План – конспект занятия. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних
План – конспект занятия.
Тема: «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних»
«Мы настолько увлеклись обучением наших детей,
что забыли о том, что самая суть образования
ребенка – это созидание его счастливой жизни.
Ведь именно счастливая жизнь – то, чего мы от
всей души желаем и своим детям, и себе». С. Харрисон.
Вводная часть.
Согласно постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ханты-Мансийского района от 30 ноября 2011 года №82 и распоряжения главы Ханты-Мансийского района №22 от 16.01.2012г. «Об утверждении плана мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних, детского алкоголизма, наркомании и табакокурения на 2012год» за 9 месяцев 2012год отделением психолого-педагогической помощи БУ «Центр помощи семье и детям «Вега» была организована работа по проведению диагностических мероприятий.
Обхвачено данным диагностическим мероприятием было 10 школ Ханты-Мансийского района:
Количество детей, с которыми была проведена диагностика, составило 302 учащихся.
Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.
Подмена духовных понятий в современном обществе понятиями интеллектуального плана привела к стремлению вывести человеческую психику из области высших ценностей в область ценностей утилитарных (имеющих практическое, прикладное значение), потребительских. Возрастает духовная деградация общества, утрачиваются нравственные ценности и идеалы, к достижению которых человек стремился, образуется экзистенциальный вакуум, теряется смысл жизни. И это одна из причин порождения страха перед будущим.
Существует множество подходов к рассмотрению данного феномена в основном (особенно на западе) это биологизаторские подходы и социологические подходы, однако, следуя традициям отечественной школы, мы придерживались системного подхода. Обычно взрослые в воспитании детей и придерживающиеся первых двух подходов быстро находят виноватых в первом случае это природа, во втором это общество. Системный подход позволяет увидеть ответственность каждого индивидуально, что позволяет каждому человеку занимать активную позицию.
Диагностическое исследование проводилось с использованием следующих методик:
Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста «Выявление суицидального риска у детей» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич), который прошел многократную проверку на практике.
Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения
Объект: учащиеся 5- 11 класса. Форма проведения: индивидуальная и групповая. Для определения детей группы риска по методике «Выявление суицидального риска у детей» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) используем V шкалу «Добровольный уход из жизни», которая предназначена для измерения готовности тестируемого реализовать различные формы аутоагрессивного поведения;
«Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой) для учащихся 8-11-х классов;
Цель: экспрессдиагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование;
«Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел). Шкалы: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. Для определения детей группы риска по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел) используем IV шкалу «Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», которая предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения;
«Школьная тревожность» Филипса. Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения. Определяя детей группы риска по методике «Школьная тревожность» Филипса мы относили к группе риска тех детей, у которых по одной или более шкалам определен высокий уровень тревожности. Поясняя свой выбор тем, что высокий уровень тревожности хотя бы по одной шкале показывает наличие у тестируемого достаточно интенсивных отрицательных эмоциональных переживаний, которые могут приносить ему тяжелые душевные страдания и которые могут стать причиной проявления у ребенка различных форм аутоагрессивного поведения.По итогам проведенной диагностической работы, отделением психолого-педагогической помощи был организован комплекс психолого-педагогических мероприятий:
В течение периода с февраля по апрель 2012 года в рамках работы по психологическому просвещению населения отделением психолого-педагогической помощи были организованы 10 выездов в МКОУ СОШ ХМР, где, с целью оказания профилактической помощи педагогам и родителям по проблемам подросткового суицида, было проведено 10 родительских собраний и 10 встреч с педагогами.
В мае 2012 года с целью профилактики у подростков экзаменационной тревожности психологом отделения психолого-педагогической помощи были разработаны и разосланы во все МКОУ СОШ ХМР, охваченные проводимой диагностикой, следующие методические рекомендации:
Рекомендации педагогам по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников;
Воспитание родителей (практические рекомендации);
Шпаргалка для выпускников (рекомендации учащимся по подготовке к ГИА и ЕГЭ);
Готовимся к экзаменам вместе (рекомендации родителям по подготовке к ГИА и ЕГЭ).
В течение периода с сентября по ноябрь 2012 года были организованы повторные выезды в МКОУ СОШ ХМР с целью ознакомления педагогов с результатами диагностики и проведения психокоррекционных занятий с учащимися школ.
Основная часть.
1. Упражнение «Художественный фильм»
- Станьте режиссером своей жизни, вместо того чтобы быть актером. Поставим фильм - каждый про свою будущую жизнь.
Вот как предлагает это сделать московский психолог Н. Н. Толстых: «Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Вы сами — и сценарист, и постановщик, и директор картины. Вам решать, о чем этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут действовать персонажи, где будут происходить события». А дальше — внимание! Очень важный момент — надо нарисовать на бумаге свой портрет — портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а портрет того, кем бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалистической, абстрактной или в какой угодно другой манере. Важно, чтобы он отражал вас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.
