«4»
1
6
7
8
12

«3»
18
15
17
13
20

«2»
6
4
3
4
-

% общий
76%
84%
89,3%
85,2%
100%

% качества
4%
24%
28,6%
37%
39,4%





%

100%

80%

60%

40%

20%

I полуг. Экзамен I к/срез I полуг. экзамен
1998/99уч.г. 1998/99уч.г за курс 1999/2000 1999/2000
10-го класса уч. года уч. год


Из графика хорошо видно повышение % качественной успеваемости, т.к. для учащихся были созданы условия для саморазвития.


ТРУДОЁМКОСТЬ.

Трудоёмкость заключается:
во включение каждого ученика в деятельность, соответствующую его «зоне ближайшего развития»;
в организации системы дифференцированных заданий;
в разработке технологических карт, алгоритмов, памяток, инструкций и т.д. требуется материально-техническая база и время.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ.

Опыт может быть использован каждым учителем-предметником при наличии желания, теоретической подготовки, при освоении модульной технологии (использую только элементы технологии) и хорошей материально-технической базы.


03.02.2001г.


/Андреева И.В./
















Андреева Ирина Валериановна







15