Статья Ранняя профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Бухлина Юлия Андреевна, педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 88 имени А.Бородина и А.Кочева»
ЗАТО Северск, Томская область

Важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье обучающихся, создание безопасной, комфортной среды. Одним из условий нормализации развития обучающихся является ранняя профилактики социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения [1]
В школе проводилось анкетирование обучающихся 8-11 классов. Было опрошено 200 респондентов. Анкета состояла из 11 вопросов
1. Веришь ли ты в Бога, Высший разум и пр.

2. Часто ли ты ссоришься (ругаешься) с родителями?

3. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким, никому ненужным?

4. Часто ли ты конфликтуешь с учителями?

5. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?

6. Какие у тебя взаимоотношения с одноклассниками?

7. Из-за чего или из-за кого твое настроение может испортиться?

8. Если ли среди взрослых человек, которому ты доверяешь?

9. Есть ли у тебя дома домашний любимец (кошка, собака, пр.)?

10 .Бывают ли у тебя моменты, когда не хочется жить?

11. Если бы ты был волшебником, какие три желания для себя ты бы исполнил?

Анализ проблематики суицидального поведения показывает, что одним из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются: дезадаптация, неуспешность в учёбе, проблемы с одноклассниками, конфликты с учителями, то, что касается школы. Поэтому группа вопросов (4, 5, 6) – школьные проблемы. Другая группа вопросов (2, 3, 8) – касается внутрисемейных отношений. Серия вопросов касалась путей снижения эмоционального напряжения (Бог - 1, животные (9), доверие (9)); прямой вопрос (10) о суицидальных мыслях. И завершается анкета позитивными пожеланиями самому себе (вопрос 11), по которым можно определить жизненные ценности.

Результаты анкетирования

Чем старше дети, тем меньше мыслей о смерти, максимальный пик в 9 классах. Возможно, здесь суммируются проблемы личностного изменения и сдача ОГЭ.
Ненужность и одиночество также снижается с увеличением возраста.
Доверие к старшим наоборот возрастает.
У некоторых ребят были мысли о смерти, но они так и пишут «были, но сейчас прошли» или есть мыли о смерти, но перспективы такие радостные (создать семью, хорошую жену, престижную работу, домик у моря), что вряд ли у этого ребенка будут мысли о суициде. Эти детей не учитываются, как склонные к суициду.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Выявлены обучающие, склонные к суицидальным действиям. С ними проведены индивидуальные беседы, выявлены причины, подавленного состояния.
На вопрос «Из-за чего или из-за кого твое настроение может испортиться?» дети отвечали в основном школьные проблемы или ссоры с близкими людьми. Если тревожность в отношении учебы повышается с выходом из школы (пик в 10 классе), то личностная тревожность (ссоры с родителями и друзьями, непонимание) нестабильна и сильно зависит от самого подростка (много ребят не смогли точно ответить на этот вопрос и отвечали «от всего» или «ни от чего»)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

По 11 вопросу о трех желаниях определяем жизненные ценности подростков. Большинство респондентов желает себе финансовой обеспеченности (денег, богатства, работу с хорошей з/пл), на втором месте здоровье, на третьем - учеба (ЕГЭ, «5», поступить в ВУЗ), далее идёт бессмертие, вечная молодость, спокойствие, собственные дома.
По окончании проведенной работы выявленные подростки поставлены на учёт в школе (информация закрытая), еженедельно посещают (или наблюдаются) педагога-психолога.

Список литературы
1. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях. Письмо департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18.01.2016 г. № 07-149