Отдохните немного и посмотрите на него. Скажите себе: «Это я. Такой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе таким?» Если нет или не совсем, все еще можно исправить. Внесите необходимые изменения, уберите ненужное, добавьте детали. Сделайте все, чтобы вы были довольны. Не торопитесь. Вы можете уделить этому не одно, а два и даже три занятия (но, пожалуйста, не больше).
Теперь вы нравитесь себе? Тогда опишите словами то, что вы в него вложили. Наш герой готов к действиям. Пора сочинять сценарий, режиссировать, ставить фильм. Пусть этот сценарий начнется с самого ближайшего будущего, лучше всего с завтрашнего дня.
Придумывайте, что хотите, одно важное условие - это должен быть фильм про победителя.
Конечно, я не предлагаю вам придумать фильм в духе совершенно незнакомой вам «эпохи бесконфликтности», когда в литературе, в кино можно было бороться только хорошему с лучшим.
Представляете, какая тоска была бы, как невыносимо скучно смотреть фильм, где у героя все только хорошо, очень хорошо или просто замечательно.
Поэтому пусть в вашем сценарии будут и неудачи, и провалы, но это должен быть сценарий про победителя. Значит, вы должны придумать наиболее интересные пути преодоления жизненных трудностей. Если вы выберите для сценария путь избегания трудностей, то фильма про победителя не получится. Запишите этот сценарий и вспоминайте его почаще. Вспоминайте о том, что вы имеете возможность творить свою жизнь и самого себя.
2.Упражнение «Письмо себе, любимому»
-Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятия высказывают свои мнения.) Вы сами. Напишите письмо себе, любимому.
Обсуждение.
Обмен впечатлениями: с какими чувствами писали письма?
Важно с какими чувствами, а не про что.
Любовь - или любое другое отношение - чаще не в содержании, а в интонации, окраске, нюансах.
Кто хочет пересказать или зачитать свое письмо?
По ходу психолог может давать комментарии.
-Стоит обратить внимание на то, как кто-то себя же и поучает, кто-то смотрит на себя снизу вверх, кто-то делится с собой теплом и нежностью, кто-то с собой на дружеской ноге, кто-то радуется себе, близкому, а кто-то тоскует по тому, каким он был когда-то.
3. Упражнение «Я - подарок для человечества»
-Каждый челове - это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Итак, подумайте над тем, что вы, действительно, являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я...»
Заключительная часть.
5.Упражнение «Дом моей души»
-Опустили руки, мягко прошлись по правой руке, ей стало хорошо. Мягко прошлись по левой руке, внимание на кисти рук — они сразу стали большими, теплыми. Мягкими, большими, теплыми.
Свободные плечи, действительно ли они свободны? Расслабились лицевые мышцы, в голове появляется легкий туман, мягкая, спокойная пустота. Ноги не напряжены, просто взгляните на них, мягкие, свободные ноги — и забыли про них. Мягкое дыхание... Глубоко вдохните и выдохните. И почувствовать воздух, который проходит через ноздри, - немного прохладный, и выходит - вы чувствуете его: он такой же теплый, как и вы. И мир становится волшебным, легкий туман вокруг вас. Когда возникает расслабленность, когда возникает туман, вы перестаете понимать, где границы вашего тела. Вы вроде бы здесь и вы нигде. Где-то ваши ноги... И можно почувствовать, можно представить, будто голубой плотный туман, как теплая вода, стелется у ваших ног. И в нем растворяются, исчезают ваши ступни. Вы чувствуете только теплоту. И мягкий, теплый туман поднимается уже к вашим коленям. И нет там больше ничего. И мягкая теплота, и голубой туман поднимается выше, к вашим бедрам, к кистям рук и растворяет вас всего. Он поднимается выше, выше... Вы растворяетесь в нем, становитесь мягкими, теплыми. Нет тела, нет границ. Теплая вода подходит уже к вашим плечам... Чем дышите вы? Легкостью, чистотой... Вы исчезли полностью, и только солнечные блики на поверхности там, где только что были вы. И вы чувствуете, что душа ваша освободилась и взлетела над поверхностью этого голубого океана полетела в легком воздухе - в небо, высоко, в голубизну. Вы раскинули руки, вы летите и дышите полной грудью. Как красиво вокруг вас: горизонт, далекие горы, зеленый лес, огромный голубой океан, который под вами - под тобой... Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, еще выше, в этом волшебном мире, и купаться в этих облаках, расслабиться и лечь отдохнуть на облаках, и они примут твое тело. Можно кувыркаться, нырять, переворачиваться, исчезать в глубине - и вылетать из облаков, наслаждаться своей свободой. Можно снова полететь к земле и, пролетая над нею, спускаться ниже. Пролетая над рекой, пролетая над зелеными полями с удивительно красивыми цветами, найти то место на земле, где вам так хорошо. Ваше любимое место на земле... Где оно будет? Я не знаю, это выбираете вы. У кого-то это тихий лесной ручеек, поляна, где растут цветы. Ты ляжешь в цветы, и какой-то цветок окажется совсем близко от твоего лица. Ты увидишь, что он качнулся навстречу тебе и открылся навстречу тебе, и ты улыбнешься ему. Ты не захочешь его срывать - ты просто поймешь, что он почувствовал тебя и передал тебе свою красоту. И ты улыбнешься ему, поблагодаришь его. Кто-то окажется в совершенно другом месте: может быть, высоко в горах, где прохладный туман, где одиноко, где чистый и прохладный воздух, где ты будешь совершенно один, где могут быть чудеса, где может быть волшебство. А может быть, ты будешь на скале, с которой открывается вид на море. Я не знаю, где будешь ты, но я знаю, что в этом мире, в твоем мире и на твоем месте - возможны чудеса. И на этом месте, месте, которое выбрал ты, ты построишь свой дом. В твоем распоряжении - все. Что ты выберешь, что захочешь ты - то и будет. Пока дом существует только в твоем воображении. Его еще нет. Но контуры его тебе уже видны. Каким он будет именно в том месте, где ты собрался его построить? Он будет большой, высокий или он будет маленький, аккуратный? Каковы будут стены твоего дома? Большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? И глубокие подвалы? Будешь ли ты знать, что находится в твоих подвалах? Или это будет легкий дом, с легкими летними стенами, потому что в твоем мире никогда не бывает мороза? Ты начинаешь возводить эти стены. Какие окна будут в твоем доме: попробуй представить их, попробуй увидеть их. Это будут большие, легкие, стеклянные, открытые окна, или это будут красивые узкие бойницы, или это будут небольшие, аккуратные, очень теплые окошки со ставнями? Какой будет вход в твой дом, какая дверь будет там? Попробуй представить ее. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважения перед таким входом? Или это будут невысокие стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка? Будут ли замки на дверях твоего дома? Что человек увидит, когда войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор? Сколько этажей будет в этом доме? Какая будет крыша у твоего дома? Будет ли на нем голубятня или чердак для старых заброшенных вещей? Какая комната самая любимая в твоем доме? Попробуй сейчас увидеть ее. Где ты находишься? В какой комнате? Что сейчас перед тобой? Оглянись, почувствуй. В этой комнате ты проводишь многие часы своей жизни. Подойди к окну: какое это окно? Большое, просторное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые шевелит ветерок, потому что окно твое открыто, за этим окном тепло и свет? Или эти окна закрыты тяжелыми плотными шторами, которые создают тебе уют и дают возможность быть тебе одному в твоем царстве, в твоей комнате? Что стоит в этой комнате, какая мебель, где твой рабочий стол? Какое место в твоей комнате самое уютное, самое красивое: там, где ты работаешь, или там, где ты отдыхаешь? Старый диван или легкая кровать? Много ли книг в твоей комнате? Все ли ты хорошо видишь в своей комнате? Красива ли она? Это комната для работы? Или это комната для отдыха? Ты любишь свою рабочую комнату? Какие у тебя чувства ко всему, что вокруг тебя? Что лежит на твоем столе? Ты видишь белые листы бумаги? Что пишешь ты на них? Красив ли твой почерк, когда ты пишешь свою жизнь на этих листах бумаги? Прислушайся: есть ли звуки вокруг тебя, есть ли люди в твоем доме? Если ты выйдешь из этой комнаты, то встретишь ли здесь других людей, друзей, родителей? Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гости, когда ты их позовешь? Что для них здесь приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить? А что вокруг твоего дома - посмотри... Каков пейзаж вокруг твоего дома? Леса, горы, море? Трава, цветы? Растения высажены тобой или это нетронутая природа? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у тебя ко всему, что видишь ты? Посмотри на все, что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: нравится он тебе? Или в нем что-то не достроено? Сохрани в памяти этот свой дом: иногда он будет казаться тебе другим, он может менять свои очертания. Запомни его и, главное, запомни свои чувства к нему, это важно для тебя. В этом доме ты так часто бываешь, в этом доме ты так много жил... и будешь жить... Запомни этот мир, запомни это место и, если это хорошие чувства, знай, что бы ни происходило вокруг тебя, у тебя всегда на Земле есть место, куда ты можешь прийти, где тебе всегда будет хорошо... Ты увидишь то, что ты так любишь видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги тебе, и сюда приходят те люди, которые так близки тебе. Здесь дует тот ветер, который радует тебя. Это твой мир, никто не может отнять его у тебя. Ты властелин этого мира, ты гость этого мира, ты центр этого мира, мир твой — и ты часть этого мира.
А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и медленно возвращайтесь сюда...